ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1045/2022 от 28.04.2022 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

<адрес> 28 апреля 2022 года

Судья Кировского районного суда <адрес> Хайрутдинова Ф.Г. рассмотрев жалобу Храпова Павла Михайловича на постановление от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федерального казначейства по <адрес> о привлечении Храпова Павла Михайловича к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

Храпов П.М. обратился в суд с жалобой на постановление от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федерального казначейства по <адрес> о привлечении Храпова П.М. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В обосновании свой жалобы указал, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.

Судья, исследовав материалы дела, доводы жалобы, приходит к следующему.

На основании приказа Управления Федерального казначейства по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении плановой выездной проверки Управления по капитальному строительству администрации муниципального образования «<адрес>» в соответствии с пунктом 26 Плана контрольных мероприятий органа контроля в финансово-бюджетной сфере на 2021 год в Управлении по капитальному строительству администрации муниципального образования «<адрес>» проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетной субсидии и иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на осуществление строительства объектов: «Строительство школы на 1000 учащихся по <адрес>, микрорайон «Никитинский Бугор-2» в <адрес>» и «Строительство детского сада на 330 мест в <адрес>, микрорайон «Западный-2», в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» за 2019-2020 годы.

В ходе проведения выездной проверки в Управлении по капитальному строительству администрации муниципального образования «<адрес>» установлено следующее.

Управлением по капитальному строительству администрации муниципального образования «<адрес>» к проверке представлена банковская гарантия от ДД.ММ.ГГГГКЭБГ/0001, выданная КИВИ Банк (акционерное общество) на сумму 48 889 886 рублей 92 копейки и являющаяся обеспечением исполнения обязательств по муниципальному контракту от 27 декабря 20] 9 г. на выполнение комплекса работ по объекту «Строительство детского сада на 330 мест в <адрес>, микрорайон «Западный-2» (завершение работ и ввод объекта в эксплуатацию). Банковская гарантия от ДД.ММ.ГГГГКЭБГ/0001 является безотзывной, вступает в силу с даты выдачи гарантии по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Пунктом 351 Инструкции по применению единого по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн (далее - Инструкция н), установлено:

счет 10 «Обеспечение исполнения обязательств» предназначен для учета имущества, за исключением денежных средств, полученного учреждением в качестве обеспечения обязательств (залог), а также иных видов обеспечения исполнения обязательств (поручительство, банковская гарантия и так далее);

принятие к забалансовому учету имущества осуществляется па основании оправдательных первичных учетных документов в сумме обязательства, в обеспечении которого получено имущество;

при исполнении обеспечения, исполнения обязательства, в отношении которого было получено обеспечение, осуществляется списание сумм обеспечений с забалансового счета.

К проверке представлены:

оборотно-сальдовая ведомость по забалансовому счету 10 «Обеспечение исполнения обязательств» за 2019 год;

карточка счета по забалансовому счету 10 «Обеспечение исполнения обязательств» за 2019 год;

оборотно-сальдовая ведомость по забалансовому счету 10 «Обеспечение исполнения обязательств» за 2020 год;

карточка счета по забалансовому счету 10 «Обеспечение исполнения обязательств» за 2020 год.

Согласно оборотно-сальдовой ведомости и карточке счета по забалансовому счету 10 «Обеспечение исполнения обязательств» за 2019 год банковская гарантия от ДД.ММ.ГГГГКЭБГ/0001 на сумму 48 889 886 рублей 92 копейки в 2019 году не отражена Управлением по капитальному строительству администрации муниципального образования «<адрес>» на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

Банковская гарантия от ДД.ММ.ГГГГКЭБГ/0001 на сумму 48 889 886 рублей 92 копейки отражена Управлением по капитальному строительству администрации муниципального образования «<адрес>» на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью и карточкой счета по забалансовому счету 10 «Обеспечение исполнения обязательств» за 2020 год (бухгалтерская справка (форма 0504833) от ДД.ММ.ГГГГ), и соответственно не отражена в справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах в составе баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов оюджета (форма 0503130) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Нарушение Управлением по капитальному строительству администрации муниципального образования «<адрес>» методологии ведения бухгалтерского учета, определенной пунктом 351 Инструкции н, в части отражения обеспечения исполнения обязательств (банковской гарантии), привело к недостоверной информации о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета, на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» на сумму 48 889 886 рублей 92 копейки, что привело к искажению бюджетной отчетности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

В справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к Балансу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по номеру счета 10 по строке 100 «Обеспечение исполнения обязательств, всего» в графе 5 «На конец отчетного периода»:.

отражен показатель в сумме <данные изъяты>

подлежит отражению показатель в сумме <данные изъяты>

процент искажения показателя составляет <данные изъяты>

Частью 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности ддя принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, | определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Пунктом 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн (далее - Инструкция 191н), бюджетная отчетность составляется, в том числе, на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов Федерального казначейства, органов, осуществляющих кассовое обслуживание, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета.

Согласно требованиям пункта 11.1 Инструкции н в состав бюджетной отчетности для главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета включены следующие формы отчетов:

Баланс;

Справка по консолидируемым расчетам (<данные изъяты>

Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года <данные изъяты>

Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета <данные изъяты>

Отчет о принятых бюджетных обязательствах <данные изъяты>

Отчет о финансовых результатах деятельности <данные изъяты>

Пояснительная записка <данные изъяты> и другие.

Письмом Финансово-казначейского управления администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Управлению по капитальному строительству администрации муниципального образования «<адрес>» установлен срок сдачи бухгалтерской отчетности за 2019 год в электронном виде в программном, продукте «Свод-Смарт» (период «Год») и на бумажном носителе -ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с письмом Управления по капитальному строительству администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ бухгалтерская отчетность за 2019 год сдана ДД.ММ.ГГГГ

То есть, бухгалтерская отчетность Управления по капитальному строительству администрации муниципального образования «<адрес>» за 20J9 год сдана с искажением в справке о наличии имущества й обязательств на забалансовых счетах к Балансу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по номеру счета 10 по строке 100 «Обеспечение исполнения обязательств, всего» графы 5 «На конец отчетного периода» на сумму48 889 886 рублей 92 копейки.

Таким образом, в нарушение подпункта 6 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 13 Федерального закона № 402-ФЗ, пункта 7 Инструкции н Управлением по капитальному строительству администрации муниципального образования «<адрес>» в 2020 году допущено грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, выраженное в денежном измерении, а именно нарушение требований к бюджетному учету, повлекшее представление бюджетной отчетности, содержащей искажение показателя бюджетной отчетности более чем на 10 процентов, в части искажения строки 100 «Обеспечение исполнения обязательств, всего» графы 5 «Наконец отчетного периода» справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к Балансу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на 11,15 % в сумме 48 889 886 рублей 92 копейки.

Частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, установлена административная ответственность.

В соответствии с примечанием 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается, в том числе 1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:

более чем на 10 процентов;

не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей;

2) искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета;

3) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую один миллион рублей, вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;

4) включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами;

5) регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;

6) ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

7) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Пунктом 1 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Минфином России в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Пунктом 7 Инструкции н определено, что бюджетная отчетность составляется на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов казначейства, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета.

То есть, заместителем начальника управления по экономике и финансам - главным бухгалтером Управления по капитальному строительству администрации муниципального образования «<адрес>» Храповым Павлом Михайловичем, допущено грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, выраженное в денежном измерении, а именно нарушение требований к бюджетному Учету, повлекшее представление бюджетной отчетности, содержащей искажение показателя бюджетной отчетности более чем на 10 процентов, в части искажения.

Действия данного должностного лица правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении Храпова П.М. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено Храпову П.М. в пределах, установленных санкцией ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Порядок привлечения к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности, не нарушены.

Вопреки доводу жалобы об отсутствии состава административного правонарушения, все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, должностным лицом установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в судебном заседании и получившими надлежащую оценку в обжалуемом акте. Вопрос о вине Храпова П.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, равно как и другие обстоятельства, подлежащие установлению по делу об административном правонарушении, выяснялись должностным лицом при рассмотрении дела. При этом к выводу о наличии в действиях Храпова П.М. состава данного административного правонарушения и виновности в его совершении начальник юридического отдела Управления Федерального казначейства по Астраханской области ФИО4 пришла на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу с учетом положений ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ. Не согласиться с таким выводом оснований не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

Жалобу ФИО2 на постановление <данные изъяты> от 15.12.2021 года Управления Федерального казначейства по Астраханской области о привлечении Храпова Павла Михайловича к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без удовлетворения, а постановление без изменения.

Судья Ф.Г. Хайрутдинова