Дело №
РЕШЕНИЕ
гор. Костомукша 03 июня 2020 года
Судья Костомукшского городского суда Республики Карелия Софронова И.А., при секретаре Некрасовой Г.В., директора МКП РК «Горводоканал КГО» Пирожковой Л.Ф., защитника Петухова И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора муниципального казенного предприятия Республики Карелия «Горводоканал Костомукшского городского округа» Пирожковой Л.Ф, на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны Росрыболовства по Республике Карелия Громовой М.Д. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ,
установил
Постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны Росрыболовства по Республике Карелия Громовой М.Д. от ДД.ММ.ГГГГ№ директор МКП РК «Горводоканал Костомукшского городского округа» Пирожкова Л.Ф. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Директор МКП РК «Горводоканал Костомукшского городского округа» Пирожкова Л.Ф. обратилась в суд с жалобой на постановление, просит отменить постановление, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, а также в связи с допущенными в ходе производства по делу процессуальными нарушениями. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с ч. 4 ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции, действующей с 01.01.2019), нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I и II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории, сточные воды, сбрасываемые в озеро Контокки-ярви, не содержат загрязняющих веществ I и II класса опасности. Таким образом, предприятием осуществлялся сброс сточных вод в озеро Контокки-ярви, соответствующих предъявляемым нормативным требованиям. Само по себе наличие в сбросах веществ, превышающих предельные показатели, не является доказательством наличием причинно-следственной связи между действиями по сбросу и ухудшением состояния воды водоема.
В судебном заседании директор МКП РК «Горводоканал КГО» Пирожкова Л.Ф. и защитник Петухов И.А. жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям.
Должностное лицо Громова М.Д. просит жалобу рассмотреть в ее отсутствие.
Заслушав директора МКП РК «Горводоканал КГО» Пирожкова Л.Ф и защитника Петухова И.А., исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Статья 8.33 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире" при строительстве и иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно пп. 1, 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Пунктом 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ предусмотрено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) юридические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды, в том числе на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и сбросов загрязняющих веществ.
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия, зарегистрированного в государственном водном реестре ДД.ММ.ГГГГ за №-ДД.ММ.ГГГГ.009-О-РСВХ-С-2017-00927/00 (далее Решение) МКП РК «Горводоканал Костомукшского городского округа» предоставлен для использования в промышленных целях (сброс сточных, в том числе дренажных, вод) водный объект - озеро Контокки-ярви (место сброса сточных вод: 64°35"43.8" С.Ш. 30°33"21.3" В.Д.). Срок водопользования установлен по ДД.ММ.ГГГГ.
Подпунктом 14 п. 2.3. Решения предусмотрено, что вода в оз. Контокки-ярви в месте сброса сточных, в том числе дренажных, вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать Нормативам качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (зарегистрирован в Минюсте России 13.01.2017г. №):
нефтепродукты - 0.05 мг/дм3; ион аммония - 0.5 мг/дм3; нитрит анион - 0.08 мг/дм3: нитрат ион - 40 мг/дм3; железо общ. - 0.1 мг/дм3: сульфаты - 100 мг/дм3: сухой остаток -1000 мг/дм3: хлориды - 300 мг/дм3: фосфаты - 0.05 мг/дм3: содержание взвешенных веществ в контрольном створе не должно увеличиваться по сравнению с естественными условиями более чем на 0.25 мг/дм3; БПКполн. не должно превышать 3 О2/дм3: водородный показатель (pН) не должен выходить за пределы 6.5-8.5. растворенный кислород должен быть не менее 6.0 мг/дм3; вода водного объекта в контрольном створе не должна оказывать хронического токсического действия на тест-объекты.
По результатам рассмотрения отчета МКП «Горводоканал КГО» о выполнении им условий водопользования за III квартал 2019 года установлено, что предприятием допущено превышение нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ в сточных водах, сбрасываемых в озеро Контокки-ярви: по таким показателям как: БПК полн. - в 1.2 раза (фактически - 1.56 мг/дм3: норматив - 1.3 мг/дм3); аммоний-ион - в 2.5 раза (фактически - 0.3 мг/дм3; норматив - 0.12 мг/дм3); алюминий - в 22.75 раза (фактически - 0.91 мг/дм3; норматив - 0.04 мг/дм ).
Распоряжением Администрации КГО № от ДД.ММ.ГГГГ на должность директора МКП «Горводоканал КГО» назначена Пирожкова Л.Ф.
В связи с этим в отношении директора МКП РК «Горводоканал Костомукшского городского округа» Пирожковой Л.Ф. возбуждено дело об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.33 КоАП РФ.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ директор МКП РК «Горводоканал Костомукшского городского округа» Пирожскова Л.Ф. привлечена к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Вина директора МКП «Горводоканал КГО» Пирожковой Л.Ф. в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом результатов количественного химического анализа воды №.19.01 (В) от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом исследования физических факторов поверхностных и сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ, отчетом о выполнении условий водопользования, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование, иными материалами дела.
Доводы жалобы о том, что при указанных обстоятельствах (осуществление сбросов, соответствующих требованиям закона и состояние воды водоема, не соответствующее этим требованиям), необходимо доказать причинно-следственую связь между действиями по сбросу и ухудшением состояния воды водоема, суд считает необоснованными.
Действительно, с ДД.ММ.ГГГГ отдельной процедуры утверждения органами государственной власти нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объектов III категории, а также необходимости получения данными объектами утвержденных уполномоченными органами государственной власти соответствующих разрешений и документов, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
При этом вступившие в силу с ДД.ММ.ГГГГ изменения законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды не исключают обязанности хозяйствующего субъекта осуществлять свою деятельность на основании полученного ранее разрешения на сброс загрязняющих веществ.
В соответствии с Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ№ комиссии Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству по установлению категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них, озеро Контокки-ярви относится к водным объектам высшей категории рыбохозяйственного значения.
В силу ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
На основании ч. 1 ст. 47 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения утверждены приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552.
Таким образом, обоснованным является вывод должностного лица о том, что сброс недостаточно очищенных сточных вод с превышением максимального содержания загрязняющих веществ представляет угрозу для среды обитания водных биологических ресурсов.
При этом пунктом 11 ст. 22 Закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено в отношении объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов установление НДС независимо от категории объекта по ряду загрязняющих веществ, в том числе аммоний-ион, алюминий (Постановление Правительства РФ от 13.07.2019 № 891 «Об утверждении Правил проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду»).
Доводы жалобы о том, что возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении директора предприятия является необоснованным, поскольку приказом № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден круг должностных лиц предприятия, ответственных за соблюдение экологического и природоохранного законодательства, суд считает необоснованными.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).
Под должностным лицом в указанном Кодексе следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческих организациях (прим. к ст. 2.4 КоАП РФ).
Как следует из Устава МКП РК «Горводоканал КГО», директор Предприятия является единоличным исполнительным органом Предприятия, контролирует работу Предприятия, обеспечивает соблюдение законности в деятельности Предприятия (пункты 5.2, 5.8 Устава).
Таким образом, директор МКП РК «Горводоканал КГО» Пирожкова Л.Ф. обоснованно привлечена к ответственности за совершение административного правонарушения как должностное лицо.
При таких обстоятельствах в действиях директора МКП РК «Горводоканал КГО» Пирожковой Л.Ф. правомерно усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые влекут отмену или изменение обжалуемого постановления должностного лица, не допущено.
На основании изложенного, оснований для удовлетворения жалобы, в том числе по изложенным в ней доводам, не усматриваю.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федеральною агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, в отношении директора муниципального казенного предприятия Республики Карелия «Горводоканал Костомукшского городского округа» Пирожковой Л.Ф. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 суток через Костомукшский городской суд.
Судья ФИО7