<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Коркино Челябинской области 02 декабря 2013 года
Судья Коркинского городского суда Челябинской области Рыбакова О.В.,
при секретаре Шрейбер Н.А.,
с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности Комарова С.Н. - Шайхулиной Т.В.,
помощника прокурора г. Коркино Челябинской области Токарева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Комарова С.Н. на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области № 7.29-2/480-13 от ДАТА о привлечении его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области № 7.29-2/480-13 от ДАТА первый заместитель главы Коркинского муниципального района Комаров С.Н. привлечён к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей за то, что в нарушение п. 6 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» ДАТА и ДАТА Администрацией Коркинского муниципального района Челябинской области в лице первого заместителя главы Коркинского муниципального района Комарова С.Н. без процедуры проведения торгов заключены муниципальные контракты НОМЕР и НОМЕР соответственно с ООО «ВОМА 1» на выполнение работ по демонтажу ветхо-аварийных домов, расположенных в п. Роза г. Коркино на общую сумму 8 461 952 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Комаров С.Н. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в обоснование которой указал, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку его действиями были вызваны наступлением обстоятельств непреодолимой силы. Администрацией Коркинского муниципального района с ООО «ВОМА1» заключены муниципальные контракты НОМЕР ДАТА, НОМЕР ДАТА на выполнение работ по демонтажу ветхо-аварийных домов, расположенных по адресу: Челябинская область, п. Роза, ул. 50 лет ВЛКСМ - домов № 7,8; ул. Проходчиков - домов № 20,25,27; по ул. Российская д. 6; ул. Проходчиков - домов № 9,11,12,13; ул. 8 Марта - дома № 30,40; ул. 9 Мая - дом № 4. общая стоимость работ по данным муниципальным контрактам составляет 2 870 000 рублей и 5 591 952 рублей соответственно. Муниципальным заказчиком Администрацией Коркинского муниципального района размещение заказов на выполнение работ по демонтажу вышеуказанных ветхо-аварийных домов осуществлялось без проведения торгов. В 2013 году администрация Коркинского муниципального района неоднократно обращалась в прокуратуру г. Коркино по вопросу принятия мер администрацией Розинского городского поселения по сносу расселенных ветхо-аварийных домов, в том числе по жалобам граждан: В.К.С. ДАТА на имя Губернатора Челябинской области (письмо администрации от 15.01.2013г. № 09-19, ответ прокуратуры от 13.02.2013г. № 16ж/2013); Я.В.В. ДАТА на имя Губернатора Челябинской области (письмо администрации от 08.05.2013г. № 09-463, ответ прокуратуры 21.05.2013г. № 353ж/2013), а также письмо администрации района от 17.04.2013г. № 01-06/914 с просьбой обратиться в суд с целью защиты прав неопределенного круга лиц об обязании администрации Розинского городского поселения принять меры по сносу - в связи с тем, что ранее принятые меры прокурорского реагирования никаких положительных результатов не принесли (ответ прокуратуры от 21.05.2013г. № 735ж/2013). Согласно всем указанным ответам прокуратуры г. Коркино по факту непринятия администрацией Розинского городского поселения мер по сносу расселенных домов, расположенных на территории Розинского городского поселения, проводилась проверка, по результатам которой прокурором города на имя Главы Розинского городского поселения внесено представление об устранении выявленных нарушений и привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности. Однако до мая 2013 года администрацией Розинского городского поселения никаких мер по сносу принято не было. 15 мая 2013 года администрация Розинского городского поселения передала часть своих полномочий по сносу ветхо-аварийных домов на территории Розинского городского поселения администрации Коркинского муниципального района (соглашение от 15.05.2013г. № 5). Считает, что сложилась ситуация, угрожающая безопасности граждан, проживающих в п. Роза, в том числе детей, посещающих образовательные учреждения, расположенные вблизи разрушенных домов, доступ в которые никаким образом не был ограничен. Возникла угроза возникновения чрезвычайных ситуаций в зоне развития оползневых процессов в районе угольного разреза «Коркинский», где располагались подлежащие сносу расселенные дома. Требовалось принятие срочных мер по недопущению гибели людей или причинения ущерба их здоровью в разрушающихся домах и непосредственно прилегающих к ним территориях, где постоянно находились люди, в том числе и несовершеннолетние дети. В связи с этим 28.05.2013г. состоялось заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Коркинского муниципального района, на котором присутствовал в том числе представитель прокуратуры г. Коркино (протокол заседания КЧС от 28.05.2013г. № 12). Согласно решения указанной комиссии Главе Коркинского муниципального района было поручено организовать незамедлительный снос расселенных домов в Розинском городском поселении. В целях заключения в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 55 Федерального закона контракта на выполнение работ в объеме, необходимом для ликвидации последствий непреодолимой силы, во исполнение решения КЧС от 28.05.2013г. № 23 администрацией Коркинского муниципального района были подготовлены письма в ряд организаций с предложением заключить муниципальный контракт на снос домов на определенных условиях, в том числе на условиях оплаты после выполнения работ в течение 60 дней. Такие письма были направлены в ЗАО «Арх и Строй», ООО «ТМК», ООО «ВОМА1». Согласно полученным ответам ЗАО «Арх и Строй» были согласны выполнить работы при условии 30 % предоплаты и срок окончания работ превышал срок. Установленный решением КЧС от 28.05.2013г. № 23. ООО «ТМК» не было согласно на заключение контрактов в связи с отсутствием свободной техники в период выполнения работ. Таким образом, считают, что администрацией Коркинского муниципального района были заключены муниципальные контракты на выполнение работ по демонтажу ветхо-аварийных домов от ДАТА НОМЕР и от ДАТА НОМЕР с ООО «ВОМА1». Кроме того, в 2013 году денежные средства на снос жилого фонда из федерального, областного и бюджета Коркинского муниципального района не выделялись. Администрацией Коркинского муниципального района были направлены письма от 05.07.2013г. № 01-06/1397 и от 27.08.2013г. № 01-06/1715 в Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, а также Председателю Правительства Челябинской области Комякову С.Л. от 11.07.2013г. о выделении финансовых средств на оплату проведенных работ по сносу расселенных жилых домов в р.п. Роза г. Коркино. Однако, до настоящего времени указанный вопрос не решен, средства на снос жилых домов, расселенных в рамках реализации областной целевой программы «Переселение граждан из зоны развития активных оползневых процессов, строительство социальной и инженерной инфраструктуры, рекультивация земель в районе угольного разреза «Коркинский» на 2012-2013 годы», не выделены. Указывает на то, что в его действиях нет нарушений требований Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при размещении муниципального заказа на выполнение работ по демонтажу ветхо-аварийных домов от ДАТА за НОМЕР и от ДАТА за НОМЕР. Поэтому считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ. Просит постановление № 7.29-2/480-13 ДАТА отменить, а производство по делу прекратить.
Надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте судебного заседания лицо, в отношении которого ведется производство по делу, Комаров С.Н. в суд не явился, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не заявил.
В судебном заседании защитник Шайхулина Т.В. жалобу поддержала в полном объеме,просила постановление № 7.29-2/480-13 от ДАТА в отношении Комарова С.Н. отменить за отсутствием в его действиях состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, а производство по делу прекратить. Пояснив, что работы указанные в контрактах были выполнены в срок указанный в контрактах, но до сих пор из областного бюджета денежные средства не поступили, и оплата за оказание данных работ с подрядчиком не произведена.
Помощник прокурора г. Коркино Челябинской области Токарев В.А. возражал против удовлетворения жалобы.При этом пояснил, что, оснований для заключения муниципальных контрактов НОМЕР ДАТА и НОМЕР ДАТА у администрации Коркинского муниципального района Челябинской области не было на основании п.6, ч.2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, поскольку считать ситуацию, связанную с необходимостью сноса расселенных ветхо-аварийных домов в п. Роза г. Коркино Челябинской области по адресам указанных в контрактах, чрезвычайной оснований не имелось, как не было и непреодолимой силы.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Козлова А.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Федеральной антимонопольной службы, представив суду, отзыв на жалобу Комарова С.Н., с доводами жалобы не согласна, считает, что у Комарова С.Н. отсутствовали правовые основания для заключения рассматриваемых муниципальных контрактов по п. 6 части 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» без проведения торгов, просила оставить постановление без изменения, а доводы жалобы без удовлетворения.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела об административном правонарушении, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ срок подачи жалобы Комаровым С.Н. не пропущен.
Дело об административном правонарушении возбуждено прокурором в соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ.
Порядок возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Комарова С.Н. не нарушен.
Статьей 23.66 КоАП РФ предусмотрено, что от имени территориальных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.29 КоАП РФ, вправе рассматривать руководители территориальных органов и их заместители.
Согласно ст. 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ 30 июня 2004 г. N 331, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю, в том числе, в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков является Федеральная антимонопольная служба.
В соответствии с ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, принятие должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов, а также принятие решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Указанным Законом установлен единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Из материалов дела следует, что прокурором г. Коркино Челябинской области ДАТА вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении первого заместителя Главы администрации Коркинского муниципального района Челябинской области Комарова С.Н. по факту того, что администрацией Коркинского муниципального района Челябинской области, в лице первого заместителя главы Коркинского муниципального района Челябинской области была нарушена ст. 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд № 94 ФЗ от 21.07.2005г. при заключении муниципальных контрактов НОМЕР ДАТА, и НОМЕР ДАТА с ООО «ВОМА1» в лице директора Карапетяна В.К., на выполнение работ по демонтажу ветхо-аварийных домов, расположенных по адресу: Челябинская область, г. Коркино, п. Роза ул. 50 лет ВЛКСМ домов № 7,8; ул. Проходчиков, домов №20,25,27; ул. Российская дома № 6; ул. Проходчиков, домов № 9,11,12,13; ул. 8 Марта домов № 30,40; ул. 9 Мая, дома № 4. общей стоимостью работ по данным муниципальным контрактам составляет 2 870 000 рублей и 5 591 952 рублей соответственно.
ДАТА состоялось заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Коркинского муниципального района. На указанном заседании принято решение № 23 от 28.05.2013г., в связи с которым Главе Коркинского муниципального района было поручено организовать незамедлительный снос расселенных домов в Розинском городском поселении, в связи с угрозой жизни и здоровью граждан, а также многочисленными жалобами жителей Розинского городского поселения на беспрепятственный доступ детей и подростков в расселенные дома. Названной комиссией было принято решение на первом этапе в срок до 13.06.2013г. об организации сносов домов, расположенных по адресам: ул. Российская, д.6; ул. Проходчиков, д. 20,25,27; ул. 50 лет ВЛКСМ, д.7,8, на втором этапе в срок до 01.07.2013г. об организации сносов домов, расположенных по адресам: ул. Проходчиков, д. 9,11,12,13; ул. 8 Марта, д. 30,40; ул. 9 Мая, д. 4. Контроль за исполнением указанного решения был возложен на первого заместителя Главы района Комарова С.Н..
ДАТА между администрацией Коркинского муниципального района Челябинской области, в лице первого заместителя Главы Коркинского муниципального района Комарова С.Н., действующего на основании распоряжения администрации Коркинского муниципального района от 22.05.2013г. № 85-к и обществом с ограниченной ответственностью «ВОМА1» Карапетяном В.К., заключен муниципальный контракт НОМЕР. Предметом указанного контракта являлось выполнение работ на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Коркинского муниципального района, во исполнение решения КЧС от 28.05.2013г. № 23, в демонтаже ветхо-аварийных домов по адресам: Челябинская область, г. Коркино, р.п. Роза, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 7,8; ул. Проходчиков, д. 20,25,27; ул. Российская, д. 6, вывозе и складировании остатков зданий. Согласно п. 2.1 муниципального контракта НОМЕР цена работ составила 2 870 000 рублей. В соответствии с п. 3.1 данного контракта работы должны быть выполнены не позднее ДАТА.
Исходя из преамбулы указанного муниципального контракта, такой контракт заключен с единственным подрядчиком в соответствии с п. 6 ч.2 ст. 55 Закона о размещении заказов.
ДАТА между администрацией Коркинского муниципального района Челябинской области, в лице первого заместителя Главы Коркинского муниципального района Комарова С.Н., действующего на основании распоряжения администрации Коркинского муниципального района от 22.05.2013г. № 85-к и обществом с ограниченной ответственностью «ВОМА1» Карапетяном В.К., заключен муниципальный контракт НОМЕР. Предметом указанного контракта являлось выполнение работ на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Коркинского муниципального района, во исполнение решения КЧС от 28.05.2013г. № 23, в демонтаже ветхо-аварийных домов по адресам: Челябинская область, г. Коркино, р.п. Роза, ул. Проходчиков, д. 9,11,12,13; ул. 8 Марта, д. 30,40; ул. 9 Мая, д. 4, вывозе и складировании остатков зданий. Согласно п. 2.1 муниципального контракта НОМЕР цена работ составила 5 591 952 рублей. В соответствии с п. 3.1 данного контракта работы должны быть выполнены не позднее ДАТА.
Исходя из преамбулы указанного муниципального контракта, такой контракт заключен с единственным подрядчиком в соответствии с п. 6 ч.2 ст. 55 Закона о размещении заказов.
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона о размещении заказов отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных пи муниципальных нужд, регулируются вышеназванным законом.
По смыслу ч.2 ст.1 Федерального закона о размещении заказов данный нормативный правовой акт применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Частью 2 ст.3 Федерального закона о размещении заказов определено, что под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации и полномочий муниципальных заказчиков.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона о размещении заказов муниципальными заказчиками могут выступать, в том числе бюджетные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
В ч.2 ст.10 Федерального закона о размещении заказов закреплено общее правило, согласно которому во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов.
Применение других способов размещения заказа, то есть без проведения торгов (запрос котировок, размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), размещение заказа на товарных биржах), рассматривается как исключение и допускается только в случаях, непосредственно предусмотренных указанным Законом.
Частью 2 ст.55 Федерального закона о размещении заказов установлен исчерпывающий перечень случаев размещения заказа у единственного подрядчика.
В соответствии с п.6 ч.2 ст.55 Федерального закона о размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи.
В данном случае в соответствии с указанным пунктом на государственного или муниципального заказчика возлагается обязанность в срок не позднее трех рабочих дней со дня заключения такого контракта уведомить уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган государственной власти, орган местного самоуправления с приложением к указанному уведомлению копии акта обследования аварии или копии документа, составленного государственным или муниципальным заказчиком и подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт, а также копии заключенного контракта.
Как следует из ч.3 ст.401 Гражданского Кодекса Российской Федерации под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
При этом к квалифицирующим признакам понятия непреодолимой силы, содержащимся в статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, относится чрезвычайность обстоятельств, делающих невозможным исполнение обязательства, и невозможность их предотвращения. Одновременно в Гражданском кодексе Российской Федерации содержится примерный перечень обстоятельств, не являющихся непреодолимой силой (отсутствие у должника денежных средств, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров и т.п.).
Исходя из изложенного в случае наступления обстоятельств, которые, в частности, могут повлечь причинение вреда, а также создать опасность, непосредственно угрожающую личности либо охраняемым законным интересам общества и государства, заказчик, уполномоченный орган не освобождаются от обязанности по соблюдению требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе размещения заказа.
Квалификация обстоятельств как непреодолимой силы (форс-мажора) является общепризнанной в мировой практике.
В силу положений статьи 401 Гражданского кодекса РФ к обстоятельствам непреодолимой силы, чрезвычайным и непредотвратимым при данных условиях обстоятельствам не относятся, в частности, необходимость демонтажа расселенных ветхо-аварийных домов в связи с многочисленными жалобами жителей Розинского городского поселения на беспрепятственный доступ детей и подростков в расселенные дома и отсутствие финансирования на указанную программу по проведению сноса расселенных домов.
В данном же случае размещение муниципального заказа НОМЕР ДАТА на выполнение работ по демонтажу ветхо-аварийных домов по адресам: Челябинская область, г. Коркино, р.п. Роза, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 7,8; ул. Проходчиков, д. 20,25,27; ул. Российская, д. 6, вывозе и складировании остатков зданий, без проведения процедуры торгов на сумму 2 870 000 рублей, и размещение муниципального заказа НОМЕР от ДАТА на выполнение работ по демонтажу ветхо-аварийных домов по адресам: Челябинская область, г. Коркино, р.п. Роза, ул. Проходчиков, д. 9,11,12,13; ул. 8 Марта, д. 30,40; ул. 9 Мая, д. 4, вывозе и складировании остатков зданий, без проведения процедуры торгов на сумму 5 591 952 рублей под п.6 ч.2 ст.55 Федерального закона не подпадает под случай, установленный ст. 401 ГК РФ, поскольку работы по сносу ветхо-аварийных расселенных домов в п. Роза г. Коркино Челябинской области не являются потребностью заказчика вследствие непреодолимой силы или чрезвычайных ситуаций.
Как следует из материалов дела, указанные в муниципальных контрактах ветхо-аварийные дома ранее были расселены поскольку, представляли собой опасность для окружающих как объекты, расположенные в зоне развития активных оползневых процессов, подверженной риску чрезвычайной ситуации техногенного характера в районе угольного разреза "Коркинский". В соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 15 мая 2012 г. N 202-П Об областной целевой программе "Переселение граждан из зоны развития активных оползневых процессов, строительство социальной и инженерной инфраструктуры, рекультивация земель в районе угольного разреза "Коркинский" на 2012 - 2013 годы. В соответствии с п. 5 указанной Программы, её целью является переселение граждан из зоны развития активных оползневых процессов, подверженной риску чрезвычайной ситуации техногенного характера в районе угольного разреза "Коркинский". В соответствии с п. 6 указанной Программы были определены основные задачи Программы: подготовка земельных участков на территориях, определенных для переселения граждан, посредством обеспечения их объектами инженерной и социальной инфраструктуры в целях строительства жилья, предназначенного для переселяемых граждан; строительство и приобретение жилья для граждан, подлежащих переселению; снос домов, освободившихся при переселении граждан; рекультивация земель в районе угольного разреза "Коркинский".
Главная цель программы была выполнена, и из ветхо-аварийных домов жители были переселены из зоны развития активных оползневых процессов. Кроме того, указанной программой были определены сроки и этапы реализации программы, которая была утверждена в мае 2012 года, и рассчитана на 2012 -2013 годы. Указанное обстоятельство, позволяло ответственным должностным лицам предпринять меры для реализации своевременного размещения муниципальных заказов надлежащим образом, в том числе и на демонтаж расселенных ветхо-аварийных домов.
Из материалов дела следует, что предметом заключенных контрактов относятся к коду 4500000 Услуги строительные и объекты строительства (кроме кодов 4510100,4510110,4510120,4529000,4530800-4530811) - 4510030 Услуги по сносу (4510300)-(4510317), который включен в Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р, то есть заказчик обязан разместить заказ в форме открытого аукциона в электронной форме.
Поскольку предметом заключенных контрактов являлось выполнение работ по демонтажу ветхо-аварийного жилья, а не выполнение работ по ликвидации последствий ситуации техногенного характера, или обстоятельства непреодолимой силы, последствия которой необходимо ликвидировать в короткие сроки, данные обстоятельства не могут быть отнесены в указанном случае к чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельствам.
Кроме того, указанные муниципальные контракты были заключены с разницей в месяц, что в свою очередь подтверждает то обстоятельство, что контракты заключены не в условиях непреодолимый силы
Каких-либо иных доказательств, подтверждающих чрезвычайность и непредотвратимость факта наличия источника повышенной опасности в виде демонтажа указанных расселенных ветхо-аварийных домов, при рассмотрении дела административным огранном и судом по жалобе Комарова С.Н. не установлено.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований у первого заместителя Главы администрации Коркинского муниципального района Челябинской области Комарова С.Н. для заключения муниципальных контрактов с единственным подрядчиком без проведения торгов.
Таким образом, разместив заказ у единственного подрядчика, заказчик нарушил требования ч.ч. 4,4.2 статьи 10, п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов, поскольку с учетом требований законодательства о размещении заказов, а также сумм размещенного заказа, заказчик обязан был предпринять меры по размещению заказа в форме открытого аукциона.
Исходя из того, что муниципальные контракты НОМЕР ДАТА и НОМЕР ДАТА на выполнение работ по демонтажу ветхо-аварийных домов в п. Роза, г. Коркино Челябинской области, расположенных по адресам: Челябинская область, г. Коркино, р.п. Роза, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 7,8; ул. Проходчиков, д. 20,25,27; ул. Российская, д. 6, и домам по адресам: Челябинская область, г. Коркино, р.п. Роза, ул. Проходчиков, д. 9,11,12,13; ул. 8 Марта, д. 30,40; ул. 9 Мая, д. 4, соответственно, от имени Администрации Коркинского муниципального района Челябинской области подписан первым заместителем Главы администрации Коркинского муниципального района Челябинской области Комаровым С.Н., решение о способе размещения рассматриваемого заказа у единственного подрядчика принято также Комаровым С.Н
ДАТА прокурором г. Коркино Челябинской области Парфенюком С.Н. было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении и первого заместителя главы администрации Коркинского муниципального района Челябинской области за нарушение требований ч.2 ст.10 Закона о размещении заказов.
Постановлением № 7.29.-2/480-13 руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от ДАТА первого заместителя Главы администрации Коркинского муниципального района Челябинской области Комаров С.Н. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, и на него наложено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а так же показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении в отношении первого заместителя Главы администрации Коркинского муниципального района Челябинской области Комарова С.Н., должностное лицо административного органа исследовало представленные доказательства: административный материал № 7.29-2/480-13 в отношении должностного лица - первого заместителя Главы администрации Коркинского муниципального района Челябинской области Комарова С.Н., объяснения лица, в отношении которого ведется производство по данному делу и другие, счел их достаточными, оценил их в совокупности и, исходя из оценки доказательств, пришел к мотивированному и обоснованному выводу по делу о нарушении требований Федерального закона N94-ФЗ от 21.07.2005г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Вывод должностного лица Челябинского УФАС основан на полном, всестороннем и тщательном изучении материалов дела и доказательств, имеющихся в материалах дела.
Объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, состоит в принятии решения о размещении государственных и муниципальных заказов иным способом в случаях, когда законодательством предусмотрено размещение государственных и муниципальных заказов путем проведения торгов или торгов в форме аукциона.
Диспозиция ст.7.29 КоАП РФ предусматривает, что административное правонарушение посягает на порядок, устанавливающий ограничения при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд без проведения торгов (в форме конкурса или аукциона) путем запроса котировок цен или без заключения контракта. Указанные ограничения предусмотрены Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Такие ограничения обеспечивают эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, Комаров С.Н., являясь первым заместителем главы администрации Коркинского муниципального района Челябинской области и приняв решение о способе размещения рассматриваемого заказа у единственного подрядчика и подписав от имени Администрации Коркинского муниципального района Челябинской области муниципальные контракты НОМЕР ДАТА, и НОМЕР ДАТА на выполнение работ по демонтажу ветхо-аварийных домов в п. Роза, г. Коркино Челябинской области, расположенных по адресам: Челябинская область, г. Коркино, р.п. Роза, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 7,8; ул. Проходчиков, д. 20,25,27; ул. Российская, д. 6, и домам по адресам: Челябинская область, г. Коркино, р.п. Роза, ул. Проходчиков, д. 9,11,12,13; ул. 8 Марта, д. 30,40; ул. 9 Мая, д. 4, соответственно, нарушил требования Федерального закона N94-ФЗ от 21.07.2005г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
На основании изложенного факт нарушения первым заместителем Главы администрации Коркинского муниципального района Челябинской области Комаров С.Н. законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд - имел место, то есть Комаров С.Н. не надлежащим образом исполнил свои должностные обязанности, а именно допустил нарушение действующего законодательства о размещении заказов, в связи с чем, постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 05 ноября 2013 года, в части квалификации действий Комарова С.Н. является правильным.
Доводы подателя жалобы о том, что в его действиях нет состава административного правонарушения, поскольку указанные муниципальные контракты были заключены в целях предотвращения обстоятельств, которые могли повлечь наступление чрезвычайных ситуаций, угрожавших людям, не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения в действиях Комарова С.Н.
Поскольку на лицах, уполномоченных на размещение государственного заказа, в силу их служебного положения лежит обязанность по своевременному размещению такого заказа в целях недопущения ситуаций, которые могут повлечь причинение вреда. Тем более, что имело место быть предыдущее бездействие уполномоченных лиц, выразившихся а неразмещении муниципальных заказов на демонтаж ветхо-аварийных домов. Поскольку Постановлением Правительства Челябинской области от 15 мая 2012 г. N 202-П Об областной целевой программе "Переселение граждан из зоны развития активных оползневых процессов, строительство социальной и инженерной инфраструктуры, рекультивация земель в районе угольного разреза "Коркинский" на 2012 - 2013 годы, были определены сроки и этапы работ, что позволяло ответственным должностным лицам предпринять меры для реализации своевременного размещения муниципальных заказов, в том числе и на демонтаж расселенных ветхо-аварийных домов.
Отсутствие вредных последствий административного правонарушения само по себе не является основанием отнесения правонарушения к малозначительным, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, является формальным и как таковой не предусматривает необходимости наступления каких-либо последствий.
При таких обстоятельствах должна учитываться значимость тех отношений, на защиту которых направлено установление административной ответственности.
Предусмотренное ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ административное правонарушение посягает на порядок, устанавливающий ограничения при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд без проведения торгов (в форме конкурса или аукциона) путем запроса котировок цен или без заключения контракта. Такие ограничения обеспечивают эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, с учетом характера совершенного Комаровым С.Н. административного правонарушения и степени его общественной опасности оснований для признания данного правонарушения малозначительным не имеется.
Выводы должностного лица о невозможности применения статьи 2.9 КоАП РФ сделаны с учетом пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Оснований для применения в отношении Комарова С.Н. положений ст. 2.9 КоАП РФ, суд, пересматривающий дело также не усматривает, поскольку данное правонарушение затрагивает вопросы расходования бюджетных денежных средств.
Представленные по делу доказательства оценены должностным лицом УФАС по Челябинской области по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности с изложением в решении мотивов, по которым одни доказательства положены в основу принятого решения, а другие отвергнуты как недостоверные.
При производстве по делу об административном правонарушении принцип презумпции невиновности нарушен не был. Бремя доказывания распределено правильно.
При таких обстоятельствах, суд приходит к мнению, что при рассмотрении дела руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Козловой А.А. полно, объективно и всесторонне исследованы и учтены все обстоятельства, имеющие значение по делу, выводы о виновности Комарова С.Н. подтверждены доказательствами, содержащимися в материалах дела.
Суд приходит к выводу, что руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Козловой А.А. при вынесении постановления был учтен факт совершения административного правонарушения по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ впервые, отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность.
При таких обстоятельствах, суд считает, что размер назначенного Комарову С.Н. наказания, соответствует тяжести совершенного ей правонарушения, степени его вины, а так же его личности, определён в пределах санкции ч. 2 ст. 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем, является справедливым, соразмерным содеянному.
Оснований для смягчения назначенного наказания не имеется.
Таким образом, постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Козловой А.А. от ДАТА в отношении первого заместителя главы Администрации Коркинского муниципального района Комарова С.Н., согласно которого последний привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 50000 рублей, законно и обоснованно.
Руководствуясь ст. ст. 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья
РЕШИЛ:
Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Козловой А.А. от ДАТА о привлечении первого заместителя главы Администрации Коркинского муниципального района Комарова С.Н. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях и наложении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей, оставить без изменения, а жалобу Комарова С.Н. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Коркинский городской суд Челябинской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: п/п
Копия верна.
Судья: О.В.Рыбакова