Подлинник данного документа подшит в административном деле № 12-1048/2016, хранящемся в Набережночелнинском городском суде РТ
№ 12-1048/2016
Р Е Ш Е Н И Е
23 июня 2016 года г. Набережные Челны
Судья Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан Абдулвагапов Р.Г., рассмотрев дело по жалобе ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан ФИО2 № ... года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан ФИО2 № ... должностное лицо ФИО1, исполнявший на момент совершения административного правонарушения обязанности заместителя руководителя Исполнительного комитета муниципального образования «...», был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, за то, что он, являясь должностным лицом, от имени Исполнительного комитета муниципального образования «...», совершил согласованные действия в пользу ИП ФИО3 в части предоставления последнему необоснованного преимущества путем изменения сроков и размера арендной платы по договору аренды земельных участков, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, тем самым нарушил ст.16 Федерального закона от ... № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В жалобе на постановление об административном правонарушении ФИО1 просит постановление должностного лица отменить как незаконное и необоснованное, указывая в обоснование, что при возбуждении дела об административном правонарушении, а также при составлении в отношении него протокола об административном правонарушении были допущены процессуальные нарушения, которые являются существенными и влекут прекращение производства по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании ФИО1 жалобу поддержал и просил ее удовлетворить по основаниям, указанным в жалобе.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ в суд не явился, о дне, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении не поступало, суд считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Выслушав заявителя, изучив дело об административном правонарушении, суд приходит к следующему:
В силу пункта 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено компетентным должностным лицом в порядке и сроки, предусмотренные действующим административным законодательством.
Согласно представленному административному делу, в адрес Татарстанского УФАС России поступило обращение Управления экономической безопасности и противодействия коррупции с указанием на признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны Исполнительного комитета муниципального образования г. Н. Челны по факту предоставления земельных участков в аренду ИП ФИО3 для строительства многоэтажного жилого комплекса без проведения торгов. По результатам рассмотрения обращения было установлено следующее.
На основании протокола аукционной комиссии от ......-РА, договором аренды земельного участка от ....../а ИП ФИО3 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером: ... сроком на 3 года, под строительство многоэтажного жилого комплекса.
Далее на основании заявления ИП ФИО3 постановлением Руководителя Исполнительного комитета от ...... «О разделе земельного участка, земельный участок с кадастровым номером: ... площадью ... кв.м., предоставленный на основании Протокола аукционной комиссии от ... 1...-РА под строительство многоэтажного жилого комплекса, расположенного по адресу: ..., был разделен на два земельных участка: участок 1 (кадастровый ...) площадью ... кв.м.; участок 2 (кадастровый ...) площадью ... кв.м.
На основании вышеуказанного постановления между Исполнительным комитетом ... и ИП ФИО3 заключен договор аренды от ......-АЗ в отношении земельного участка с кадастровым номером: ..., расположенного по адресу: ..., для строительства многоэтажного жилого комплекса, сроком на 49 лет и дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от ....../а в отношении земельного участка с кадастровым номером ... расположенного по адресу: ..., для строительства многоэтажного жилого комплекса, сроком на 49 лет.
Заключение договора аренды земельного участка от ......-АЗ (кадастровый ...) и дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от ....../а (кадастровый ...) между Исполнительным комитетом муниципального образования ... и ИП ФИО3 повлекло за собой изменение существенных условий договора аренды земельного участка от ....../а (кадастровый ...).
Срок действия договора аренды земельного участка от ....../а составляет 3 года (п. 3.1 договора), а в договоре аренды земельного участка от ......-АЗ (кадастровый ...) и в дополнительном соглашении к договору аренды земельного участка от ....../а (кадастровый ...) разделенные участки предоставлены сроком на 49 лет.
Размер арендной платы за год в соответствии с договором аренды земельного участка от ....../а составляет 4 540 200 рублей, а в договоре аренды земельного участка от ......-АЗ (кадастровый ...) установлен в сумме 43 729 рублей, в дополнительном соглашении к договору аренды земельного участка от ....../а (кадастровый ...) составляет 46 130 рублей.
Заключение договора аренды земельного участка от ......-A3 (кадастровый ...) и дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от ....../а (кадастровый ...) устанавливает возможность изменения сторонами размера арендной платы за земельный участок, право аренды которого приобретено ИП ФИО3 на торгах.
Указанное условие противоречит требованиям статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 38.1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым условие о размере арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России от 14.11.2014 года №02/449 -к было возбуждено дело №06-797/2014 по признакам нарушения Исполнительным комитетом муниципального образования «город Набережные Челны» (...) и ИП ФИО3 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. ...-Ф3 «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении согласованных действий при предоставлении необоснованного преимущества путем изменения сроков и размера арендной платы по договору аренды земельных участков, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании пункта 2 статьи 16 и статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 30.1 «Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности», вступившей в законную силу с 01.10.2005 года.
В пунктах 1 и 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта, а продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
На основании Постановления Исполнительного комитета муниципального образования ... от ...... «О проведении аукциона по продаже прав на заключение договора аренды земельного участка», на аукцион в составе лота ... выставлено право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером: ..., по адресу: ..., разрешенный вид использования - строительство многоэтажного жилого комплекса.
Извещение о проведении открытого аукциона размещено в газете «...» от ...... (10964-10966), а также на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru и сайте nabchelny.ru.
Протоколом заседания аукционной комиссии от ... по лоту ... участниками аукциона признаны ИП ФИО3 и ФИО4
По результатам открытого аукциона по лоту ... (земельный участок с кадастровым номером: ...), проведенного ..., протоколом аукционной комиссии о результатах аукциона от ......-РА, победителем аукциона признан ИП ФИО3
Сообщение по результатам проведенного открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером: ..., предназначенный под строительство многоэтажного жилого комплекса, расположенного по адресу: ..., опубликовано в газете «Челнинские известия» от ...... (...).
На основании Протокола аукционной комиссии от ......-РА, договором аренды земельного участка от ....../а ИП ФИО3 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером: ... площадью ... кв.м., сроком на 3 года, под строительство многоэтажного жилого комплекса.
Далее на основании заявления ИП ФИО3 постановлением Руководителя Исполнительного комитета от ...... «О разделе земельного участка» земельный участок с кадастровым номером: ... площадью ... кв.м., предоставленный на основании Протокола аукционной комиссии от ......-РА под строительство многоэтажного жилого комплекса, расположенного по адресу: ..., был разделен на два земельных участка: участок 1 (кадастровый ...) площадью ... кв.м.; участок 2 (кадастровый ...) площадью ... кв.м.
На основании вышеуказанного постановления между Исполнительным комитетом ... и ИП ФИО3 заключен договор аренды от ......-АЗ в отношении земельного участка с кадастровым номером: ... расположенного по адресу: ..., для строительства многоэтажного жилого комплекса, сроком на 49 лет и дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от ....../а в отношении земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ... для строительства многоэтажного жилого комплекса, сроком на 49 лет.
Вместе с тем, договор аренды от ......-АЗ и дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от ....../а, заключенные между Исполнительным комитетом муниципального образования ... и ИП ФИО3 не соответствует действующему законодательству.
Договором аренды земельного участка от ....../а ИП ФИО3 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером: ... площадью ... кв.м., сроком на 3 года, под строительство многоэтажного жилого комплекса. Арендная плата установлена по итогам торгов в сумме ... рублей в год на весь срок аренды (пункты 3.1, 3.3 договора).
Согласно части 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать
бязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Пунктом 7 статьи 38.1 ЗК РФ предусмотрено, что продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. Начальная цена предмета аукциона (начальная цена земельного частка или начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с аконодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу подпункта 9 пункта 10 статьи 38.1 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о существенных условиях договора, в том числе о сроке аренды.
Исходя из целей проведения аукциона, дальнейшее изменение арендной платы в сторону уменьшения, равно как и увеличение срока аренды недопустимо, так как обратное приведет к нарушению прав иных участников аукциона, предлагавших меньшую сумму, чем победитель.
Следовательно, уменьшение арендной платы за пользование имуществом, которое реализовано путем проведения аукциона на повышение цены, противоречит законодательству.
Стороны свободны в определении конкретных условий договора.
Вместе с тем, он должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Заключение договора аренды земельного участка от ...... A3 (кадастровый ...) и дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от ....../а (кадастровый ...) между Исполнительным комитетом муниципального образования ... и ИП ФИО3 повлекло за собой изменение существенных условий договора аренды земельного участка от ....../а (кадастровый ...).
Срок действия договора аренды земельного участка от ....../а составляет 3 года (п. 3.1 договора), а в договоре аренды земельного участка от ......-АЗ (кадастровый ...) и в дополнительном соглашении к договору аренды земельного участка от ....../а (кадастровый ...) разделенные участки предоставлены сроком на 49 лет.
Размер арендной платы за год в соответствии с договором аренды земельного участка от ....../а составляет 4 540 200 рублей, а в договоре аренды земельного участка от ......-АЗ (кадастровый ...) установлен в сумме 43 729 рублей, в дополнительном соглашении к договору аренды.
Земельного участка от ....../а (кадастровый ...) доставляет 46 130 рублей. Заключение договора аренды земельного участка от ......-A3 кадастровый ...) и дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от ....../а (кадастровый ...) устанавливает возможность изменения сторонами размера арендной платы за земельный участок, право аренды которого приобретено ИП ФИО3 на торгах.
Указанное условие противоречит требованиям статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 38.1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым условие о размере арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В результате изменения предмета договора, размера арендной платы, целевого назначение объекта и других существенных условий договора у сторон возникают новые правоотношения, которые должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (согласно пункту 1 статьи 422 (Гражданского кодекса Российской Федерации).
Для предоставления земельных участков на иных условиях, предусматривающих существенное уменьшение арендной платы, увеличение сроков аренды, собственнику имущества необходимо проведение торгов. Так как, объявление и проведение торгов с условиями, предусматривающими более длительный срок аренды и наименьшую арендную плату, является более привлекательным предложением, соответственно привлечет более широкий круг лиц.
Различные существенные условия договора аренды земельного участка
формируют различный спрос на данный земельный участок. Как следствие, будет отличаться и круг потенциальных участников торгов по договору аренды земельного участка с более лояльными существенными условиями (в частности, сроком и размером арендной платы), что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Публичность и открытость процедуры предоставления муниципального
имущества органом местного самоуправления хозяйствующему субъекту, являются одними из признаков добросовестной конкуренции, предупреждая и пресекая тем самым монополистическую и недобросовестную конкуренцию хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на конкурентном рынке.
Одной из характерных черт проведения аукционов и конкурсов, как публичных процедур, является конкуренция их участников.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. ...- ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта не подразумевают предоставления ему органом власти конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами, посредством изменения сроков и размера арендной платы по договору аренды земельных участков, заключенному на торгах, в наилучшую для хозяйствующего субъекта сторону.
Согласно статьи 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются исключительно на аукционах.
В данном случае договор был заключен по результатам аукциона и изменение его условий, в том числе сроков и размера арендных платежей невозможно без соблюдения процедуры проведения новых торгов. Иного порядка из действующего законодательства не усматривается.
При этом, изменение сроков и размера арендных платежей является существенным изменением условий заключенного договора аренды и может ограничить права потенциальных участников торгов после публикации, а также повлечь изменение оценки предмета торгов.
Следовательно, подобные изменения после заключения договора по результатам аукциона могли повлечь уменьшение количества заинтересованных в приобретении земельного участка в аренду лиц, по сравнению с тем, если бы на момент объявления о предстоящих торгах размер арендной платы был объявлен не как 4 млн. 324 тыс. руб., а
как 89 тыс. 859 руб.
В этой связи следует принять во внимание что, если бы аукцион проводился на более выгодных, чем было объявлено, условиях, то неопределенный круг лиц мог предложить более высокую цену, что, в свою очередь, могло бы повлечь изменение победителя либо цены договора аренды.
В силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006г. ...-Ф3 «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Федерального закона от 26.07.2006г. ...-Ф3 «О защите конкуренции» выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.
Заключая договор аренды земельного участка от ......-АЗ (кадастровый ...) и дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от ....../а (кадастровый ...). Исполнительный комитет муниципального образования ... и ИП ФИО3 не могли не знать об изменении существенных условий договора аренды земельного участка, заключенного по результатам проведения торгов.
Таким образом, действия Исполнительного комитета муниципального образования ... и ИП ФИО3 являются нарушением статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. ...-Ф3 «О защите конкуренции», а именно согласованными действиями, в части предоставления необоснованного преимущества путем изменения сроков и размера арендной платы по договору аренды земельных участков, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 26.07.2006г. ...-Ф3 «О защите конкуренции», за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006г. ...-Ф3 «О защите конкуренции», если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 3 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией, государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
Доводы жалобы ФИО1 о ненадлежащем извещении нельзя признать обоснованным. По адресу места регистрации ФИО1 направлена телеграмма с уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, таким образом, Татарстанским УФАС России приняты меры по надлежащему извещению о дате, времени и месте составления протокола.
Согласно п. 10.1 постановления Пленума ВАС РФ от ...... «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» указано, что согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства, принятое комиссией, подлежит оглашению по окончании рассмотрения дела. При этом может оглашаться только его резолютивная часть. Решение должно быть изготовлено в полном объеме в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части. Копии такого решения немедленно направляются или вручаются лицам, участвующим в деле. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.
Закон о защите конкуренции не устанавливает, что датой вступления в силу решения антимонопольного органа является иная дата, нежели дата принятия этого решения (то есть дата его изготовления в полном объеме).
Кроме того, статья 52 Закона о защите конкуренции предусматривает, что в случае обжалования решения или предписания антимонопольного органа до вступления решения суда в законную силу приостанавливается лишь исполнение предписания антимонопольного органа. При этом не указано, что обжалование решения откладывает его вступление в законную силу.
С учетом этого согласно постановлению Пленума ВАС РФ от ...... «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» судам следует исходить из того, что с момента изготовления решения антимонопольного органа в полном объеме „ антимонопольный орган вправе возбудить дело об административном. правонарушении независимо от того, обжаловано ли соответствующее решение в судебном порядке.
С этой же даты на основании части 6 статьи 4.5 КоАП РФ исчисляется срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные названными статьями КоАП РФ.
Решением комиссии Татарстанского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства ... от ... в действиях Исполнительного комитета муниципального образования г.Набережные Челны Республики Татарстан установлено нарушение статьи 16 Федерального закона от ......-Ф3 «О защите конкуренции», выразившееся в осуществлении согласованных действий с ИП ФИО3 при предоставлении необоснованного преимущества путем изменения сроков и размера арендной платы по договору аренды земельных участков.
Решение комиссии Татарстанского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства ... вступило в законную силу в день изготовления в полном объеме - ..., следовательно, с указанной даты Татарстанское УФАС России было вправе возбудить дело об административном правонарушении.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм административного законодательства, которые привели к неверному разрешению дела, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан ФИО2 № ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 14.32 КоАП РФ в отношении должностного лица ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти суток через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья: Абдулвагапов Р.Г.
Решение на момент размещения не вступило в законную силу.
Судья: Абдулвагапов Р.Г.