ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-105/2018 от 09.06.2018 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

9 июня 2018 года город Ноябрьск ЯНАО

Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Нигматуллина Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ... государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий» ФИО1 на постановление заместителя директора Департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 апреля 2018 года № 11 по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя директора Департамента финансов ЯНАО ФИО2 от 19 апреля 2018 года № 11 по делу об административном правонарушении должностное лицо – ... ГБПОУ ЯНАО «НКПиИТ» (далее – колледж, Учреждение) ФИО1 – подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5-1 КоАП РФ, выразившегося в невыполнении вверенным ФИО1 Учреждением государственного задания на 2017 год.

Не согласившись с вышеупомянутым постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой, не оспаривая факта отступления от качественных показателей и объема услуг, предусмотренных государственным заданием в 2017 году, указал, что для неисполнения государственного задания имелись объективные причины, которые обсуждались на совещании с учредителем, по делу допущены процессуальные нарушения (все документы направлялись не должностному, а юридическому лицу, с правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, он ознакомлен не был, уведомление о составлении протокола и рассмотрении дела ему не направлялось, что не позволило ему реализовать право на защиту).

Впоследствии в суд поступили дополнения к жалобе, в которых указано, что признаки правонарушения на дату исполнения государственного задания законодательно закреплены не были (ч.6 ст.69.2 БК РФ введена в действие лишь с 1 января 2018 года), поэтому их нельзя расценивать в качестве образующих состав административного правонарушения. Помимо этого, колледж, являясь бюджетным учреждением, не является получателем бюджетных средств, а потому не может расцениваться и как участник бюджетного процесса. Вред государству не причинен, тяжких последствий не наступило, угрозы охраняемым общественным отношениям не имеется, умысла на причинение вреда в действиях должностного лица не содержится, административное правонарушение совершено впервые.

В суд ФИО1 не явился, направил своего представителя ФИО3, которые поддержал доводы жалобы. Дополнительно указал, что государственное задание было получено и выполнялось. Однако у Колледжа имеется учредитель (Департамент образования ЯНАО), который направил в Колледж для исполнения приказ об утверждении контрольных цифр приема для обучения за счет средств окружного бюджета, содержание которого противоречило государственному заданию. Колледж выполнил приказ учредителя. О наличии противоречий в устном порядке доводилось до сведения как учредителя, так и Департамента финансов ЯНАО, однако до проведения проверки вопрос так и не был решен, с письменными заявлениями о разъяснении порядка исполнения государственного задания ФИО1 никуда не обращался.

Должностным лицом, вынесшим оспариваемое постановление, представлен письменный отзыв на жалобу.

Судья находит возможным рассмотреть дело при данной явке и, выслушав явившееся в судебное заседание лицо, исследовав доводы жалобы и подлинные материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему:

В соответствии со ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и прекращения производства по делу по основаниям, указанным в ст.24.5 и 2.9 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

В силу требований со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушений.

Частью 1 ст.15.15.5-1 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение государственного (муниципального) задания.

Согласно ст.6 БК РФ государственным (муниципальным) заданием является документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ); государственными (муниципальными) услугами (работами) – услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.

Пунктами 3.1.23 и 2.1.42 утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО от 24 июня 2010 года № 84-П Положения о департаменте финансов Ямало-Ненецкого автономного округа, указанный департамент осуществляет государственные функции органа государственного финансового контроля, являющегося органом исполнительной власти автономного округа, по внутреннему государственному финансовому контролю, а также осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств окружного бюджета, главного администратора (администратора) доходов окружного бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита окружного бюджета по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Департамент образования ЯНАО осуществляет государственные функции по координации, регулированию и контролю за деятельностью подведомственных организаций (в том числе утверждает ежегодный план работы, государственное задание и показатели их деятельности, а также отчеты об их деятельности), при этом выполняя полномочия и функции учредителя государственных организаций автономного округа, в том числе ГБПОУ «НКПиИТ» (Постановление Правительства ЯНАО от 30 августа 2013 года № 687-П «О департаменте образования Ямало-Ненецкого автономного округа»).

Одной из основных функций ГБПОУ «НКПиИТ» является реализация образовательных программ начального и среднего профессионального образования по направлениям подготовки, установленным лицензией на право осуществления образовательной деятельности, в пределах государственных заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Из материалов дела следует, что 29 декабря 2016 года между департаментом образования ЯНАО (учредитель) и колледжем (учреждение) заключено соглашение № 202, которым определены порядок и условия предоставления учредителем учреждению из окружного бюджета субсидии на финансовое обеспечение выполнения учреждением установленного учредителем государственного задания на оказание государственных услуг (далее – субсидия, государственное задание).

Приказом департамента образования ЯНАО от 3 мая 2017 года № 584 утверждено государственное задание на 2017 год для Колледжа. Приложением № 5 к приказу установлены виды оказываемой государственной услуги (11.034.1 Организация и проведение олимпиад, конкурсов, мероприятий, направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научто-исследовательской деятельности), творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности; 11.Д56.0 Реализация образовательных программ среднего профессионального образования – программ подготовки специалистов среднего звена; 11.Д57.0 Реализация программ среднего профессионального образования – программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих), а также показатели, характеризующие содержание, условия (формы) оказания государственной услуги, объем и качество государственной услуги.

То обстоятельство, что государственное задание было доведено до сведения Колледжа, сомнений не вызывает.

Реализуя государственные функции органа государственного финансового контроля в субъекте РФ, 18 января 2018 года департамент финансов ЯНАО издал приказ № 2901-07/4 «О проведении контрольного мероприятия», на основании которого в период с 24 января по 16 марта 2018 года провел выездную проверку деятельности Колледжа на предмет контроля за соблюдением бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также полноты и достоверности отчетности об исполнении государственных заданий в период с 1 января 2016 по 31 декабря 2017 года. Проверка проводилась в том числе на предмет использования средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание услуг (выполнение работ). Проверка проведена в установленный срок специально созданной комиссией.

В ходе проверки выявлено, что государственное задание на 2017 год Учреждением не выполнено:

1) в связи с недостижением показателей государственного задания, характеризующих объем на общую сумму ... рубля 01 копейку, в том числе:

- ...,82 рублей – государственная услуга под уникальным номером 11.Д57.0 / 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) / физические лица, за исключением лиц с ОВЗ и инвалидов, имеющие основное общее образование / очная. Невыполнение показателя объема государственной услуги – 79,0 %;

- ...,48 рублей – государственная услуга под уникальным номером 11.Д57.0 / 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ / физические лица с ОВЗ и инвалиды / основное общее образование / очная. Невыполнение показателя объема государственной услуги – 12,5 %;

- ...,02 рублей – государственная услуга под уникальным номером 11.Д57.0 / 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)/ физические лица, за исключением лиц с ОВЗ и инвалидов / среднее общее образование / очная. Невыполнение показателя объема государственной услуги – 100,0% (в отчете о выполнении государственного задания за 2017 год учтена численность обучающихся по специальности «140 448 (13.02.11) Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» (58,35 человек), не предусмотренной государственным заданием на 2017 год);

- ...,60 рублей – государственная услуга под уникальным номером 11.Д56.0 / 44.02.01 Дошкольное образование / физические лица с ОВЗ и инвалиды / среднее общее образование / очная. Невыполнение показателя объема государственной услуги – 65,0 %;

- ...,19 рублей – государственная услуга под уникальным номером 11.Д56.0 / 44.02.02 Преподавание в начальных классах / физические лица за исключением лиц с ОВЗ и инвалидов / среднее общее образование / очная. Невыполнение показателя объема государственной услуги – 16,2 %;

- ...,40 рублей – государственная услуга под реестровым номером 11.724.0 / 100116. Парикмахерское искусство / физические лица, за исключением лиц с ОВЗ и инвалидов, имеющие среднее общее образование / очная. Невыполнение показателя объема государственной услуги – 12,6 %;

- ...,50 рублей – государственная услуга под уникальным номером 11.Д56.0 / 09.02.02 Компьютерные сети / физические лица, за исключением лиц с ОВЗ и инвалидов / среднее общее образование / очная. Невыполнение показателя объема государственной услуги – 100,0 %;

- ... рубль – государственная услуга под уникальным номером 11.Д57.0 / 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) / физические лица с ОВЗ и инвалиды / среднее общее образование / очная. Невыполнение показателя объема государственной услуги – 100 %;

2) в связи с недостижением показателей государственного задания, характеризующих объем, в части установленных требований к составу (содержанию и условиям) государственных услуг на общую сумму 119289961 рубль 79 копеек, в том числе:

- ...,10 рублей – государственная услуга под уникальным номером 11.Д56.0 / 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение / физические лица, за исключением лиц с ОВЗ и инвалидов, среднее общее образование / очная. Государственная услуга предоставлена обучающимся на базе основного общего образования – 54 человека, или 100 % от фактического значения. При этом Ведомственным перечнем государственных услуг (работ), государственным заданием на 2017 год предусмотрено обучение по указанной специальности на базе среднего общего образования;

- ...,30 рублей – государственная услуга под уникальным номером 11.Д56.0 / 44.02.01 Дошкольное образование / физические лица за исключением лиц с ОВЗ и инвалидов / среднее общее образование / очная. Государственная услуга предоставлена обучающимся на базе основного общего образования – 25,5 человек, или 34,5 % от фактического значения, а также обучающимся по заочной форме обучения – 32 человека, или 43,3 % от фактического значения. При этом Ведомственным перечнем государственных услуг (работ), государственным заданием на 2017 год предусмотрено обучение по указанной специальности на базе среднего общего образования и очной форме обучения;

- ...,64 рублей – государственная услуга под уникальным номером 11.<адрес>.0 / 3ДД.ММ.ГГГГ Сестринское дело / физические лица, за исключением лиц с ОВЗ и инвалидов / среднее общее образование / очная. Государственная услуга предоставлена обучающимся на базе основного общего образования – 57,3 человек или 63,7 % от фактического значения. При этом Ведомственным перечнем государственных услуг (работ), государственным заданием на 2017 год предусмотрено обучение по указанной специальности на базе среднего общего образования;

- ...,42 рубля – государственная услуга под уникальным номером 11.<адрес>.0 / 3ДД.ММ.ГГГГ Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) / физические лица за исключением лиц с ОВЗ и инвалидов / среднее общее образование / очная. Государственная услуга предоставлена обучающимся на базе основного общего образования – 52,27 человек, или 100 % от фактического значения. При этом Ведомственным перечнем государственных услуг (работ), государственным заданием на 2017 год предусмотрено обучение по указанной специальности на базе среднего общего образования;

- ...,75 рублей – государственная услуга под уникальным номером 11.<адрес>.0 / 4ДД.ММ.ГГГГ Парикмахерское искусство / физические лица, за исключением лиц с ОВЗ и инвалидов / среднее общее образование / очная. Государственная услуга предоставлена обучающимся на базе основного общего образования – 22,93 человек или 100 % от фактического значения. При этом Ведомственным перечнем государственных услуг (работ), государственным заданием на 2017 год предусмотрено обучение по указанной специальности на базе среднего общего образования;

- ...,40 рублей – государственная услуга под уникальным номером 11.<адрес>.0 / ДД.ММ.ГГГГ Бурение нефтяных и газовых скважин / физические лица, за исключением лиц с ОВЗ и инвалидов / среднее общее образование / очная; Государственная услуга предоставлена обучающимся по заочной форме обучения – 20 человек, или 55,9 % от фактического значения. При этом Ведомственным перечнем государственных услуг (работ), государственным заданием на 2017 год предусмотрено обучение по указанной специальности по очной форме обучения;

- ...,52 рублей – государственная услуга под уникальным номером 11.<адрес>.0 / ДД.ММ.ГГГГ Сварочное производство / физические лица, за исключением лиц с ОВЗ и инвалидов / среднее общее образование / очная. Государственная услуга предоставлена обучающимся по заочной форме обучения – 24,5 человек, или 51,4 % от фактического значения: При этом Ведомственным перечнем государственных услуг (работ), государственным- заданием на 2017 год предусмотрено обучение по указанной специальности по очной форме обучения;

- ...,24 рублей – государственная услуга под уникальным номером 11.<адрес>.0 / ДД.ММ.ГГГГ Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта / физические лица, за исключением лиц с ОВЗ и инвалидов / среднее общее образование / очная. Государственная услуга предоставлена обучающимся по заочной форме обучения – 37,7 человек, или 68,8 % от фактического значения, при этом Ведомственным перечнем государственных услуг (работ), государственным заданием на 2017 год предусмотрено обучение по указанной специальности по очной форме обучения;

- ...,75 рублей – государственная услуга под уникальным номером 11.<адрес>.0 / ДД.ММ.ГГГГ Программирование в компьютерных системах / физические лица, за исключением лиц с ОВЗ и инвалидов / среднее общее образование/ очная. Государственная услуга предоставлена обучающимся на базе основного общего образования – 47,3 человек, или 55,5 % от фактического значения, а также обучающимся по заочной форме обучения - 8,3 человек, или 9,7 % от фактического значения. При этом Ведомственным перечнем государственных услуг (работ), государственным заданием на 2017 год предусмотрено обучение по указанной специальности на базе среднего общего образования и очной форме обучения;

- ...,50 рублей – государственная услуга под уникальным номером 11.<адрес>.0 / ДД.ММ.ГГГГ Программирование в компьютерных системах / физические лица с ОВЗ и инвалиды / среднее общее образование / очная; Государственная услуга предоставлена обучающимся на базе основного общего образования – 1 человек, или 50% от фактического значения. При этом Ведомственным перечнем государственных услуг (работ), государственным заданием на 2017 год предусмотрено обучение по указанной специальности на базе среднего общего образования;

- ...,24 рублей – государственная услуга под уникальным номером 11.<адрес>.0 / ДД.ММ.ГГГГ Прикладная информатика (по отраслям) / физические лица, за исключением лиц с ОВЗ и инвалидов / среднее общее образование / очная. Государственная услуга предоставлена обучающимся по заочной форме обучения 52,4 человек, или 100 % от фактического значения. При этом Ведомственным перечнем государственных услуг (работ), государственным заданием на 2017 год предусмотрено обучение по указанной специальности по очной форме обучения;

- ...,39 рублей – государственная услуга под уникальным номером 11.<адрес>.0 / ДД.ММ.ГГГГ Технология продукции общественного питания / физические лица, за исключением лиц с ОВЗ и инвалидов / среднее общее образование / очная. Государственная услуга предоставлена обучающимся по заочной форме обучения – 29 человек, или 66 % от фактического значения. При этом Ведомственным перечнем государственных услуг (работ) государственным заданием на 2017 год предусмотрено обучение по указанной специальности по очной форме обучения;

- ...,47 рублей – государственная услуга под уникальным номером 11.<адрес>.0 / ДД.ММ.ГГГГ Строительство и эксплуатация зданий и сооружений / физические лица, за исключением лиц с ОВЗ и инвалидов / среднее общее образование / очная. Государственная услуга предоставлена обучающимся по заочной форме обучения – 32,2 человек, или 100 % от фактического значения. При этом Ведомственным перечнем государственных услуг (работ), государственным заданием на 2017 год предусмотрено обучение по указанной специальности по очной форме обучения;

- ...,07 рублей – государственная услуга под уникальным номером 11.<адрес>.0 / ДД.ММ.ГГГГ Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий / физические лица, за исключением лиц с ОВЗ и инвалидов/ среднее общее образование / очная. Государственная услуга предоставлена обучающимся на базе основного общего образования – 33,33 человек, или 100 % от фактического значения. При этом Ведомственным перечнем государственных услуг (работ), государственным заданием на 2017 год предусмотрено обучение по указанной специальности на базе среднего общего образования;

- ...,00 рублей – государственная услуга под уникальным номером 11.<адрес>.0 / 3ДД.ММ.ГГГГ Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) / физические лица с ОВЗ и инвалиды / среднее общее образование / очная. Государственная услуга предоставлена обучающимся на базе основного общего образования – 1 человек, или 100 % от фактического значения. При этом Ведомственным перечнем государственных услуг (работ), государственным заданием на 2017 год предусмотрено обучение по указанной специальности на базе среднего общего образования;

- ...,00 рублей – государственная услуга под уникальным номером 11.<адрес>.0 / 4ДД.ММ.ГГГГ Документационное обеспечение управления и архивоведение / физические лица с ОВЗ и инвалиды / среднее общее образование / очная. Государственная услуга предоставлена обучающимся на базе основного общего образования – 1 человек, или 100 % от фактического значения. При этом Ведомственным перечнем государственных услуг (работ), государственным заданием на 2017 год предусмотрено обучение по указанной специальности на базе среднего общего образования;

- по государственной услуге под уникальным номером 11.<адрес>.0 / 4ДД.ММ.ГГГГ Физическая культура / физические лица, за исключением лиц с ОВЗ и инвалидов / основное общее образование / очная. Государственная услуга предоставлена обучающимся на базе основного общего образования – 8,33 человек, или 100 % от фактического значения. При этом Ведомственным перечнем государственных услуг (работ), государственным заданием на 2017 год предусмотрено обучение по указанной специальности на базе среднего общего образования.

3) в связи с недостижением показателей государственного задания, характеризующих качество по всем государственным услугам, вследствие невыполнения показателей качества «удельный вес педагогических работников, имеющих первую и высшую категорию к общей численности педагогических работников» (по всем государственным услугам), «качественная успеваемость» (по 10 из 35 государственных услуг).

В связи с указанным проверяющим органом проверяемому лицу вменено нарушение п.3, 4 ст.69.2, абз.3 п.1 ст.78.1 БК РФ, п.2.13, 2.19 и 4.9 Порядка 327-П, п.2.3.1 и 2.3.5 Соглашения от 29 декабря 2016 года, п.6 р.1,2 ч.1 государственного задания на 2017 год и сделан вывод о невыполнении Учреждением государственного задания на 2017 год в связи с недостижением показателей государственного задания, характеризующих объем оказываемых государственных услуг под уникальными номерами 11.Д57.0 и 11.Д56.0, а также показателей качества государственных услуг под уникальными номерами 11.Д57.0 и 11.Д56.0, установленных в государственном задании на 2017 год, что, по мнению проверяющего органа, образует состав предусмотренного ч.1 ст.15.15.5-1 КоАП РФ административного правонарушения.

9 апреля 2018 года в отношении являющегося с мая 2015 года руководителем колледжа ФИО1, который в силу п.4.1, 4.2, 4.5.14 и 4.6 Устава на основе единоначалия осуществляет руководство деятельностью учреждения, обеспечивает выполнение Учреждением утвержденного государственного задания и достижение предусмотренных в нем показателей, а также несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение учреждением и лично им функций, отнесенных к его компетенции, составлен протокол № 11 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.5-1 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, должностное лицо было надлежащим образом и заблаговременно извещено и о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, и о времени и месте рассмотрения дела, что с достоверностью подтверждается данными электронного документооборота. Каких-либо процессуальных нарушений в этом плате органом, осуществлявшим производство по делу об административном правонарушении, допущено не было. Права лица, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО1 были разъяснены и содержались в уведомлении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, направленном в его адрес 6 апреля 2018 года.

Ходатайств ни об отложении решения вопросов о составлении протокола и рассмотрения дела, ни о рассмотрении этих вопросов в свое отсутствие ФИО1 в адрес уполномоченного органа не направлял. Направление извещений и иного рода документов, в том числе протоколов и постановлений, по месту жительства должностного лица ничем не регламентировано. Кроме того, решался вопрос о привлечении ФИО1 к административной ответственности именно как должностного лица и в связи с реализацией им его должностных полномочий, в связи с чем направление всех документов по месту его работы следует признать правильным.

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях согласно гл.23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии со ст.23.7.1 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.7.29.3, ч.8-10 ст.7.32, ст.15.1, 15.14-15.15.16, 15.41, ч.20 ст.19.5 и ч.1 ст.19.7.2 КоАП РФ (в пределах своих полномочий).

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в ч.1 данной статьи, вправе руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и их заместители.

19 апреля 2018 года заместителем директора департамента финансов ЯНАО вынесено постановление , которым ФИО1 как должностное лицо привлечен к административной ответственности за совершение предусмотренного ч.1 ст.15.15.5-1 КоАП РФ административного правонарушения с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

Из содержания постановления следует, что причиной привлечения к административной ответственности послужило указанное в акте проверки и Протоколе об административном правонарушении невыполнение Учреждением государственного задания на 2017 год (в связи с недостижением показателей государственного задания, характеризующих объем оказываемых государственных услуг под уникальными номерами 11.Д57.0 и 11.Д56.0, а также показателей качества государственных услуг под уникальными номерами 11.Д57.0 и 11.Д56.0, установленных в государственном задании на 2017 год), ответственность за что в силу положений гл.4 Устава Колледжа возлагается на его руководителя – ... ФИО1

Оценивая законность обжалуемого постановления, суд учитывает, что п.3 и 4 ст.69.2 БК РФ установлены порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания. Между тем, Учреждение уполномочено лишь выполнять утвержденное для него Учредителем государственное задание, в связи с чем нарушение требований закона при формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного (муниципального) задания не может быть поставлено в вину Учреждению и возглавляющему его должностному лицу.

Абзацем 3 п.1 ст.78.1 БК РФ предусмотрено, что Порядок предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Данная норма также не относится к выполнению государственного задания, поэтому и ее нарушение в рамках дела, возбужденного по ч.1 ст.15.15.5-1 КоАП РФ, не может быть вменено лицу, ответственному лишь за выполнение государственного задания.

По вышеупомянутой причине указание на нарушение Учреждением требований п.3 и 4 ст.69.2 БК РФ, а также абз.3 п.1 ст.78.1 БК РФ подлежит исключению из постановления.

Постановлением Правительства ЯНАО от 25 апреля 2014 года № 327-П «О формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания» утверждено Положение о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, которым установлено, что государственное учреждение представляет учредителю отчет о выполнении государственного задания по форме согласно приложению № 3 к настоящему Положению, аналитическую справку о соблюдении нормативной стоимости государственных услуг (выполняемых работ) по форме согласно приложению № 4 к настоящему Положению, а также иную отчетность и информацию, необходимую для осуществления контроля за выполнением государственного задания со стороны учредителя, перечень и сроки представления которой указываются в государственном задании; учредитель вправе дополнять форму отчета в соответствии со спецификой деятельности государственного учреждения; отчет о выполнении государственного задания и аналитическая справка, предоставляемые государственным учреждением учредителю, также подлежат внесению государственным учреждением в автоматизированную информационную систему «Планирование расходов бюджета» в установленные сроки (п.2.13); государственные учреждения несут ответственность за достижение заданных государственным заданием требований к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ), а также использования выделенных им средств окружного бюджета на его выполнение. Государственное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания (п.2.19); предоставление государственному бюджетному или государственному автономному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основе соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (далее – соглашение), заключаемого между государственным бюджетным (автономным) учреждением и учредителем. Соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и график перечисления, а также порядок возврата субсидии в течение финансового года (п.4.9).

Между тем, из текста постановления не усматривается, на основании чего Яровенко вменяется нарушение указанных выше пунктов Положения, поскольку нет упоминания о нарушении сроков предоставления отчетности.

Следовательно, указание на нарушение этих пунктов Положения также подлежит исключению из постановления.

Пунктами 2.3.1 и 2.3.5 Соглашения от 29 декабря 2016 года предусмотрена обязанность Учреждения оказывать государственные услуги в соответствии с требованиями к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг, определенных государственным заданием, а также обязанность представлять учредителю отчетность о выполнении государственного задания, а также информацию и (или) первичные документы, необходимые для контроля за выполнением Учреждением государственного задания и расходования средств субсидии – в сроке и по форме, установленные государственным заданием; информацию и (или) первичные документы, необходимые для контроля за выполнением Учреждением государственного задания и расходованием средств субсидии – в течение трех рабочих жней с даты получения мотивированного запроса Учредителя; информацию о заключении договора о предоставлении в аренду государственного имущества – в течение 10 рабочих дней после заключения указанного договора; копию штатного расписания Учреждения, копию плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, отчет об исполнении этого плана – не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем утверждения или внесения изменений (уточнений) в указанные документы; ежемесячно, не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, отчет об исполнении субсидии по форме согласно приложению № 2 к настоящему Соглашению.

Ссылка на нарушение требований п.2.3.5 Соглашения, предусматривающего обязанность представлять учредителю различного рода информацию, подлежит исключению из постановления, поскольку самим государственным заданием (а именно его невыполнение может квалифицироваться по ч.1 ст.15.15.5-1 КоАП РФ) предоставление этой информации и документов не предусмотрено.

По тем же основаниям должно быть исключено из оспариваемого постановления (р.1) и указание на учет в отчете о выполнении государственного задания за 2017 год численности обучающихся по специальности «140448 (13.02.11) Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», не предусмотренной государственным заданием на 2017 год.

Нарушение п.2.3.1 Соглашения от 29 декабря 2016 года и п.6 разделов 1 и 2 ч.1 государственного задания на 2017 год имеют место, о чем свидетельствуют изложенные в акте проверки и не оспариваемые лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обстоятельства (обучение за счет средств, выделенных для реализации государственного задания, лиц, не соответствующих условиям государственного задания – на базе среднего общего вместо основного общего образования и наоборот, по заочной форме обучения вместо очной, обучение по специальностям, не предусмотренным государственным заданием).

Эти же обстоятельства (в части недостижения показателей государственного задания, характеризующих объем, в части установленных требований к составу (содержанию и условиям) государственных услуг на общую сумму ... рубль 79 копеек) подтверждают факт невыполнения Учреждением государственного задания на 2017 год, что образует состав предусмотренного ч.1 ст.15.15.5-1 КоАП РФ административного правонарушения.

Что касается вменяемого должностному лицу недостижения показателей государственного задания, характеризующих объем на общую сумму ... рубля 01 копейку, то при решении вопроса об обоснованности такого вменения судья учитывает, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст.2.4 КоАП РФ).

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ст.1.5 КоАП РФ).

Материалы дела не содержат доказательств тому, что Учреждением изначально (на этапе приема документов, вступительных испытаний, зачисления студентов) осуществлялись мероприятия, направленные на прием студентов по упомянутым в разделе 1 протокола об административном правонарушении специальностям в количестве, не соответствующем государственному заданию. Последующее исключение студентов из числа обучающихся в количестве, превышающем определенное государственным заданием предельное значение, не может вменяться в вину руководителю Учреждения, поскольку профессиональное обучение в Российской Федерации носит добровольный характер. Не несет руководитель ответственности и за успеваемость студентов, а неуспеваемость также может явиться причиной исключения. Причины исключения студентов и их набора в меньшем количестве, чем предусмотрено государственным заданием, из материалов дела не усматриваются, а следовательно, до составления протокола об административном правонарушении не выяснялись.

То же самое касается раздела 3 протокола, в котором указано на недостижение показателей государственного задания, характеризующих качество по всем государственным услугам, вследствие невыполнения показателей качества «удельный вес педагогических работников, имеющих первую и высшую категорию к общей численности педагогических работников» (по всем государственным услугам), «качественная успеваемость» (по 10 из 35 государственных услуг).

Вина именно должностного лица в недостижении указанных показателей (в т.ч. безосновательное увольнение им квалифицированных педагогов) материалами дела не подтверждена, что по правилам ст.1.5 КоАП РФ должно быть истолковано в пользу должностного лица.

Исходя из вышеупомянутого, утверждения о невыполнении учреждением государственного задания на 2017 год в связи с недостижением показателей государственного задания, характеризующих объем на общую сумму ... рубля 01 копейка, а также недостижением показателей государственного задания, характеризующих качество по всем государственным услугам, вследствие невыполнения показателей качества «удельный вес педагогических работников, имеющих первую и высшую категорию к общей численности педагогических работников» (по всем государственным услугам), «качественная успеваемость» (по 10 из 35 государственных услуг, подлежат исключению из постановления, вынесенного в отношении руководителя Учреждения.

Что касается ссылки на отсутствие на момент утверждения и выполнения государственного задания нормы, устанавливающей условия, при которых государственное задание считается невыполненным (ч.6 ст.69.2 БК РФ: государственное (муниципальное) задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), а также показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), если такие показатели установлены в государственном (муниципальном) задании), то она не может быть принята во внимание ввиду того, что ее введение означает лишь то, что федеральный законодатель уточнил условия, при которых в том числе возможна административная ответственность за невыполнение государственного задания: до 2018 года таким невыполнением считалось нарушение показателей в принципе, а с 2018 года учитываются допустимые отклонения этих показателей.

Доводы о том, что учреждение не является участником бюджетного процесса, несостоятельны, поскольку субъект предусмотренного ч.1 ст.15.15.5-1 КоАП РФ административного правонарушения не является специальным с этой точки зрения – достаточно наличия у лица обязанности по выполнению государственного задания, а она у Учреждения имеется, равно как и у директора Учреждения имеется обязанность обеспечить выполнение Учреждением этого государственного задания.

Не могут быть приняты во внимание и ссылки на то, что в период действия Соглашения от 29 декабря 2016 года Учредитель направлял в Колледж приказы об утверждении иных контрольных цифр приема для обучения, поскольку после заключения Соглашения Учредителем был издан только один приказ № 354 от 21 марта 2017 года, который распространял свое действие на прием для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющих основного общего или среднего общего образования, и не регулировал вопросы, связанные с государственным заданием.

Каких-либо изменений в Соглашение от 29 декабря 2016 года стороны не вносили, следовательно, государственное задание подлежало выполнению в первоначальном виде, разночтений не имелось.

С учетом совокупности всего вышеизложенного судья приходит к выводу о необходимости изменения постановления путем исключения из него указания на ряд норм, нарушение которых необоснованно вменено должностному лицу, а также на нарушения, изложенные в разделах 1 и 3 протокола и, соответственно, описательной части постановления.

Такое исключение влечет снижение назначенного должностному лицу административного наказания в виде административного штрафа с 500 до 100 рублей по правилам п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.

Оснований для освобождения должностного лица от административной ответственности в полном объеме в ходе рассмотрения дела не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя директора Департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 апреля 2018 года № 11 по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.15.15.5-1 КоАП РФ в отношении директора государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий» ФИО1 изменить:

- исключить из текста постановления ссылку на нарушение требований п.3 и 4 ст.69.2 БК РФ, абз.3 п.1 ст.78.1 БК РФ, п.2.13, 2.19 и 4.9 утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО от 25 апреля 2014 года № 327-П Положения о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, п.2.3.5 Соглашения № 202 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнение государственного задания от 29 декабря 2016 года;

- исключить из текста постановления ссылку на невыполнение учреждением государственного задания на 2017 год в связи с недостижением показателей государственного задания, характеризующих объем на общую сумму ... рубля 01 копейка (в том числе:

- ...,82 рублей – государственная услуга под уникальным номером 11.<адрес>.0 / 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) / физические лица, за исключением лиц с ОВЗ и инвалидов, имеющие основное общее образование / очная. Невыполнение показателя объема государственной услуги – 79,0 %;

- ...,48 рублей – государственная услуга под уникальным номером 11.<адрес>.0 / ДД.ММ.ГГГГ Мастер отделочных строительных работ / физические лица с ОВЗ и инвалиды / основное общее образование / очная. Невыполнение показателя объема государственной услуги – 12,5 %;

- ...,02 рублей – государственная услуга под уникальным номером 11.<адрес>.0 / ДД.ММ.ГГГГ Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)/ физические лица, за исключением лиц с ОВЗ и инвалидов / среднее общее образование / очная. Невыполнение показателя объема государственной услуги – 100,0% (в отчете о выполнении государственного задания за 2017 год учтена численность обучающихся по специальности «140 448 (ДД.ММ.ГГГГ) Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» (58,35 человек), не предусмотренной государственным заданием на 2017 год);

- ...,60 рублей – государственная услуга под уникальным номером 11.<адрес>.0 / 4ДД.ММ.ГГГГ Дошкольное образование / физические лица с ОВЗ и инвалиды / среднее общее образование / очная. Невыполнение показателя объема государственной услуги – 65,0 %;

- ...,19 рублей – государственная услуга под уникальным номером 11.<адрес>.0 / 4ДД.ММ.ГГГГ Преподавание в начальных классах / физические лица за исключением лиц с ОВЗ и инвалидов / среднее общее образование / очная. Невыполнение показателя объема государственной услуги – 16,2 %;

- ...,40 рублей – государственная услуга под реестровым номером 11.724.0 / 100116. Парикмахерское искусство / физические лица, за исключением лиц с ОВЗ и инвалидов, имеющие среднее общее образование / очная. Невыполнение показателя объема государственной услуги – 12,6 %;

- ...,50 рублей – государственная услуга под уникальным номером 11.<адрес>.0 / ДД.ММ.ГГГГ Компьютерные сети / физические лица, за исключением лиц с ОВЗ и инвалидов / среднее общее образование / очная. Невыполнение показателя объема государственной услуги – 100,0 %;

- ... рубль – государственная услуга под уникальным номером 11.<адрес>.0 / ДД.ММ.ГГГГ Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) / физические лица с ОВЗ и инвалиды / среднее общее образование / очная. Невыполнение показателя объема государственной услуги – 100 %);

- исключить из текста постановления ссылку на невыполнение учреждением государственного задания на 2017 год в связи с недостижением показателей государственного задания, характеризующих качество по всем государственным услугам, вследствие невыполнения показателей качества «удельный вес педагогических работников, имеющих первую и высшую категорию к общей численности педагогических работников» (по всем государственным услугам), «качественная успеваемость» (по 10 из 35 государственных услуг, подлежат исключению из постановления, вынесенного в отношении руководителя Учреждения.

Размер назначенного директору государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий» ФИО1 административного наказания в виде административного штрафа снизить с 500 (пятисот) до 100 (ста) рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Жалобу директора государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий» ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня получения (вручения) его копии в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.

Судья (подпись) Д.М.Нигматуллина

.

.

.

.

.

.