ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-105/2021 от 03.02.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ

по делу №...

г. Уфа 03 февраля 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Фаизова З.Ф.,

при секретаре Хабировой Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя межрайонного прокурора Ишимбайской межрайонной прокуратуры Басырова Д.Ф. на постановление судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 12 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении ... Титовой Э.А.,

у с т а н о в и л а:

постановлением судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 12 декабря 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении ... Титовой Э.А. прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не соглашаясь с постановлением судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 12 декабря 2020 года, заместитель межрайонного прокурора Ишимбайской межрайонной прокуратуры Басыров Д.Ф. опротестовал его в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.1 КоАП РФ, просит судебный акт отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, дело возвратить на новое рассмотрение.

Обсудив возможность рассмотрения протеста в отсутствие извещенного надлежащим образом представителя Ишимбайской межрайонной прокуратуры, выслушав возражения Титовой Э.А., ее защитника Байрамгулова Н.И., изучив материалы дела, проверив доводы заявителя, прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В силу положений ст. 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Статьей 17.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из содержания диспозиции статьи 17.7 КоАП РФ, привлечение к административной ответственности по указанной норме возможно лишь в случае, если невыполнение требования прокурора носит умышленный характер, т.е. налицо вина субъекта административного правонарушения в форме умысла.

Исходя из положений статьи 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) определено, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Из материалов дела следует, что Ишимбайской межрайонной прокуратурой на основании задания прокуратуры Республики Башкортостан №... от 31 января 2020 года проведена проверка исполнения администрацией ... федерального законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей в сфере инвестиционной деятельности.

В ходе проверки установлено, что администрацией ... как исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, предоставляющим муниципальные услуги и уполномоченным принимать решения по вопросам местного значения, находящимся в ведении района, в круг которых входит, в том числе, разработка и принятие нормативных правовых актов, устанавливающих порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, не исполнены требования федерального законодательства, а именно - не разработан и не принят административный регламент по оказанию муниципальной услуги в сфере инвестиционной деятельности, что является нарушением прав граждан на получение муниципальных услуг;

в нарушение ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, регулирующие данную сферу деятельности не разработаны, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление полномочий в сфере муниципально-частного партнерства не определены;

не разработан порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местного бюджета, а также муниципальные правовые акты, устанавливающие субъектам инвестиционной деятельности льготные условия пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальном образовании;

не урегулирован порядок заключения специального инвестиционного контракта;

в нарушение ст. 11 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не проводится анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, формированию инфраструктуры;

органы местного самоуправления самоустранились от возложенных законом и муниципальными правовыми актами обязанности по поддержке бизнеса;

анализ муниципальной программы по развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе ... район Республики Башкортостан на 2017-2022 г.г. свидетельствует о формальности запланированных мероприятий, их принятие без анализа экономической ситуации, складывающейся в районе, на территориях конкретных поселений;

финансирование программ является минимальным и не отвечает задачам, определенным законодательством в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;

за 7 месяцев 2020 года администрацией ... какая-либо финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства вовсе не оказывалась, не выдано ни одной субсидии.

По вышеуказанным нарушениям 19 августа 2020 года в адрес главы администрации ...ФИО2. заместителем Ишимбайского межрайонного прокурора вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере инвестиционной деятельности (т. 1, л.д. 25).

Представление было получено администрацией ... 21 августа 2020 года, установлен месячный срок для устранения нарушений.

15 сентября 2020 года в межрайонную прокуратуру поступило письмо о рассмотрении вышеуказанного представления за подписью ... Титовой Э.А. (т. 1, л.д. 27 - 30).

По результатам изучения представленного ответа прокуратура пришла к выводу о том, что должностными лицами администрации ... игнорируются законные требования Ишимбайской межрайонной прокуратуры Республики Башкортостан, не приняты реальные меры по устранению нарушений и недопущению их впредь. В связи с чем, прокуратурой 16 сентября 2020 года в адрес главы администрации ...ФИО3. вновь направлено письмо с требованием вернуться к повторному рассмотрению представления (т. 1, л.д. 31).

22 сентября 2020 года в Ишимбайскую межрайонную прокуратуру поступило письмо исх. №... о рассмотрении вышеуказанного представления за подписью ... Титовой Э.А. Из содержания которого следует, что в настоящее время принимаются меры по актуализации ранее принятых документов; разрабатывается порядок предоставления муниципальных гарантий и порядок сопровождения инвестиционных проектов; вносятся изменения в муниципальную программу «Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе ... район Республики Башкортостан»; по рекомендации Минэкономразвития и инвестиционной политики Республики Башкортостан разрабатывается стандарт подготовки и реализации проектов на принципах муниципально-частного партнерства и дорожная карта по развитию муниципально-частного партнерства на территории муниципального района ... район Республики Башкортостан; разрабатывается проект постановления о внесении изменений в порядок разработки, реализации о оценки эффективности муниципальных программ ... района Республики Башкортостан. В части применения к дисциплинарной ответственности виновных лиц отказано со ссылкой на положения ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации, из которых следует, что применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом работодателя, а не его обязанностью (т. 1, л.д. 32).

24 сентября 2020 года заместителем Ишимбайского межрайонного прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица - ... Титовой Э.А. по факту невыполнения законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом (т. 1, л.д. 4).

Прекращая производство по делу в связи с отсутствием в действиях Титовой Э.А. состава вмененного ей административного правонарушения, судья Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан указал на то, что вывод заместителя прокурора о невыполнении Титовой Э.А. его законных требований, вытекающих из полномочий, установленных федеральным законом, надлежащими доказательствами не подтвержден; в постановлении заместителя прокурора от 24 сентября 2020 года не приведены доказательства умышленной формы вины; представление заместителя Ишимбайского межрайонного прокурора об устранении нарушений федерального законодательства в сфере инвестиционной деятельности было адресовано главе администрации ...ФИО4. Поручение подготовки ответа на представление заместителя Ишимбайского
межрайонного прокурора другим лицам, в том числе ... Титовой Э.Л., не может служить основанием для привлечения ее к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.

Судья городского суда пришла к верному выводу о том, что в данном случае Титова Э.А. не является должностным лицом, которому было адресовано содержащееся в представлении заместителя Ишимбайского межрайонного прокурора требование, следовательно, Титова Э.А. не могла совершить умышленного невыполнения требования прокурора, независимо от того, что являлся лицом, подписавшим ответы на представление заместителя Ишимбайского межрайонного прокурора, следовательно, не является субъектом данного административного правонарушения.

Кроме того, из материалов дела следует и правильно установлено судьей городского суда, представление было выдано прокуратурой без учета изменений в структуре администрации ... на основании решения Совета муниципального района ... район РБ №... от 20 декабря 2019 года «О внесении изменений и утверждении структуры и штатной численности администрации муниципального района ... район Республики Башкортостан и аппарата Совета муниципального района ... район Республики Башкортостан», согласно которому в структуре администрации отсутствует указанное в представлении прокурора управление по вопросам экономического развития, промышленности, предпринимательства и услуг, которому вменено игнорирование требований законодательства в этой сфере.

Титова Э.А. распоряжением главы администрации №... от 05 февраля 2020 года была принята на работу на муниципальную службу ... с 06 февраля 2020 года временно (т. 1, л.д. 24). В настоящее время назначена ..., при этом отдел координации торговли, услуг и предпринимательства администрации находится в ведении первого заместителя администрации, а не Титовой Э.А. Также постановлением главы администрации №... от 01 ноября 2019 года создан Координационный совет по предпринимательству при главе администрации ..., в состав членов которого Титова Э.А. не включена (т. 1, л.д. 42, 47 - 48).

Также мотивируя вывод о том, что Титова Э.А. не является субъектом данного административного правонарушения, судья обоснованно сослался на следующие обстоятельства.

К ответу на представление прокурора были приложены нормативные акты, регулирующие вопросы инвестиционной деятельности, актуальные на момент направления ответа, действующая стратегия инвестиционного развития муниципального района ... район Республики Башкортостан на 2017-2023 годы, решение Совета MP ... район РБ №... от 14 августа 2020 года «О внесении изменений в решение Совета муниципального района ... район Республики Башкортостан от 03 февраля 2016 года №... «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района ... район Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена», которым предусмотрены понижающие ставки арендной платы для субъектов малого и среднего предпринимательства (т. 1, л.д. 126-127); суду представлены действующие и дополнительно принятые нормативно-правовые акты, которые были на стадии разработки на момент направления ответа прокурору, которые были приняты решением Совета MP ... района, например от 23 октября 2020 года №... «Об утверждении Порядка предоставления муниципальных гарантий субъектам инвестиционной деятельности в муниципальном районе ... район Республики Башкортостан» (т. 1, л.д. 118) в связи с тем, что выборы депутатов в Совет муниципального района ... район Республики Башкортостан состоялись 13 сентября 2020 года, ранее проведения установочной сессии Совета принятие вышеназванного решения Совета не было возможным, кроме того, Титова Э.А., как заместитель главы администрации, не отвечает за несвоевременное принятие Советом района решений.

Как правильно указано в обжалуемом постановлении судьи городского суда, Титова Э.А. как должностное лицо не является членом Координационного совета по предпринимательству при главе администрации
..., который на своем заседании принимает решение о распределении выделенных из бюджетных средств субсидий, не координирует деятельность совета, в связи с чем она не может отвечать за невыдачу в течение 7 месяцев 2020 года субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства муниципального района ... район Республики Башкортостан.

В материалах дела имеется доказательство того, что все предоставленные из бюджета муниципального района ... район
для выдачи субсидий на бюджетный 2020 год денежные средства для оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства распределены постановлением главы администрации ...№... от 10 ноября 2020 года на основании протокола №... от 06 ноября 2020 года заседания Координационного Совета по предпринимательству при главе администрации ... (т. 1, л.д. 108 - 111).

Таким образом, судья Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан пришел к правильному выводу об отсутствии в деянии Титовой Э.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и прекратил производство по делу в ее отношении.

Доводы протеста направлены на переоценку исследованных ранее судьей Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан обстоятельств дела и представленных доказательств, оснований для которой не усматривается.

Довод о нарушении права прокуратуры на участие при рассмотрении дела является несостоятельным. О судебном заседании 09 декабря 2020 года в 14.00 ч заместитель Ишимбайского межрайонного прокурора Басыров Д.Ф. был извещен телефонограммой, принятой лично (т. 1, л.д. 199). В связи с нахождением судьи 09 декабря 2020 года в 14.00 ч в другом судебном процессе заместитель прокурора Басыров Д.Ф. был извещен телефонограммой 09 декабря в 15.45 ч о явке в судебное заседание к 16.00 ч (т. 1, л.д. 200). По результатам рассмотрения дела 09 декабря 2020 года судьей вынесена резолютивная часть постановления с участием Титовой Э.А. и ее защитника Даутовой Р.А., в отсутствие заместителя прокурора Басырова Д.Ф. Обоснованность рассмотрения дела в его отсутствие судьей приведена в постановлении, не согласиться с данным решением оснований не имеется (т. 4, л.д. 243).

Процессуальных нарушений, влекущих отмену либо изменение обжалуемого судебного акта, по делу не выявлено.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

р е ш и л а:

постановление судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 12 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении ... Титовой Э.А. оставить без изменения, протест заместителя межрайонного прокурора Ишимбайской межрайонной прокуратуры Басырова Д.Ф. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан З.Ф. Фаизова

Справка:

судья городского суда Шагизиганова Х.Н.