ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1045/2022 от 28.06.2022 Московского областного суда (Московская область)

Судья Бандура Д.Г. дело № 12-1045/2022

РЕШЕНИЕ

г. Красногорск Московской области 28 июня 2022 года

Судья Московского областного суда Бирюкова Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Качанова А.В., действующего в интересах МБУ «Музей-заповедник «Дмитровский кремль» на основании доверенности, на постановление судьи Д. городского суда Московской области от 28 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении юридического лица – МБУ «Музей-заповедник «Дмитровский кремль»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Дмитровского городского суда Московской области от 28 марта 2022 года Муниципальное бюджетное учреждение «Музей-заповедник «Дмитровский кремль» (далее МБУ «Музей-заповедник «Дмитровский кремль»), юридический адрес: 141800, , ОГРН , ИНН , КПП , признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением городского суда, защитник Качанов А.В., действующий в интересах МБУ «Музей-заповедник «Дмитровский кремль» на основании доверенности, его обжаловал, просил отменить, производство по делу прекратить.

Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения: защитников Михайлова В.Е., Переведенцев К.Б., Качанова А.В.; первого заместителя Д. городского прокурора Московской области Токачева Н.В; свидетеля - должностного лица Соловьев А.В.; специалиста-эксперта Шамухаметова Т.Р., прихожу к следующему.

Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что в период времени с 30 августа по 06 октября 2021 года Дмитровский городской прокуратурой Московской области в связи с поступившими обращениями граждан о возможных нарушениях законодательства об объектах культурного наследия при проведении работ по благоустройству территории в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Земляные валы, 16в.», проведена проверка соблюдения законодательства об охране и использования объектов культурного наследия со стороны МБУ «Музей-заповедник «Дмитровский кремль».

МБУ «Музей-заповедник «Дмитровский кремль» использует на праве безвозмездного пользования объект культурного наследия «Оборонительный вал города Дмитрова», находящийся в собственности Российской Федерации, являющийся памятником культурного наследия федерального значения, с реестровым номером 501411228840006 в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Совмина РСФСР от 30.08.1960 года № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» указанный объект входит в список памятников культуры, подлежащих охране как памятника государственного значения.

Комитетом по управлению имуществом Администрации Дмитровского городского округа на основании договора безвозмездного пользования земельным участком № 430-к от 13.07.2021 года МБУ «Музей-заповедник «Дмитровский кремль» сроком до 01.07.2022 года передан земельный участок с кадастровым номером 50:04:0010605:1324.

Постановлением И.о. Главы Администрации Дмитровского городского округа Московской области Кизилова С.Н. № 1393-П от 06.07.2021 года МБУ «Музей-заповедник «Дмитровский кремль» в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером 50:04:0010605:66. В соответствии с выпиской о зарегистрированных правах в сведения ЕГРН 20.08.2021 года произведена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования кадастровым номером.

Согласно сведениям, размещенным в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области, земельные участки с кадастровыми номерами 50:04:0010605:66 и 50:04:0010605:1324 полностью расположены в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Земляные Валы», которая имеет особый режим использования (ст. 5.1 Федеральный закон от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

Распоряжением Главного управления культурного наследия Московской области от 29.05.2019 года № 35РВ-115 «Об утверждении границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Земляные валы, XVI в.» расположенного по адресу: , утверждены границы и режим использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Земляные валы». Режим использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Земляные валы» запрещает любое строительство; любую хозяйственную деятельность, которая может привести к разрушению объектов культурного наследия, а также искажению внешнего облика, элементов, изменению характерных взаимосвязей с окружением и условий восприятия объектов культурного наследия; изменение исторической планировочной структуры, благоустройство, связанное с изменением исторического облика территории Объекта; изменение ценных исторических видов и панорам восприятия объектов культурного наследия; проведение землеустроительных, земляных строительных и иных работ без согласования с органом охраны объектов культурного наследия, без предварительного археологического обследования и без наблюдения археолога.

Распоряжением Главного управления культурного наследия Московской области № 32РВ-239 от 25.06.2018 года «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - «Земляные валы, 16 в.» установлено охранное обязательство собственника или иного владельца памятника культуры.

Распоряжением Главного управления культурного наследия Московской области № 32РВ-238 от 25.06.2018 года «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - «Дмитровское городище» утверждены охранные обязательства указанного объекта археологического наследия. Объект археологического наследия федерального значения «Дмитровское городище» поставлен на охрану в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 года № 1327.

В указанном охранном обязательстве указаны земельные участки, на которых размещается объект археологического наследия федерального значения «Дмитровского городище», в том числе земельный участок с кадастровым номером 50:04:0010605:66.

Распоряжением Главного управления Культурного наследия Московской области № 45РВ-74 от 07.03.2017 года «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - «Успенский собор, 1533 г.» утверждены охранные обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения. Границы территории объекта культурного наследия не утверждены.

В соответствии с ч.4 ст. 34.1 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.

В соответствии с ч.1 ст. 34.1 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

Основным из принципов Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» является сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направление на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно п. 13 ст. 18, п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно п. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Статьей 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:

осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;

соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;

не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

В соответствии с п. 6 ст. 94 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Как следует из п. 1 ст. 31 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.

Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в ст. 30 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 названного закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 данного закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия (пункт 2 статьи 36 указанного закона).

МБУ «Музей-заповедник «Дмитровский кремль» заключил муниципальный контракты на поставку и монтаж деревянного каркасного шатра «Квадросфера» (муниципальный контракт № 54 от 19.07.2021 года).

МБУ «Музей-заповедник «Дмитровский кремль» на земельных участках с кадастровыми номерами 50:04:0010605:66 и 50:04:0010605:1324 на территории объекта культурного наследия федерального значения «Земляные валы, XVI в.» допустило выполнение монтажа объекта: каркасного деревянного шатра «Квадросфера» размером 15x15 метров. В нарушение приведенных выше требований Закона об объектах культурного наследия данная хозяйственная деятельность в границах территории объекта культурного наследия с государственным органом охраны объектов культурного наследия (ГУКН МО) в установленном порядке не согласована.

Историко-культурная экспертиза до начала проведения работ не проводилась.

Работы по возведению каркасного деревянного шатра «Квадросфера» размером 15x15 метров проводятся с нарушением установленного режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Земляные валы, 16в.», утвержденного распоряжением Главного управления культурного наследия Московской области от 29.05.2019 года № 35РВ-115.

Действия МБУ «Музей-заповедник «Дмитровский кремль» были квалифицированы по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Факт совершения вмененного МБУ «Музей-заповедник «Дмитровский кремль» административного правонарушения, подтверждается в полном объеме совокупностью имеющихся в деле и надлежаще исследованных судом доказательств, в том числе: актом проверки Дмитровской городской прокуратуры от 06.10.2021 года; актом проверки от 07.09.21года; фототаблицами; копией договора безвозмездного пользования земельным участком № 430-к от 13.07.2021 года; выпиской из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:04:0010605:1324, согласно которой вид разрешенного использования - историко-культурная деятельность; постановлением и.о. Главы Администрации Дмитровского городского округа Московской области Кизилова С.Н. № 1393-П от 06.07.2021 года, согласно которого МБУ «Музей-Заповедник «Дмитровский Кремль» в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером 50:04:0010605:66; выпиской из ЕГРН, согласно которой произведена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования МБУ «Музей- Заповедник «Дмитровский Кремль» земельным участком с кадастровым номером 50:04:0010605:66; копией Устава МБУ «Музей-заповедник «Дмитровский кремль» выпиской из ЕГРЮЛ; информационной справкой Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от 04.10.21 года, согласно которой градостроительным регламентом в отношении земельных участков кадастровыми номерами и вид разрешенного использования «развлекательные мероприятия» не установлен; распоряжением Главного управления культурного наследия Московской области от 29.05.2019 года № 35РВ-115 «Об утверждении границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Земляные валы, XVI в.» расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский городской округ, город Дмитров, Историческая площадь, которым утверждены границы и режим использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Земляные валы»; распоряжением Главного управления культурного наследия Московской области № 32РВ-239 от 25.06.2018года «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - «Земляные валы, 16 в.», которым установлено охранное обязательство собственника или иного владельца памятника культуры; распоряжением Главного управления культурного наследия Московской области № 32РВ-238 от 25.06.2018 года «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - «Дмитровское городище» утверждены охранные обязательства указанного объекта археологического наследия; распоряжением Главного управления Культурного наследия Московской области № 45РВ-74 от 07.03.2017 года «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - «Успенский собор, 1533 г.» утверждены охранные обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения. Границы территории объекта культурного наследия не утверждены; копией муниципального контракта № 54 «поставка и монтаж каркасного деревянного шатра «Квадросфера» от 19.07.2021 года, заключенного между МБУ «Музей-заповедник «Дмитровский кремль» и ООО «Эдисон ПРО» и приложениями к нему, согласно которых адрес доставки товара указан: , постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 06 октября 2021 года, а также иными доказательствами по делу.

Судья городского суда, оценив все собранные и исследованные по делу доказательства в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, проверив их на предмет относимости и допустимости, установив фактические обстоятельства дела, пришел к обоснованному выводу о доказанности вины МБУ «Музей-заповедник «Дмитровский кремль» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ соблюдены.

Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ.

Принцип презумпции невиновности не нарушен. Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу заявителя, не усматривается.

Оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Постановление соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Административное наказание назначено с учетом общих правил назначения наказания, находится в пределах санкции ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы судья в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установил все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ. Оценив представленные доказательства в их совокупности, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях МБУ «Музей-заповедник «Дмитровский кремль» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, поскольку согласно акта выездного обследования от 3 ноября 2021 года №228-21/3/АО проведенные работы по благоустройству полностью соответствуют требованиям законодательства и Разделу обеспечения сохранности объектов культурного наследия федерального значения «Земляные валы, 16 в.», Д. городище согласован ГУКН Московской области 24 мая 2021 года №34Исх-2678, подлежат отклонению.

Из представленного в материалы дела Раздела обеспечения сохранности объектов культурного наследия федерального значения «Земляные валы, 16 в.», Дмитровское городище, а также указанного письма ГУКН Московской области следует, что объектом благоустройства является Советская площадь г. Дмитрова Московской области. Объект культурного наследия «Земляные валы, XVI в.» находятся по иному адресу: .

Установленные судом первой инстанции обстоятельства, подтверждаются также представленной прокурором при рассмотрении жалобы в Московском областном суде историко-культурной экспертизы, проведенной в рамках рассмотрения Дмитровским городским судом гражданского дела №2-367/2022.

Представленные материалы дела свидетельствуют о том, что прокурор действовал в пределах полномочий, представленных ему Законом о прокуратуре.

В целом доводы жалобы сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, выражают субъективное мнение относительно действий суда, процедуры рассмотрения дела и обстоятельств происшедшего, не содержат правовых аргументов, влияющих на его выводы, в связи с чем, подлежат отклонению.

Несогласие с произведенной судьей городского суда оценкой обстоятельств дела, представленных по делу доказательств, произведенной в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ, не может служить основанием для отмены вынесенного по делу судебного акта, поскольку не свидетельствует о том, что судьей были допущены существенные нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену принятого по делу акта, при производстве по делу не допущено, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями ч. 1 ст. 29.11, ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Дмитровского городского суда Московской области от 28 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении юридического лица – МБУ «Музей-заповедник «Дмитровский кремль» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья Е.Ю. Бирюкова