ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-105/20 от 21.10.2020 Ржевского городского суда (Тверская область)

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

21 октября 2020 года г. Ржев Тверской области

Судья Ржевского городского суда Тверской области Андреева Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Лазданса Яниса на постановление главного государственного инспектора Центрального межрегионального управления Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 05 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.29 КоАП РФ,

установил

Постановлением главного государственного инспектора Центрального межрегионального управления Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Гурьянова М.Н. от 05.08.2020 № 69201006765 Лазданс Янис (водитель) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Лицом, привлеченным к административной ответственности на указанное постановление подана жалоба, в которой просит постановление от 05.08.2020 № 69201006765 отменить, производство по делу прекратить, вернуть денежные средства, уплаченные в качестве штрафа. В обоснование жалобы указывает следующее. Инспектору были представлены все документы, оформленные в соответствии с требованиями Приказа Министерства транспорта РФ от 14.10.2015 № 301 «Об утверждении особенностей выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств». Информация о номере телефона является добавочной, требованиями указанного Приказа не регламентирована. При прохождении транспортного контроля при въезде на таможенную территорию ТС (РФ), при следовании по маршруту движения осуществлен транспортный контроль СВПК «Кунья» Псковская область, нарушений не было выявлено. Полагает, что при составлении протокола и вынесении постановления по делу об административном правонарушении должностным лицом, не смотря на установленный законодательством регламент, была дана некомпетентная и неправильная нормативно-правовая оценка представленным документам.

Лицо, привлечённое к административной ответственности, надлежаще извещённое о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явилось; ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлено.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении и вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, главный государственный инспектор Центрального МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Гурьянов М.Н., надлежаще извещённый о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явился, направив письменный отзыв на жалобу от 01.10.2020, в котором просит рассмотреть жалобу в его отсутствие и оставить её без удовлетворения, а постановление от 05.08.2020 № 69201006765 - без изменения. Указывает, что жалоба не содержит каких-либо существенных доводов и описания исключительных обстоятельств, указывающих на возможность изменения или отмены постановления; в тексте жалобы искажена информация, указанная в «Графе 1» накладной СМR LV-7781 и указана только её часть, а существенная информация о SIA «TKS», печатью которого и заверена в п.22 (подпись и штамп отправителя) данная накладная, умышленно не указана. Факт несоответствия ключевой информации очевиден. Представленное разрешение № 0301712 не соответствует виду перевозки. Водителю назначено минимальное административное наказание, предусмотренное ч.1 ст.11.29 КоАП РФ. Нарушение требований, предъявляемых к порядку осуществления международной перевозки грузов, создает угрозу государственным интересам Российской Федерации и её населению. Считает, что оспариваемое постановление вынесено в соответствии с действующим законодательством и в интересах Российской Федерации.

Проверив представленные материалы, судья приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 11.29 КоАП РФ осуществление международных автомобильных перевозок с незаполненными разрешениями, разрешениями, заполненными с нарушением установленных правил, или разрешениями, не соответствующими виду перевозки, либо без разрешений, если такие разрешения обязательны, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, либо без учётного талона, выдаваемого органами государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок, влечёт наложение административного штрафа на водителя транспортного средства в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Из содержания изложенной нормы следует, что объективную сторону соответствующего правонарушения образует осуществление международных автомобильных перевозок с незаполненными разрешениями, разрешениями, заполненными с нарушением установленных правил, или разрешениями, не соответствующими виду перевозки, либо без разрешений, если такие разрешения обязательны.

При этом субъектами ответственности могут выступать, в том числе водители транспортного средства.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 127-ФЗ «О государственном контроле за международными автомобильными перевозками и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (далее – ФЗ от 24 июля 1998 года № 127-ФЗ) специальное разрешение подразумевает под собой разовое дополнительное разрешение на проезд конкретного транспортного средства с крупногабаритным или тяжеловесным либо опасным грузом по территории государства, а также разовое разрешение на проезд конкретного транспортного средства, принадлежащего перевозчику одного из договаривающихся государств, по территории таких государств в третьи государства или из третьих государств. Порядок выдачи российских разрешений определяется Правительством РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ от 24 июля 1998 года № 127-ФЗ вид выполняемой международной автомобильной перевозки груза (двусторонняя, транзитная или перевозка с территории или на территорию третьего государства) определяется на основании данных, содержащихся в международной товарно-транспортной накладной, в соответствии с критериями и порядком, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (далее - федеральный орган исполнительной власти в области транспорта), и которые доводятся до компетентных органов иностранных государств.

В силу ст. 5 ФЗ от 24 июля 1998 года № 127-ФЗ международные автомобильные перевозки транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, грузов или пассажиров с территории Российской Федерации на территорию третьего государства либо с территории третьего государства на территорию Российской Федерации осуществляются в соответствии со специальными разрешениями. Выдача указанных специальных разрешений осуществляется в порядке, установленном пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Под специальным разрешением в ст. 1 указанного Федерального Закона понимается, в том числе, разовое разрешение на осуществление международной автомобильной перевозки с территории или на территорию третьего государства.

Под международной автомобильной перевозкой с территории или на территорию третьего государства понимается перевозка иностранным перевозчиком одного иностранного государства на территорию Российской Федерации с территории другого иностранного государства или с территории Российской Федерации на территорию другого иностранного государства (ст. 1 ФЗ от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ).

Во исполнение приведённых положений ст. 2 ФЗ от 24 июля 1998 года № 127-ФЗ Министерством транспорта Российской Федерации 27 октября 1998 года утверждён Перечень документов, которые должны находиться на автотранспортном средстве при осуществлении международных перевозок и предъявляются в соответствующих случаях для проверки (далее - Перечень).

В силу п. 6 Перечня при перевозке грузов должна предъявляться товарно-транспортная накладная (CMR) в соответствии с требованиями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) и отгрузочные спецификации по каждому наименованию груза. К товарно-транспортным документам относятся CMR и все прилагаемые к ней документы: отгрузочная спецификация, фактура-спецификация, сертификат о качестве, карантинный и ветеринарный сертификаты или свидетельства. Эти документы составляются на русском языке и на одном из иностранных языков. Бланки всех товарно-транспортных документов должны быть изготовлены в типографии и заполняться на пишущей машинке. Они передаются перевозчику вместе с товарно-транспортной накладной.

В соответствии с положениями ст. 4 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее - КДПГ), заключённой в Женеве 19 мая 1956 года, договор перевозки устанавливается накладной (CMR).

Согласно ст. 5 КДПГ накладная составляется в трёх оригиналах, подписанных отправителем и перевозчиком, причём эти подписи могут быть отпечатаны типографским способом или заменены штемпелями отправителя и перевозчика, если это допускается законодательством страны, в которой составлена накладная. Первый экземпляр накладной передаётся отправителю, второй сопровождает груз, а третий остаётся у перевозчика.

Накладная должна содержать, в частности, место и дату её составления; имя и адрес отправителя; имя и адрес транспортного агента; место и дату принятия груза к перевозке и место его доставки; перечень документов, переданных перевозчику (ст. 6 КДПГ).

При этом накладная, если не доказано противного, имеет силу договора относительно его условий и удовлетворения принятия груза перевозчиком (ст. 9 КДПГ).

Согласно ст. 1 ФЗ от 24 июля 1998 года № 127-ФЗ грузом третьего государства является груз, владельцем и (или) грузоотправителем либо грузополучателем которого является юридическое лицо, зарегистрированное в государстве, отличном от государства погрузки и государства разгрузки транспортного средства, или физическое лицо, являющееся гражданином государства, отличного от государства погрузки и государства разгрузки транспортного средства, или лицо без гражданства, имеющее место жительства в государстве, отличном от государства погрузки и государства разгрузки транспортного средства.

В соответствии с п. 5 ст. 2 ФЗ от 24 июля 1998 года № 127-ФЗ разработаны Особенности выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств, утверждённые Приказом Минтранса России от 14 октября 2015 года № 301, предусматривающие необходимость представления перевозчиком документов, подтверждающих загрузку транспортного средства в государстве, в котором оно зарегистрировано: международной товарно-транспортной накладной, счета-фактуры (инвойса), сертификата (сертификатов) происхождения товара (товаров), ветеринарного сертификата (сертификатов), фитосанитарного сертификата (сертификатов), документа (документов), подтверждающего безопасность продукции (товаров) в части её соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, а также представления поручения отправителя или получателя груза перевозчику на перевозку груза. Указанные особенности доводятся до компетентных органов иностранных государств.

В силу п. 9 ст. 2 ФЗ от 24 июля 1998 года № 127-ФЗ разрешения, международные товарно-транспортные накладные и другие документы, которые в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения и законодательством Российской Федерации требуются для осуществления международных автомобильных перевозок, должны быть заполнены иностранным перевозчиком до въезда транспортного средства на территорию Российской Федерации, находиться у водителей транспортных средств и предъявляться водителями транспортных средств по требованиям контролирующих органов.

Согласно положениям п. 3 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 14 октября 2015 года № 301 «Об утверждении Особенностей выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих стран» (далее - Приказ Минтранса России от 14 октября 2015 года № 301) подтверждение отнесения грузов, перевозимых транспортным средством, принадлежащему иностранному перевозчику (далее - транспортное средство), к грузам третьих государств, осуществляется на основании следующих документов, предоставленных иностранным перевозчиком:

а) международная товарно-транспортная накладная;

б) сертификат происхождения товара;

в) поручение грузоотправителя или грузополучателя иностранному перевозчику на перевозку груза (далее - поручение),

г) счет-фактура (инвойс);

д) ветеринарный сертификат, фитосанитарный сертификат, документ, подтверждающий безопасность продукции (товара) в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям (в случаях если обязательность наличия одного или более из таких документов при осуществлении соответствующей перевозки установлена международным договором Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации).

В силу положений подп. «а» п. 4 Приказа Минтранса России от 14 октября 2015 года № 301 международная товарно-транспортная накладная, оформленная для выполнения перевозки грузов третьих государств, должна подтверждать при въезде транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, на территорию Российской Федерации - факт погрузки транспортного средства в государстве его регистрации; подтверждением данного факта является указание в накладной наименования государства погрузки транспортного средства и государства составления накладной, соответствующего наименованиям государства регистрации данного транспортного средства и государства, в котором зарегистрирован иностранный перевозчик; при этом в накладной в качестве государства разгрузки транспортного средства и государства, в котором грузополучатель зарегистрирован в качестве юридического лица или является его гражданином или является лицом без гражданства, имеющим на его территории место жительства, указана Российская Федерация; указанное в накладной наименование государства, в котором владелец груза и (или) грузоотправитель зарегистрированы в качестве юридических лиц или являются его гражданами или являются лицами без гражданства, имеющими на его территории место жительства, относится к третьему государству, отличному от наименований государства погрузки транспортного средства, государства регистрации данного транспортного средства и государства перевозчика.

Согласно п. 5 Приказа Минтранса России от 14 октября 2015 года № 301 поручение должно быть оформлено письменно, заверено печатью и подписью с указанием фамилии подписавшего, а также содержать следующую информацию: маршрут перевозки груза; наименование и вес груза; информация о грузоотправителе (наименование, адрес, телефон, контактные лица); полный адрес места погрузки транспортного средства.

В силу положений п. 6 Приказа Минтранса России от 14 октября 2015 года № 301 информация, содержащаяся в поручении, должна совпадать с соответствующей информацией, содержащейся в накладной.

При непредставлении иностранным перевозчиком документа (комплекта документов), соответствующего требованиям пункта 10 настоящих Особенностей, либо представлении документов, не соответствующих требованиям пунктов 5 - 9, подпункта 9.1 настоящих Особенностей, международная автомобильная перевозка грузов третьих государств выполняется в соответствии со специальным разовым разрешением на осуществление перевозки с территории или на территорию третьего государства или многосторонним разрешением, действительным для осуществления перевозки по территории Российской Федерации (п. 11 Приказа Минтранса России от 14 октября 2015 г. № 301).

В результате проведённых контрольных мероприятий МУГАДН по Тверской области установлено, что 05 августа 2020 года в 15 часов 00 минут при осуществлении транспортного контроля на стационарном пункте 225 км автомобильной дороги М-9 «Балтия» Тверская область водитель Лазданс Янис осуществлял перевозку груза по маршруту Латвия – Россия (Московская область), государство регистрации автотранспортного средства (АТС) – Латвия, регистрационный знак MD5700, с российским разрешением, не соответствующим виду перевозки, а именно: представлено разрешение № 0301712 на двустороннюю/транзитную перевозку, отправитель груза зарегистрирован в Австрии (третья страна), соответствующий комплект документов не представлен, информация о грузоотправителе в «Договоре-поручении № 0103/20» от 30.07.2020 не совпадает с соответствующей информацией, содержащейся в п.1,22 (в части «CW CIA «TKS»») накладной CMR LV-7781, в нарушение п.6 Приказа от 14.10.2015 №301 Минтранса РФ. Номер телефона, указанный в «Поручении» (в 3 позициях) + не существует.

Водитель транспортного средства Лазданс Янис предъявил для проверки документы, на основании которых должностным лицом сделан вывод о том, что водителем осуществляется международная перевозка с разрешением, не соответствующим виду перевозки.

По данному факту 05 августа 2020 года должностным лицом в отношении Лазданса Яниса составлен протокол № 69201006765 об административном правонарушении по признакам состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.29 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении должностным лицом вынесено оспариваемое постановление.

Доказательствами, подтверждающими, что водитель Лазданс Янис осуществлял без соответствующего разрешения международную автомобильную перевозку грузов с территории Республики Латвия в Российскую Федерацию являются:

- российское разовое разрешение № 0301712 от 28 июля 2020 года, согласно которому иностранному перевозчику SIA «GRANVIA» на 2020 год разрешена двусторонняя транзитная перевозка туда и обратно (графы 3 и 7);

- международная товарно-транспортная накладная CMR LV-7781, в которой грузоотправителем товара указана фирма Werner & Mertz Professional Vertriebs GMBH, находящаяся по адресу: Neualmtrstr.13 5400 Hallein Avstria (графа 1), получатель груза – компания OОO «Пассаж», находящееся по адресу: Москва, Кавказский бульвар, дом 51 строение 3 антресоль 1 этаж пом. VII Л.№ 32 (графа 2), место погрузки – Daugavpils, CIA «TKS», Spalu 1P, Latvia (графа 4),перевозчик – SIA «GRANVIA» (графа 16);

- договор-поручение грузополучателя на перевозку грузов № 0103/20 от 30 июля 2020 года, в котором грузоотправителем указана фирма Werner & Mertz Professional Vertriebs GMBH, находящаяся по адресу: Neualmtrstr.13, 5400 Hallein, Avstria.

Вышеуказанные документы были представлены водителем и именно они оценивались должностным лицом при осуществлении транспортного контроля.

Соотнеся международную товарно-транспортную накладную CMR LV-7781 с договором-поручением грузополучателя на перевозку грузов № 0103/20 от 30 июля 2020 года, судья приходит к следующему.

Грузоотправителем товара в соответствии с CMR LV-7781 и договором-поручением № 0103/20 от 30 июля 2020 года является фирма Werner & Mertz Professional Vertriebs GMBH, находящаяся по адресу: Neualmtrstr.13, 5400 Hallein, Avstria, а место погрузки – Daugavpils, CIA «TKS», Spalu 1P, Latvia. Указанная информация не совпадает с соответствующей информацией, содержащейся в п.1,22 (в части «CW CIA «TKS»») накладной CMR LV-7781.

Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 11.29 КоАП РФ, является формальным и считается оконченным с момента начала осуществления международной перевозки.

Исходя из оценки документов, которые были представлены водителем при осуществлении транспортного контроля, должностным лицом обоснованно сделан вывод о том, что заявителем, являющимся водителем грузового транспортного средства, принадлежащего латвийскому перевозчику фирме SIA «GRANVIA», осуществлялась международная автомобильная перевозка груза третьего государства с разрешением не соответствующим виду перевозки, в связи с чем Лазданс Янис правомерно привлечён к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.29 КоАП РФ.

Нарушение требований, предъявляемых к порядку осуществления международной перевозки грузов, создаёт угрозу государственным интересам Российской Федерации и её населению.

Соблюдение процедуры и срока привлечения к административной ответственности, а также наличие полномочий у административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности установлено судом.

Права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ, порядок и сроки обжалования постановления (гл. 30 КоАП РФ) были разъяснены Лазданс Янису, о чём имеется запись в постановлении и протоколе по делу об административном правонарушении.

Отсутствие соответствующего разрешения на международную автомобильную перевозку груза свидетельствует об уклонении перевозчика от выполнения требований ФЗ от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ, за что предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 11.29 КоАП РФ.

С учётом приведённых норм закона и выявленных нарушений суд приходит к выводу, что собранными по делу доказательствами вина Лазданса Яниса в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.29 КоАП РФ, доказана.

Нарушений при рассмотрении дела требований КоАП РФ, в том числе, - прав участников производства по делу об административном правонарушении, не установлено.

Предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ обстоятельств, исключающих производство по делу, судьёй не установлено.

Существенных нарушений норм административного законодательства влекущих отмену обжалуемого акта, по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, судья

Р е ш и л :

Постановление главного государственного инспектора Центрального межрегионального управления Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Гурьянова М.Н. от 05.08.2020 № 69201006765 о привлечении Лазданс Яниса к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Лазданса Яниса – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Е.В.Андреева

1версия для печатиДело № 12-105/2020 (Решение)