34RS0002-01-2021-006161-96 Дело №12-133/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Волгоград 21 февраля 2022 года
Судья Дзержинского районного суда г. Волгограда Байбакова А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 ФИО8 на постановление заместителя руководителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО1 №10-199МГСН/2021 от 17 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного специалиста ОКС Государственного казенного учреждения Волгоградской области «Управление капитального строительства» ФИО2 ФИО9,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя руководителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО1 №10-199МГСН/2021 от 17 ноября 2021 года должностное лицо – главный специалист ОКС Государственного казенного учреждения Волгоградской области «Управление капитального строительства» (далее по тексту – ГКУ «УКС») ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 обратился в Дзержинский районный суд г. Волгограда с жалобой, в которой просит постановление Нижне-Волжского управления Ростехнадзора отменить, производство по делу прекратить, приводя доводы об отсутствии события, а также состава административного правонарушения. Также приводит доводы о том, что в обжалуемом постановлении указаны противоречивые сведения, в отношении нарушения статей ГрК РФ перечень, указанный в постановлении, не соответствует перечню, указанному в протоколе, полагает, что постановление не соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ. Считает, что настоящее дело рассмотрено в соответствии со ст.23.29 КоАП РФ, которая не предусматривает возможности рассмотрения дел о правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.9.4 КоАП РФ, что свидетельствует об отсутствии полномочий на вынесение спорного постановления. Также полагает, что он, как работник ГКУ «УКС» не является субъектом административной ответственности за нарушения статей 52,53 ГрК РФ. Приводит доводы о том, что ГКУ «УКС» воспользовалось правом на привлечение лица, осуществляющего подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, в связи с чем ни ГКУ «УКС», ни он, как его работник, не являются субъектами административной ответственности за ненадлежащий строительный контроль. Указывает, что его доводам в объяснениях и замечаниях на протокол от 11.11.2021 административным органом оценка не была дана, сам факт предоставления объяснений в постановлении не отражен, что, по его мнению, свидетельствует о немотивированности постановления и соответственно нарушении п.6 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ.
В судебном заседании ФИО2 и его защитник Пименова О.А. доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Представитель Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, полагая вину в совершении административного правонарушения доказанной, назначенное наказание справедливым, назначенным с учетом характера совершенного правонарушения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административных правонарушениях в полном объеме, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.
В силу п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судьей проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ состоит в несоблюдении требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).
В соответствии с ч.ч. 3,6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ и ч.ч. 1,2,4 ст.53 Градостроительного кодекса РФ, лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Как следует из материалов дела, 26 июля 2021 года в 14 часов 00 минут по результатам проведения внеплановой выездной проверки на основании решения Нижне-Волжского управления Ростехнадзора № р-261-15 от 07.07.2021г., в отношении юридического лица - ГКУ «УКС» на основании Программы проведения проверок, утвержденной заместителем руководителя 05.05.2021 г. установлено, что должностным лицом – главным специалистом ОКС ГКУ «УКС» ФИО2 допущены нарушения требования частей 1,2,4 статьи 53 и частей 3,6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно:
- при визуальном осмотре объекта капитального строительства и представленной исполнительной документации было установлено, что в осях 1-2 -г А-Б фактически не полном объёме проведено устройство армокаркаса, а именно: не проведен выпуск 4-х арматур 0 16 мм.;
- при визуальном осмотре объекта капитального строительства и представленной исполнительной документации было установлено, что в осях 5-6 - А-Б фактически не полном объёме проведено устройство армокаркаса, а именно: не проведен выпуск 2-х арматур 0 16 мм.;
- в ходе визуального осмотра объекта капитального строительства и представленной исполнительной документации было установлено, что допущено производство последующих работ без освидетельствования работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а именно: отсутствует подпись представителя лица, осуществляющего подготовку проектной документации (ФИО4) в следующих актах: АОСР №КЖ1-5 от 01.09.2021 г., АОСР № КЖ1-6 от 01.09.2021 г., АОСР №КЖ1-7 от 01.09.2021 г., АОСР № КЖ1-8 от 01.09.2021 г., АОСР № КЖ1-9 от 03.09.2021 г.;
- при визуальном осмотре объекта капитального строительства и представленной исполнительной документации было установлено, что в осях 8-9 - Г-Д (разрез Ж-Ж) фактически не проведено устройство Фпм-1-1- (набетонка) (согласно - АОСР № КЖ1-5 от 01.09.2021 г., АОСР № КЖ1-9 от 03.09.2021 г.).
Указанные нарушения отражены в Акте проверки от 02.11.2021 г. №10-220МГСН/2021.
На основании статьи 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в Кодексе РФ об административных правонарушениях понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, а равно, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Постановлением заместителя руководителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 17.11.2021 №10-199МГСН/2021 главный специалист отдела капитального строительства объектов здравоохранения ГКУ «УКС» ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 25000 руб.
Изложенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: решением о проведении внеплановой выездной проверки №Р-261-189 от 28 сентября 2021 года; протоколом осмотра территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов от 20 октября 2021 года и фототаблицей к нему; актом выездной внеплановой проверки от 2 ноября 2021 года №10-220МГСН/2021; предписанием об устранении выявленных нарушений №10-220МГСН/2021 от 2 ноября 2021 года; протоколом об административном правонарушении №10-199МГСН/2021 от 11 ноября 2021 года и иными материалами дела.
Приведенные доказательства получены с соблюдением установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, процессуальных требований, достоверность и допустимость указанных доказательств сомнений не вызывает.
При таких обстоятельствах, в ходе производства по настоящему делу должностное лицо административного органа при соблюдении требований, предусмотренных статьями 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришел к обоснованному выводу о том, что действия главного специалиста отдела капитального строительства объектов здравоохранения ГКУ «УКС» ФИО2 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы автора жалобы о том, что ни ГКУ «УКС», ни ФИО2, как его работник, не являются субъектами административной ответственности за ненадлежащий строительный контроль несостоятельны ввиду следующего.
В силу пункта 3 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утв. постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468, строительный контроль проводится не только лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком), но и застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).
При этом строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает, в том числе проверку совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов (подпункт "д" пункта 6 Положения N 468).
Так согласно представленному государственному контракту № 44-Е.19, заключенного с ООО «ПСК ЦИТ» на оказание услуг по осуществлению авторского надзора за строительством объекта «Радиологический корпус для лучевой терапии на территории ГБУЗ «Волгоградской областной клинический онкологический диспансер» по адресу 400138, Россия, <...>» от 18.05.2021 г., т.е. осуществляется авторский надзор за строительством объекта.
Согласно вышеуказанного контракта исполнитель (ООО «ПСК ЦИТ») оказывает услуги по осуществлению авторского надзора за строительством объекта, а не строительного контроля.
В соответствии с ч.2 ст. 53 ГрК РФ, строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
Исходя из изложенного застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или региональный оператор может привлекать на основании договора индивидуального предпринимателя или юридическое лицо для осуществления строительного контроля.
В рассматриваемом случае ответственным лицом за проведение строительного контроля является главный специалист отдела капитального строительства объектов здравоохранения ГКУ «УКС» ФИО2 - представитель застройщика по вопросам строительного контроля.
Так, в Актах освидетельствования скрытых работ указывается Представитель лица, осуществляющего подготовку проектной документации - главный специалист по осуществлению авторского надзора в строительстве ООО «ПСК ЦИТ» - ФИО4, в то время как ответственным лицом за строительным контролем является главный специалист отдела капитального строительства объектов здравоохранения ГКУ «УКС» ФИО2 - представитель застройщика по вопросам строительного контроля.
По определению СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений» и СП 246.1325800.2016 «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений»:
3.1 авторский надзор: Контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации и подготовленной на её основе рабочей документации,
3.2 строительный контроль: Контроль лица, осуществившего строительство (подрядчика), застройщика, заказчика или организации, осуществившей разработку проектной документации и на её основе рабочей документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной и рабочей документации).
Примечание - предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на её основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Следовательно, авторский надзор является частью строительного контроля, однако функции осуществления строительного контроля заявитель (ГКУ «УКС») не передавал дополнительно привлекаемому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю: приказом № 29-ОД от 05.04.2021 г. ГКУ «УКС» «О закреплении специалистов за строительством объекта» - назначены ответственные лица за ходом и приемкой выполненных работ по строительству объекта - главный специалист отдела капитального строительства объектов здравоохранения ГКУ «УКС» ФИО2 и ведущий инженер по надзору за строительством отдела капитального строительства ГКУ «УКС» ФИО5
Также, согласно п. 4.7 СП 246.1325800.2016 «Положения об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений» авторский надзор, выполняемый проектной организацией (далее - проектировщик), осуществляется во взаимодействии со специалистами, осуществляющими строительный контроль в соответствии с пунктом 3.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 39 и частью 1 статьи 41 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент) строительный контроль является обязательной формой оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса), а авторский надзор - добровольной.
В соответствии с пунктом 4.6 СП 48.13330.2019 "СНиП 12-01-2004 Организация строительства", утвержденного приказом Минстроя России от 24 декабря 2019 г. N 861/пр далее - СП 48.13330.2019), в базовые функции застройщика на период строительства входят как проведение строительного контроля застройщика (технического заказчика), так и привлечение для авторского надзора за строительством объекта лица, осуществляющего подготовку проектной документации, либо лица, обладающего соответствующими квалификационными требованиями в области подготовки проектной документации.
При таких обстоятельствах, строительный контроль на вышеуказанном объекте капитального строительства осуществлялся Заказчиком строительства, а именно юридическим лицом - ГКУ «УКС в лице должностного лица - главного специалиста ОКС ГКУ «УКС» ФИО2
Из материалов дела следует и судом установлено, что на основании государственного контакта №-ОКЭФ.2021 от ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ «УКС» (заказчиком) и АО «СМУ-ДОНАЭРОДОРСТРОИ» (подрядчиком) договорные отношения, в соответствии с которыми на объекте капитального строительства осуществляются строительно-монтажные работы.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях должностного лица вышеназванного общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность постановления должностного лица, направлены на переоценку исследованных административным органом доказательств, исключительно на изыскание всевозможных способов ухода от административной ответственности за выявленное административным органом правонарушение.
Вопреки доводам автора жалобы, обжалуемое постановление соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и существенных недостатков в нем не имеется.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с постановлением должностного лица административного органа, вынесенным с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является основанием для его отмены.
Иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности вынесенного по делу акта жалоба не содержит.
Административное наказание назначено ФИО2 в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учётом всех обстоятельств дела, личности виновного, характера совершённого административного правонарушения, характера совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере строительства, степени общественной опасности, в размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отвечает принципам справедливости, законности, неотвратимости наказания, соответствует признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Постановление о привлечении ФИО2 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении, допущено не было.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления административного органа, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
постановление заместителя руководителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО1 №10-199МГСН/2021 от 17 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного специалиста ОКС Государственного казенного учреждения Волгоградской области «Управление капитального строительства» ФИО2 ФИО10 оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд г. Волгограда в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.Н. Байбакова