ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1059/2021 от 21.02.2022 Куйбышевского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело 12-116/2022 (12-1059/2021;)

УИД 78RS0-90

РЕШЕНИЕ

Санкт-Петербург 21 февраля 2022 года

Судья Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга Королев А.О.,

с участием представителя ООО «» ФИО2,

представителя заявителя ФИО5ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО5 на определение Северо-Западного ГУ Центрального банка Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.36 КоАП РФ, в отношении ООО «», ИНН , ОГРН , юридически адрес: , лит. Ч, пом. 2Н,

УСТАНОВИЛ:

Определением ведущего юрисконсульта отдела судебной и административной работы Юридического управления Северо-Западного ГУ ЦБ России от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.36 КоАП РФ, в отношении ООО «».

В жалобе, поданной в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга, ФИО5 просит об отмене вышеуказанного определения, поскольку оно незаконно и необоснованно, и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Суд, изучив истребованные материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, приходит к следующим выводам.

Как следует из представленных материалов, ФИО5 и ФИО4 являются участниками общества с ограниченной ответственностью «» (далее - Общество) с общим размером долей, равным 50% от уставного капитала Общества.

ФИО5ДД.ММ.ГГГГ обратился в адрес Общества с требованием о предоставлении копий документов в соответствии со ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Затребованные заявителем документы Общество не представило. По данному факту ФИО5 обратился с заявлением в Северо-Западное ГУ ЦБ России с целью проверки наличия состава административного правонарушения в действиях Общества.

По итогам рассмотрения обращения, вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.36 КоАП РФ, в отношении директора Общества на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Изучение жалобы и истребованных материалов позволяет сделать вывод о том, что предусмотренных законом оснований к отмене либо изменению определения должностного лица не имеется.

Так, в соответствии со ст. 14.36 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем, участникам (акционерам, членам, учредителям) юридического лица в случае, если представление таких документов предусмотрено законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

На основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» участники общества вправе:

участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и уставом общества;

получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его уставом порядке.

В силу пунктов 1 - 3 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»:

1. Общество обязано хранить документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.

2. Общество по требованию участника общества обязано обеспечить ему доступ к следующим документам:

1) договор об учреждении общества, за исключением случая учреждения общества одним лицом, решение об учреждении общества, устав общества, утвержденный учредителями (участниками) общества, а также внесенные в устав общества и зарегистрированные в установленном порядке изменения и дополнения;

2) протокол (протоколы) собрания учредителей общества, содержащий решение о создании общества и об утверждении денежной оценки неденежных вкладов в уставный капитал общества, а также иные решения, связанные с созданием общества;

3) документ, подтверждающий государственную регистрацию общества;

4) внутренние документы общества;

5) положения о филиалах и представительствах общества;

6) решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

7) протоколы общих собраний участников общества, заседаний ревизионной комиссии общества;

8) списки аффилированных лиц общества;

9) заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора, государственных и муниципальных органов финансового контроля;

10) судебные решения по спорам, связанным с созданием общества, управлением им или участием в нем, а также судебные акты по таким спорам, в том числе определения о возбуждении арбитражным судом производства по делу и принятии искового заявления либо заявления об изменении основания или предмета ранее заявленного иска;

11) протоколы заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества;

12) договоры (односторонние сделки), являющиеся крупными сделками и (или) сделками, в совершении которых имеется заинтересованность;

13) иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.

3. В течение пяти рабочих дней со дня предъявления соответствующего требования участником общества указанные в пункте 2 настоящей статьи документы должны быть предоставлены обществом для ознакомления в помещении исполнительного органа общества, если иное место не определено уставом общества либо внутренним документом, утвержденным общим собранием или советом директоров (наблюдательным советом) общества и опубликованным на его сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Общество по требованию участника общества обязано предоставить ему копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление таких копий, не может превышать затраты на их изготовление и, если в требовании указано на необходимость их отправки по адресу, указанному участником, соответствующие расходы на пересылку.

Уставом общества либо внутренним документом, утвержденным общим собранием или советом директоров (наблюдательным советом) общества, может быть установлена необходимость предварительной оплаты участником общества указанных в абзаце первом настоящего пункта расходов, в этом случае срок исполнения обязанности по предоставлению документов, указанный в настоящем пункте, начинает исчисляться с момента представления участником общества документов об оплате. При наличии в уставе общества либо во внутреннем документе, утвержденном общим собранием или советом директоров (наблюдательным советом) общества, положений, указанных в настоящем абзаце, общество обязано в течение трех рабочих дней с момента обращения участника с требованием о предоставлении копий документов сообщить ему стоимость их изготовления и в соответствующих случаях размер расходов на пересылку.

Приведенная редакция этой нормы права введена в действие Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым одновременно дополнена глава 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях статьей 14.36, которая устанавливала ответственность юридических и должностных лиц за непредставление или несвоевременное представление документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем, что корреспондировало положению подпункта 10 пункта 2 статьи 50 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Таким образом, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем, участникам (акционерам, членам, учредителям) юридического лица в случае, если представление таких документов предусмотрено законом. Следовательно, административная ответственность, установленная этой нормой права устанавливает административную ответственность за непредставление либо несвоевременное представление только документов, перечисленных в этой норме права, а не любых документов юридического лица.

Из материалов дела усматривается, что ФИО5 запрашивал у юридического лица сведения, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности Общества, а не документы о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем, эти сведения не относятся к документам, перечисленным в подпункте 10 пункта 2 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», поэтому непредставление обществом запрошенных документов не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.36 КоАП РФ.

Отсутствие события инкриминируемого директору общества административного правонарушения в силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

На основании ч. 3 ст. 28.1 КоАП дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Таких поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в действиях директора Общества в заявлении, адресованной обществу и его директору на его ознакомление с документами, относящимися к финансово-хозяйственной деятельности Общества не содержалось, поэтому у должностного лица не было правовых оснований к возбуждению дела об административном правонарушении. Не предоставление заявителю иных запрошенных документов, перечисленных в пункте 2 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» не образуют событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.36 КоАП РФ, поэтому вывод должностного лица об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.36 КоАП РФ соответствует действующему законодательству.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, эти требования закона должностным лицом административного органа были соблюдены.

Несогласие ФИО5 с фактическими обстоятельствами дела и с толкованием действующего законодательства, подлежащего применению к сложившимся правоотношениям не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения его жалобы, поскольку обстоятельств, которые в силу ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли повлечь отмену обжалуемого акта, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Определение Северо-Западного ГУ Центрального банка Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.36 КоАП РФ, в отношении ООО «», ИНН , ОГРН оставить без изменения, жалобу ФИО5 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке.

Судья