ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1054/2016 от 19.01.2017 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

12-7/2017

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Нижневартовск 19 января 2017 года

Судья Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Н.Н. Калашникова,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление о назначении административного наказания от <дата>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением о назначении административного наказания старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от <дата> должностное лицо ФИО1 на основании ст. 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе ФИО1 просит отменить постановление, производство по делу прекратить, поскольку для привлечения к ответственности по статье 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административному органу необходимо не только установить факт нарушения требований по охране недр, но и доказать причинно-следственную связь между данным нарушением правил охраны недр и возможностью наступления неблагоприятных последствий, указанных в диспозиции статьи 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, чего сделано не было. Учитываемым периодом в отношении показателей фонда скважин является календарный год, а не месяц, как указал административный орган. Кроме того, его объяснения были представлены в административный орган в день, предшествующий дате рассмотрения административного дела, доводы и обстоятельства, изложенные в его объяснениях, в постановление по делу об административном правонарушении не включены. Помимо этого, при определении предельной допустимой величия бездействующего фонда скважин необходимо ориентироваться на положения Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Минприроды России от 14.06.2016 г. № 356, зарегистрированных в Минюсте России от 26.08.2016 г. и вступивших в силу 06.09.2016 г.

В судебном заседании защитник ФИО1Селезнев В.И. поддержал доводы жалобы.

Должностное лицо административного органа в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом.

Проверив доводы, изложенные в жалобе, выслушав защитника, изучив представленный в суд административный материал в целом, судья приходит к следующему.

Постановлением о назначении административного наказания от <дата> должностное лицо АО «Самотлорнефтегаз» - <данные изъяты>ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что в период проведения контрольных мероприятий юридического лица АО «Самотлорнефтегаз» выявлено нарушение требований п. 104 Правил охраны недр, п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона РФ о недрах в части соблюдения допустимого значения (10%) отношения бездействующего фонда скважин к эксплуатационному на <данные изъяты> месторождениях /с <дата> по <дата> включительно/, а именно: согласно отчёту о состоянии фонда скважин за <дата> эксплуатационный фонд скважин по <данные изъяты> месторождению равняется <данные изъяты> скважинам, бездействующий фонд - <данные изъяты> скважина, что составляет 12,10 % от эксплуатационного фонда; согласно отчёту о состоянии фонда скважин за <дата> эксплуатационный фонд скважин по <данные изъяты> месторождению равняется <данные изъяты> скважинам, бездействующий фонд - <данные изъяты> скважина, что составляет 16,92 % от эксплуатационного фонда; согласно отчёту о состоянии фонда скважин за <дата> эксплуатационный фонд скважин по <данные изъяты> месторождению равняется <данные изъяты> скважинам, бездействующий фонд - <данные изъяты> скважина, что составляет 25,92 % от эксплуатационного фонда.

Диспозиция ст. 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях бланкетная, ей предусмотрена административная ответственность за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки.

В постановлении об административном правонарушении должностное лицо указало, что АО «Самотлорнефтегаз» в период с <дата> по <дата> включительно нарушен п. 104 Правил охраны недр.

Согласно п. 104 Правил охраны недр, утверждённых Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.07,2003 № 71 пользователем недр ведется в установленном порядке учет фонда скважин. Пробуренный фонд включает добывающие, нагнетательные, контрольные, специальные, разведочные, ликвидированные и законсервированные скважины. Эксплуатационный фонд скважин включает добывающие, нагнетательные и специальные скважины, за вычетом законсервированных и ликвидированных, и подразделяется на действующий фонд, бездействующий фонд и фонд скважин, находящихся в освоении. К действующему фонду скважин относятся скважины, дававшие продукцию (находившиеся под закачкой) в последнем месяце учитываемого периода независимо от числа дней их работы в этом месяце. В действующем фонде выделяются дающие продукцию (находящиеся под закачкой) скважины и остановленные по состоянию на конец месяца скважины из числа дававших продукцию (находившихся под закачкой) в этом месяце. К бездействующему фонду относятся скважины, не дававшие продукцию (не находившиеся под закачкой) в последнем месяце учитываемого периода. В бездействующем фонде отдельно учитываются скважины, остановленные в текущем году и до начала года. В целях предотвращения разбалансирования реализуемой системы разработки не допускается остановка и вывод в бездействующий фонд скважин по причине низкого дебита или высокой обводненности, если уровень обводнения ниже предельного уровня, предусмотренного проектной документацией. Бездействующий фонд скважин может составлять не более 10% от эксплуатационного фонда. К скважинам, находящимся в освоении и ожидании освоения после бурения, относятся скважины, завершенные строительством и не давшие продукцию (не находившиеся под закачкой). В фонде освоения скважин отдельно учитываются скважины, включенные в него в текущем году.

Между тем, в постановлении не указано на основании какого нормативно-правового акта должностное лицо определило, что в данном случае учитываемым периодом будет являться 1 месяц.

Также в постановлении о привлечении к административной ответственности не указано, каким образом, изложенные в акте проверки обстоятельства могли привести к загрязнениюнедри гидроминеральных ресурсов либо приведению месторождения полезных ископаемых в непригодное для разработки состояние непригодное для разработки состояние.

Исходя из положений ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Как следует из ст. 26.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

Должностное лицо административного органа при рассмотрении дела и принятиипостановленияо привлечении к административной ответственностидолжностного лица ФИО1 нарушил требования ст.ст.26.2,29.10Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, всесторонне, полно и объективно не исследовал наличие события административного правонарушения, вину ФИО1, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

На основании изложенного, с учетом того, что при рассмотрении жалобы были установлены нарушения, не позволившие полно и объективно рассмотреть дело, постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от <дата> не может быть признано законным и подлежит отмене, а дело об административном правонарушении в отношении должностного лица ФИО1 - направлению на новое рассмотрение, при этом, срок привлечения к административной ответственности, установленныйст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление о назначении административного наказания от <дата> старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица АО «Самотлорнефтегаз» - <данные изъяты>ФИО1 отменить.

Дело направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты - Мансийскому автономному округу – Югре на новое рассмотрение для устранения допущенных нарушений и принятия правового решения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Нижневартовский городской суд.

Судья /подпись/ Н.Н. Калашникова

Копия верна

Судья Н.Н. Калашникова