ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1046/2022 от 22.06.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Каримов С.Р. УИД 16RS0046-01-2022-002848-65

Дело № 12-1046/2022

Дело № 77-958/2022

РЕШЕНИЕ

22 июня 2022 года город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Мавляветдинов И.М. при секретаре судебного заседания Бубновой К.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу Бибарсова Юсупа Жиганшиновича на решение судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 12 апреля 2022 года, вынесенное в отношении заявителя по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего инспектора по ИАЗ 1 роты 1 батальона ПДПС ГИБДД УМВД России по городу Казани № .... от 9 февраля 2022 года Бибарсов Ю.Ж. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 800 рублей.

Бибарсов Ю.Ж. оспорил постановление в Вахитовский районный суд города Казани, судья которого решением от 12 апреля 2022 года изменил постановление, снизил размер административного штрафа до 500 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, Бибарсов Ю.Ж., продолжая настаивать на своей невиновности, ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу актов и прекращении производства по делу.

Жалоба подлежит отклонению.

Согласно части 1 статьи 12.1 КоАП РФ управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.

На основании пункта 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения» (далее по тексту – Основные положения), механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 21 января 2022 года в 21 час 17 минут возле дома № 7 по улице 34-й Военный городок города Казани Бибарсов Ю.Ж. управлял автомобилем «», не зарегистрированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приведенные обстоятельства не вызывают сомнений и подтверждаются, в частности, протоколом об административном правонарушении (л.д. 19); копией свидетельства об учете транспортного средства, согласно которому оно зарегистрировано 12 июня 2019 года в Республике Армения за Бибарсовым Ю.Ж.(л.д. 15).

В соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ перечисленные доказательства были тщательно и всесторонне исследованы судьей районного суда и с учетом положений статьи 26.2 КоАП РФ справедливо признаны отвечающими предъявляемым к ним критериям допустимости, достоверности и относимости к настоящему делу.

Отмеченных доказательств достаточно для установления всех юридически значимых обстоятельств, определенных статьей 26.1 КоАП РФ, в том числе события административного правонарушения, места и времени совершения административного правонарушения, лица, совершившего административное правонарушение, его вины в совершении административного правонарушения.

Они не позволяют усомниться в том, что Бибарсов Ю.Ж. управлял транспортным средством, не зарегистрированным в Российской Федерации в установленном порядке, что влечёт ответственность по части 1 статьи 12.1 КоАП РФ.

Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Судья, исходя из конкретных обстоятельств дела, аргументированно снизил размер административного штрафа до его минимальной величины, предусмотренной санкцией части 1 статьи 12.1 КоАП РФ.

Оснований для признания правонарушения малозначительным или назначения наказания ниже низшего предела не усматривается.

Автор жалобы настаивает на том, что транспортное средство, которым он управлял и которое состоит на регистрационном учете в Республике Армения, то есть в государстве, являющемся членом Евразийского экономического союза (ЕврАзЭс), не нуждается в постановке на регистрационный учет на территории Российской Федерации.

Между тем такая точка зрения заявителя уже являлась предметом проверки со стороны нижестоящей инстанции и мотивированно отвергнута.

Поводов не согласиться с выводами суда не имеется.

Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту – Закон № 196-ФЗ) непременным условием для допуска транспортного средства к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации является его постановка на государственный учет.

Правовые и организационные основы, цели государственной регистрации транспортных средств, права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств, за исключением отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией самоходных машин и других видов техники, а также отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств, самоходных машин, военной, специальной и других видов техники, опытных (испытательных) образцов вооружения, военной и специальной техники военными автомобильными инспекциями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, определены Федеральным законом от 03 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 283-ФЗ).

В силу статьи 5 Закона № 283-ФЗ государственный учет транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным.

Под транспортным средством, подлежащим государственному учету, понимается наземное самоходное устройство категорий «L», «M», «N» на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, а также прицеп (полуприцеп) (статья 4 Закона № 283-ФЗ).

В части 1 статьи 6 Закона № 283-ФЗ законодатель закрепил, что государственному учету подлежат транспортные средства, в том числе базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами, а в случаях и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, иные транспортные средства.

Часть 3 статьи 8 Закона № 283-ФЗ возлагает на владельца транспортного средства обязанность обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет в течение десяти дней со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации.

Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года (часть 3 статьи 15 Закон № 196-ФЗ).

В статье 1 главы 1 Конвенции о дорожном движении (заключена в городе Вене в 1968 году) декларировано, что транспортное средство считается находящимся в «международном движении» при наличии совокупности следующих условий:

оно принадлежит физическому или юридическому лицу, имеющему обычное местожительство вне этого государства;

оно не зарегистрировано в этом государстве;

оно временно ввезено в него.

Правоотношения, связанные с временным ввозом транспортных средств на территорию ЕврАзЭс, регламентированы статьей 264 Таможенного кодекса Евразийского таможенного союза.

В части 1 указанной статьи отмечено, что допускается временный ввоз на таможенную территорию ЕврАзЭс иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом ЕврАзЭс, на срок не более 1 года.

Допускается временный ввоз на таможенную территорию ЕврАзЭс иностранными физическими лицами, указанными в пункте 2 статьи 259 настоящего Кодекса, транспортных средств для личного пользования, не зарегистрированных в государствах-членах и в государстве, не являющемся членом ЕврАзЭс, на срок не более 1 года.

Допускается временный ввоз на таможенную территорию ЕврАзЭс физическими лицами государств-членов транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом ЕврАзЭс, на срок не более 1 года.

Приведенное правовое регулирование позволяет заключить, что транспортное средство, зарегистрированное в одном из государств-членов ЕврАзЭс и управляемое на территории Российской Федерации гражданином Российской Федерации, не имеющим постоянного места жительства в государстве регистрации данного транспортного средства, не может считаться находящимся в международном дорожном движении.

Равным образом, по смыслу процитированных норм таможенного законодательства не могут рассматриваться в качестве временно ввозимых на территорию Российской Федерации как члена ЕврАзЭс транспортные средства, состоящие на регистрационном учете в других государствах-членах ЕврАзЭс.

При этом следует иметь в виду особенности, связанные с использованием на территории государств-членов ЕврАзЭс транспортных средств, ввезенных из Республики Армения.

Так, согласно пунктам 30, 31 и 35 Приложения № 3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года ставки таможенных пошлин, налогов, установленные приложением 5 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года (далее – Соглашение), не применяются в Республике Армения в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС, ввозимых физическими лицами для личного пользования (далее – автомобили), до начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕврАзЭс в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕврАзЭс.

До начала применения Республикой Армения в отношении автомобилей ставок таможенных пошлин, налогов, установленных приложением 5 к Соглашению, таможенные пошлины, налоги в отношении автомобилей подлежат уплате в соответствии с законодательством Республики Армения.

Автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению, а также автомобили, указанные в пункте 30 настоящего приложения, в других государствах – членах Евразийского экономического союза признаются иностранными товарами:

до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению;

до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕврАзЭс в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.

Действие настоящего пункта не распространяется на ввезенные после подписания Договора автомобили, в отношении которых таможенные пошлины уплачены по ставкам, установленным ЕТТ ЕврАзЭс.

Автомобили, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств – членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств – членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств – членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 настоящего приложения.

Ввиду того, что транспортное средство марки «», при обстоятельствах, указанных в оспариваемом постановлении, было ввезено в Российскую Федерацию из Республики Армения гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим в Российской Федерации, оно не может быть отнесено ни к числу транспортных средств, участвующих в международном движении, ни к числу транспортных средств, временно ввезенных на территорию Российской Федерации, в том аспекте, в котором они упоминаются в таможенном законодательстве.

Следовательно, рассматриваемый случай не попадает под исключение из общих правил допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, о котором идет речь в части 3 статьи 15 Закона № 196-ФЗ.

Изложенное в контексте таможенных обязательств, принятых на себя Республикой Арменией, позволяет судить о том, что при намерении гражданина Российской Федерации использовать на территории Российской Федерации транспортное средство, приобретенное в личных целях в Республике Армении и находящееся там на регистрационным учете, после декларирования в таможенных органах, определенных Приказом Минфина России от 14 января 2020 года № 4н, и уплаты таможенных пошлин, налогов ему надлежит зарегистрировать его в регистрационных подразделениях регистрирующего органа в порядке и срок, предусмотренные Законом № 283-ФЗ.

Неисполнение данного условия не допускает возможность эксплуатации транспортного средства на территории Российской Федерации, а потому управление им с таким недостатком влечет ответственность по части 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки утверждению заявителя, суд первой инстанции, принимая меры к установлению юридических значимых обстоятельств, входящих в предмет доказывания и перечисленных в статье 26.1 КоАП РФ, в ходе производства по делу выяснил, что владелец транспортного средства Бибарсов Ю.Ж. является гражданином Российской Федерации и постоянно проживает в стране своей гражданской принадлежности.

Таким образом, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену или изменение судебного акта, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Вахитовского районного суда города Казани от 12 апреля 2022 года, вынесенное в отношении Бибарсова Юсупа Жиганшиновича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Бибарсова Ю.Ж. – без удовлетворения.

Судья:

Определение05.07.2022