Дело № 12-105/2019
РЕШЕНИЕ
Судья Холмского городского суда Сахалинской области Расковалова О.С., при секретаре Байдик Э.С., с участием прокурора Шабриной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протест Холмского городского прокурора на постановление заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора Сахалинского управления Ростехнадзора ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности директора муниципального унитарного предприятия «Тепло» ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ заместителем Холмского городского прокурора старшим советником юстиции Кикоть Е.Г. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности директора муниципального унитарного предприятия «Тепло» ФИО2 и ДД.ММ.ГГГГ направлено на рассмотрение по подведомственности руководителю Сахалинского управления Ростехнадзора.
Согласно постановлению, в эксплуатации муниципального унитарного предприятия «Тепло» находятся котельные, которые являются источниками теплоснабжения для объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы. Согласно представленной Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Холмский городской округ» информации о поставке и расходу топлива в муниципальному образовании в период прохождения отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ годов, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном унитарном предприятии «Тепло» неснижаемый нормативный запас жидкого топлива на котельной, расположенной в <адрес> составил 71,712 тонн (4 суток), на котельной, расположенной по адресу: <адрес> – 7,501 тонн (3 суток), в <адрес> - 6,138 тонн (11 суток). Кроме того, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном унитарном предприятии «Тепло» имеется 5-суточный запас твердого топлива ( 2 352,10 тонн). Из объяснений исполняющего обязанности директора муниципального унитарного предприятия «Тепло» ФИО2 следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на предприятии отсутствует неснижаемый нормативный запас жидкого топлива. Таким образом, муниципальное унитарное предприятие «Тепло» не организовало и не обеспечило надежное теплоснабжение потребителей. Согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГФИО2 исполняет обязанности руководителя муниципального унитарного предприятия «Тепло», несет ответственность за содержание в надлежащем состоянии закрепленного за предприятием имущества, то есть является руководителем, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора Сахалинского управления Ростехнадзора ФИО1 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
ДД.ММ.ГГГГ, не согласившись с постановлением по делу, Холмский городской прокурор подал на него протест, в котором поставил требования о его отмене и направлении дела на новое рассмотрение, поскольку ФИО2 является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, а потому состав указанного выше административного правонарушения имеет место быть.
В судебное заседание не явились ФИО2 и представитель административного органа, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения протеста.
Судья, не признавая явку указанных выше лиц в судебное заседание обязательной, полагает возможным рассмотрение протеста в их отсутствие.
В судебном заседании прокурор Шабрина Е.В. поддержала требования протеста по изложенным в нем основаниям.
Выслушав прокурора, изучив дело, судья приходит к выводу об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение в административный орган по следующим основаниям.
Согласно статье 9.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение собственниками или иными законными владельцами тепловых электростанций, производящих электрическую и (или) тепловую энергию для потребителей, и котельных, производящих тепловую энергию для потребителей, их должностными лицами нормативов запасов топлива, порядка создания и использования тепловыми электростанциями и котельными запасов топлива влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от восемнадцати месяцев до трех лет.
Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден порядок создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, согласно которого, запасы основного топлива создаются для поддержания базового режима работы тепловых электростанций (п.3).
Владельцы тепловых электростанций обязаны обеспечивать наличие запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, в соответствии с нормативами запасов топлива на тепловых электростанциях, утверждаемыми уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами исполнительной власти Российской Федерации (далее - уполномоченные органы) (п.2).
Владельцы тепловых электростанций, которые используют в качестве основного вида топлива уголь и (или) торф, создают ОНЗТ, который состоит из ННЗТ, НЭЗТ, а также нормативного запаса вспомогательного топлива (НВЗТ) (п.5).
Владельцы тепловых электростанций, которые используют в качестве основного вида топлива уголь, мазут, торф и (или) дизельное топливо, создают ННЗТ, который должен обеспечивать работу тепловых электростанций в режиме выживания в течение семи суток (п.9).
Владельцы тепловых электростанций рассчитывают ННЗТ и НАЗТ по согласованию с соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления (п.14).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Министерстве энергетики Российской Федерации» установлено, что Министерство энергетики Российской Федерации, осуществляя полномочия, утверждает нормативы создания запасов топлива при производстве электрической энергии, а также нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» установлены правила расчета нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (далее - котельные), и основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве тепловой энергии организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм (п.1).
Норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ) (п.2).
ННЗТ рассчитывается один раз в три года (п.6).
В течение трехлетнего периода ННЗТ подлежит корректировке в случаях изменения состава оборудования, структуры топлива, а также нагрузки социально значимых категорий потребителей тепловой энергии, не имеющих питания от других источников (п.7).
Расчет ННЗТ производится для котельных по каждому виду топлива раздельно (п.8).
Расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года (п.12).
Количество суток, на которое рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки. Вид топлива – твердое, способ доставки: железнодорожный транспорт – объем запаса топлива 14 суток; автотранспорт – 7 суток.
Для расчетов размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу 45 суток; жидкому – 30 суток.
Согласно п.4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
В соответствии с договором № о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Тепло» от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению имуществом муниципального образования «Холмский городской округ» МУП «Тепло» передано имущество на праве хозяйственного ведения. Согласно п. 2.2 договора МУП «Тепло» пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом для осуществления целей и задач в соответствии с Уставом, п.2.3 которого установлено, что МУП «Тепло» производит выработку и транспортировку тепловой и электрической энергии.
Как видно из дела, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном унитарном предприятии «Тепло» неснижаемый нормативный запас жидкого топлива на котельной, расположенной в <адрес> составил 71,712 тонн (4 суток), на котельной, расположенной по адресу: <адрес> – 7,501 тонн (3 суток), в <адрес> - 6,138 тонн (11 суток). Кроме того, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном унитарном предприятии «Тепло» имеется 5-суточный запас твердого топлива ( 2 352,10 тонн).
Из объяснений исполняющего обязанности директора муниципального унитарного предприятия «Тепло» ФИО2 следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на предприятии отсутствует неснижаемый нормативный запас жидкого топлива.
Должностное лицо, прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, пришел к выводу о том, что ФИО2 не является субъектом вменяемого административного правонарушения.
Между тем, выводы административного органа основаны на неверном толковании материального права, без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Так, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ принят на должность исполняющего обязанности директора муниципального унитарного предприятия «Тепло», с оплатой и на условиях согласно трудовому договору, как видно из распоряжения комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Холмский городской округ» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГФИО2 исполняет обязанности руководителя муниципального унитарного предприятия «Тепло», несет ответственность за содержание в надлежащем состоянии закрепленного за предприятием имущества (пункты 2.1, 2.2, 3.1.3, 6.1).
Как видно из должностной инструкции и.о. директора муниципального унитарного предприятия «Тепло» ФИО2, он руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-технической и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности; обеспечивает соблюдение законности в деятельности предприятия…; осуществляет контроль за порядком учета поступления и расходования средств, использованием материальных ценностей. И.о. директора несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим, в том числе административным законодательством РФ.
Таким образом, фактически вывод о том, что ФИО2 не является субъектом вменения, в данном случае административный орган должным образом не мотивирован.
Указанное свидетельствует о существенном нарушении административным органом норм материального права, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, поэтому постановление должностного лица не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел не истек, дело подлежит направлению в административный орган на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Отменить постановление заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора Сахалинского управления Ростехнадзора ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№/э по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности директора муниципального унитарного предприятия «Тепло» ФИО2.
Дело направить на новое рассмотрение в Сахалинское управление Ростехнадзора.
На решение может быть подана жалоба в Сахалинский областной суд в течение 10 суток со дня получения (вручения) его копии.
Судья Расковалова О.С.