дело № 12-104/16
Решение
30 мая 2016 года город Пятигорск
Судья Пятигорского городского суда Ставропольского края Пушкарня Н.Г., при секретаре Мануйловой Т.Ю., с участием представителя привлекаемого к административной ответственности юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Автотранс» ФИО1, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда г. Пятигорска жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Автотранс» на постановление Департамента Росприроднадзора по СКФО № 16/Ф/14-11 от 28.03.2016 года о привлечении ООО «Автотранс» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением Департамента Росприроднадзора по СКФО №/Ф/14-11 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Автотранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. КРФ об АП, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленному ведущим специалистом отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприроднадзора по СКФО ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ при проведении рейдовой проверки в границах муниципального образования город-курорт Пятигорск на основании приказа Департамента Роспироднадзора по СКФО № от ДД.ММ.ГГГГ обнаружена свалка ТБО (строительный мусор, полиэтелен, изделия из пластика, отходы бумаги, жестяные банки, стекло, ветки и срубы деревьев, шифер, обломки бетона и кирпича, шины автомобильные, доски, навоз) на земельном участке с кадастровым номером 26:33:270101:15 по <адрес> на расстоянии 57 метров от жилых домов обнаружен факт размещения (накопления, закапывания в почву) мусора (ТБО).
ДД.ММ.ГГГГ по данному факту возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, по результатам которого вынесено постановление №/Ф/14-11 от ДД.ММ.ГГГГ, которым ООО «Автотранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. КРФ об АП с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не соглашаясь с данным постановлением, ООО «Автотранс» подана жалоба, в которой просят указанное постановление отменить, дело об административном правонарушении в отношении ООО «Автотранс» прекратить.
В обоснование доводов жалобы сослались на то, что ООО «Автотранс» осуществляет деятельность только по перевозке неспециализированным транспортом крупногабаритных отходов из жилищ V класса опасности. Деятельность по сбору, транспортировке, накоплению, размещению и захоронению отходов I – IV классов опасности ООО «Автотранс» не осуществляет.
На основании заключенного между ООО «Автотранс» и МУП «САХ» договора № от ДД.ММ.ГГГГ по заявке МУП «САХ» в случае необходимости (оползни, возгорание поля полигона) и при наличии соответствующих отходов ООО «Автотранс» доставляет на полигон по <адрес> в <адрес> отходы ограниченного морфологического состава 5 класса опасности, согласно заключенного между организациями договора.
Считают, что закон ими не нарушен, так как деятельность ООО «Автотранс» никак не связана с нормами и требованиями, устанавливаемыми перечисленными статьями:
Так, ст. 10 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрены требования в области обращения с отходами при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов» ООО «Автотранс» не осуществляет архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт зданий, сооружений и иных объектов.
Ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрены требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами. ООО «Автотранс» не осуществляет в своей деятельности эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами.
Ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрены требования к объектам размещения отходов. При этом ООО «Автотранс» не владеет объектами размещения отходов.
Ст. 13.3. ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает требования к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Согласно которым, в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. ООО «Автотранс» не разрабатывает указанные схемы и, кроме того, на федеральном уровне еще не определены ни программы, ни территориальные схемы в области обращения с отходами, ни порядок выбора регионального оператора, ни методики формирования тарифов на данные услуги. В связи с чем нормы закона о деятельности в сфере обращения с отходами в соответствии с территориальными схемами на территории РФ в настоящее время не действуют.
Ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает требования к обращению с отходами I - V классов опасности. Согласно им индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения путем составления паспорта образующихся у них отходов I - IV классов опасности. При этом, ООО «Автотранс» не является собственником перевозимых отходов, а только осуществляет транспортировку в места дальнейшего обращения крупногабаритные и строительные отходы V класса опасности, образующиеся у иных лиц, в связи с чем на нашу организацию не возлагается законом обязанность по оформлению на чужие отходы паспортов отходов.
Ст. 15 ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливаются требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. При этом нами предоставлялись в Департамент Росприроднадзора документы и сведения, подтверждающие тот факт, что ООО «Автотранс» занимается перевозкой неспециализированным транспортом только крупногабаритных отходов из жилищ V класса опасности, а деятельность по сбору, транспортировке, накоплению, размещению и захоронению отходов I – IV классов опасности ООО «Автотранс» не осуществляет. В связи с чем требования, предусмотренные указанной статьей, на нас также не распространяются.
Иные требования, предусмотренные ст. 16 ФЗ «Об отходах производства и потребления», нами соблюдаются.
Ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. Согласно указанной статье отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; и т.д. ООО «Автотранс» ни один из указанных запретов не нарушил: сброс, размещение или захоронение отходов на перечисленные природные объекты (в том числе в почву) нами не осуществляется. Зафиксированный Департаментом Росприроднадзора факт въезда автотранспорта ООО «Автотранс» ДД.ММ.ГГГГ на территорию бывшего полигона для ТБО является санкционированной деятельностью ООО «Автотранс» в рамках заключенного с МУП «САХ» договора на прием на полигоне для ТБО, а не на территории несанкционированной свалки на земельном участке (как указывает Департамент), крупногабаритных отходов из жилищ V класса опасности для пересыпки поля полигона с целью предотвращения и тушения стихийных возгораний, умышленных поджогов и оползневых явлений, в рамках действующих Постановлений главы администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ и № от 22.04.2009г.
СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03, на которые также ссылается Департамент при привлечении ООО «Автотранс» к ответственности, предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель (п.1.3., п.1.4. указанных СанПиН), чем ООО «Автотранс» не занимается.
Свои выводы о нарушении ООО «Автотранс» норм и требований законодательства в сфере охраны окружающей среды Департамент Росприроднадзора по СКФО обосновывает протоколом №/Ф/14-9 от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, протоколом отбора проб отхода от ДД.ММ.ГГГГ№/АР/239/3; протоколом отбора (измерений) проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ№/АР/239/2; актом №/Ф/1 от ДД.ММ.ГГГГ обследования территории; фото-таблицей №/Ф/2 от ДД.ММ.ГГГГ к акту обследования; план-схемой №/Ф/3 от ДД.ММ.ГГГГ к акту обследования.
Пробы отходов производились не из транспорта предприятия, а с поля полигона, который (и это не опровергает Департамент Росприроднадзора) имея территорию 14, 7 га (по данным Департамента 9, 28 га) не огорожен по периметру, не охраняется, и имеется возможность свободного доступа на него с целью выгрузки любых отходов в неограниченном количестве неограниченным кругом лиц.
Пробы почв вообще не понятно каким образом могут производиться на территории полигона. Почва как таковая присутствует там только в объеме, в котором завезена ранее при рекультивации и завозится в настоящее время для указанных выше работ, выполняемых МУП «САХ». Само поле полигона не является и не может являться почвой, так как земельный участок кадастровый № с 1958 г. по 1999 г. (более 40 лет) функционировал как полигон для сбора твердых бытовых отходов, на который свозились отходы со всей группы КМВ. Рекультивация полигона до 2010 г. проводилась различными организациями в соответствии с заключением государственной экологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с указанным заключением для целей рекультивации к приему на полигон допускались отходы ограниченного морфологического состава, а именно: смет, ГПС, отсев, иловые-песчанные-глинистые наносы, отходы домашнего обихода, утвари (старая мебель, холодильники, стиральные машины, сантехника и т.д.), строительный мусор (штукатурка, кирпич, старая кровля, трубы), отходы по очистке лесопарковой зоны (стволы деревьев, обрез), отходы от уборки дворовых территорий (грунт, песок, щебень с присутствием полиэтилена, листьев, бумаги, частично бытовые отходы, попадающие при зачистке контейнерных площадок и подбора негабарита.
При этом пробы отходов и почв отбирались Департаментом ДД.ММ.ГГГГ, а обследование территории с составлением акта, плана-схемы и фото-таблицы было произведено ДД.ММ.ГГГГ В письменных объяснениях к протоколу об административном правонарушении ими указывалось, что полигон для размещения ТБО в <адрес> был создан в 1958 г. В настоящее время он находится на балансе администрации <адрес>. С 1990 г. ТБО на его территорию не завозятся. ДД.ММ.ГГГГ Пятигорским центром Госсанэпидемнадзора принято постановление № о запрещении эксплуатации данного полигона. С 1999 г. он закрыт на рекультивацию и не функционирует.
Департамент Росприроднадзора при проведении проверки нарушил требования действующего законодательства, а именно
- проверка проводилась в отсутствие уполномоченного представителя ООО «Автотранс»;
- акт осмотра и обследования территории, план-схема и фото-таблица (все от ДД.ММ.ГГГГ), являющиеся основанием для составления протокола и постановления об административной ответственности, также были составлены без их участия;
- представителя ООО «Автотранс» с ними не знакомили, их копии представителю не вручались;
- пробы образцов почвы и отходов также отбирались в отсутствие представителя ООО «Автотранс» и на 12 дней раньше составления акта обследования, а именно ДД.ММ.ГГГГ (что подтверждается протоколами).
О проведении данной проверки и отборе проб их не извещали, представителя ООО «Автотранс» для участия в проверки и отборе проб не вызывали, с результатами ознакамливали. Все документы, на основании которых ООО «Автотранс» привлечено к административной ответственности, составлялись только в присутствии заинтересованных лиц – сотрудников Департамента Росприроднадзора.
Следовательно, акт осмотра территории и протоколы изъятия проб составленные в нарушение статьи 27.8 КоАП РФ в отсутствие законного представителя предприятия, не могут расцениваться как доказательства, полученные в соответствии с требованиями закона, и подтверждающие событие правонарушения.
Департамент Росприроднадзора по СК не только не предоставил надлежащих доказательств указанных нарушений ООО «Автотранс» природоохранного законодательства, но и сам нарушил порядок привлечения нашей организации к административной ответственности, а также нормы процессуального права.
В нарушение норм КРФ об АП протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление не мотивированы, а именно:
отсутствуют четкие указания того, в чем именно выразилось несоблюдение ООО «Автотранс» экологических и санитарно-эпидемиологических требований законодательства и каким образом это нарушение было установлено; не были установлены и доказаны как событие правонарушения, так и причинно-следственная связь между действиями ООО «Автотранс» и наступившими последствиями; не указаны сами негативные последствия от действий ООО «Авотранс».
Исследование перечисленных вопросов Департаментом Росприроднадзора вообще не проводилось.
Также считают, что фотоматериал в данном случае не может являться надлежащим доказательством, так как фото-таблица подтверждает только наличие на полигоне отходов, но не подтверждает или не устанавливает класс опасности этих отходов, а также не подтверждает факт размещения данных отходов на полигоне именно ООО «Автотранс».
Считают, что в действиях ООО «Автотранс» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.2. КоАП РФ, а также не доказан сам факт совершения ООО «Автотранс» административного правонарушения, а постановление о привлечении ООО «Автотранс» к административной ответственности вынесено с нарушением требований ст. 27.8., 28.2., 29.10. КоАП РФ, в связи с чем постановление о назначении административного наказания подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению.
В судебном заседании представитель ООО «Автотранс» ФИО4 доводы жалобы поддержала в полном объеме. Пояснила, что в морфологический состав отходов из жилищ крупногабаритных (V класса опасности) в минимальном процентном соотношении к общей массе входят отходы, которые, если рассматривать их отдельно – имеют не V класс опасности, а III, IV, или 0. При этом вся масса отходов не будет являться опасной и относится к V классу опасности, в связи с чем невозможно объективно произвести оценку класса опасности при изъятии проб отходов из определенного места, так как при таком изъятии, в данной массе не опасных отходов в малом количестве могут находиться отходы (в том числе случайно попавшие), которые можно отнести опасным.
Таким образом, установление класса опасности отходов путем отбора проб из автотранспорта предприятия, в том числе при отсутствии представителя ООО «Автотранс», не может являться надлежащим доказательством того, что ООО «Автотранс» перемещает отходы не V класса опасности, в связи с чем не может являться надлежащим доказательством вины ООО «Автотранс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2. КоАП РФ.
Просила жалобу удовлетворить, постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить.
Выслушав объяснения представителя ООО «Автотранс» ФИО4, исследовав материалы дела, материалы по делу об административном правонарушении №-Ф/14-1 в отношении ООО «Автотранс», суд считает доводы жалобы не обоснованными и удовлетворению не подлежащими по следующим основаниям.
Обеспечение прав и свобод лиц, привлекаемых к какой-либо ответственности, в том числе административной, является одной из задач производства по делу.
Из ст.1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом. В противном случае исключается возможность применить к лицу, привлекаемому к административной ответственности, одну из предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях мер.
Статья 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основными задачами производства по делам об административных правонарушениях ставит соблюдение законности, полное, своевременное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях любые процессуальные действия, совершаемые в рамках административного производства, предполагают непременное участие в их совершении определенных лиц- участников производства, наделенных определенными процессуальными правами. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника и др.
В силу требований ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол.
Согласно ч.2 данной статьи в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Согласно ст.28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Из материалов дела об административном правонарушении №-/Ф/14-1 установлено, что на основании приказа Депертамента Росприроднадзора по СКФО от ДД.ММ.ГГГГ№ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с целью соблюдения природоохранного законодательства должностными лицами Департамента проведена рейдовая проверка территории города-курорта <адрес> на предмет соблюдения природоохранного законодательства.
В ходе проведения надзорных мероприятий, результаты которых зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ№/В/1, установлено несоблюдение требований ст.ст. 12,16,13,15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об отходах производства и потребления", ст.ст. 11,51,39 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а именно: установлен факт проезда в границах <адрес> на расстоянии 57 м от жилых домов на земельном участке по <адрес> автомобилей, груженных строительными отходами, смешанными с ТБО (бумага, пластиковые бутылки, полиэтелен, резина, стекло, бой кирпича, куски дерева и т.д.), выгрузки данного мусора, последующего его закапывания и утрамбовывания в почву спецтехникой.
Вопреки доводам жалобы акт осмотра и обследования территории, отбор проб образцов отходов, а также почвы произведены в один день – ДД.ММ.ГГГГ, сразу после обнаружения установленных в акте фактов. Данные действия происходили в отсутствие представителей ООО «Автотранс», поскольку на момент обследования территории лица, совершившие административное правонарушение, не были установлены. В последующем было установлено, что данные автомобили принадлежат ООО «Автотранс», в связи с чем Общество было извещено о возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении, давало объяснения, знакомилось с материалами дела, а потому его права нарушены не были.
По результатам проведенного анализа проб установлено, что отходы, завезенные, накапливаемые, размещенные ООО «Автотранс» на указанном в акте земельном участке, относятся к 3 классу опасности. Объем данных отходов составил 400 м3. Анализ проб почвы показал превышение содержания загрязняющих веществ по сравнению с фоном: по нефтепродуктам в 9 раз.
Действительно, материалами дела об административных правонарушениях установлено, что ООО «Автотранс» заключило догвор с МУП «САХ» на оказание услуг по доставке на территорию бывшего полигона для твердых бытовых отходов по <адрес> мусора и мелких строительных отходов ограниченного морфологического состава 5 класса опасности.
Тем не менее, из материалов административного дела следует, что в нарушение данного договора, а также требований закона автомобили ООО «Автотранс» завозили, накапливали и размещали на указанном выше земельном участке в городе-курорте Пятигорск отходы, которые относятся к 3 классу опасности, объем которых составил 400 м3. Изложенное подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований; фототаблицей и к планом-схемой нему; протоколом отбора проб отхода от ДД.ММ.ГГГГ№/АР/239/3; протоколом отбора (измерений) проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом биотестирования проб отхода от ДД.ММ.ГГГГ.
По данным фактам, усмотрев в действиях общества признаки противоправного деяния, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, Росприроднадзор ДД.ММ.ГГГГ составил протокол об административном правонарушении №/Ф/14-9 в отношении ООО «Автотранс» в присутствии директора Общества.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении и материалов административного производства должностное лицо Департамента вынесло постановление №/Ф/14-11 от ДД.ММ.ГГГГ, которым ООО «Автотранс» признано виновным в совершении вмененного правонарушения, выразившегося в нарушении требований ст.ст. 51,75 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03; ст.ст. 10,11,12,13.3,14,15,16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Таким образом, Общество за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами привлечено к административной ответственности по ст. 8.2. КРФ об АП с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Согласно статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой права, являются отношения по охране окружающей среды, порядок природопользования. Виновный посягает на установленные требования и порядок работы с отходами производства и потребления.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействии) по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.
Субъектом административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Законом № 7-ФЗ, Законом № 89-ФЗ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Закон № 7-ФЗ определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Закон № 52-ФЗ направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия их на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Законом № 89-ФЗ.
Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, при этом под "обращением с отходами" понимается не только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, но и деятельность, в процессе которой образуются отходы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона № 52-ФЗ сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, хранение и захоронение отходов производства и потребления предусмотрены способами безопасными для здоровья населения и среды обитания, осуществляемыми в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок учета в области обращения с отходами.
По правилам пункта 4 названного Порядка учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.
Учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период (пункт 5 Порядка №).
В соответствии с пунктом 6 Порядка № данные учета в области обращения с отходами юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оформляются в письменном и/или электронном виде по прилагаемому образцу, указанному в приложении к порядку №.
Согласно ст. 51 № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Статья 15 № 89-ФЗ гласит, что лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Согласно ст. 16 № 89-ФЗ транспортирование отходов должно осуществляться при наличии паспорта отходов; специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; при соблюдении требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; при наличии документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Автотранс» в соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с МУП «САХ», доставляет на территорию бывшего полигона для ТБО по <адрес> крупногабаритный мусор 5 класса опасности и мелкие строительные отходы ограниченного морфологического состава 5 класса опасности фракцией не более 300 мм3. Следовательно, общество обязано было соблюдать требования Закона № 89-ФЗ, а также экологические и санитарно - эпидемиологические требования, установленные действующим законодательством.
В нарушение вышеуказанных норм на момент проведения проверки общество в отсутствие у него права и допуска к сбору, транспортированию, обработке, утилизации и т.д. отходов I - IV классов опасности, допустило размещение на бывшем полигоне для ТБО по <адрес> (Маршала ФИО2) <адрес> твердых бытовых отходов III класса опасности для окружающей природной среды.
Ненадлежащее исполнение заявителем норм действующего законодательства подтверждено материалами дела. Доказательств, свидетельствующих об обратном и о соблюдении установленных правил, обществом не представлено.
Наличие в действиях ООО «Автотранс» события вменяемого ему правонарушения подтверждается материалами административного дела, в том числе актом от ДД.ММ.ГГГГ обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований; протоколом отбора проб отхода от ДД.ММ.ГГГГ№/АР/239/3; протоколом отбора (измерений) проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом биотестирования проб отхода от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно данной формулировке вины субъекты административного производства не лишены возможности доказывать, что нарушение обязательных правил и норм вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для соответствующих отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения законодательно установленных правил (норм), и что с их стороны к этому были приняты все меры.
Следовательно, сделать выводы о невиновности лица возможно только при наличии объективно непредотвратимых обстоятельств либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля данного лица.
Доказательства, исключающие возможность заявителю соблюсти правила, за нарушение которых данной нормой предусмотрена административная ответственность, материалы дела не содержат.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, регулирующих спорные правоотношения.
Имеющиеся в деле доказательства суд находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания заявителя виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Принимая во внимание изложенное, Департамент Роприроднадзора по СКФО пришел к верному выводу о наличии в действиях предприятия состава вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности Общества судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Судом установлено, что оспариваемым постановлением обществу назначен штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 8.2 КоАП РФ.
Следовательно, постановление Департамента Росприроднадзора по СКФО от ДД.ММ.ГГГГ№/Ф/14-12 о назначении обществу административного наказания по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100.000 рублей является законным и обоснованным.
Положенные в основу жалобы доводы проверены судом в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных делом об административном правонарушении, и, соответственно, не влияют на законность принятого решения о привлечении общества к административной ответственности.
Иных нарушений, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого постановления, судом не установлено.
Суд считает, что Роспироднадзор полно и всесторонне исследовал имеющиеся в материалах дела об административном правонарушении доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, обжалуемое постановление является законным и обоснованным, а жалоба ООО «Автотранс» не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 30.1- 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,-
решил:
Постановление Департамента Росприроднадзора по СКФО №/Ф/14-11 от ДД.ММ.ГГГГ о признании ООО «Автотранс» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. – оставить без изменения, жалобу ООО «Автотранс» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления.
Судья Н.Г. Пушкарная