ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-104/2014 от 08.09.2014 Суда района имени Лазо (Хабаровский край)

  Дело №12-104/2014

 РЕШЕНИЕ

 по делу об административном правонарушении

 п.Переяславка 08.09.2014

 Судья суда района имени Лазо Хабаровского края Холявко О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «<данные изъяты>» ФИО2 ФИО5, проживающей в <адрес>, ранее к административной ответственности не привлекавшейся,

 на постановление начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Хабаровскому краю ФИО1 от 26.06.2014 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ,

 УСТАНОВИЛ:

 Постановлением начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Хабаровскому краю ФИО1 от 26.06.2014 руководитель общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «<данные изъяты>» (далее ООО «<данные изъяты>») ФИО2 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 4 000 рублей.

 Представитель ФИО2 – ФИО3 обратился в суд с жалобой на постановление, указав, что административным органом ставится в вину ООО «<данные изъяты>» получение на расчетный, а не специальный счет от ООО «МРКЦ», за проверяемый период, суммы – 1750000 рублей (за оказанные услуги ЖКХ, согласно агентского соглашения). Но данные средства были перечислены ООО «МРКЦ» со своего расчетного, а не специального счета. Федеральным законодательством определен исчерпывающий перечень операций, которые могут осуществляться по специальному банковскому счету поставщика, выполнение других операций не допускается. То есть в данном случае ООО «<данные изъяты>» не мог принять на свой специальный счет денежные средства, списанные платежным агентом не со специального счета. ООО «<данные изъяты>», в соответствии с заключенными договорами, оказывает услуги по управлению и содержанию общего имущества в многоквартирных жилых домах не только собственникам и нанимателям жилых помещений, а также собственникам и другим пользователям нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного жилого фонда. Указанные нежилые помещения во всех случаях используются индивидуальными предпринимателями и организациями малого бизнеса для ведения коммерческой деятельности, и данные субъекты также являются плательщиками за жилищно-коммунальные услуги. То есть при проверке административным органом не установлены данные, что денежные средства в сумме 1750000 рублей являются наличными платежами именно физических лиц за оказанные жилищно-коммунальные услуги. В протоколе об административном правонарушении рассмотрены договорные отношения ООО «МРКЦ» с платежным субагентом – УФПС Хабаровского края филиал ФГУП «Почта России», к которым ООО «<данные изъяты>» не имеет никакого отношения. Зачисление денежных средств, поступающих от платежного субагента на расчетный счет ООО «МРКЦ» и дальнейшее их перечисление на счет ООО «<данные изъяты>» является нарушением со стороны агента и не может служить доказательством вины поставщика. ООО «<данные изъяты>» как поставщик при получении средств на свой расчетный счет, не в состоянии определить нарушаются ли платежным агентом положения Федерального закона №103-ФЗ, так как в платежных поручениях источник поступления денежных средств не указывается. Вина заявителя – ФИО2 (согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ) заключается в отсутствии контроля за соблюдением Законодательства о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами, выразившееся в неиспользовании специального банковского счета для осуществления соответствующих расчетов, неиспользовании специального банковского счета для осуществления соответствующих расчетов. В постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении №, в нарушение п.4 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ неверно изложены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. В вину заявителю вменяется нарушение Положения банка России от 12.10.2011 №373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации». Данное Положение утратило силу с 01.06.2014 в связи с вступлением в силу Указания Банка России от 11.03.2014 №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства. По смыслу ч.2 ст.15.1 административное правонарушение заключается в неиспользовании поставщиком специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов. Административным органом, исходя из материалов дела, не доказана вина должностного лица в соответствии со ст.2.4 КоАП РФ. Считает, что если межрайонной ИФНС России №3 по Хабаровскому краю и установлено действие со стороны ФИО2, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, в части зачисления на расчетный счет средств от платежного агента, но с учетом характера совершенного правонарушения, размера вреда и тяжести наступивших последствий оно не представляет опасности и существенно не нарушает охраняемые общественные правонарушения. Просит постановление признать незаконным и отменить.

 ФИО2 и её представитель ФИО3 в судебном заседании поддержали жалобу, подтвердили изложенные в ней доводы. Просили жалобу удовлетворить и отменить указанное постановление.

 Межрайонная ИФНС России №3 по Хабаровскому краю в представленном отзыве просил отказать в удовлетворении жалобы ФИО2, указав, что в ходе проверки поставщика ООО «<данные изъяты>» было установлено, что при осуществлении расчетов с платежным агентом ООО «МРКЦ» при приеме платежей использовался не только специальный расчетный счет №, но и расчетный счет №, что является нарушением ч.18 ст.4, ч.4 ст.8 Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». В соответствии с п.14 ст.4 Федерального закона №103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) доля осуществления расчетов. На основании п.15 ст.4 Федерального закона №103-ФЗ платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет. В случае, когда платежный агент или банковский платежный агент (субагент) осуществил прием денежных средств от плательщика, такие наличные денежные средства должны быть сданы платежным агентом, банковским платежным агентом или банковским платежным субагентом для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета). Обязанность поставщика использовать специальный банковский счет при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей установлена ч.18 ст.4 Федерального закона №103-ФЗ. При этом в соответствии с частями 19 и 20 вышеназванной статьи по специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции по зачислению денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента, и списанию денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается. Таким образом, осуществление поставщиком расчетов с платежным агентом при приеме платежей возможно только с использованием специального банковского счета, проведение соответствующих расчетов без использования специальных банковских счетов, в том числе и в случае их отсутствия (неоткрытия), или с использованием банковских счетов, не являющихся специальными, нарушает требования Федерального закона №103-ФЗ и влечет ответственность согласно части 2 статьи 15.1 КоАП РФ. Вместе с тем, довод заявителя о признании допущенных нарушений малозначительными не состоятелен, в связи с тем, что состав правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.1 КоАП РФ, является формальным и наступления вредных последствий не требуется. Просил в удовлетворении жалобы ФИО2 отказать, рассмотреть жалобу без своего участия.

 На основании требований ч.3 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

 Заслушав ФИО2, её представителя ФИО3, исследовав доводы жалобы, письменные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

 Часть 2 ст.15.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностного лица за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 №103-ФЗ, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

 Протоколом об административном правонарушении, актом проверки налоговым органом деятельности ООО «<данные изъяты>», установлено, и не оспаривается должностным лицом, что в период с 01.03.2014 по 19.05.2014, в нарушение требований действующего Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», поставщиком ООО «<данные изъяты>» при осуществлении расчетов с платежным агентом ООО «МРКЦ» при приеме платежей использовался не только специальный расчетный счет №, но и расчетный счет №.

 Довод должностного лица ФИО2 о том, что она не подлежит привлечению к административной ответственности по инкриминируемой норме КоАП РФ, не основан на законе. Обязанностью должностного лица – руководителя ООО «<данные изъяты>» является осуществление контроля за деятельностью данной организации, в том числе за соблюдением законодательства о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами, поскольку основной деятельностью ООО «<данные изъяты>» является осуществление приема платежей от физических и юридических лиц за оказываемые коммунальные услуги, наем жилых помещений.

 Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ установлено, что под деятельностью по приёму платежей физических лиц в целях настоящего Федерального закона, признаётся приём платёжным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платёжным агентом последующих расчётов с поставщиком.

 В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ, платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов (часть 14). Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приёме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объёме на свой специальный банковский счёт (счета) (часть 15 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ).

 Согласно части 18 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ, поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

 Таким образом, при рассмотрении дела начальником межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Хабаровскому краю ФИО1 обоснованно сделан вывод о наличии в действиях руководителя ООО «<данные изъяты>» ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.1 КоАП РФ. Оснований для отмены постановления о назначении административного наказания и прекращения производства по делу не имеется.

 Наказание должностному лицу назначено в пределах и в соответствии с нормой закона, при этом определен минимальный его размер, установленный санкцией инкриминируемой статьи КоАП РФ.

 Оснований для отмены постановления суд не усматривает, жалобу должностного лица находит не подлежащей удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.10, 30.7-30.9 КоАП РФ,

 РЕШИЛ:

 Постановление начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ч.2 ст.15.1 КоАП РФ руководителю общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «<данные изъяты>» ФИО2 ФИО6 - оставить без изменения, жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через суд района имени Лазо в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

 Судья: подпись.

 Копия верна.

 Судья О.А. Холявко