ВЕРХОВНЫЙ СУД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РЕШЕНИЕ
от 4 августа 2020 г. по делу N 7-40/2020
Судья Чимова З.В. дело 12-104\20
Судья Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Дзыба З.И., при секретаре Булгаровой С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу от 09 апреля 2020 года и решение судьи Черкесского городского суда от 16 июня 2020 года, вынесенные в отношении главного бухгалтера Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Карачаево-Черкесской Республике ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу от 09 апреля 2020 года, оставленным без изменения решением Черкесского городского суда от 16 июня 2020 года, главный бухгалтер Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Карачаево-Черкесской Республике ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики, ФИО1 просит отменить постановление должностного лица и решение суда как незаконные и необоснованные, производство по делу прекратить, так как она была привлечена к административной ответственности за сроками, установленными ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; суд не обсудил вопрос о признании правонарушения малозначительным, не учел характер правонарушения и обстоятельства его совершения.
В возражениях относительно доводов жалобы представитель Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 просит жалобу оставить без удовлетворения, постановление административного органа оставить без изменения, т.к. постановление о привлечении к административной ответственности ФИО1 вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Правонарушение, совершенное ФИО1, не может быть признано малозначительным, поскольку существенно нарушает охраняемые общественные отношения.
Изучив доводы жалобы, возражений, проверив материалы административного дела, заслушав ФИО1 по доводам жалобы, представителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу, поддержавшего доводы возражений, полагаю следующее.
Согласно части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Процедура предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета указана в Положении "Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета", утвержденном Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620.
Согласно пункта 14 Положения, непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Положения, первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Приказом Росстата от 15.07.2019 N 404 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, потребностью организаций в работниках по профессиональным группам, составом кадров государственной гражданской и муниципальной службы» утверждена форма 2-ГС "Сведения о дополнительном профессиональном образовании федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации", согласно которой данные сведения должны представляться 10 февраля.
Согласно должностной инструкции и трудового договора, ответственным за представление статистической отчетности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Карачаево-Черкесской Республике является главный бухгалтер.
Из приказа от 25.07.2017 г. № 21-л следует, что главным бухгалтером Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Карачаево-Черкесской принята ФИО1
Как следует из материалов дела и установлено судом, основанием для привлечения главного бухгалтера Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Карачаево-Черкесской Республике ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной части 1 статьи 13.19 КоАП РФ, послужил установленный административным органом факт непредставления территориальному органу Росстата формы 2-ГС "Сведения о дополнительном профессиональном образовании федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации" 10 февраля 2020 года.
Форма 2-ГС была представлена территориальному органу Росстата субъекта РФ не 10 февраля 2020 года, а 20 февраля 2020 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными судом в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив все материалы дела в совокупности, судья Черкесского городского суда пришел к выводу о доказанности факта совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С указанным выводом судьи следует согласиться.
С учетом обстоятельств дела, личности привлекаемого лица, административное наказание назначено ФИО1 в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе ФИО1 указывает, что к административной ответственности она привлечена с нарушением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 названного Кодекса, составляет два месяца.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ФИО1 настоящего дела об административном правонарушении, имели место 11 февраля 2020 года.
Установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности должен был истечь 11 апреля 2020 года.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 24.5 названного Кодекса сроков давности привлечения к административной ответственности.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Постановление Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации вынесено 09 апреля 2020 года, то есть в рамках двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Таким образом, положения пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по настоящему делу применены быть не могут, так как должностным лицом срок привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации не нарушен.
Доводы жалобы о малозначительности административного правонарушения заслуживают внимание.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Данное полномочие является правом, но не обязанностью суда, его реализация зависит от установленных по делу обстоятельств.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (п. 21), малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Суд первой инстанции указал, что состав правонарушения, предусмотренного статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, и для его наличия достаточно только лишь установления самого нарушения порядка представления статистической информации, при этом наступления каких-либо последствий не требуется. Данный состав нельзя признать малозначительным, т.к. нарушение требований закона о предоставлении статистической информации имеет широкую социальную значимость и находится под постоянным контролем государства.
Однако с выводом суда об отсутствии малозначительности правонарушения в силу его формального состава согласиться нельзя. Конструкция формального состава правонарушения не препятствует оценке деяния в качестве малозначительного.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного (ст. 2.9 КоАП РФ) суд должен исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения, малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
И должностному лицу Росстата, и суду первой инстанции ФИО1 поясняла, что не представила форму 2-ГС в территориальный орган Росстата субъекта РФ 10 февраля 2020 года по независящим от нее причинам: на тот период не работала система «Контур.Экстерн», предназначенная для формирования и предоставления отчетности, организации электронного документооборота.
В нарушение требований ст. 26.11 КоАП РФ указанным обстоятельствам юридическая оценка не дана.
В настоящем судебном заседании указанный довод ФИО1 проверен.
Установлено, что АО «Производственная фирма «СКБ Контур» в период с 05.02.2019 г. по 05.02.2020 г. предоставляло Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Карачаево-Черкесской Республике право пользования и абонентское обслуживание системы «Контур.Экстерн» - программы для ЭВМ, предназначенной для формирования и предоставления отчетности, организации электронного документооборота. Согласно договора №19550003/20 от 15.01.2020 г. указанные услуги по системе «Контур.Экстерн» были вновь предоставлены Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Карачаево-Черкесской Республике. В пункте 3.1 Договора указано, что доступ к системе предоставляется в течение 5 рабочих дней после поступления на расчетный счет Оператора оплаты 30% от стоимости договора.
Финансирование Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Карачаево-Черкесской Республике осуществляется Минфином КЧР.
Письмом от 05.02.2020 г. исх. № 4 Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Карачаево-Черкесской Республике сообщил «СКБ Контур» об отсутствии начала их финансирования со стороны Минфина КЧР.
В связи с несвоевременной оплатой доступ к системе «Контур.Экстерн» для Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Карачаево-Черкесской Республике был ограничен с 05.02.2020 г. по 14.02.2020 г. (пятница) включительно, в связи с чем подтверждается довод ФИО1 о невозможности представить форму 2-ГС в территориальный орган Росстата 10 февраля 2020 года.
Также проверен довод ФИО1 о том, что судом не дана юридическая оценка ее действиям с учетом положений Федерального плана статистических работ, утвержденного Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 N 671-р.
Согласно пункта 1.30.14 Федерального плана статистических работ (действовал на момент совершения административного правонарушения), официальная статистическая информация «Дополнительное профессиональное образование кадров государственной гражданской и муниципальной службы» (отчет №2-ГС) по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам, федеральным государственным органам, государственным органам субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления предоставляется ежегодно 15 мая.
Таким образом, то, что ФИО1 представила форму 2-ГС в территориальный орган Росстата не 10, а 20 февраля 2020 года, не свидетельствует о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, так как официальная статистическая информация отчета №2-ГС по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации установлена 15 мая (л.д.46).
При таких обстоятельствах, с учетом оценки конкретных обстоятельств совершения ФИО1 вмененного ей административного правонарушения нельзя согласиться с выводом суда об отсутствии малозначительности правонарушения в силу его формального состава.
В рассматриваемом споре, оценив характер и степень общественной опасности допущенного нарушения, отсутствие доказательств, свидетельствующих о пренебрежительном отношении ФИО1 к исполнению своих публично-правовых обязанностей, отсутствие в связи с несвоевременной оплатой доступа к системе «Контур.Экстерн», предназначенной для формирования и предоставления отчетности, организации электронного документооборота, а также недоказанности наступления вредных последствий правонарушения, прихожу к выводу о возможности признания правонарушения малозначительным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
постановление Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу от 09 апреля 2020 года и решение судьи Черкесского городского суда от 16 июня 2020 года, вынесенные в отношении главного бухгалтера Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Карачаево-Черкесской Республике ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, освободив ФИО1 от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Объявить ФИО1 устное замечание.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить.
Дальнейший пересмотр принятых по делу процессуальных актов возможен в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 КоАП РФ. Жалоба подается в Пятый кассационной суд общей юрисдикции.
Судья Верховного Суда
Карачаево-Черкесской Республики З.И.Дзыба
ВЕРХОВНЫЙ СУД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ