ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1053/2023 от 03.10.2023 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 12-1053/2023

УИД 27RS0017-01-2023-000245-34

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

03 октября 2023 года г. Хабаровск

Судья Кировского районного суда г. Хабаровска Т.М. Водолажская, рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Хабаровском крае ФИО6 от ДАТА по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении ФИО2 сад <адрес>ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением прокурора <адрес>ФИО7 от ДАТА возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении ФИО2 сад <адрес>ФИО1 Данное постановление направлено в Государственную инспекцию труда в Хабаровском крае для рассмотрения по существу.

Постановлением государственного инспектора труда ГИТ в Хабаровском крае ФИО6 от ДАТАФИО2 сад <адрес>ФИО1 назначено наказание в виде штрафа в размере рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, выразившегося в нарушении норм трудового законодательства, предусмотренных ст.ст. 22, 57, 136 ТК РФ, а именно, в ненадлежащим оформлении трудовых договоров, заключенных с работниками ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО27, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО28, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26

ФИО1 обратилась в Нанайский районный суд г. Хабаровска с жалобой, в которой, не оспаривая существа правонарушения, просит постановление изменить, назначить наказание в виде предупреждения. Указывает, что нарушения трудового законодательства были устранены, заключены дополнительные соглашения с сотрудниками к трудовым договорам по найденным нарушениям, заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в коллективный договор по срокам выплаты заработной платы. Несмотря на все нарушения, заработная плата работникам выплачивается своевременно, все полагающиеся выплаты сотрудники ФИО4 сада также получают, умысла на совершение административного правонарушения не имела.

Определением Нанайского районного суда <адрес> жалоба ФИО1 направлена по подведомственности в Кировский районный суд г. Хабаровска.

Дело в силу положений п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, рассмотрено в отсутствие ФИО1, должностного лица ГИТ в Хабаровском крае ФИО6, прокурора <адрес>ФИО7, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Требования к форме трудового договора и порядку оформления приема на работу установлены ст. 67, 68 Трудового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов; дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); условия труда на рабочем месте; условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Классификация условий труда предусмотрена ст. 14 Федерального закона от ДАТА № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", согласно которой Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

В соответствии с письмом Минтруда России от ДАТА ТВ- 13 75, после проведения специальной оценки условий труда трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями, в частности: идентифицированные на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы, итоговый класс (подкласс) условий труда, размеры и виды гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Согласно ст. 136 Трудового кодекса РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника: о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику; о размерах и об основаниях произведенных удержаний; об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Место и сроки выплаты заработной платы в не денежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором.

Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Из материалов дела следует, что на основании решения от ДАТА прокуратурой <адрес> в рамках осуществления надзора в отношении ФИО3 «ФИО4 сад <адрес>» проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства.

По результатам проверки установлено, что с ФИО8ДАТА заключен трудовой договор, в котором не указаны обязательные для включения в трудовой договор условия, а именно: условия труда на рабочем месте (идентифицированные на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы, итоговый класс (подкласс) условий труда, размеры и виды гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда).

Аналогичные нарушения установлены при изучении трудовых договоров заключенных со следующими работниками: ФИО9 от ДАТА; ФИО10 от ДАТА; ФИО11 от ДАТА; ФИО12 от ДАТА; ФИО13 от ДАТА; ФИО14 от ДАТА и от ДАТА; ФИО15 от ДАТА; ФИО16 от ДАТА; ФИО27 от ДАТА; ФИО17 от ДАТА и от ДАТА (при этом работа по обоим контрактам является основным местом работы, что противоречит ст. 66.1, 282 ТК РФ); ФИО18 от ДАТА; ФИО19 от ДАТА.

В трудовых договорах, заключенных с работниками: ФИО20 от ДАТА; ФИО21 от ДАТА; ФИО28 от ДАТА; ФИО22 от ДАТА; ФИО23 от ДАТА; ФИО24 от ДАТА; ФИО25 от ДАТА; ФИО26 от ДАТА не указаны обязательные для включения в трудовой договор условия, а именно: условия труда на рабочем месте (идентифицированные на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы, итоговый класс (подкласс) условий труда, размеры и виды гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда); срок действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора (при изучении приказов о приеме/переводе на работу указанных работников установлено, что основанием приема, в том числе, являются срочное трудовые договоры).

Таким образом, в ходе проверки выявлены нарушения норм трудового законодательства, предусмотренных ст.ст. 22, 57, 136 Трудового кодекса РФ.

Приказом управления образования администрации Нанайского муниципального района <адрес> от ДАТА на должность ФИО2 Учреждения с ДАТА назначена ФИО1

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ФИО2 сад <адрес>ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ и привлечения ее к административной ответственности.

Факт нарушения требований трудового законодательства, вина ФИО1 в совершении инкриминируемого правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДАТА, решением о проведении проверки от ДАТА, приказом от ДАТА об установлении окладов, актом осмотра от ДАТА, правилами внутреннего трудового распорядка ФИО3 «ФИО4 сад <адрес>», утвержденные ДАТА, коллективным договором ФИО3 «ФИО4 сад <адрес>», зарегистрированным ДАТА, дополнительным соглашением о внесении изменений и дополнений к коллективному договору, зарегистрированным ДАТА, приказом о приеме на работу ФИО12 от ДАТА, трудовым договором с ФИО12 от ДАТА, дополнительным соглашением о внесении изменений в трудовой договор, заключенный с ФИО12 от ДАТА, приказом о приеме на работу ФИО14 от ДАТА, трудовым договором с ФИО14 от ДАТА, дополнительным соглашением о внесении изменений в трудовой договор, заключенный с ФИО14 от ДАТА, приказом о приеме на работу ФИО15 от ДАТА, трудовым договором с ФИО15 от ДАТА, дополнительным соглашением о внесении изменений в трудовой договор, заключенный с ФИО15 от ДАТА, приказом о приеме на работу ФИО27 от ДАТА, трудовым договором с ФИО27 от ДАТА, дополнительным соглашением о внесении изменений в трудовой договор, заключенный с ФИО27 от ДАТА, приказом о приеме на работу ФИО17 от ДАТА, трудовым договором с ФИО17 от ДАТА, приказом о приеме на работу ФИО17 от ДАТА, трудовым договором с ФИО17 от ДАТА, приказом о приеме на работу ФИО18 от ДАТА, приказом о приеме на работу ФИО18 от ДАТА, трудовым договором с ФИО18 от ДАТА, приказом о приеме на работу ФИО20 от ДАТА, трудовым договором с ФИО20 от ДАТА, приказом о приеме на работу ФИО28 от ДАТА, трудовым договором с ФИО28 от ДАТА, дополнительным соглашением о внесении изменений в трудовой договор, заключенный с ФИО28 от ДАТА, приказом о приеме на работу ФИО22 от ДАТА, трудовым договором с ФИО22 от ДАТА, дополнительным соглашением о внесении изменений в трудовой договор, заключенный с ФИО28 от ДАТА, уставом ФИО3 «ФИО4 сад <адрес>», приказом о назначении ФИО1 на должность ФИО2 Учреждения и другими материалами дела. Вывод должностного лица административного органа в части нарушения ФИО1 норм трудового законодательства обоснован и подтверждается собранными по делу доказательствами, которые были оценены при рассмотрении дела в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.

Выше перечисленные доказательства отвечают требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, предъявляемым к доказательствам по делу об административном правонарушении.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При таком положении ФИО2 «ФИО4 сад <адрес>» ФИО1 допустила нарушение вышеуказанных норм Трудового кодекса РФ и обоснованно признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ. С выводами должностного лица о наличии в действиях ФИО1 признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ считаю необходимым согласиться.

Факт ненадлежащего оформления трудовых договоров, заключенных с ФИО12, ФИО14, ФИО15, ФИО27, ФИО17, ФИО18, ФИО20, ФИО28, ФИО22 подтвержден собранными по делу доказательствами. Таким образом, ФИО1 обоснованно признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.

Доказательства, свидетельствующие об отсутствии вины ФИО1 как должностного лица, в материалах дела отсутствуют.

Доводы автора жалобы об отсутствии вины в правонарушении были проверены должностным лицом и обоснованно признаны несостоятельными, поскольку опровергаются имеющимися по делу доказательствами.

Доводы жалобы об устранении выявленных нарушениях, заключении дополнительных соглашений с работниками, дополнительного соглашения о внесении изменений в коллективный договор по срокам выплаты заработной платы, не свидетельствуют об отсутствии вины, не являются безусловным основанием для освобождения должностного лица от административной ответственности и не влекут отмену законного и обоснованного постановления, поскольку условия оплаты труда работника и условия труда на рабочем месте должны быть включены в трудовой договор независимо от иных положений регулирующих трудовые правоотношения.

Вместе с тем, согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДАТА «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» необходимо иметь в виду, что административные правонарушения, предусмотренные частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ, не являются длящимися.

Административное правонарушение, заключающееся в уклонении от оформления трудового договора в случае, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, будет окончено по истечении предусмотренных частью второй статьи 67 ТК РФ трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

Датой совершения административного правонарушения, выразившегося в ненадлежащем оформлении трудового договора или заключении гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, является дата заключения соответствующего договора.

Трудовые договоры заключены с ФИО8ДАТА, ФИО9ДАТА, ФИО10ДАТА, ФИО11ДАТА, ФИО13ДАТА, ФИО14ДАТА, ФИО16ДАТА, ФИО19ДАТА, ФИО21ДАТА, ФИО23ДАТА, ФИО24ДАТА, ФИО25ДАТА, ФИО26ДАТА.

Таким образом, административное правонарушение, выразившееся в ненадлежащем оформлении трудовых договоров в нарушение статей 22, 57, 136 Трудового кодекса Российской Федерации, длящимся признать нельзя. Временем совершения данного административного правонарушения является дата ненадлежащего оформления соответствующих трудовых договоров.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет один год со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения.

Постановление о назначении ФИО1 административного наказания за нарушение трудового законодательства, в том числе за указанное нарушение по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ вынесено должностным лицом ДАТА.

В соответствии с установленным ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ сроком давности привлечения к административной ответственности ФИО1 могла быть привлечена к административной ответственности за ненадлежащее оформление трудовых договоров, заключенных с работниками не ранее ДАТА.

Таким образом, вышеуказанные нарушения трудового законодательства, предусмотренные ст.ст. 22, 57, 136 Трудового кодекса РФ, выразившиеся в ненадлежащем оформлении трудовых договоров, заключенных ранее ДАТА подлежат исключению из постановления должностного лица.

В остальной части действия ФИО2 «ФИО4 сад <адрес>» ФИО1 правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.

ФИО1, являясь ФИО2 Учреждения, обязана была соблюдать трудовое законодательство, у нее имелась возможность для соблюдения требований законодательства, но ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению и материалы дела не содержат этому доказательств, в связи с чем доводы жалобы в данной части являются несостоятельными.

Довод заявителя жалобы о том, что имеются основания для изменения назначенного ФИО1 наказания в соответствии с положениями ст. 4.1.1 КоАП РФ, является несостоятельным в силу следующего.

В силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно ст. 1 Трудового кодекса РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Объектом посягательства административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие по поводу реализации гражданами прав, предусмотренных нормами законодательства о труде и об охране труда, в частности права на трудоустройство, что свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере.

С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 с. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ оснований для применения в данном случае положений ст. 4.1.1 КоАП РФ не усматривается, поскольку из материалов дела не следует, что имеются условия, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, в части такого обстоятельства как отсутствие угрозы причинения вреда интересам работников Учреждения.

Тот факт, что ФИО2 Учреждением ФИО1 привлекается к административной ответственности впервые, не является безусловным и достаточным основанием для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Иные доводы жалобы являются несущественными и не могут служить основанием к отмене постановления.

При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом правильно определены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, должным образом установлен. Наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ для данной категории субъекта, и является справедливым.

Исключение из объема инкриминируемого правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ части нарушений не является основанием для освобождения от административной ответственности.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ судья по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении вправе вынести решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Оснований для отмены постановления, о чем поставлен вопрос в жалобе, не имеется.

С учетом изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Хабаровском крае ФИО6 от ДАТА по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении ФИО2 сад <адрес>ФИО1 – изменить: исключить указание на нарушение ФИО1 требований трудового законодательства, предусмотренных ст.ст. 22, 57, 136 Трудового кодекса РФ, в части не указания в трудовых договорах, заключенных с ФИО8ДАТА, ФИО9ДАТА, ФИО10ДАТА, ФИО11ДАТА, ФИО13ДАТА, ФИО14ДАТА, ФИО16ДАТА, ФИО19ДАТА обязательных для включения в трудовой договор условий труда на рабочем месте (идентифицированные на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы, итоговый класс (подкласс) условий труда, размеры и виды гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда); не указания в трудовых договорах, заключенных с работниками ФИО21 от ДАТА, ФИО23 от ДАТА, ФИО24 от ДАТА, ФИО25 от ДАТА, ФИО26 от ДАТА обязательных для включения в трудовой договор условий труда на рабочем месте (идентифицированные на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы, итоговый класс (подкласс) условий труда, размеры и виды гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда), срок действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора.

В остальной части указанное постановление должностного лица оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в <адрес>вой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Кировский районный суд г. Хабаровска.

Судья: Т.М. Водолажская