ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1056/2016 от 02.11.2016 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 12-1056/2016г.

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 02 ноября 2016 года

Судья Центрального районного суда г. Волгограда Рудых Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области ФИО2№... от 14.09.2016г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

С участием представителя заявителя ФИО1 - ФИО3, представителей комитета финансов Волгоградской области ФИО4, ФИО5,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области ФИО2№... от 14.09.2016г. ФИО1 была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб..

Не согласившись с постановлением от 14.09.2016г. ФИО1 обратилась с жалобой, в которой просит постановление отменить и производство по делу прекратить. Доводы жалобы мотивировала тем, что в отношении нее 02.08.2016г. был составлен протокол об административном правонарушении, о нарушении п.п. 9 п. 1.7 Порядка предоставления в 2014г. субсидий на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 31.10.2014г. № 621-п. Постановлением от 14.09.2016г. она была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

С вынесенным постановлением не согласна, считает его незаконным и необоснованным. Так, одним из условий предоставления субсидий в соответствии с п.п. 9 п. 1.7 Порядка предоставления в 2014г. субсидий на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Волгоградской области является: среднемесячная заработная плата на одного работника за предшествующий год должна быть не ниже 1,2 средней величины прожиточного минимума в Волгоградской области, рассчитанной исходя из установленных величин прожиточного минимума по Волгоградской области для трудоспособного населения в предшествующем году (за исключением начинающих субъектов малого предпринимательства).

Однако при подготовке заключения о соответствии заявок на участием в конкурсном отборе на право получения субсидий на государственную поддержку на территории Волгоградской области, представленных ИП ФИО6, ИП ФИО7, ИП ФИО8, ООО «Ортопед», положения п.п. 9 п. 1.7 Порядка предоставления в 2014г. субсидий на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Волгоградской области учитывались. При этом в ходе проверки документов по данным конкурсантам, было установлено отсутствие у них наемных работников за предшествующий год. В результате чего требование о наличии средней заработной платы наемных работников в размере не ниже 1,2 средней величины прожиточного минимума в Волгоградской области к ним применяться не может. Данное требование отсутствует в Порядке и не предусмотрено ст. 78 БК РФ, которому не может противоречить нормативный акт. В связи с чем, считает, что в данном случае отсутствует событие административного правонарушения.

Кроме того, считает, что не являлась должностным лицом, необоснованно предоставившим субсидию, так как подписанные ею заключения на заявки получателей субсидии являются только основанием для рассмотрения конкурсной комиссией оснований для предоставления субсидий и, решение о выдаче субсидии принимается на основании протокола данной комиссии.

Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом.

Представитель заявителя ФИО1 - ФИО3 в судебном заседании поддержала доводы жалобы. Просила учесть, что решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.09.2016г. было признано недействительным предписание комитета финансов Волгоградской области от 04.07.2016г., выданное комитету экономики Волгоградской области, которое было вынесено по тем же основаниям, что и оспариваемое постановление от 14.09.2016г. в отношении ФИО1. Считает, что в действиях ФИО1 также отсутствовало и нарушение бюджетного законодательства РФ в части предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Кроме того, просила обратить внимание на то, что ФИО1 не является должностным лицом, непосредственно предоставившим субсидии как ИП, так и ООО, в связи с чем, не является субъектом административного правонарушения.

Представители комитета финансов Волгоградской области ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против доводов жалобы. Считают, что в ФИО1 были нарушены условия предоставления субсидий, а именно п.п. 9 п. 1.7 Порядка предоставления в 2014г. субсидий на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Волгоградской области. Указание заявителя и ее представителя в жалобе на отсутствие у ИП ФИО6, ИП ФИО7, ИП ФИО8, ООО «Ортопед» наемных работников за предшествующий год, не является основанием к привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Кроме того, считают, что судом не может быть принято во внимание решение Арбитражного суда Волгоградской области в связи с тем, что там оспаривалось предписание, где на комитет экономики Волгоградской области возлагалась обязанность возместить ущерб. Просили в удовлетворении жалобы и отмене постановления от 14.09.2016г. отказать.

Судья, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав материалы дела, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 со ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1- 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.

Согласно ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Поскольку в представленном материале имеются сведения о том, что копия обжалуемого постановления от 14.09.2016г. получена ФИО1 27.09.2016г., а жалоба поступила в суд 06.10.2016г., срок для обжалования постановления не пропущен. Иного сторонами представлено не было.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.

Частью первой ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, ФИО1, являясь начальником отдела субсидий и финансовой поддержки департамента развития среднего и малого предпринимательства министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области, допустила предоставление из бюджета Волгоградской области субсидий ИП ФИО6, ИП ФИО7, ИП ФИО8, ООО «Ортопед» с нарушением условий, установленных п.п. 9 п. 1.7 Порядка предоставления в 2014г. субсидий на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Волгоградской области.

Указанные действия ФИО1 были квалифицированы по ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из материалов дела, комитетом финансов Волгоградской области в соответствии с приказами от 27.04.2016г. № 155, от 26.05.2016г. № 197 в период с 27.04.2016г. по 10.06.2016г. в отношении комитета экономики Волгоградской области проведена выездная плановая проверка соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения, полноты и достоверности отчетности о реализации подпрограммы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области» государственной программы Волгоградской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014 - 2016 годы», утвержденной постановлением Правительства Волгоградской области от 09.12.2013 года № 696-п за 2015 год.

Частями 2 и 3 ст. 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Волгоградской области от 31.10.2014г. № 621-п утвержден Порядок предоставления в 2014 году субсидий на государственную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства на территории Волгоградской области.

Согласно пунктам 6.7, 6.8, 6.9, 6.19 Порядка, Комитет экономики по результатам рассмотрения поданной субъектом малого и среднего предпринимательства (СМСП) заявки на участие в конкурсном отборе на право получения субсидии готовит мотивированное заключение о соответствии либо несоответствии заявки требованиям, предъявляемым для получения субсидии, и в установленный срок передает заявки и заключения в конкурсную комиссию.

Конкурсная комиссия рассматривает заявки и принимает решение о допуске заявок либо об отказе в допуске заявок к участию в конкурсном отборе на право получения субсидии, осуществляет оценку заявок, допущенных к участию в конкурсе, и определяет победителей конкурса и размеры предоставляемых им субсидий.

Рассмотрение заявок и принятие решения о допуске заявок либо об отказе в допуске заявок к участию в конкурсе осуществляется конкурсной комиссией с учетом заключений Комитета экономики. Решение о допуске заявок либо об отказе в допуске заявок к участию в конкурсном отборе на право получения субсидии оформляется протоколом, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии.

На основании протоколов конкурсной комиссии, Комитет экономики принимает решение о предоставлении субъекту предпринимательства субсидии или отказе субъекту предпринимательства в предоставлении субсидии.

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка, главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на выплату субсидии на государственную поддержку СМСП на территории Волгоградской области, является Комитет экономики.

В структуре министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области полномочия по организации и обеспечению деятельности комиссии по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства возложены на отдел субсидий и финансовой поддержки департамента развития среднего и малого предпринимательства.К должностным обязанностям начальника отдела субсидий и финансовой поддержки департамента развития среднего и малого предпринимательства министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области относится обеспечение выполнения полномочий, возложенных на отдел; осуществление приема и обработки пакетов документов от субъектов малого и среднего предпринимательства Волгоградской области на получение финансовой поддержки.

Приказом министра экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области «О переводе государственного гражданского служащего на иную должность государственной гражданской службы» от 26.12.2013 года № 302/К, с 26.12.2013г. на должность начальника отдела субсидий и финансовой поддержки департамента развития среднего и малого предпринимательства министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области назначена ФИО1.

Подпунктом 9 пункта 1.7 Порядка, одним из условий предоставления субсидий СМСП является наличие среднемесячной заработной платы на одного работника за предшествующий год, размер которой должен быть не ниже 1,2 средней величины прожиточного минимума в Волгоградской области, рассчитанной исходя из установленных величин прожиточного минимума по Волгоградской области для трудоспособного населения в предшествующем году (за исключением начинающий субъектов малого предпринимательства).

В ходе проверкой выполнения данного условия, установлено, что в заявлениях на предоставление субсидии на государственную поддержку, представленных в составе заявки на участие в конкурсном отборе на право получения субсидии на государственную поддержку по мероприятию «Субсидирование части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях, в том числе реализующим инновационную продукцию» ИП ФИО6, ИП ФИО7, ИП ФИО8, ООО «Ортопед» в разделе 14 наименования показателя «среднемесячная заработная плата на одного работника» указали 00 тыс. рублей.

Несмотря на указанное несоответствие, ФИО1, рассмотрев заявления, представленные в составе заявки на участие в конкурсном отборе на право получения субсидии на государственную поддержку сделала вывод о соответствии данных заявлений условиям предоставления субсидии, а именно п.п. 9 п. 1.7 Порядка.

Конкурсная комиссия с учетом заключений, подписанных начальником отдела субсидий и финансовой поддержки департамента развития среднего и малого предпринимательства ФИО1, приняла решение о допуске заявок к участию в конкурсном отборе на право получения субсидии указанных выше СМСП, осуществила оценку их заявок, по итогам которой ИП ФИО6, ИП ФИО7, ИП ФИО8, ООО «Ортопед» признаны победителями конкурсного отбора на право получения субсидии на государственную поддержку на территории Волгоградской области.

Согласно статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с требованиями статьи 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях характеризуется нарушением виновным лицом условий предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на выплату субсидий, является комитет экономики Волгоградской области.

В связи с этим, к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях могут быть привлечены только должностные лица главных распорядителей бюджетных средств, предоставляющих субсидии.

ФИО1 как начальник отдела субсидий и финансовой поддержки департамента развития среднего и малого предпринимательства является должностным лицом.

Согласно положению ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие ли отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Таким образом, доводы ФИО1 о том, что она не является субъектом административного правонарушения, является несостоятельным.

Во исполнение требований ст. 78 БК РФ принят Порядок, который включает исчерпывающий перечень условий, выполнение которых обязательно для получения субсидии из областного бюджета. Невыполнение одного их обязательных условий предоставления субсидии о наличии среднемесячной заработной платы на одного работника за предшествующий год, размер которой должен быть не ниже 1,2 средней величины прожиточного минимума в Волгоградской области, влечет за собой не возможность предоставления государственной поддержки СМСП.

При этом Порядок содержит единственное исключение, которое распространяется на начинающих субъектов малого предпринимательства к которым ИП ФИО6, ИП ФИО7, ИП ФИО8, ООО «Ортопед» не относятся.

Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нашла свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, а также подтверждается материалами административного дела.

Довод ФИО1 о том, что Порядок не содержит такого ограничивающего условия предоставления субсидии как обязательное наличие работников у субъекта предпринимательства ошибочен, включение в Порядок дополнительного условия об обязательном наличии работников у субъектов предпринимательства не требовалось, так как подпунктом 9 пункта 1.7 Порядка предусмотрено такое условие предоставления субсидии как наличии среднемесячной заработной платы на одного работника за предшествующий год в размере не ниже 1,2 средней величины прожиточного минимума по Волгоградской области, что предполагает для потенциальных участников конкурсного отбора в обязательном порядке наличие работников, которым эта заработная плата должна быть начислена.

Участники конкурсного отбора, который производился в соответствии с разделом 6 Порядка, не отвечающие условиям предоставления субсидии, не могли рассматриваться в качестве ее получателей и если такой факт имеет место, то имеет место нарушение условий предоставления субсидий.

Одной из задач подпрограммы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области государственной программы Волгоградской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2016 годы, утвержденной постановлением Правительства Волгоградской области от 09.12.2013 № 696-п, является содействие вовлечению жителей Волгоградской области в предпринимательскую деятельность, повышению общественной значимости и информированности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Целевыми показателями данной подпрограммы является количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей), а также доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микропредприятиях, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей.

В этой связи установление для получателей субсидии среди прочих условия о наличии у СМСП среднемесячной заработной платы на одного работника за предшествующий год, размер которой должен быть не ниже 1,2 средней величины прожиточного минимума в Волгоградской области, следует рассматривать как один из способов достижения целей и задач Подпрограммы.

Доводы заявителя и ее представителя в обосновании жалобы, что условие предоставления субсидии о наличии среднемесячной заработной платы на одного работника за предшествующий год, размер которой должен быть не ниже 1,2 средней величины прожиточного минимума в Волгоградской области, не обязательно для всех СМСП, подавших заявки на участие в конкурсном отборе, а относится лишь к тем СМСП, которые имеют наемных работников, не основан на нормах действующего законодательства.

Рассмотрение заявок СМСП, оформление и подписание заключений, на основании которых в последующем предоставлялись субсидии является одним из этапов принятия решения о предоставлении субсидии и входит в число должностных обязанностей ФИО1 как начальника отдела субсидий и финансовой поддержки департамента развития среднего и малого предпринимательства.

С учетом установленных обстоятельств, оценив все доказательства, судья находит, что постановление от 14.09.2016г. о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях законно и обоснованно.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Согласно действующему законодательству при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Исключительных обстоятельств по делу, дающих возможность считать совершенное ФИО1 административное правонарушение малозначительным, по делу не установлено.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области ФИО2 № 06-06-02-14/54 от 14.09.2016г., в соответствии с которым ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. - оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение обжалованию в кассационном порядке не подлежит, но может быть обжаловано в порядке надзора в Волгоградский областной суд.

Судья - ... Г.М. Рудых