ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-104/20 от 03.02.2021 Нововятского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 12-4/2021

Р Е Ш Е Н И Е

03 февраля 2021 года г. Киров

Судья Нововятского районного суда г. Кирова Барбакадзе Л.И.,

при секретаре Оленевой Т.Е.,

Представителя по доверенности Жеребцовой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Шубина А.А.Жеребцовой Н.С. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Б.Н. от 22.10.2020года о привлечении к административной ответственности по ст. 14.49 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Б.Н. от 22.10.2020года должностное лицо - заместитель генерального директора по производству Шубин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.49 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40000 рублей, а именно: заместитель генерального директора по производству АО «Ново-Вятка» Шубин А.А., являясь должностным лицом, нарушил обязательные требования в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг).

Не согласившись с данным постановлением, защитник Шубина А.А. Жеребцова Н.С. подала жалобу, в которой просит отметить постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что вина Шубина А.А. в совершении вменяемого правонарушения не установлена и опровергается материалами дела. При рассмотрении дела об административном правонарушении УФАС по Нижегородской области не установлено, какими действиями или бездействием Шубин А.А. совершил правонарушение, то есть не установлена и не указана объективная сторона правонарушения. Шубиным А.А. были приняты все зависящие от него меры по соблюдению обязательных требований в отношении оборонной продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации, в том числе государственными контрактами (договорами).

В судебное заседание Шубин А.А. не явился по неизвестной причине, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.

В судебном заседании представитель по доверенности Жеребцова Н.С., доводы, изложенные в жалобе, поддержала, пояснила, что дефектный блок <данные изъяты>, по причине которого изделие <данные изъяты> не прошло испытание, является давальческим и завод-изготовитель ПАО «<данные изъяты>» принял рекламацию и заменил данный блок. В результате чего <данные изъяты> повторно прошло испытания, и изделия были в срок поставлены Заказчику. Просит производство по делу прекратить.

Должностное лицо, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Б.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Представителя Жеребцову Н.С., изучив представленные материалы, судья приходит к следующему:

В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Б.Н. от 22.10.2020года Шубиным А.А. получено 23.10.2020 года. Жалоба подана, согласно штампа на конверте, в срок, установленный законом.

В силу части 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Статья 14.49 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) и объектов, связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения, связанных с обязательными требованиями в отношении указанной продукции и объектов, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации, в том числе государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и (или) государственными контрактами (договорами), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Как следует из материалов дела основанием к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении Шубина А.А. послужило непосредственное обнаружение должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в действиях должностного лица АО «Ново-Вятка» достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, выразившегося в нарушении должностным лицом изготовителя обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, в том, что Шубиным А.А., являющимся заместителем генерального директора по производству АО «Ново-Вятка», допущено нарушение обязательных требований в отношении оборонной продукции поставляемой по государственному оборонному заказу, выразившееся в отсутствии организации надлежащего контроля за исполнением обязательств, а именно: при проведении в период с 20.01.2020 по 05.02.2020 г. периодических испытаний изделий <данные изъяты>, поставляемых в рамках исполнения государственного оборонного заказа, <данные изъяты> РФ была приостановлена приемка и отгрузка изделий, из-за отрицательных периодических испытаний. Согласно отчету от 07.02.2020 г изделие <данные изъяты> периодические испытания не выдержало по причине неисправности блока <данные изъяты>, который при проведении автономного контроля не соответствует требованиям п.3.2.3 ИСМЯ.794219.009ТУ

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило уведомление <данные изъяты> РФ, указывающее на наличие признаков нарушения должностным лицом АО «Ново-Вятка» (далее — Предприятие) требований законодательства о государственном оборонном заказе, а также о техническом регулировании и стандартизации.

В соответствии с Положением о военных представительствах Министерства обороны РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.08.1995 № 804, военные представительства осуществляют контроль качества военной продукции и ее приемку в случаях, установленных государственными контрактами (контрактами). Военные представительства вправе контролировать качество военной продукции и ее соответствие технической документации на любом этапе разработки, производства, сервисного обслуживания, ремонта, модернизации и утилизации этой продукции.

Согласно трудовому договору от 07 мая 2019 года Шубин А.А. принят на работу в АО «Ново-Вятка» на должность заместителя генерального директора по производству.

В соответствии с п.1.3 должностной инструкции Шубин А.А. организует работу по выпуску продукции в соответствии с плановыми бюджетными заданиями, и договорными обязательствами по ГОЗ, ВТС и гражданской продукции.

Из постановления по делу следует, что Шубину А.А. вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.49 КоАП РФ при нарушении нижеперечисленных требований законодательства и следующих обстоятельствах.

Согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее по тексту - Закон № 275), контракт - договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа, и предусматривающий в том числе обязательства сторон и их ответственность.

На основании п.4 ст.3 Закона №275 исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 8 Закона № 275 исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.

В силу п. 4 ст. 3 Закона № 275 АО АО «Ново-Вятка» является исполнителем, осуществляющим поставки продукции по государственному оборонному заказу.

Согласно п.п. 1,14 ч. 2 ст. 8 Закона № 275 исполнитель обязан обеспечить соответствие поставок продукции по государственному оборонному заказу, в том числе материалов и комплектующих изделий, требованиям, установленным контрактом. Исполнитель обеспечивает качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и условиями контракта.

Статья 15 Закона № 275 гласит о том, что лица, виновные в нарушении норм настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в сфере государственного оборонного заказа, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» продукция - это результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

На основании п. 4, 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» стандартизация направлена на достижение целей обеспечения обороны страны и безопасности государства, повышения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции Российского производства.

В соответствии с п. 3.1 Рекомендаций по стандартизации терминов и определений в области оборонной продукции, утвержденных Постановлением Госстандарта России от 01.04.2002 N 118-ст оборонная продукция: продукция, предназначенная к поставке для федеральных нужд по государственному оборонному заказу.

Согласно части 1 статьи б Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» порядок стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп. «а» п. 11 Положения об особенностях стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 № 822 (Положение о стандартизации), стандартизация оборонной продукции осуществляется в том числе в соответствии с принципом обязательности применения документов по стандартизации оборонной продукции и документов по стандартизации, содержащих требования к оборонной продукции, устанавливаемой государственными заказчиками оборонного заказа в соответствии с областью распространения и сферой действия таких документов.

Согласно пунктам 12, 15 Положения о стандартизации в качестве документов по стандартизации, устанавливающих требования к оборонной продукции, могут применяться документы по стандартизации, используемые на территории Российской Федерации, решение о применении которых устанавливается государственным заказчиком (заказчиком) оборонного заказа или головным исполнителем (исполнителем) оборонного заказа по согласованию с государственным заказчиком (заказчиком) оборонного заказа.

В соответствии с пунктами 1 и 15 статьи 2 Закона о стандартизации документ по стандартизации - это документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации; технические условия - это вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги.

Согласно части 2 статьи 5 Закона о стандартизации применение документов по стандартизации для целей технического регулирования устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-фЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон о техническом регулировании).

В силу части 1 статьи 5 Закона о техническом регулировании в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, обязательными требованиями наряду с требованиями технических регламентов являются требования, в том числе установленные государственными контрактами (договорами).

На основании п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.10.2012 N 1036 «Об особенностях оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции» (далее - Постановление Правительства N 1036) под обязательными требованиями понимаются обязательные для применения и исполнения требования к оборонной продукции (работам, услугам), а также к процессам, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и обеспечении единства измерений и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, решениями государственного заказчика оборонного заказа, принятыми в пределах его полномочий, устанавливающими указанные требования, технической документацией и (или) государственным контрактом (договором). Техническая документация - совокупность документов, которые в зависимости от их назначения содержат требования к оборонной продукции и процессам, необходимые и достаточные для обеспечения каждой стадии жизненного цикла оборонной продукции (конструкторская, технологическая и программная документация, документы по стандартизации, технические условия, инструкции, наставления, руководства и положения).

На основании п. 5 Постановления Правительства N 1036 оценка соответствия осуществляется, в том числе, в форме испытаний.

При рассмотрении настоящего дела установлено и подтверждается материалами, что между АО «Ново-Вятка» (Поставщик) и АО «<данные изъяты>»» (АО «<данные изъяты>» (Покупатель) в целях выполнения государственного оборонного заказа 22 февраля 2019 года заключен контракт (далее по тексту – Контракт) и дополнительные соглашения от 09.08.2019, от 16.09.2019 к указанному Контракту на поставку изделий <данные изъяты> и изделий черт <данные изъяты> (инертное).(л.д.178-187,198,-201)

В п. 1.3 дополнительного соглашения у Контракту указано, что предусмотренные контрактом изготовление и поставка продукции являются составной частью работ выполняемых Поставщиком по государственному оборонному заказу в обеспечение выполнения государственного контракта от 06.08.20219 г. между МО РФ и АО «<данные изъяты>», который финансируется из федерального бюджета РФ индентификатор государственного контракта

Согласно уведомлению <данные изъяты> РФ приостановило приемку и отгрузку Изделия. (л.д.222-223)

В соответствии с п. 4.1 ГОСТ РВ 15.307-2002, изготовленная продукция до ее отгрузки Заказчику подлежит испытаниям и приемке с целью удостоверения в ее годности к использованию в соответствии с требованиями, установленными в ТУ и контрактах на поставку.

Периодические испытания - контрольные испытания образцов выпускаемой продукции, проводимые через установленные промежутки времени или по мере изготовления определенного объема продукции с целью контроля стабильности качества продукции и возможности ее выпуска (п. 3.1.4 ГОСТ РВ 15.307-2002).

В силу требований п. 7.1 ГОСТ РВ 15.307-2002 «Военная техника. Испытания и приемка серийных изделий» периодические испытания проводят в объеме и последовательности, которые установлены в технических условиях для данной категории испытаний.

Согласно отчету от 07.02.2020 г изделие <данные изъяты> периодические испытания не выдержало по причине неисправности блока <данные изъяты>, который при проведении автономного контроля не соответствует требованиям п.3.2.3 ИСМЯ.794219.009ТУ.(л.д.176-177)

Из Акта испытания и приемки материалов от 11.10.2019 АО «Ново-Вятка» следует, что изделие <данные изъяты> удовлетворяет требованиям входного контроля.(л.д.115)

Согласно протоколу испытаний при входном контроле входной контроль проводился в соответствии с требованиями установленными в ТУ на изделие ИСМЯ794219009ТУ и изделие <данные изъяты> признано соответствующим ТУ.(л.д.116)

Рекламационным Актом от 19.02.2020 г. установлено, что при проведении периодических испытаний зафиксирован отказ изделия <данные изъяты> по причине неисправности блока <данные изъяты>. Изделие <данные изъяты> подлежит восстановлению на заводе-изготовителе ПАО «<данные изъяты>» <адрес>. (л.д.206-207)

Актом удовлетворения рекламации от 28.02.2020 установлено, что дефект, изложенный в рекламационном Акте, устранен силами завода-изготовителя ПАО «<данные изъяты>» <адрес> 20.02.2020 изделие <данные изъяты> восстановлено заменой в блоке <данные изъяты> вилки <данные изъяты> и розетки <данные изъяты>.(л.д.210)

Согласно Акту исследования по анализу причин отказа изделия <данные изъяты> от 20.02.2020 г. ПАО «<данные изъяты>» было установлено, что дефект носит исчезающий характер и носит единичный случай. (л.д.208-209)

Отчетом от 21.04.2020 г подтверждено, что изделие <данные изъяты> периодические испытания выдержало.(л.д.117-119)

Правильно установив обстоятельства дела, должностным лицом административного органа, между тем, не верно сделан вывод о наличии всех элементов состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.49 КоАП РФ исходя из следующих обстоятельств.

В соответствии с диспозицией ст. 14.49 КоАП РФ (учитывая вменяемые обстоятельства совершения правонарушения) Шубину А.А. вменяется то, что он, являясь должностным лицом вопреки своим обязанностям, не обеспечил соблюдение обязательных требований в отношении оборонной продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу.

Как обстоятельство совершения правонарушения указано на то, что, при проведении периодических испытаний изделий <данные изъяты>, поставляемых в рамках исполнения государственного оборонного заказа, уведомлением <данные изъяты> РФ была приостановлена приемка и отгрузка изделий, из-за отрицательных периодических испытаний.

Оценивая установленные по делу обстоятельства, не могу согласиться с позицией должностного лица административного органа о том, что в данном случае в деянии Шубина А.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.49 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как следует из обстоятельств дела, недостатки качества изготовления изделия К01С выявлены в ходе периодических испытаний, до передачи изделий Покупателю.

Само по себе выявление недостатков товара на одном из этапов производственного процесса не свидетельствует о нарушении обязательных требований в отношении оборонной продукции.

При описании объективной стороны состава правонарушения должностным лицом не указано: какие конкретно действия не надлежаще выполнил Шубин А.А.

Между тем, в судебном заседании установлено, что контроль давальческих изделий <данные изъяты> проводился в соответствии с требованиями, установленными в ТУ на изделие ИСМЯ.794219009ТУ. Результаты проверки в полном объеме отражены в протоколе испытаний при входном контроле от 11.10.2019 г. . Согласно Акту исследования по анализу причин отказа изделия <данные изъяты> от 20.02.2020 г. ПАО «<данные изъяты>» было установлено, что дефект носит исчезающий характер и единичный случай. Таким образом, должностным лицом административного органа не представлено неопровержимых доказательств вины Шубина А.А. в том, что он осуществил ненадлежащий контроль за исполнением обязательств и не принял все зависящие от него меры по исполнению установленных законом требований, а также что мог выявить имеющийся дефект изделия при осуществлении входного контроля.

При этом, из письменных материалов – Контракта от 22 февраля 2019 года и дополнительных соглашений от 09.08.2019 от 16.09.2019, отчета <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что изделия <данные изъяты> поставлены в установленные сроки с надлежащим качеством.

Таким образом, прихожу к выводу о том, что в деянии Шубина А.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.49 КоАП РФ, поскольку изделия <данные изъяты> поставлены в рамках государственного оборонного заказа в установленные сроки и с надлежащим качеством, а выявленные ранее недостатки качества установлены в рамке испытаний до передачи изделий по Акту технической приемки.

Перечисленным обстоятельствам должностным лицом административного органа надлежащей оценки не дано, чем допущены процессуальные нарушения, не позволившие полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах суд считает жалобу представителя Жеребцовой Н.С. подлежащей удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Жалобу представителя Жеребцовой Н.С. удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Б.Н. от 22 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.49 КоАП РФ в отношении заместителя генерального директора АО «Ново-Вятка» Шубина А.А. с назначением административного наказания в виде штрафа 40000 рублей следует - отменить, производство по делу прекратить по пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - отсутствие состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение десяти суток со дня получения копии решения.

Судья Л.И. Барбакадзе