№12-1059/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
26 декабря 2018 года г.Хабаровск
Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Ткаченко Е.С., рассмотрев жалобу ведущего эксперта отдела государственных закупок управления хозяйственного обеспечения Губернатора и Правительства Хабаровского края ФИО4, родившегося <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <данные изъяты> на постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок УФАС по Хабаровскому краю ФИО1 от 19.10.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя УФАС от 19.10.2018 ФИО4 привлечен к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде штрафа.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО4 обратился в суд с жалобой, указав, что изложенный в постановлении вывод о том, что установленный в п.36 Порядка формирования информации перечень информации не является исчерпывающим, необоснованный, а вывод, что проставление статуса «Исполнение завершено» относится к обязательной информации, за непредоставление которой предусмотрена ответственность по ч.2 ст.7.31 КоАП РФ, противоречит нормам законодательства и разъяснениям уполномоченных органов государственной власти; нарушение стало возможным вследствие того, что при поступлении на рассмотрение должностное лицо в нарушение п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ не возвратило постановление прокурора для дооформления; защитником указывалось, что в нарушение ч.2 ст.28.2 КоАП РФ указанное постановление не содержит объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело; сделана ссылка, что по требованию прокурора предоставил пояснения; в нарушение ст.ст.28.2, 28.4 КоАП РФ при описании объективной стороны не указана норма права, которой предусмотрено обязательное проставление статуса «исполнение завершено» в электронной системе; кроме того, в нарушение требований ст.24.1, п.6 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении не указаны ссылки на нормы действующего законодательства, на основании которых должностное лицо пришло к выводу, что на заказчика возложена обязанность проставлять статус контракта «Исполнение завершено», а также о том, что размещенная 05.06.2018, информация об исполнении контракта является недостоверной и не соответствует требованиям ст.103 Закона о контрактной системе, п.10 Правил и п.36 Порядка; ссылка должностного лица на п.4 Порядка основана на неверном толковании норм права; из положения не следует, что на заказчика возложена обязанность по присвоению контракту статуса «Исполнение завершено»; напротив, исходя из буквального толкования, направляемая информация должна быть сформирована в соответствии с требованиями Порядка, а не атрибутами, предусмотренными электронной формой веб-интерфейса ЕИС, как указано в постановлении; при этом, п.4 Порядка не определяет перечень информации и документов, формируемых заказчиком для включения в реестр контрактов, а устанавливает способы ее направления в Федеральное казначейство; вывод о том, что до присвоения контракту статуса «Исполнение завершено» в реестре имеется информация «Исполнение по этапу не завершено», что является нарушением пп.«к» п.2 Правил, противоречит разъяснениям Министерства финансов РФ, изложенным в письме от 06.06.2017 №09-04-04/35157, из которых следует, что положения ч.3 ст.103 Закона о контрактной системе, пп.«к» п.2 Правил не регламентируют порядок определения этапа или факта исполнения контракта, а устанавливают перечень и объем информации и документов о контракте и закупке, вносимой в реестр; факт размещения поименованных в п.36 Порядка информации и документов в установленный срок не опровергнут; таким образом, требования ч.2 ст.103 Закона о контрактной системе не нарушены; вся обязательная информация размещена в установленный срок; отсутствуют событие и состав правонарушения; государственный контракт исполнен, цель закупки достигнута; 18.07.2018 контракту присвоен статус «Исполнение завершено»; его действия не повлекли нарушения охраняемых общественных отношений, дополнительного расходования бюджетных средств, охраняемые права общества и государства, а также лица, с которым заключен контракт; применение меры наказания носит неоправданно карательный характер, не соответствует тяжести правонарушения.
В судебном заседании ФИО4 и его защитник доводы жалобы поддержали в полном объеме, дали пояснения по их существу.
Старший прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края ФИО2 и представитель УФАС ФИО3 полагают обоснованным привлечение ФИО4 к ответственности по ч.2 ст.7.31 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, выслушав сторону защиты, представителя УФАС и прокурора, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию.
Требования к направлению заказчиками в орган, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, сведений, касающихся исполнения контракта, определены положениями ст.103 Федерального закона от 05.04.2018 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и муниципальных нужд», Правилами ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утв. постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1084.
В реестр контрактов в соответствии с пунктами 10, 13 ч.2 ст.103 Закона о контрактной системе среди иных включаются: информация об исполнении контракта, в том числе информация об оплате контракта, о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта; документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
На основании п.2 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N1084, в реестр контрактов включаются информация и документы, установленные частью 2 статьи 103 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в том числе согласно пп.«к» - информация об исполнении контракта, а также информация об оплате контракта, о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением стороной контракта обязательств, предусмотренных контрактом, а также информация о наступлении гарантийного случая, предусмотренного контрактом, и исполнении обязательств по гарантии качества товара, работы, услуги.
Указанные выше сведения в силу ч.3 ст.103 Закона о контрактной системе и п.2 Постановления Правительства РФ №1084 направляются в течение пяти рабочих дней с даты изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Предусмотренные настоящими Правилами формирование информации, а также обмен информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (п.10 Правил).
Пунктом 4 Порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утв. приказом Министерства финансов РФ от 24.11.2014 №136н, предусмотрено, что информация должна быть сформирована в структурированном виде путем заполнения экранных форм веб-интерфейса информационной системы или направлена в Федеральное казначейство из информационной системы, используемой заказчиком в целях формирования информации, подлежащей включению в реестр контрактов, в форме электронного документа, содержащего информацию, сформированную в соответствии с Порядком, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; пунктом 36 – при формировании информации об исполнении контракта, в том числе информации об оплате контракта, а также информации о наступлении гарантийного случая, предусмотренного контрактом, и исполнении обязательств по гарантии качества товаров, работ, услуг указываются следующие сведения: код и наименование документа(ов) о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, в том числе в ходе отдельных этапов исполнения контракта (далее - приемка товаров, работ, услуг), предусмотренных контрактом, а также определяющего(их) ненадлежащее исполнение контракта, или неисполнение контракта (с указанием допущенных нарушений), или наступление гарантийного случая, предусмотренного контрактом, или исполнение обязательств по гарантии качества товаров, работ, услуг, принимающие следующие значения: реквизиты документа(ов) о приемке товаров, работ, услуг, предусмотренных контрактом, а также определяющего(их) ненадлежащее исполнение контракта или неисполнение контракта (с указанием допущенных нарушений) или наступление гарантийного случая, предусмотренного контрактом, или исполнение обязательств по гарантии качества товаров, работ, услуг; количество поставленного товара, объем выполненной работы или оказанной услуги, предусмотренные контрактом, в соответствии с документом(ами) о приемке товаров, работ, услуг, предусмотренных контрактом, а также определяющим(ими) ненадлежащее исполнение контракта или неисполнении контракта (с указанием допущенных нарушений); количество поставленного (замененного) товара, объем выполненной работы или оказанной услуги, предусмотренные обязательствами по гарантии, в соответствии с документом(ами), определяющим(ими) исполнение обязательств гарантии качества товаров, работ, услуг (при наличии); национальное кодовое буквенное обозначение и наименование единицы измерения количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения; наименование, номер и дата платежного документа; информация о соответствии платежного документа документу(ам) о приемке товаров, работ, услуг, предусмотренных контрактом, а также определяющему(им) ненадлежащее исполнение контракта или неисполнении контракта (с указанием допущенных нарушений); наименование и код валюты, в которой осуществляется оплата контракта; сумма оплаты контракта в соответствии с платежным документом, в том числе налога на добавленную стоимость; информация о прекращении обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), обеспеченных банковской гарантией, с указанием даты прекращения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), обеспеченных банковской гарантией.
Согласно материалам дела, прокуратурой Хабаровского края во исполнение плана работы, утвержденного прокурором края 25.06.2018, проведена проверка исполнения Правительством Хабаровского края законодательства о контрактной системе, в ходе которой установлено следующее.
23.04.2018 между Правительством Хабаровского края и ФГУП «<данные изъяты> заключен контракт №22700000786180002060005 под №1 на оказание услуг по созданию системы защиты информации стоимостью 549 804,8 рублей.
Актом №8/000006 от 15.06.2018 работы приняты, оплата произведена согласно платежному поручению от 02.07.2018.
06.07.2018 ведущим экспертом отдела государственных закупок управления хозяйственного обеспечения Губернатора и Правительства края ФИО4 размещена информация об исполнении вышеназванного контракта под №1 без завершения исполнения контракта; установленный законом срок направления сведений об исполнении контракта с проставлением статуса «Исполнение завершено» истек 09.07.2018.
Информация об исполнении контракта №22700000786180002060005, в том числе электронная форма с проставлением статуса контракта «Исполнение завершено» в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направлена 18.07.2018 (после получения информации от Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края от 17.07.2018 о необходимости приведения в соответствие сведений об исполнении государственных контрактов), что явилось нарушением ч.3 ст.103 Закона о контрактной системе.
Выявленное несоблюдение требований закона послужило поводом для возбуждения 03.09.2018 первым заместителем прокурора края дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.31 КоАП РФ, в отношении ведущего эксперта отдела государственных закупок управления хозяйственного обеспечения Губернатора и Правительства края ФИО4
Постановлением заместителя руководителя УФАС от 19.10.2018 ФИО4 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства и вина ФИО4 в совершении правонарушения подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.09.2018, контрактом от №22700000786180002060005 от 23.04.2018, информацией о контракте, сведениями об исполнении контракта, которые отвечают требованиям ст.26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и оценены должностным лицом УФАС при рассмотрении дела с учетом положений ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Кроме того, виновность должностного лица подтверждена информацией председателя Комитета государственного заказа Правительства края от 17.07.2018.
Являясь должностным лицом, обладая в силу распоряжения от 31.05.2018 №321-р полномочиями по размещению информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, ФИО4 допустил нарушение требований законодательства РФ о контрактной системе, в связи с чем, обоснованно привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.7.31 КоАП РФ.
Доводы стороны защиты, касающиеся невиновности ФИО4 основаны на произвольной трактовке правовых норм, выраженной желанием избежания последним административной ответственности.
Так как в соответствии с п.4 Порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, определено, что информация должна быть сформирована в структурированном виде путем заполнения экранных форм веб-интерфейса, и экранными формами веб-интерфейса информационной системы предусмотрено заполнение и направление в федеральный орган исполнительной власти информации об исполнении контракта путем проставления статуса «Исполнение завершено», а такая информация исполненного 02.07.2018 контракта от 23.04.2018, подлежащая размещению в срок до 09.07.2018, отсутствовала, обоснованно привлечение ФИО4 к ответственности за инкриминируемое деяние.
Состав информации об исполнении контракта определен в п.36 Порядка, утвержденного Приказом Минфина России от 24.11.2014 N136н. При этом, ссылка стороны защиты на соблюдение данного пункта Порядка ФИО4, а также отсутствие в нем обязанности проставления статуса о завершении контракта несостоятельны по вышеуказанным основаниям, а также в связи с несоблюдением ФИО4 ч.ч.2,3 ст.103 Закона о контрактной системе, что явилось поводом для проведения прокурором проверки по факту неисполнения контракта в установленный срок.
Наказание ФИО4 назначено в соответствии с санкцией ч.2 ст.7.31 КоАП РФ, которая другого вида или размера для должностных лиц не предусматривает.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Отсутствие ущерба не указывает на малозначительность правонарушения, поскольку состав деяния является формальным и наступление ответственности не связано с вредными последствиями. Административная ответственность наступает за факт совершения противоправных действий, а не за причинение какого-либо вреда.
Кроме того, объектом инкриминируемого правонарушения являются общественные отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в данной сфере, в связи с чем, оснований квалифицировать деяние, как малозначительное, в том числе, с учетом изложенных в жалобе доводов, не усматривается.
Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности содеянного, не установлено.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено, правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления нет.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок УФАС по Хабаровскому краю ФИО1 от 19.10.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ведущего эксперта отдела государственных закупок управления хозяйственного обеспечения Губернатора и Правительства Хабаровского края ФИО4 оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня его получения через Центральный районный суд г.Хабаровска.
Судья Ткаченко Е.С.