19RS0001-02-2020-009981-03
12-91/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан Республика Хакасия 16 марта 2021 года
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Кулешевской А.В.,
при секретаре Шуваевой А.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО7 Г.А. на постановление № заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по <адрес> от 16 декабря 2020 года, которым должностное лицо – начальник отдела бухгалтерского учета, отчетности, контроля и экономики Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по месту жительства по адресу: <адрес>, привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л:
постановлением № заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия от 16 декабря 2020 года должностное лицо – начальник отдела бухгалтерского учета, отчетности, контроля и экономики Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, ФИО1 (далее – должностное лицо, ФИО8 Г.А.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с постановлением по делу, должностное лицо ФИО9 Г.А. обратилась с жалобой в Абаканский городской суд Республики Хакасия, в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.1 – 30.3 КоАП РФ, в которой просит постановление по делу отменить, производство – прекратить за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения. Указывает на процессуальные нарушения, заявленное ходатайство оставлено без рассмотрения. Полагает, что достаточных доказательств виновности в ее действиях материалы дела не содержат. Считает, что по факту расходов будущих периодов не было, поскольку списание денежных средств было проведено единовременно в начале года. Приводит доводы о малозначительности административного правонарушения.
В судебном заседании должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО10 Г.А., жалобу по доводам, изложенным в ней, поддержала, настаивала на отмене постановления и прекращении производства по делу.
Защитник ФИО11 Н.Л. поддержала позицию должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу, указала на неустранимые сомнения в виновности последней. Привела доводы о том, что заполнение должностным лицом указанного счета 401.50 могло привести к срыву контрактов, заключенных в результате проведения закупок в порядке Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», также указала на то, что ранее этот счет не применялся и не заполнялся. Указала на добровольное прекращение противоправного поведения в период проведения административным органом проверки. Полагала необходимым постановление отменить, производство по делу прекратить.
Представитель административного органа – специалист – эксперт юридического отдела Управления Федерального казначейства по <адрес>ФИО13 Т.Г. возражала на жалобу. Полагала, что вина должностного лица ФИО12 Г.А. доказана материалами дела, постановление – законно и обоснованно, постановлено без процессуальных нарушений. Также привела доводы о том, что заявленные должностным лицом ФИО14 Г.П. ходатайства в ходе рассмотрения дела, в том числе о прекращении производства по делу по тем или иным основаниям, в том числе за малозначительностью правонарушения, были разрешены при принятии по делу решения, и названные доводы нашли свое отражение в постановлении по делу. Указала на то, что Министерством финансов Российской Федерации определена обязанность по ведению данного счета - №.50, и эти требования являются едиными, и не содержат исключений для тех или иных организаций.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого постановления, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В силу ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ административным правонарушением признается грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3-4 ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетная отчетность включает: 1) отчет об исполнении бюджета; 2) баланс исполнения бюджета; 3) отчет о финансовых результатах деятельности; 4) отчет о движении денежных средств; 5) пояснительную записку. Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Согласно п. 302 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция от 01.12.2010 № 157н), п. 124 Инструкции применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция от 06.12.2010 № 162н), учет сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, включая страхование гражданской ответственности, приобретение неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов, осуществляется на счете 40150 «Расходы будущих периодов».
Затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются по дебету счета как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года (по кредиту счета) в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся.
Указанная норма права отражена в п. 14 Учетной политики Управления, утвержденной приказом руководителя Управления от 30.01.2019 № 5.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 162, ч. 1 ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.
Из материалов дела следует, что объективной стороной административного правонарушения, за совершение которого должностное лицо ФИО15 Г.А. привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, явилось нарушение вышеприведенных положений закона, а именно п. 6 ч. 1 ст. 162, ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 302 Инструкции от 01.12.2010 № 157н, п. 124 Инструкции от 06.12.2010 № 162н, что выразилось в искажении бюджетной отчетности по состоянию на 01 января 2020 года - в занижении показателя стр. 400 «Расходы будущих периодов» гр. 6 «Бюджетная деятельность» Отчета (ф. 0503121), стр. 160 «Расходы будущих периодов (040150000)» гр. 6 «На конец отчетного периода, бюджетная деятельность» Баланса (ф. 0503130) на сумму 22 492,70 руб., в результате не отражения произведенных, но относящихся к следующим отчетным периодам расходов по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО), приобретению неисключительных пользовательских прав на использование программ для ЭВМ на счете 401.50 «Расходы будущих периодов».
Указанные обстоятельства дела и вина должностного лица ФИО16 Г.А., не надлежащим образом исполнившей свои служебные обязанности подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 03 декабря 2020 года, в котором достаточно подробно изложена объективная сторона административного правонарушения; Балансом (ф.0503130), Отчетом (ф.0503121), утвержденными главным бухгалтером ФИО17 Г.А., и иными материалами, которые являются допустимыми, достоверными и достаточными для настоящего разрешения дела.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия от 18 сентября 2020 года № 359, в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия за период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года административным органом проведена плановая камеральная проверка достоверности и правильности отражения финансовых операций в бюджетной (бухгалтерской) отчётности, исполнения функций администраторов доходов бюджета, по результатам которой установлено, что в 2019 году Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия у САО «ВСК», Красноярского филиала АО «АльфаСтрахование», Хакасского филиала Акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» были приобретены полисы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на общую сумму 36 464,49 руб. (срок действия полисов - 1 год). Указанные расходы в полном объеме единовременно списаны на расходы текущего финансового года на счет 401.20 «Расходы текущего финансового года», что подтверждается данными Журнала операций № 4 расчетов с поставщиками и подрядчиками за март, июнь, июль, сентябрь, декабрь 2019 года. Аналогично, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия в 2019 году в рамках сублицензионного договора с ООО «Программный центр» от 11 сентября 2019 года № 294255/85 приобретены неисключительные пользовательские права (простая неисключительная лицензия) на использование программ для ЭВМ на сумму 2 030,00 руб. (срок действия лицензии - 1 год). Указанные расходы в полном объеме единовременно списаны на расходы текущего финансового года на счет 401.20 «Расходы текущего финансового года», что подтверждается данными Журнала операций № 4 расчетов с поставщиками и подрядчиками за сентябрь 2019 года. По состоянию на 01 января 2020 года дебетовый остаток по счету 401.50 «Расходы будущих периодов» должен составить 22 492,70 руб. (20 970,20+1 522,50). Фактически, по данным стр. 400 «Расходы будущих периодов» гр. 6 «Бюджетная деятельность» Отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) (далее - Отчет (ф. 0503121), стр. 160 «Расходы будущих периодов (040150000)» гр. 6 «На конец отчетного периода, бюджетная деятельность» Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) (далее - Баланс (ф. 0503130) расходы будущих периодов не отражены. Вместе с тем, сумма нарушения в 22 492,70 руб. составляет 100% от показателя по строке, указанного в отчетности в сумме 0 руб., то есть допущено искажение бюджетной отчетности.
Приказом Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия №1-к от 10.01.2019 ФИО1 назначена начальником отдела бухгалтерского учета, отчетности, контроля и экономики.
В соответствии с п. 1, п. 5.1 должностного регламента главного бухгалтера, утвержденного 10.01.2019, начальник отдела бухгалтерского учета, отчетности, контроля и экономики Управления составляет баланс и оперативные сводные отчеты о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представляет их в установленном порядке в соответствующие, органы. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, предусмотренных настоящим должностным регламентом, начальник отдела бухгалтерского учета, отчетности, контроля и экономики Управления несет ответственность.
Проанализировав исследованные доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, а также должностные обязанности должностного лица ФИО18 Г.А., административный орган пришел к обоснованному выводу о том, что последней, в нарушение приведенных положений закона, грубо нарушены требования к бюджетному (бухгалтерскому) учету. Поскольку должностным лицом не надлежащим образом исполнены служебные обязанности и не принято достаточных мер по соблюдению требований действующего законодательства в сфере учетной политики бухгалтерского учета, административный орган пришел к мотивированному выводу о том, что имеются неоспоримые доказательства и достаточные данные для установления в действиях ФИО19 Г.А. вины в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.15.15.6 КоАП РФ. Оснований не согласиться с этими выводами у суда не имеется.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Объективные обстоятельства, делающие невозможным ФИО20 Г.А. исполнение установленных требований, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не установлены.
Таким образом, должностное лицо ФИО21 Г.А. обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы ФИО22 Г.А. и ее защитника о том, что заполнение формы отчетности 401.50 могло привести к нарушению вышеприведенных контрактов, срыву оплаты по ним, не свидетельствует об отсутствии в действиях должностного лица ФИО23 Г.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, напротив, объективно подтверждает доводы административного органа о допущении должностным лицом искажение бюджетной отчетности и грубом нарушении требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету.
Доводы жалобы о допущенных процессуальных нарушениях должностным лицом административного органа, в чьем производстве находилось дело об административном правонарушении, выразившиеся в не разрешении в установленном законом порядке ходатайств, заявленных при его рассмотрении, не свидетельствуют о незаконности принятого по делу постановления, поскольку доводы, изложенные в названных ходатайствах, являлись предметом рассмотрения административным органом, и разрешены при вынесении постановления по делу. Само по себе отсутствие в материалах дела отдельного определения, разрешающего ходатайства не свидетельствует об обратном.
Вопреки доводам жалобы, исключительных обстоятельств для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и признания малозначительным административного правонарушения, совершенного должностным лицом ФИО24 Г.А., являющегося начальником отдела бухгалтерского учета, отчетности, контроля и экономики Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасии, имеющим соответствующую квалификацию, и в силу должностного регламента обязанным не только знать положения законодательства о бухгалтерском учете, но и соблюдать его, не имеется.
Иные доводы, изложенные в жалобе ФИО25 Г.А., как и приведенные в судебном заседании лицом и ее защитником, не содержат каких-либо новых аргументов, которые не были бы предметом исследования и оценки должностным лицом административного органа или опровергали бы выводы постановления по делу, они направлены на переоценку выводов административного органа и доказательств по делу, а потому подлежат отклонению как несостоятельные.
Неустранимые сомнения, которые в силу требований ст. 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу должностного лица ФИО26 Г.А., по делу не установлены, принцип презумпции невиновности не нарушен.
Порядок и срок давности привлечения ФИО27 Г.А. к административной ответственности соблюдены.
Постановление по делу сомнений в своей законности не вызывает, а потому оснований для его отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.2 – 30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
постановление № заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия от 16 декабря 2020 года в отношении должностного лица - начальника отдела бухгалтерского учета, отчетности, контроля и экономики Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, ФИО1 о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу должностного лица ФИО28 Г.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В. Кулешевская