Дело № 12-1059/18.
РЕШЕНИЕ.
Санкт-Петербург 25 декабря 2018 года.
Судья Приморского районного суда Санкт-Петербурга Васильева Л.В.,
рассмотрев жалобу на постановление заместителя главного государственного инспектора Санкт-Петербурга по использованию и охране земель ФИО3 от 22 мая 2018 года № 235/18 в отношении
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. Ленинграда, зарег. в <адрес>
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Санкт-Петербурга по использованию и охране земель ФИО3 от 22 мая 2018 года № 235/18 ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Вина ФИО2 установлена указанным постановлением в использовании земельного участка не в соответствии с его разрешенным использованием, при следующих обстоятельствах.
Согласно протоколу в отношении ФИО2 возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.8 КоАП РФ. Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении явились данные, выявленные при проверке, проведенной на основании распоряжения Управления Росреестра по Санкт-Петербургу от 26.02.2018 № 24371. Результаты проверки оформлены соответствующим актом от 25.04.2018 № 24371, из которого следует, что ФИО2 использует земельный участок с кадастровым номером 78:34:0004245:10 не в соответствии с видом его разрешенного использования. Государственным инспектором Санкт-Петербурга по использованию и охране земель ФИО4 проведена проверка соблюдения земельного законодательства ФИО2 при использовании земельного участка площадью 6093 кв. м., с кадастровым номером 78:34:0004245:10, расположенного по адресу: Санкт- Петербург, Чистяковская ул., участок 4 (южнее дома 1, лит.А). Плановая выездная проверка проведена на основании распоряжения Управления Росреестра Санкт-Петербурга от 26.02.2018 № 24371. Вид разрешенного использования участка - для размещения крытых спортивных комплексов – (физкультурно-оздоровительных комплексов, спортивных залов, бассейнов и т.д.) без трибун для зрителей. Проверка проведена в соответствии с требованиями законодательства. Участок принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО2 (доля в праве 1/7).На участке расположены: объект капитального строительства (пятиэтажное нежилое строение, которое используется для гостиничного обслуживания, объекта общественного питания, бассейна), с кадастровым номером 78:34:0000000:3188 (согласно сведениям ЕГРН гостинично-административный комплекс); объект капитального строительства (трехэтажное нежилое строение, которое используется для гостиничного обслуживания), с кадастровым номером 78:34:0000000:318 (согласно сведениям ЕГРН гостинично-административный комплекс); объект капитального строительства (двухэтажное нежилое строение, которое используется для гостиничного обслуживания, объекта общественного питания, объекта бытового обслуживания: сауны), с кадастровым номером 78:34:0000000:3186 (согласно сведениям ЕГРН гостинично-административный комплекс); временные сооружения (беседки, навесы и сцена); заасфальтированная парковка для автомобилей. Для участка установлен и документально учтен в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования «для размещения крытых спортивных комплексов (физкультурно-оздоровильных комплексов, спортивных залов, бассейнов и т.д.) без трибун для зрителей»,что согласно Распоряжению Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт- Петербурга от 17.08.2015 N1341 "Об утверждении порядка принятия решения об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков", соответствует коду Классификатора 5.1 (Размещение объектов капитального строительства в качестве спортивных клубов, спортивных залов, устройство площадок для занятия спортом и физкультурой), однако, фактически участок используется для целей: -«Спорт», что соответствует коду Классификатора 5.1; -«Гостиничное обслуживание», что соответствует коду Классификатора 4.7; -«Общественное питание», что соответствует коду Классификатора 4.6;- «Бытовое обслуживание», что соответствует коду Классификатора 3.3; т.е. не в соответствии с учтенным видом разрешенного использования. Изменение вида разрешенного использования участка оказывает влияние на кадастровую стоимость и отражается на размере земельного налога. Соблюдение положений приведенного законодательства зависело от действий ФИО2 Однако на дату проведения проверки, заявитель как собственник, не произвел юридически значимого выбора и изменения (или дополнения) вида разрешенного использования принадлежащего участка в установленном порядке; в сведения кадастра недвижимости не внесены дополнительные сведения об ином виде разрешенного использования участка, в соответствии с которым фактически использовался Участок.
В поданной жалобе на указанное постановление ФИО2 просит постановление отменить как незаконное и необоснованное, производству по делу прекратить.
В обоснование жалобы указывает, что Распоряжением № 72 от 19 января 2009 года Комитета по градостроительству и архитектуре утвержден градостроительный план земельного участка, где установлен в соответствии с распоряжением Комитета от 07.09.2004 года № 151-е разрешенный вид использования - гостиница. Градостроительный план на земельный участок был утвержден за две недели до вступления в силу Закона Санкт-Петербурга «О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» (далее ПЗЗ). С момента вступления в силу Закона Санкт-Петербурга «О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» ФИО5 (прежний собственник) пыталась легализовать объект в административном порядке в связи с чем обращалась в Комиссию по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга, в КГА Санкт-Петербурга, в адрес Президента РФ ФИО6, в адрес полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном округе, в ответах на обращения ФИО5, государственные органы сообщили ей, что необходимо решение Правительства Санкт-Петербурга о подготовке проекта закона Санкт-Петербурга о внесении изменений в Закон СПб от 16.02.2009 и в случае принятия Правительством Санкт-Петербурга данного решения, обращения ФИО5, как градостроительная инициатива, будет рассмотрена при подготовке проекта внесения изменений в нормативные правовые акты. На данный момент Правительство Санкт-Петербурга решение о внесении изменений в Закон СПб от 16.02.2009 не приняло. Строительство гостиницы осуществлялось согласно распоряжению Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 07.09.2004 №151-С.Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга распоряжением от 07.09.2004 года №151-С «О проектировании и строительстве гостиничного комплекса...» и в соответствии с действующим на тот момент законодательством разрешил проектирование и строительство гостиничного комплекса. Проект на строительство гостиничного комплекса разрабатывался согласно действовавшего на тот период регламента градостроительного зонирования кварталов в Коломягах, утвержденного распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 04.02.98 №109-р «Об утверждении Основных положений проекта строительного и функционального зонирования кварталов в Коломягах». Распоряжением № 72 от 19 января 2009 года Комитета по градостроительству и архитектуре утвержден градостроительный план земельного участка, на котором возведена гостиница, где установлен в соответствии с распоряжением Комитета от 07.09.2004 года № 151-е разрешенный вид использования - гостиница. На момент начала строительства гостиницы не имелось законодательного ограничения на строительство гостиницы на земельном участке, поскольку Градостроительный кодекс РФ на тот момент еще не был принят, какие-либо иные нормативно-правовые акты, ограничивающие возможность строительства на участке гостиницы, отсутствовали. До начала строительства - 22 сентября 2004 было получено утвержденное Комитетом по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга архитектурно-планировочное задание на проектирование и строительство гостиничного комплекса. Перед осуществлением строительных работ 08 апреля 2004 года были проведены общественные слушания по вопросу строительства гостиничного комплекса. По результатам общественных слушаний Администрация Приморского района СПб считала возможным строительство гостиничного комплекса. Объемно-пространственное решение и генеральный план на стадии «рабочий проект» гостиничного комплекса согласованы 16.02.2005 года главным архитектором Санкт-Петербурга ФИО9. Также 27 декабря 2004 года получено Санитарно-эпидемиологическое заключение № 09-06/7490 по Рабочему проекту гостиничного комплекса, согласно которому, рабочий проект соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. Главное Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по СПБ и ЛО 29.07.2004 года выдало положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы № 04-42/4891 в отношении предпроектных предложений гостиничного комплекса. Отдел государственного пожарного надзора Приморского района 14.12.2004 года в письме указал, что по результатам рассмотрения проектной документации в отношении гостиничного комплекса находит возможным согласиться с принятыми проектными решениями в части соблюдения действующих противопожарных требований строительных норм и правил. Гостиничному комплексу 18 апреля 2005 года присвоен милицейский адрес: улица Чистяковская д. 2.20 июня 2005 года и 03 марта 2006 года Филиалом ГУ ГУИОН Проектноинвентаризационное бюро Приморского района выполнены обмеры помещений гостиничного комплекса по адресу: Санкт-Петербург, Чистяковская улица, дом 2 и изготовлены: ведомости помещений и их площадей, поэтажные планы строений литер А, литер Б, литер В.07 сентября 2006 года Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт- Петербург выдало санитарно-эпидемиологическое заключение согласно которому, помещения гостиничного комплекса соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.16 марта 2007 года Филиал Федерального Государственного Учреждения Здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» в Приморском, Петроградском, Курортном, Кронштадтском районах выдало экспертное заключение № 05ф-06/1708, согласно которому, санитарно-эпидемиологическая экспертиза лабораторных исследований уровней загрязнения почвы по микробиологическим, санитарно-гигиеническим и паразитологическим показателям, отобранных с территории земельного участка гостиничного комплекса соответствуют категории - «допустимая», «чистая».29 декабря 2007 года с ОАО энергетики и электрификации «Ленэнерго» заключен Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. В настоящее время гостиничный комплекс подключен к электрическим сетям и потребляет электроэнергию. 24 марта 2010 года с ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» заключен Договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ. Осуществляя необходимые согласования с соответствующими государственными органами, объект попал в переходный период. Право собственности на объект было зарегистрировано на основании судебного решения. Объект капитального строительства по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чистяковская д. 2 лит. Б используется работниками для обслуживания основного здания. Объект капитального строительства по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чистяковская д. 2 лит. В используется работниками для обслуживания основного здания. Указание в Акте проверки от 25.04.2018 и в протоколе об административном правонарушении от 25.04.2018 на использование здания лит. А под размещение бассейна, гостиничного обслуживания, общественного питания, здания лит. Б под размещение гостиничного обслуживания, здания лит. В под бытовое обслуживание не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, поскольку объект капитального строительства является единым и неделимым, в состав которого входят помещения основного и вспомогательного характера. Вычленение помещений и строительство их в качестве самостоятельного объекта на земельном участке с отдельным соответствующим видом разрешенного использования - в настоящее время невозможно, поскольку Генеральный план Санкт-Петербурга, Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга не предусматривают наличие таких специальных территориальных зон с соответствующими видами разрешенного использования.Более того, Генеральный план Санкт-Петербурга, Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга не предусматривают вид разрешенного использования, который сочетал бы в себе одновременно совокупность нескольких видов разрешенного использования. При этом, строительство и существование объекта капитального строительства без помещений вспомогательного характера, которые не являются основными, не может существовать и обслуживаться. В действиях ФИО2 отсутствует событие административного правонарушения, поскольку закон дает возможность использовать земельный участок без установления срока приведения его в соответствие с градостроительным регламентом за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Доводы жалобы поддержала в судебном заседании защитник ФИО2 – ФИО1, действующая на основании доверенности. Также дополнила, что по мнению должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, объекты, которым присвоены литеры А,Б,В, размещаются на земельном участке в нарушение градостроительных регламентов. В градостроительном плане указан гостиничный комплекс 2009 года. После вступления в силу ПЗЗ, получилось так, что расположение гостиничного комплекса попало в зону застройки, не предусмотренной по разрешенному использованию в цифрах ПЗЗ. Согласно ч.8 ст.36 Градостроительного кодекса РФ, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. В действующем на сегодняшний день классификаторе использования земель отсутствует такой вид использования, как гостиничный комплекс. А потому при подаче в Росреестр заявления самим ФИО2 был выбран наиболее подходящий вид использования земельного участка как – «для размещения крытых спортивных комплексов, спортивных залов, бассейнов и т.д.) без трибун для зрителей».
Представитель Росреестра в суд не прибыл.
Одновременно с подачей жалобы на постановление ФИО2 заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы.
В обоснование ходатайства указано, что обжалуемое постановление вынесено 22.05.2018 года в отсутствие ФИО10 Указанное постановление получено ФИО11. по почте 16.07.2018 г. На Постановление ФИО2 подал 25.07.2018 года жалобу в Отдел государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП Российской Федерации срок обжалования, направив ее по почте. В нарушение требований ч. 1 ст. 30.2 КоАП РФ данная жалоба в течение трех суток со дня ее поступления в Росреестр не направлена в соответствующий суд и по существу не рассмотрена. Каких-либо извещений или уведомлений в отношении поданной жалобы от заместителя главного государственного инспектора Санкт-Петербурга по использованию и охране земель в адрес ФИО2 не поступало.
Согласно ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. 2. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Как следует из материалов дела, обжалуемое постановление вынесено в отсутствие ФИО2 22 мая 2018 года, направлено ему по почте, получено им 16 июля 2018 года (л.д.14).
Жалоба направлена в Росреестр по почте ценным письмом с описью вложения 25 июля 2018 года, получена в Росреестре 02 августа 2018 года (л.д.15-16, 131).
В соответствии с ч. 1 ст. 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу, поданная судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу, направляется ими со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. В том случае, когда жалоба ошибочно адресована суду, органу, должностному лицу, которые не уполномочены рассматривать данную жалобу, она передается по назначению судье, органу, должностному лицу, правомочным ее рассматривать в соответствии с положениями ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ.
В нарушение требований ч. 1 ст. 30.2 КоАП РФ данная жалоба в течение трех суток со дня ее поступления не направлена в Приморский районный суд Санкт-Петербурга. В связи с чем указанная жалоба заявителем была подана уже в Приморский районный суд Санкт-Петербурга.
Учитывая изложенное, суд находит, что первоначально жалоба была подана заявителем в установленный десятидневный срок, и находит возможным восстановить срок на обжалование.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, полагаю, что обжалуемое постановление подлежит отмене, как постановленное с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, ФИО2 является сособственником земельного участка с кадастровым номером 78:34:0004245:10, площадью 6093 кв.метра, по адресу: Санкт-Петербург, ул.Чистяковская, участок 4, южнее дома 1 литер.А), ему вменяется в вину его использование не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным использованием.
На указанном земельном участке располагается гостиничный комплекс.
Строительство гостиницы осуществлялось согласно распоряжению Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 07.09.2004 №151- С (л.д.129-130).
Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга распоряжением от 07.09.2004 года №151-С «О проектировании и строительстве гостиничного комплекса...» и в соответствии с действующим на тот момент законодательством разрешил проектирование и строительство гостиничного комплекса.
Согласно градостроительному плану земельного участка с кадастровым номером 78:34:4245:10 (ранее до присвоения кадастрового номера 78:34:0004245:10) от 2008 года, основные виды разрешенного использования земельного участка включали, в том числе – для размещения объектов бытового обслуживания (л.д.123-128).
В выписке Росреестра от 04.08.2016 года указан вид разрешенного использования земельного участка как «для размещения крытых спортивных комплексов (физкультурно-оздоровительных, спортивных залов, бассейнов и т.д.) без трибун для зрителей (л.д.120-122).
При этом в материалах дела не имеется сведений и органом, вынесшим обжалуемое постановление, не установлено, какой вид разрешенного использования земельного участка с более ранним кадастровым номером 78:34:4245:10 был установлен при утверждении кадастрового плана земельного участка, утвержденного КЗРиЗ от 17.08.2004 года.
В обжалуемом постановлении указывается, что «из системного толкования ст.37 ГрК РФ, ст.7, 42, 85 Земельного кодекса … следует обязанность лица оформить в установленном действующим законодательством порядке свой выбор вида разрешенного использования земельного участка из числа всех допустимых для категории, к которой относится земельный участок. Виды разрешенного использования земельного участка определяются в соответствии с классификатором, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года № 540».
Однако, возможность указания на несколько видов разрешенного использования для одного земельного участка в данном классификаторе не предусмотрена.
Кроме того, в постановлении указывается на то, что выбор вида разрешенного использования земельного участка принадлежит самому лицу, что не исключает ошибки собственника при подаче соответствующих сведений в Росреестр.
Вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул.Чистяковская, участок 4, южнее дома 1 литер А, под гостиничный комплекс, был определен до принятия и вступления в силу Закона Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» (принят ЗС СПб 04.02.2009 года, утратил силу в связи с изданием постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524, утвердившего Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга).
В Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 (приложение 7) зона, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером 78:34:0004245:10, определена как территориальная зона «Т1 Ж2-2» - жилая зона индивидуальных (одноквартирных) отдельно стоящих жилых домов с участками не менее 1200 квадратных метров с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры.
Согласно части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента, разрешенное использование земельного участка, землевладелец вправе продолжить использование этого участка без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если такое использование не создает опасности использования, не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таких обстоятельств, препятствующих использованию гостиничного комплекса, по делу не установлено.
Следовательно, изменение вида разрешенного использования в связи с принятием правил землепользования и застройки не исключает возможность использования собственниками земельных участков по целевому назначению.
В связи с изложенным оснований для привлечения ФИО2 к административной ответственности по части 1 ст.8.8 КоАП РФ не имеется.
На основании ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: … 3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
А потому оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.30.7 ч.3 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора Санкт-Петербурга по использованию и охране земель ФИО3 от 22 мая 2018 года № 235/18 в отношении ФИО2 по части 1 ст.8.8 КоАП РФ - отменить.
Производство по делу в отношении ФИО2 части 1 ст.8.8 КоАП РФ прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения суда через районный суд.
Судья Л.В. Васильева