К делу №12-104/2022
РЕШЕНИЕ
г.Новороссийск 12 апреля 2022 г.
Судья Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края ФИО1,
при секретаре Куличковой Н.В.,
с участием:
представителей юридического лица АО «Черномортранснефть», действующих на основании доверенности ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора АО «Черномортранснефть» А.В. на постановление заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 №...... от 10 февраля 2022 г. о привлечении юридического лица АО «Черномортранснефть» к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 №...... от 10 февраля 2022 г. юридическое лицо АО «Черномортранснефть» признано виновным по статье 8.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, генеральный директор АО «Черномортранснефть» А.В. подал жалобу, в которой просит отменить постановление и прекратить производство по делу об административном правонарушении, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В обоснование жалобы указав, что в соответствии с пунктом 16 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризаций, утвержденного приказом Минприроды РФ от 07 августа 2018 г. №352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», определение качественного и количественного состава выбросов из источников загрязнения атмосферного воздуха (ИЗАВ) осуществляется инструментальными и расчетными методами. При расчетах приземных концентраций загрязняющих веществ, создаваемых выбросами загрязняющих веществ через клапаны резервуаров парка, рекомендуется описывать совокупность клапанов одинаковой высоты, как неорганизованный ИЗА с высотой, равной высоте выходного устья одного клапана и мощностью выброса загрязняющих веществ, рассчитываемой как наибольшая суммарная мощность выбросов из совокупности клапанов при возможном сочетании режимов их функционирования. Так же и для одиночного клапана, выбор способа стилизации его в виде организованного или неорганизованного ИЗА не отражается на результатах расчетов загрязнения атмосферы. Кроме того, пунктом 4 Порядка установлено, что в качестве стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха (ИЗАВ) учитываются ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух: через специальные устройства отвода выбросов, например, установки очистки газа, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства; в составе ненаправленных потоков газа, в том числе места загрузки, выгрузки или хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ, негерметичности (неплотности) технологического оборудования, из которых вещества поступают в атмосферный воздух, размещенные на территории объекта ОНВ или в санитарно-защитной зоне отходы, имеющие непосредственный контакт с атмосферным воздухом, например, пылящие поверхности хвостохранилищ, карьеров. Резервуары не имеют специальных устройств отвода выбросов, являются местами хранения нефти, загрязняющие вещества от которых поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа. Установленные на резервуарах дыхательные клапаны не являются специальным устройством отвода выбросов. Дыхательные клапаны предназначены для герметизации газового пространства в резервуарах и регулирования давления в этом пространстве в заданных пределах с целью предотвращения его разрушения. Кроме того, пункте 8.8 Приказа Минприроды России от 06.06.2017 № 273 «Об утверждении методов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе» допускается представление совокупности большого числа однотипных источников выбросов как площадных источников, в том числе такие источники, как резервуарные парки предприятий. Поэтому резервуары и емкости хранения нефти источников: топливная емкость котельной РГС-20 №1 нижняя площадка; топливная емкость котельной РГС-20 №1 НПС-4; топливная емкость котельной РГС-20 №2 нижняя площадка; топливная емкость котельной РГС-20 №2 НПС-4; емкость с турбинным маслом ЕП-5 № 1 НПС № 2; емкость с турбинным маслом ЕП-5 № 1 НПС № 3; емкость сбора утечек ЕП-40 № 1 НПС-1; емкость сбора утечек ЕП-40 № 2 НПС-1; емкость сбора утечек ЕП-40 № 1 НПС-3; емкость сбора утечек ЕП-40 № 2 НПС-3; емкость сбора утечек ЕП-40 № 1 НПС-2; емкость сбора утечек ЕП-40 № 2 НПС-2; емкость сбора утечек и дренажа ЕП-40 № 1 НПС - 4; дренажная емкость ЕП-40 № 2; резервуар для аварийного слива с автоцистерн ЕП-8 № 1; резервуар для аварийного сброса топлива ЕП-1 № 1; накопитель предварительно очищенных стоков (накопительная емкость флотатора) ЕП-40 № 1; емкость сбора отстоявшейся нефти РГС-5 №1; емкость сбора утечек ПНПС-1 ЕП-63 № 1; емкость сбора утечек ПНПС-1 ЕП-63 № 2; РВС-5000 № 1; РВС-5000 № 2; РВС-5000 № 3; РВС-5000 № 6; РВС-2000 (резервуар для сброса нефти) № 1; РВС-2000 (резервуар для сброса нефти) № 2, оборудованные дыхательными клапанами, определены как неорганизованные источники выброса. Программа производственного экологического контроля ЛПДС «Крымская» разработана на основании достоверных данных «Инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников».
В судебном заседании представители юридического лица АО «Черномортранснефть» подтвердили доводы, изложенные в жалобе, просили жалобу удовлетворить.
Заместитель главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Выслушав представителя юридического лица, исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в жалобе, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статьи 26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статьи 8.1 КоАП РФ, несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
На основании приказа заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) Р.Х. №РЕ-09/67 (в редакции решений от 18 октября 2021 г. №РЕ-09/77, от 09 ноября 2021 г. №РЕ-09/119) от 05 октября 2021 г. в период с 14 октября 2021 г. по 19 ноября 2021 г. проведена плановая выездная проверка АО «Черномортранснефть» в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора).
По результатам проверки Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 19 ноября 2021 г. составлен акт плановой выездной проверки АО «Черномортранснефть» №.......
В ходе проверки органом установлено, что АО «Черномортранснефть» не обеспечено проведение корректировки инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ на объекте HBOC ......, расположенном по адресу: ......, с учетом организованных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: топливная емкость котельной РГС-20 №1 нижняя площадка; топливная емкость котельной РГС-20 №1 НПС-4; топливная емкость котельной РГС-20 №2 нижняя площадка; топливная емкость котельной РГС-20 №2 НПС-4; емкость с турбинным маслом ЕП-5 № 1 НПС № 2; емкость с турбинным маслом ЕП-5 № 1 НПС № 3; емкость сбора утечек ЕП-40 № 1 НПС-1; емкость сбора утечек ЕП-40 № 2 НПС-1; емкость сбора утечек ЕП-40 № 1 НПС-3; емкость сбора утечек ЕП-40 № 2 НПС-3; емкость сбора утечек ЕП-40 № 1 НПС-2; емкость сбора утечек ЕП-40 № 2 НПС-2; емкость сбора утечек и дренажа ЕП-40 № 1 НПС - 4; дренажная емкость ЕП-40 № 2; резервуар для аварийного слива с автоцистерн ЕП-8 № 1; резервуар для аварийного сброса топлива ЕП-1 № 1; накопитель предварительно очищенных стоков (накопительная емкость флотатора) ЕП-40 № 1; емкость сбора отстоявшейся нефти РГС-5 №1; емкость сбора утечек ПНПС-1 ЕП-63 № 1; емкость сбора утечек ПНПС-1 ЕП-63 № 2; РВС- 5000 № 1; РВС-5000 № 2; РВС-5000 № 3; РВС-5000 № 6; РВС-2000 (резервуар для сброса нефти) № 1; РВС-2000 (резервуар для сброса нефти) № 2, оборудованные дыхательными клапанами, что является нарушением части 1 статьи 22, части 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 7 августа 2018 г. № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» (пункт 89 акта).
Кроме того, АО «Черномортранснефть» допущено нарушение требований к содержанию программы производственного экологического контроля для объекта HBOC № ......, а именно, отсутствуют сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: топливная емкость котельной РГС-20 №1 нижняя площадка; топливная емкость котельной РГС-20 №1 НПС-4; топливная емкость котельной РГС-20 №2 нижняя площадка; топливная емкость котельной РГС-20 №2 НПС-4; емкость с турбинным маслом ЕП-5 № 1 НПС № 2; емкость с турбинным маслом ЕП-5 № 1 НПС № 3; емкость сбора утечек ЕП-40 № 1 НПС-1; емкость сбора утечек ЕП-40 № 2 НПС-1; емкость сбора утечек ЕП-40 № 1 НПС-3; емкость сбора утечек ЕП-40 № 2 НПС-3; емкость сбора утечек ЕП-40 № 1 НПС-2; емкость сбора утечек ЕП-40 № 2 НПС-2; емкость сбора утечек и дренажа ЕП-40 № 1 НПС - 4; дренажная емкость ЕП-40 № 2; резервуар для аварийного слива с автоцистерн ЕП-8 № 1; резервуар для аварийного сброса топлива ЕП-1 № 1; накопитель предварительно очищенных стоков (накопительная емкость флотатора) ЕП-40 № 1; емкость сбора отстоявшейся нефти РГС-5 №1; емкость сбора утечек ПНПС-1 ЕП-63 № 1; емкость сбора утечек ПНПС-1 ЕП-63 № 2; РВС-5000 № 1; РВС-5000 № 2; РВС-5000 № 3; РВС-5000 № 6; РВС-2000 (резервуар для сброса нефти) № 1; РВС-2000 (резервуар для сброса нефти) № 2, оборудованные дыхательными клапанами, что является нарушением статьи 67 Федерального закона РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; Приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (пункт 90 акта).
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Согласно статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения (часть 1).
Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа (часть 3).
Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 4).
В соответствии с пунктом 42 Приказа Минприроды России от 07.08.2018 N 352 (действующего на момент проведения проверки) "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки", корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется в следующих случаях: изменение технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и ГОУ, включая установку (оснащение) ГОУ на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ; изменение объемов производства; замена технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов; выявление при проведении производственного экологического контроля или государственного экологического надзора несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов, в том числе выявление неучтенных ИЗАВ и (или) выбрасываемых ЗВ; изменение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанные с инвентаризацией выбросов; реконструкция, модернизация ГОУ, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов.
В силу статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (часть 1).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (часть 2).
Программа производственного экологического контроля содержит сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений (часть 3).
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (часть 4).
Согласно приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля", программа производственного экологического контроля должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
Программа должна содержать разделы: общие положения; сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Раздел "Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников" должен содержать: сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), ее последней корректировке; показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее - маркерные вещества); сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных.
На основании вышеуказанных положений, административный орган пришел к выводу о наличии в действиях юридического лица АО «Черномортранснефть» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.
Не согласившись с вышеуказанными доводами административного органа АО «Черномортранснефть» обратилось в суд с данной жалобой.
Суд считает, что жалоба генерального директора АО «Черномортранснефть» А.В. является обоснованной по следующим основаниям.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В судебном заседании установлено, что АО «Черномортранснефть» в 2016 г. обеспечена постановка на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), расположенного по адресу: ......, с присвоением кода объекта НВОС ...... (2-я категория).
АО «Черномортранснефть» в 2020 г. проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в результате проведенной инвентаризации установлено, что на объекте НВСО расположено 96 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, из них 18 организованных и 78 неорганизованных, в выбросах предприятия в атмосферу выбрасывается 1477,03171387 т/год загрязняющих веществ.
АО «Черномортранснефть» предоставлена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта HBOC ...... от 2020 года, согласно которой на территории объекта имеются неорганизованные источники выбросов загрязняющих веществ: дренажная емкость ИЗА 6114; резервуар для аварийного сброса топлива ИЗА 6100; емкость с дизтопливом ДЭС №1 ИЗА 6009; резервуар для аварийного слива с автоцистерн ИЗА 6101; емкости сбора утечек ПНПС-1 ИЗА 6060; емкость сбора отстоявшейся нефти РГС-5 ИЗА 6033; емкость с дизтопливом ДЭС №4 ИЗА 6096; емкости с топливом котельной УВТ-4 ИЗА 6080; емкости сбора утечек НПС-2 ИЗА 6041; емкость сбора утечек и дренажа ЕП-40 ИЗА 6091; емкость с дизтопливом ДЭС №3 ИЗА 6094; резервуары РВС- 5000 №1-6, РВСп №7 (нефть) ИЗА 6081; накопитель предварительно очищенных стоков ИЗА 6067; емкости сбора утечек НПС-3 ИЗА 6024; Емкости с топливом для котельной УВТ-2 ИЗА 6099; емкость с турбинным маслом НПС-2 ИЗА 6036; емкость сбора утечек КП СОД МН К-Г ИЗА 6077; емкости с турбинным маслом НПС-3 ИЗА 6010; емкости сбора утечек НПС-1 ИЗА 6011; дренажная емкость ИЗА 6115; резервуары для сброса нефти ИЗА 6102; емкость с дизтопливом ДЭС №2 ИЗА 6057.
На основании предоставленной АО «Черномортранснефть» инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта HBOC ...... от 2020 года, административным органом установлен факт наличия на территории объекта HBOC ...... организованных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно дыхательных клапанов, данные источники загрязнения атмосферного воздуха, характеризуются направленным выбросом вредных веществ через специально сооруженное устройство (дыхательный клапан).
Согласно пункту 4 раздела 1 Приказа Минприроды России от 07.08.2018 N 352 (действующего на момент проведения проверки) "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки", в качестве стационарных ИЗАВ при проведении инвентаризации выбросов учитываются: ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух через специальные устройства отвода выбросов, например, установки очистки газа, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства (далее - организованные ИЗАВ); ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа, в том числе места загрузки, выгрузки или хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ, негерметичности (неплотности) технологического оборудования, из которых вещества поступают в атмосферный воздух, размещенные на территории объекта ОНВ или в санитарно-защитной зоне отходы, имеющие непосредственный контакт с атмосферным воздухом, например, пылящие поверхности хвостохранилищ, карьеров (далее - неорганизованные ИЗАВ).
Указанные административным органом емкости и резервуары не имеют специальных устройств отвода выбросов, являются местами хранения нефти, загрязняющие вещества от которых поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа.
Установленные на емкостях и резервуарах дыхательные клапаны не являются специальным устройством отвода выбросов. Дыхательные клапаны предназначены для герметизации газового пространства в емкостях для регулирования давления в этом пространстве в заданных пределах с целью предотвращения его разрушения.
Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ОАО «НИИ Атмосфера», 2012 год, введено в действие письмом Минприроды РФ №05-12-47/4521 от 29 марта 2012 г.) определен перечень неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ, к которым относятся, в том числе неплотности технологического оборудования, в том числе работающего при избыточном давлении (дыхательные клапаны) (раздел 1.2, пункт 4).
В соответствии с пунктом 8.8. Приказа Минприроды России от 06.06.2017 N 273 "Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе", допускается представление совокупности большого числа однотипных источников выбросов как площадных источников. Поэтому резервуары РВС-3000 №1-4 и емкости хранения нефти РГС-5 (2 ед.) с дыхательными клапанами источников №6013, 6014 определены как неорганизованные источники выброса.
Кроме того, расчет качественного и количественного состава выбросов загрязняющих веществ от емкостей выполнен в соответствии с Методическими указаниями по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от резервуаров (утвержденного приказом Госкомэкологии России от 08 апреля 1998 г. №199) и при изменении типа источника (организованный/неорганизованный) суммарное количество выбросов и их качественный состав останется без изменений. Тип источника влияет на рассеивание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
Таким образом, отсутствуют случаи осуществления корректировки данных инвентаризации, предусмотренные пунктом 42 Порядка проведения инвентаризации.
Доказательств обратно, административным органом суду не предоставлено.
На основании вышеизложенного, суд считает, что данные обстоятельства исключают наличие нарушений экологических требований статей 22,30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и Порядка проведения инвентаризации со стороны АО «Черномортранснефть».
Кроме того, административный орган посчитал, что с учетом наличия дыхательных клапанов АО «Черномортранснефть» допущено нарушение требований к содержанию Программы производственного экологического контроля.
Однако суд не может согласиться с выводами административного органа о необходимости корректировки инвентаризации в части источников выбросов по изложенным выше основаниям.
Кроме того, Программа производственного экологического контроля, утвержденная в 2021 г., разработана на основании данных инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников о количественном и качественном составе выбросов, в связи с чем, не установлено оснований для повторной разработки АО «Черномортранснефть».
Доказательств обратно, административным органом суду не предоставлено.
В пункте 89 Предписания Росприроднадзора от 19 ноября 2021 г. указано, что АО «Черномортранснефть» не проведена корректировка данных инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (проведенная в 2017 году).
Однако согласно отчету, инвентаризация была проведена на объекте ЛПДС «......» в 2020 году.
Таким образом, суд считает, что доводы административного органа о том, что АО «Черномортранснефть» не обеспечено проведение корректировки инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ на объекте HBOC ......, расположенном по адресу: ......, с учетом организованных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: топливная емкость котельной РГС-20 №1 нижняя площадка; топливная емкость котельной РГС-20 №1 НПС-4; топливная емкость котельной РГС-20 №2 нижняя площадка; топливная емкость котельной РГС-20 №2 НПС-4; емкость с турбинным маслом ЕП-5 № 1 НПС № 2; емкость с турбинным маслом ЕП-5 № 1 НПС № 3; емкость сбора утечек ЕП-40 № 1 НПС-1; емкость сбора утечек ЕП-40 № 2 НПС-1; емкость сбора утечек ЕП-40 № 1 НПС-3; емкость сбора утечек ЕП-40 № 2 НПС-3; емкость сбора утечек ЕП-40 № 1 НПС-2; емкость сбора утечек ЕП-40 № 2 НПС-2; емкость сбора утечек и дренажа ЕП-40 № 1 НПС - 4; дренажная емкость ЕП-40 № 2; резервуар для аварийного слива с автоцистерн ЕП-8 № 1; резервуар для аварийного сброса топлива ЕП-1 № 1; накопитель предварительно очищенных стоков (накопительная емкость флотатора) ЕП-40 № 1; емкость сбора отстоявшейся нефти РГС-5 №1; емкость сбора утечек ПНПС-1 ЕП-63 № 1; емкость сбора утечек ПНПС-1 ЕП-63 № 2; РВС- 5000 № 1; РВС-5000 № 2; РВС-5000 № 3; РВС-5000 № 6; РВС-2000 (резервуар для сброса нефти) № 1; РВС-2000 (резервуар для сброса нефти) № 2, оборудованные дыхательными клапанами, что является нарушением части 1 статьи 22, части 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 7 августа 2018 г. № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», а также, что АО «Черномортранснефть» допущено нарушение требований к содержанию программы производственного экологического контроля для объекта HBOC № ......, а именно, отсутствуют сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: топливная емкость котельной РГС-20 №1 нижняя площадка; топливная емкость котельной РГС-20 №1 НПС-4; топливная емкость котельной РГС-20 №2 нижняя площадка; топливная емкость котельной РГС-20 №2 НПС-4; емкость с турбинным маслом ЕП-5 № 1 НПС № 2; емкость с турбинным маслом ЕП-5 № 1 НПС № 3; емкость сбора утечек ЕП-40 № 1 НПС-1; емкость сбора утечек ЕП-40 № 2 НПС-1; емкость сбора утечек ЕП-40 № 1 НПС-3; емкость сбора утечек ЕП-40 № 2 НПС-3; емкость сбора утечек ЕП-40 № 1 НПС-2; емкость сбора утечек ЕП-40 № 2 НПС-2; емкость сбора утечек и дренажа ЕП-40 № 1 НПС - 4; дренажная емкость ЕП-40 № 2; резервуар для аварийного слива с автоцистерн ЕП-8 № 1; резервуар для аварийного сброса топлива ЕП-1 № 1; накопитель предварительно очищенных стоков (накопительная емкость флотатора) ЕП-40 № 1; емкость сбора отстоявшейся нефти РГС-5 №1; емкость сбора утечек ПНПС-1 ЕП-63 № 1; емкость сбора утечек ПНПС-1 ЕП-63 № 2; РВС-5000 № 1; РВС-5000 № 2; РВС-5000 № 3; РВС-5000 № 6; РВС-2000 (резервуар для сброса нефти) № 1; РВС-2000 (резервуар для сброса нефти) № 2, оборудованные дыхательными клапанами, что является нарушением статьи 67 Федерального закона РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; Приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», несостоятельны и не доказаны.
На основании вышеизложенного, суд считает, что в действиях АО «Черномортранснефть» отсутствует событие правонарушения предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии со статьей 24.5 части 1 пункта 1 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, постановление заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 №...... от 10 февраля 2022 г. о привлечении юридического лица АО «Черномортранснефть» к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ (в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд,
решил:
Жалобу генерального директора АО «Черномортранснефть» А.В. на постановление заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 №...... от 10 февраля 2022 г. о привлечении юридического лица АО «Черномортранснефть» к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ – удовлетворить.
Постановление заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 №...... от 10 февраля 2022 г. о привлечении юридического лица АО «Черномортранснефть» к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ – отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Новороссийска в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ленинского
районного суда г.Новороссийска ФИО1
23RS0032-01-2022-000624-29