Дело № 12-105/2014
РЕШЕНИЕ
11 июля 2014 года г. Саранск
Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Догорова Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Гандымовой К.В.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, начальника отдела государственной политики на транспорте Государственного Комитета Республики Мордовия по транспорту ФИО3,
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия - ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела государственной политики на транспорте Государственного Комитета Республики Мордовия по транспорту ФИО3 на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия № 200 от 19 июня 2014 года по делу об административном правонарушении, по части 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия № 200 от 19 июня 2014 года начальник отдела государственной политики на транспорте Государственного Комитета Республики Мордовия по транспорту ФИО3, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.6 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 8000 рублей.
Из постановления усматривается, что в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия поступило заявление ООО «Альбатрос» о нарушении Государственным комитетом Республики Мордовия по транспорту антимонопольного законодательства. Нарушение, по мнению заявителя, выразилось в нарушении ФИО5 порядка согласования открытия регулярного межсубъектного автобусного маршрута №754 «Алатырь-Саранск».
Данное обстоятельство послужило основанием для возбуждения дела № 290 о нарушении антимонопольного законодательства, в рамках которого, Комиссией Мордовского УФАС России было принято решение от 01.11.2013 года исх. №4: признать бездействие Государственного комитета Республики Мордовия по транспорту, выразившееся в нарушении Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации №178 от 14.08.2003 года) при рассмотрении заявления ООО «Альбатрос» от 24.04.2013 года об открытии межсубъектного регулярного автобусного маршрута №754 «Алатырь-Саранск», нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции».
Комиссией Мордовского УФАС России в адрес ФИО5 было выдано предписание от 01.11.2013 года исх. №169 в рамках которого, ФИО5 предписывалось прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в несоблюдении Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации №178 от 14.08.2003 года) при рассмотрении заявления ООО «Альбатрос» от 24.04.2013 года об открытии межсубъектного регулярного автобусного маршрута №754 «Алатырь-Саранск», а именно: рассмотреть заявление ООО «Альбатрос» от 24.04.2013 года об открытии межсубъектного регулярного автобусного маршрута №754 «Алатырь-Саранск», в соответствии с Порядком формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации №178 от 14.08.2003 года).
В рамках исполнения предписания от 01.11.2013 года исх. №169, ФИО5 представил письмо от 15.11.2013 года исх. №01-28/1235 (вх. №4032 от 22.11.2013 года) адресованное руководителю Мордовского УФАС России ФИО2 и письмо от 15.11.2013 года №01-06/1236 адресованное директору ООО «Альбатрос» ФИО1 Указанные письма содержат отказ ФИО5 в согласовании открытия межсубъектного регулярного автобусного маршрута №754 «Алатырь-Саранск».
Не согласившись с доводами, изложенными в письме ФИО5 от
15.11.2013 года №01-06/1236, ООО «Альбатрос» обратилось с заявлением № 5 от 14.01.2014 года в Мордовское УФАС России (вх. №141 от 15.01.2014 года).
В рамках рассмотрения заявления ООО «Альбатрос», Мордовское УФАС России неоднократно направляло запросы в ФИО5 (исх. № 239 от 04.02.2014 года; исх. № 379 от 20.02.2014 года) с целью документального подтверждения изложенным в письме ФИО5 №01-06/1236 от 15.11.2013 года фактам, в том числе запрашивались материалы о проведении анализа пассажиропотока на маршруте «Саранск-Алатырь» в период с 24.04.2013 года до 15.11.2013 года и данные самого анализа.
Согласно ответу ФИО5 (исх. №01-27/160 от 13.02.2014 года) представлена информация по средней наполняемости автобусов, следующих в направлении маршрута «Саранск-Алатырь» на декабрь 2013 года -35,7% и январь 2014 года - 38,5%. Кроме того, представлено Расписание движения автобусов по междугородным маршрутам, оправляемых с Саранского автовокзала на круглогодичный период в направлении маршрута Саранск-Алатырь, без указания даты его действия.
В соответствии с ответом ФИО5 (исх. №01-28/206 от 03.03.2014 года) представлена информация о средней наполняемости автобусов, следующих в направлении маршрута «Саранск-Алатырь» в период с 01.04.2013 года.
30.11.2013 года данные подготовлены ОАО «Объединения автовокзалов и автостанций» после направления запроса Мордовского УФАС России №379 от 20.02.2014 года, следовательно, на момент подготовки ответа ФИО5 от 15.11.2013 года №01-06/1236 данных показателей у ФИО5 не имелось в наличии. Вместе с тем, довод ФИО5 о наличии шести перевозчиков, которыми ежедневно совершается 21 рейс в направлении «Алатырь - Саранск -Алатырь» не позволяет ООО «Альбатрос» как инициатору открытия маршрута достоверно и однозначно установить, что регулярные перевозки пассажиров обеспечиваются в полном объеме и открытие маршрута №754 «Алатырь-Саранск» нецелесообразно.
25 апреля 2014 года ФИО5 представлено письмо ОАО «Объединения автовокзалов и автостанций» (исх. №876 от 16.11.2013 года) и приложение №1 к письму №876 от 16.11.2013 года, содержащее информацию о средней наполняемости автобусов, следующих в направлении маршрута «Саранск-Алатырь» в период с 01.04.2013 года по 15.11.2013 года, которая составляет 33%. В то время как в письме ФИО5 от 15.11.2013 года указанный показатель составляет 35%. Кроме того, ответ ФИО5 в адрес ООО «Альбатрос» был подготовлен 15.11.2013 года, а ответ «Объединения автовокзалов и автостанций» датирован 16.11.2013 года, то есть данного письма на 15.11.2013 года в ФИО5 не имелось.
Таким образом, ФИО5 документально не подтвердил изложенные в письме об исполнении предписания факты и соответственно не исполнил предписание Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 01.11.2013 года № 169 по делу № 290 о нарушении антимонопольного законодательства, за что начальник отдела государственной политики на транспорте Государственного комитета Республики Мордовия по транспорту ФИО3 был признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 8 000 (восемь тысяч) рублей 00 копеек.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО3 подал жалобу, где указал, что в предписании ФИО5 предписано в срок до 18.11.2013г. прекратить нарушение ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении заявления от 24.04.2013г. об открытии межсубъектового регулярного маршрута №754 «Алатырь - Саранск», а именно, рассмотреть указанное заявление в соответствии с порядком, утв. Минтрансом РФ от 14.08.2003 №178. О выполнении сообщить в антимонопольный орган не позднее 5 дней со дня его выполнения.
15.11.2013года ФИО5 дал ООО «Альбатрос» ответ о рассмотрении заявления в соответствии с порядком, утв. Минтрансом РФ от 14.08.2003 №178, а именно исполнил предписание антимонопольного органа в установленный срок, т.е. до 18.11.2013 г. и одновременно проинформировал УФАС по РМ.
Однако Управление ФАС по РМ считает, что в ответе ФИО5 для ООО «Альбатрос» Чувашской Республики сведения по заполняемости автобусов пассажирами не объективны. Следовательно предписание антимонопольного органа в установленный срок не исполнено.
С данным выводом не согласен, поскольку ФИО5 являясь органом исполнительной власти, имеет собственную информацию собранную из различных источников, которая носит статистический характер. Во вторых, статистическая погрешность в 2 процента не могла повлиять на суть принимаемого решения. Считает, что в данном случае происходит подмена понятия «рассмотрение заявления в указанный в предписании срок» на «рассмотрение заявления на основе не подтвержденных сведений», которое не может служить основанием для признания нарушения антимонопольного законодательства, путем неисполнения в срок законного предписания Комиссии Управления ФАС по РМ.
Вместе с тем в представленном ответе есть и другие основания, по которым не был согласован ООО «Альбатрос» Чувашской Республики маршрут №754 «Алатырь - Саранск», который проходит по уже существующим межобластным маршрутам по направлению сообщением Чебоксары - Саранск. Так на данном направлении работает 6 перевозчиков:
- ГУП РМ «Мордовавтотранс», маршрут «Саранск - ФИО6 -Алатырь - Чебоксары»;
- Новочебоксарское АТП, маршрут «Саранск - ФИО6 - Алатырь -Новочебоксарск»;
- Алатырьское АТП, маршрут «Саранск - ФИО6 - Алатырь»;
- ООО «Ардатовское АТП», маршрут «ФИО6 - Алатырь»;
- ООО «Альбатрос» маршрут «Саранск - ФИО6 - Алатырь -Чебоксары - Алатырь - ФИО6 - Саранск - Рузаевка »;
- ИП «Мигунов», маршрут «ФИО6 - Алатырь - Чебоксары».
Данные маршруты в полном объеме удовлетворяют спрос по перевозкам пассажиров. Появление дополнительно нового перевозчика повлечет за собой изменения порядка организации перевозок пассажиров, что повлечет за собой нарушения в перевозочном процессе и приведет к снижению качества обслуживания пассажиров.
В июне 2014 года состоялся арбитражный суд по делу №АЗ9-160/2014 по заявлению ООО «Альбатрос» о согласовании открытия ФИО5 межрегионального маршрута №569 «Чебоксары - ФИО6». Данный маршрут также проходит по населенным пунктам, указанным в межрегиональном маршруте № 717 «Чебоксары - Саранск - Рузаевка». Межрегиональный маршрут № 717 «Чебоксары - Саранск - Рузаевка» начинается в г. Чебоксарах и проходит по территориям г. Алатыря и г. Ардатова. Решением арбитражного суда Республики Мордовия от 05 июня 2014 г. было отказано ООО «Альбатрос» Чувашской Республики в удовлетворении требований о признании отказа ФИО5 в согласовании открытия межрегионального маршрута №569 «Чебоксары - ФИО6» и обязании согласовать указанный маршрут.
На основании вышеизложенного ФИО5 было отказано ООО «Альбатрос» Чувашской Республики в согласовании открытия межрегионального маршрута № 754 «Алатырь - Саранск».
Кроме того, считает, что он не является должностным лицом, которое имеет право принимать решения и подписывать документы от лица ФИО5, т.к. в соответствии с Положением о ФИО5 руководитель осуществляет руководство на принципах единоначалия.
Действия Управления ФАС по РМ имеют одностороннее изучение представленных материалов и не отвечают требованиям всестороннего, полного и объективного характера их рассмотрения.
Просит признать незаконным Постановление Управления ФАС по РМ о наложении штрафа по делу № 200 об административном правонарушении от 19 июня 2014 г. о привлечении ФИО3 к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ об административных правонарушениях.
В судебном заседании начальник отдела государственной политики на транспорте Государственного Комитета Республики Мордовия по транспорту ФИО3 доводы жалобы поддержал, просил постановление отменить, производство по делу прекратить. Суду пояснил, что указанное постановление им получено 23 июня 2014 года, то есть срок на обжалование им не пропущен.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия - ФИО4 просила постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. Суду пояснила, что действительно заявление ООО «Альбатрос» было рассмотрено Государственным Комитетом Республики Мордовия по транспорту в срок установленный в предписании, но при этом он основан на несоответствующих действительности данных.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого постановления, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, судья находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Республики Мордовия № 237 от 25.05.2009 года утверждено Положение о Государственном комитете Республики Мордовия по транспорту.
В соответствии с пунктом 1 главы 1 Положения ФИО5 является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в области автомобильного, городского наземного электрического, железнодорожного и авиационного транспорта, а также функции по управлению, межотраслевому регулированию и координацию деятельности организаций всех видов транспорта в Республике Мордовия.
Согласно пункту 8 главы 2 Положения ФИО5 в пределах своей компетенции осуществляет функции по организации пассажирских перевозок транспортом.
Согласно части ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).
Частью 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность для должностных лиц в виде административного штрафа за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 настоящей статьи.
1 ноября 2013 года Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства вынесено Государственному комитету Республики Мордовия по транспорту предписание, согласно которому Государственному комитету Республики Мордовия по транспорту в срок до 18.11.2013 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в несоблюдении Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации №178 от 14.08.2003 года) при рассмотрении заявления ООО «Альбатрос» от 24.04.2013 года об открытии межсубъектного регулярного автобусного маршрута №754 «Алатырь-Саранск», а именно:
рассмотреть заявление ООО «Альбатрос» от 24.04.2013 года об открытии межсубъектного регулярного автобусного маршрута №754 «Алатырь-Саранск» в соответствии с Порядком формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации №178 от 14.08.2003 года). О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
В судебном заседании установлено, что в рамках исполнения предписания от 01.11.2013 года исх. №169, ФИО5 представил письмо от 15.11.2013 года исх. № 01-28/1235 (вх. №4032 от 22.11.2013 года) адресованное руководителю Мордовского УФАС России ФИО7 и письмо от 15.11.2013 года № 01-06/1236 адресованное директору ООО «Альбатрос» ФИО1
Указанные письма содержат отказ ФИО5 в согласовании открытия межсубъектного регулярного автобусного маршрута № 754 «Алатырь-Саранск». Данный отказ мотивирован, в нем подробно расписано почему ООО «Альбатрос» отказывают в согласовании заявленного маршрута.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО5 исполнил требование предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 1 ноября 2013 года, а именно рассмотрел заявление ООО «Альбатрос» от 24.04.2013 года об открытии межсубъектного регулярного автобусного маршрута №754 «Алатырь-Саранск» в соответствии с Порядком формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации №178 от 14.08.2003 года). О выполнении настоящего предписания сообщил в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения, в связи с чем отсутствуют основания для привлечения начальника отдела государственной политики на транспорте Государственного Комитета Республики Мордовия по транспорту ФИО3 к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Довод представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия - ФИО4 в той части, что ФИО5 нарушил порядок рассмотрения заявления ООО «Альбатрос» суд находит несостоятельным, поскольку какого-либо определенного порядка рассмотрения аналогичных заявлений действующим законодательством не предусмотрено.
Согласно Приказа Минтранса РФ от 14.08.2003 N 178 «Об утверждении Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации» Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (далее - Порядок) разработан в целях обеспечения безопасности перевозок, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров, создания цивилизованного рынка транспортных услуг и предназначен для упорядочения процедуры открытия регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (межобластных, межкраевых, межреспубликанских), установления единых подходов, процедур взаимодействия, последовательности и сроков выполнения работ, связанных с открытием этих маршрутов.
Представленные документы регистрируются, по ним проводится экспертиза, и при ее положительном завершении они направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с территории которого начинается маршрут, для принятия решения о возможности его открытия.
Согласованные документы на открытие регулярного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации или аргументированный отказ с указанием конкретных причин направляются перевозчику.
Аргументированный отказ ФИО5 направил перевозчику 15 января 2014 года, то есть в срок установленный предписанием.
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Таким образом, ФИО3 не может быть привлечен к административной ответственности, как должностное лицо, за совершение указанного правонарушения, поскольку не наделен в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
В силу статей 26.1 и 26.11 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, на основании имеющихся доказательств судом не установлено в действиях начальника отдела государственной политики на транспорте Государственного Комитета Республики Мордовия по транспорту ФИО3 наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.6 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения.
руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу начальника отдела государственной политики на транспорте Государственного Комитета Республики Мордовия по транспорту ФИО3 от 1 июля 2014 года удовлетворить.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия № 200 от 19 июня 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела государственной политики на транспорте Государственного Комитета Республики Мордовия по транспорту ФИО3 - отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
На решение судьи может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Председательствующий Е.Ю. Догорова