ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-105/20 от 28.05.2020 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 12-105/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

г. Челябинск 28 мая 2020 года

Судья Советского районного суда г.Челябинска Загуменнова Е.А.,

при секретаре судебного заседания Сергеевой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ПАО «Орскнефтеоргсинтез» на постановление Федеральной службы по надзору в сфере государственного железнодорожного надзора Уральского управления государственного железнодорожного надзора от 31 января 2020 года по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «Орскнефтеоргсинтез» по части 3 статьи 11.14 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Уральского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 31 января 2020 года за нарушение правил перевозки опасных веществ, тяжеловесных и негабаритных грузов на железнодорожном транспорте наложено административное взыскание в виде административного штрафа на ПАО «Орскнефтеоргсинтез» в размере 3000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.11.14 КоАП РФ.

Данным постановлением ПАО «Орскнефтеоргсинтез» признано виновным в том, что 17.12.2019 года на железнодорожной станции Челябинск-Главный Южно-Уральской железной дороги осуществляло перевозку опасного груза «топливо авиационное для турбинных двигателей (топливо для реактивных двигателей марки РТ, высший сорт) 30/ООН 1863, АК 305 вагоном №73657082 с нарушением правил перевозки опасных веществ на железнодорожном транспорте, установленных п.3 ст. 1, ст.2, ст. 20, п.3 ст. 21 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ №17-ФЗ от 10.01.2003г.; ст. 3 и ст. 18 Устава жд транспорта, в части не обеспечения сохранности перевозимого груза, пожарной и экологической безопасности.

Находя незаконным привлечение к административной ответственности, представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Бейлисон Р.Е., обратилась в суд с жалобой об отмене постановления и прекращении производства по делу. В обоснование указала, что 13.12.2019 года на путь 28 цеха 10 ПАО «Орскнефтеоргсинтез» в составе группы был подан вагон №73657082 под налив груза, назначением на станцию Комбинатская Западно-Сибирской железной дороги. При обработке на пути ППС согласно ГОСТ 1510-84 по технологической операции №1 вагон был признан годным под налив продукта РТ, на основании чего выдан акт ф.ВУ-20 от 13.12.2019г., перед погрузкой работниками ПАО «Орскнефтеоргсинтез» вагон был осмотрен и признан годным под погрузку наливаемого продукта, что подтверждается объяснительной осмотрщика нефтеналивных емкостей и свидетельством о техническом состоянии вагона-цистерны. Налив осуществлялся в соответствии с действующей технологической инструкцией, после окончания грузовых операций вагон принят представителем станции. При приемосдаточных операциях проводился осмотр вагона, в том числе на предмет плотности закрытия клапана и отсутствия течи груза перед закрытием заглушки нижнего сливного прибора. Вагон был залюкован, ЗПУ «Спрут -777» затянуто до конца. Во время и после окончания налива вагон из ставки не выводился, пределы эстакады налива светлых нефтепродуктов не покидал и был выведен вместе с другими вагонами данной ставки с путей эстакады налива нефтепродуктов.

В судебном заседании представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, участия не принимал, о времени и месте рассмотрения жалобы ПАО «Орскнефтеоргсинтез» было извещено надлежащим образом.

Представитель административного органа Уральское УГЖДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, представитель заинтересованного лица- ОАО «РЖД» также в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения жалобы были судом извещены.

Изучив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является: существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело; наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, а также недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Частью 3 ст.11.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Как установлено ст.15 Конституции РФ, любое лицо должно соблюдать Конституцию РФ и законы, следовательно – установленные законом обязанности. Вступая в общественные отношения в сфере перевозки грузов на железнодорожном транспорте, лица должны знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований закона.

В соответствии с п.3 ст. 1 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» от 10.01.2003 №17-ФЗ одним из основных принципов функционирования железнодорожного транспорта является безопасность, а в соответствии с со ст.2Закона обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижения риска причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

В соответствии с п. 3 ст. 21 Закона «О железнодорожном транспорте РФ» №17 ФЗ от 10.01.2003 года грузоотправители и грузополучатели при перевозках, погрузке и выгрузке опасных и специальных грузов должны обеспечивать безопасность таких перевозок, погрузки и выгрузки.

В соответствии со статьей 18. Грузоотправители (отправители) обязаны подготавливать грузы, грузобагаж для перевозок в соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность.

В силу ч.2 ст.20 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ, владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.

За нарушение правил безопасности движения на железнодорожном транспорте и эксплуатации транспортных и иных связанных с перевозочным процессом технических средств виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (ч.6 ст.21 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ).

В соответствии со ст. 3 ФЗ Закона «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 10.01.2003г. Правила перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом (далее - правила перевозок грузов железнодорожным транспортом) представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, операторов и иных владельцев железнодорожного подвижного состава, контейнеров, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, других юридических и физических лиц, регулируют порядок приема грузов и не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров для перевозок, порядок их выдачи и определяют условия перевозок грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров с учетом их особенностей, безопасности движения, сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава, контейнеров и с учетом экологической безопасности.

На основании пункта 2.5 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных приказом Минтранса России от 18.06.2003 № 25, не допускается перевозка груза в цистернах, бункерных полувагонах в случаях течи котла цистерны, бункера полувагона, неисправности запорно-предохранительной и сливо-наливной арматуры, наличия пробоины паровой рубашки цистерны, бункерного полувагона.

Согласно п.3.1.1 Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах цистернах, утвержденных протоколом Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств от 21 – 22.05.2009 N50 (далее - Правила N 50), перевозка жидких грузов наливом осуществляется только в технически исправных и предназначенных для этих грузов вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа.

В соответствии с п.3.2.3 вышеназванных Правил под налив должны подаваться исправные вагоны-цистерны и вагоны бункерного типа, соответствующие роду наливаемого продукта.

В соответствии с п.3.2.23 правил по окончании налива грузоотправитель обязан: … - герметично закрыть крышки загрузочного люка, бункера, сливоналивной арматуры, заглушек;…

Также как следует из представленного в материалы дела ПАО «Орскнефтеоргсинтез» регламента взаимодействия ОАО «РЖД», ППС Никель филиал АО «Первая Грузовая Компани», ПАО «Орскнефтеоргсинтез» по подготовке цистерн для перевозки нефтеналивных грузов, а именно:

Пунктом 1.4, 2.2 погрузка светлых нефтепродуктов производится с полностью открытыми крышками-заглушками нижнего сливного прибора.

С соответствии с п. 1.5 по окончании погрузки работники ПАО «Орскнефтеоргсинтез» производят протяжку клапанов в присутствии приемосдатчика груза и багажа ОАО «РЖД» для исключения течи груза через нижний сливной прибор при открытой крышке-заглушке нижнего сливного прибора каждого погруженного вагона. В случае выявлении на эстакадах налива вагона-цистерны с признаками течи нефтепродукта работниками ПАО «Орскнефтеоргсинтез» принимаются меры по ее устранению.

После окончания операции по погрузке и при отсутствии течи нефтепродуктов и вагонов-цистерн, в присутствии приемосдатчика груза и при отсутствии течи нефтепродуктов из вагонов-цистерн, в присутствии приемосдатчика груза и багажа ОАО «РЖД» работники ПАО «Орскнефтеоргсинтез» закрывают крышки заглушки нижних сливных приборов, производят пломбирование вагонов и осмотр вагона – цистерны фиксируется в памятке приемосдатчика ф.ГУ-45ВЦ работником ОАО «РЖД». (п. 1.6)

Согласно свидетельства №726 о техническом состоянии вагона-цистерны для перевозки опасного груза от 13.12.2019 года, вагон-цистерна №73657082, построен 22.06.2012 по техническому состоянию котла, арматуры, универсального сливного прибора, включая рабочее и конструктивное оборудование, исправны и гарантируются безопасная перевозка железнодорожным транспортом до станции назначения, указанной в перевозочном документе, включая этап выдачи груза топливо авиационное для турбинных двигателей 1863.

Также установлено, что ОАО «РЖД» приняло у ПАО «Орскнефтеоргсиентез» вагон №7365708220 для отправки на станцию назначения Комбинатская ЗСиб жд 14.12.2019г., что являлось подтверждением технически исправного состояния вагона-цистерны.

Сведений о повреждении крышки вагоно-цистерны в пути следования каким-либо третьим лицом, в судебное заседание не представлено.

Также установлено материалами дела, что 17.12.2019 года в 00 часов 10 минут работником ВЧДЭ производившим технический осмотр вагона в парке отправления было обнаружено: течь светлой жидкости с характерным запахом из-под крышки нижнего сливного прибора, в 00 час. 40 мин. силами работников ПТО штангу крышки нижнего сливного прибора подтянули путем закручивания вина на три оборота, течь груза не прекратилась, в 00 час. 58 мин. по приказу №34 начальника станции Челябинск-Главный был поднят пожарный поезд и вагон №73657982 отцеплен в тупик «качек» для устранения течи груза. При осмотре данного вагона было обнаружено: крышка нижнего сливного прибора течь груза – светлой жидкости с характерным запахом 40 капель в минуту. С крышки загрузочного люка было снято исправное ЗПУ отправителя «Спрут-777»РЖДУ №7353151. Штангу нижнего сливного прибора закрутили на 1,5 оборота через верхний загрузочный люк. Винт крышки нижнего сливного прибора дополнительно подтянули. В 02 часа 50 минут течь груза полностью устранили. Крышку верхнего загрузочного люка закрыли плотно, в пломбировочные ушки установили исправное ЗПУ «ТП-50» РЖДА №3262340. Вагон находился под непрерывной охраной работников ФГП ВО ЖДТ РФ. По факту течи груза оформлен акт общей формы от 17.12.2019 года №75/4312.

По произошедшему факту проведено расследование, в ходе которого установлено, что ПАО «Орскнефтеоргсиентез» признано виновным в части не герметичного закрытия крышки сливоналивной арматуры (клапан нижнего сливного прибора закрыт не плотно). Нарушение п. 3.2.23 «Правил перевозки жидких грузов наливом в вагонах цистернах и вагонов бункерского типа для перевозки нефтебитума».

Таким образом, собранными по делу доказательствами, подтверждается нарушение ПАО «Орскнефтеоргсиентез» пунктов 3 ст.1, ст. 2, ст. 20, п.3 ст. 21 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» №17-ФЗ от 10.01.2003г.; ст. 3 и ст. 18 Устава жд транспорта ФЗ№18 от 10.01.2003г., в части не обеспечения сохранности перевозимого груза, пожарной и экологической безопасности, а также п. 3.2.23 «Правил перевозки жидких грузов наливом в вагонах в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (Приложение N 14 к протоколу СЖТ СНГ от 22 мая 2009 года N 50). Действия ПАО «Орскнефтеоргсиентез» правильно квалифицированы по ч.3 ст. 11.44 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, суд считает, что назначенное ПАО «Орскнефтеоргсиентез» в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ наказание отвечает требованиям закона и является справедливым. Оснований для прекращения производства по делу, либо применения ст.2.9 КоАП РФ, суд не усматривает.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену вынесенного по делу постановления, суд не усматривает. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья,

РЕШИЛ:

Постановление о назначении административного наказания №12270/20 от 31 января 2020 года, вынесенное старшим государственным инспектором отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Уральского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в отношении ПАО «Орскнефтеоргсиентез» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.11.14 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу ПАО «Орскнефтеоргсиентез» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в административную коллегию Челябинского областного суда через Советский районный суд г. Челябинска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Загуменнова Е.А.