Республика Хакасия, г.Абакан, ул.Чертыгашева, 80, каб. № 218
Дело № 12-16/2024
19MS0005-01-2023-001989-77
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г.Абакан Республика Хакасия 18 января 2024 года
Судья Абаканского городского суда Республики Хакасия Зарубин А.В.,
при секретаре Давидович А.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – директора Фонда развития Республики Хакасия Пауль Д.А. на постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении его к административной ответственности по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка №<адрес> Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ директор Фонда развития Республики Хакасия Пауль Д.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо Пауль Д.А. обратился в Абаканский городской суд с жалобой, в которой просит отменить данное постановление.
Защитник Антоневич М.В., в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, не оспаривая виновности Пауль Д.А., просил изменить назначенное наказание на предупреждение, применить положения ст. 4.1.1 КоАП РФ, поскольку допущенным правонарушением какого-либо ущерба, либо негативных последствий не повлекло.
Представитель административного органа Ягодкин А.С. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что Пауль Д.А. ранее к административной ответственности не привлекался, в вопросе изменения вида наказания полагается на усмотрение суда.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения жалобы.
Выслушав участников процесса, огласив жалобу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 15.14 КоАП РФ административным правонарушением является нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
В силу поди. 3 п. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Фонд развития Республики Хакасия является получателем бюджетных средств, его учредитель - Правительство Республики Хакасия.
Как усматривается из материалов дела и протокола об административном правонарушении, контрольно-счетной палатой Республики Хакасия на основании на основании распоряжения председателя Контрольно-счетной палатой Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№-р, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведено контрольное мероприятие «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на реализацию регионального проекта «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» в 2021-2022 годах», на предмет использования Фондом развития Республики Хакасия средств республиканского бюджета и средств софинансирования, направленных на реализацию мероприятий Регионального проекта в 2021 - 2022 годах.
По результатам вышеуказанной проверки выявлен факт допущения Фондом нецелевого использования бюджетных средств субсидии в сумме 69,8 тыс. руб. в нарушение ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, п.п.3.10, 3.11 Правил предоставления субсидий, гг. 4.3.1.4 главы IV Требований, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№, п. 2.9 Приложения № к Соглашению №, в части оплаты организации фуршета по договору от ДД.ММ.ГГГГ№ ЦПП с ИП Пархоменко О.А., что не относится к консультационной и образовательной поддержке физических лиц, заинтересованных в начале осуществления предпринимательской деятельности, начинающих и действующих предпринимателей, о чем составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 1.2 Правил предоставления субсидий на реализацию мероприятия по созданию и (или) развитию центра «Мой бизнес», утвержденных постановлением Правительства Республики Хакасия «О реализации постановления Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ№), субсидия предоставляется на организацию оказания комплекса услуг, сервисов и мер поддержки в офлайн- и онлайн-форматах физическим лицам, заинтересованным в начале осуществления предпринимательской деятельности, субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в том числе финансовых (кредитных, гарантийных, лизинговых) услуг, консультационной и образовательной поддержки, поддержки по созданию и модернизации производств, поддержки социального предпринимательства, женского предпринимательства, предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах благоустройства городской среды и сельской местности, экологии, спортивной отрасли, а также услуг акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» и акционерного общества «Российский экспортный центр», институтов развития, в том числе специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, торгово-промышленных палат и иных организаций, оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
Согласно п. 3.10, 3.11 вышеуказанных Правил средства, предоставленные единому органу управления, могут использоваться только на цели, указанные в пункте 1.2 настоящих Правил, в соответствии с документом о плановых направлениях расходования субсидии федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Хакасия, согласованным с Министерством.
Субсидия предоставляется в том числе, на: - предоставление физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», комплекса информационно-консультационных и образовательных услуг организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и институтами развития в офлайн- и онлайн-форматах, предусмотренного федеральным проектом «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами»; - предоставление физическим лицам, заинтересованным в начале осуществления предпринимательской деятельности, начинающим и действующим предпринимателям комплекса услуг, направленного на вовлечение в предпринимательскую деятельность, а также информационно-консультационных и образовательных услуг в офлайн- и онлайн-форматах на единой площадке, предназначенной для оказания комплекса услуг, сервисов и мер поддержки организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, по единым требованиям к оказанию поддержки, а также в институтах развития, предусмотренного федеральным проектом «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса».
Направления расходования средств субсидии, необходимые для реализации положений данного пункта предусматриваются в документе о плановых направлениях расходования субсидии федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Хакасия на финансирование центра «Мой бизнес» на год, в котором предоставляется субсидия, составленном в соответствии с приложением № Приказа №, и являющимся приложением к соглашению о предоставлении субсидии.
В п. 4.3.1.4 главы IV Требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской -Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации, направленных на достижение целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№, перечислены услуги, предоставление которых центр поддержки предпринимательства (далее - ЦГ1П) должен обеспечивать субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, заинтересованным в начале осуществления предпринимательской деятельности, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», например: - консультационные услуги по вопросам: начала ведения собственного дела для физических лиц, планирующих осуществление предпринимательской деятельности, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее - физических лиц), - маркетингового сопровождения деятельности и бизнес-планирования субъектов малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, правового обеспечения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц; - организация и проведение программ обучения для субъектов малого и среднего предпринимательства, физических лиц и т.д.. Услуги питания в названном пункте отсутствуют.
Соглашением о предоставлении из республиканского бюджета Республики Хакасия субсидии Фонду развития Республики Хакасия № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Министерством экономического развития Республики Хакасия, которому как получателю средств бюджета Республики Хакасия доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии в соответствии с п. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (Предоставитель) в лице Министра экономического развития Республики Хакасия Богушевича В.Н., действующего на основании Положения, и Фонд развития Республики Хакасия (Получатель), в лице директора Пауль Д.А., действующего на основании Устава, предусмотрено предоставление Получателю из бюджета Республики Хакасия в 2022 году Субсидии в целях: 1.1.1. финансового обеспечения затрат на организацию оказания комплекса услуг, сервисов и мер поддержки в офлайн- и онлайн- форматах физическим лицам, заинтересованным в начале осуществления предпринимательской деятельности, субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в том числе финансовых (кредитных, лизинговых) услуг, консультационной и образовательной поддержки, поддержки по созданию и модернизации производств, поддержки социального предпринимательства, женского предпринимательства, предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах благоустройства городской среды и сельской местности, экологии, спортивной отрасли, а также услуг акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» и акционерного общества «Российский экспортный центр», институтов развития в сфере малого и среднего предпринимательства, в том числе специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, торгово-промышленных палат и иных организаций, оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в целях достижения показателей и результатов регионального проекта Республики Хакасия «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» в соответствии с направлениями расходования субсидии в 2022 году согласно приложению № к настоящему Соглашению (далее - Субсидия).
В п. 4.3. перечислены обязанности получателя, в числе которых направлять Субсидию на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, определенных в пункте 1.1 настоящего Соглашения (подп.4.3.3).
В п. 2.9 Приложения № к Соглашению № указано о предоставлении Фонду субсидий на организацию программ мероприятия центра «Мой бизнес» по наставничеству для начинающих предпринимателей и самозанятых граждан.
Факт нецелевого расходования бюджетных средств подтверждается соглашением о предоставлении субсидии № от ДД.ММ.ГГГГ, положением о наставничестве в сфере предпринимательства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ, договором №ЦПП от ДД.ММ.ГГГГ, актом № от ДД.ММ.ГГГГ, платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, и иными материалами.
Должностное положение Пауль Д.А. подтверждается трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ, уставом Фонда развития Республики Хакасия.
Оценив исследованные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, учтя положения ст. 2.4 КоАП РФ, регламентирующей понятие административной ответственности должностных лиц, прихожу к выводу, что директором Фонда развития Республики Хакасия Пауль Д.А., ненадлежащим образом исполнены служебные обязанности по соблюдению требований бюджетного законодательства, вследствие чего им допущено нецелевое использование бюджетных средств.
Таким образом, у административного органа имелись доказательства и достаточные данные для установления вины Пауль Д.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ и привлечения его к административной ответственности.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с примечаниями данной статьи под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, состоит в том, что оно не выполнило вышеуказанные требования Закона о контрактной системе.
Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации требований, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не установлены.
Следовательно, должностным лицом Пауль Д.А. совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ.
Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшегося по делу акта в части назначенного Пауль Д.А. наказания.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии ч. 1 и ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как следует из материалов дела, Пауль Д.А. к административной ответственности ранее не привлекался, совершенное правонарушение не повлекло негативных последствий, перечисленных в ч. 3.4 КоАП РФ.
Учитывая обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, предоставление необходимых для проведения проверки документов и пояснений, отсутствия негативных последствий, полагаю возможным заменить назначенное Пауль Д.А. наказание в виде штрафа предупреждением, что согласуется с принципами справедливости назначенного наказания и его соразмерности содеянному, так как в данном случае возбуждением дела об административном правонарушении и рассмотрением дела, по делу об административном правонарушении достигнута предупредительная цель административного производства, установленная ст. 3.1 КоАП РФ.
В соответствии с п.2 ч.1. ст.30.7. КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора Фонда развития Республики Хакасия Пауль Д.А. к административной ответственности по ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – изменить.
Назначить Пауль Д.А. административное наказание в виде предупреждения.
В остальной части постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья
Абаканского городского суда А.В. Зарубин