Дело № 12-105/2021,
№ 12-145/2021
РЕШЕНИЕ
19 февраля 2021 года Великий Новгород
Судья Новгородского районного суда Новгородской области Калмыкова Е.А. (по адресу: Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 15), с участием защитника Администрации Великого Новгорода ФИО2,
рассмотрев в порядке пересмотра жалобу главы Администрации Великого Новгорода – мэра Великого Новгорода ФИО4 на постановление № 657/20 начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области ФИО5 от 24 ноября 2020 года, вынесенное в отношении юридического лица -
Администрации Великого Новгорода, находящейся по адресу: <адрес> ИНН №, ОГРН №,
о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей,
установил:
10 ноября 2020 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ФИО6 в отношении Администрации Великого Новгорода составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе, поданной в порядке пересмотра в Новгородский районный суд, глава Администрации Великого Новгорода – мэр Великого Новгорода ФИО4 просит об отмене постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, приводя доводы о том, что при рассмотрении дела не выяснялся вопрос о наличии вины Администрации Великого Новгорода в совершении вмененного деяния, в частности, указывает, что юридическим лицом предприняты необходимые меры для исполнения решения суда. Одновременно Администрацией Великого Новгорода заявлено ходатайство о восстановлении срока подачи жалобы, указав, что постановление Администрацией получено 11 декабря 2021 года. 21 декабря 2021 года Администрацией Великого Новгорода в адрес Новгородского районного суда была направлена жалоба, но ошибочно была направлена только ее копия. Направленный в тот же день оригинал жалобы был возвращен отделением Почты России, после возвращения оригинал жалобы был направлен повторно.
Истребованные из Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Новгородской области подлинные материалы дела об административном правонарушении поступили в суд 21 января 2021 года.
Изучив материалы дела, судья считает, что срок на обжалование указанного выше постановления законным представителем Администрации Великого Новгорода пропущен по уважительной причине, в связи с чем подлежит восстановлению.
В судебное заседание законный представитель Администрации Великого Новгорода не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявлено, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Защитник Администрации Великого Новгорода ФИО2 поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям. Пояснила, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств субвенции на исполнение отдельных переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот. Администрацией Великого Новгорода направляются списки детей-сирот, не обеспеченных жилыми помещениями, но выделяемых из бюджета Новгородской области денежных средств недостаточно.
Проверив материалы дела об административном правонарушении с учетом положений ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В статье 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлены общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
Так, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1).
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (часть 2).
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умыслом.
Как усматривается из материалов дела, 31 января 2018 года Новгородским районным судом Новгородской области выдан исполнительный лист по делу № по иску прокурора Великого Новгорода, действующего в интересах ФИО1 к Администрации Великого Новгорода об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, согласно которому Администрация Великого Новгорода обязана предоставить ФИО1 по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, не менее нормы предоставления площади жилого помещения.
На основании вышеуказанного исполнительного документа постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств от 01 августа 2018 года в отношении Администрации Великого Новгорода возбуждено исполнительное производство №. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 28 сентября 2018 года с должника – Администрации Великого Новгорода взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Требованием судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств от 08 сентября 2020 года должник – Администрация Великого Новгорода обязана в срок до 02 ноября 2020 года включительно исполнить решение суда о предоставлении ФИО3 по договору найма благоустроенного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения.
Согласно акту совершения исполнительных действий от 05 ноября 2020 года судебным приставом-исполнителем установлено, что решение суда Администрацией Великого Новгорода в полном объеме не исполнено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Администрации Великого Новгорода протокола об административном правонарушении, а также вынесения обжалуемого постановления должностного лица о привлечении Администрации Великого Новгорода к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, со статьей 26.1 названного Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда.
Администрацией Великого Новгорода представлены доводы по обстоятельствам реализации полномочий Администрации по обеспечению жильем детей-сирот и лиц из их числа, в том числе о процедуре выделения денежных средств в бюджет муниципального образования; о попытках решить вопрос путем направления предложений о выделении дополнительного финансирования на указанные цели.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В настоящее время реализация на территории Новгородской области прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с Областным законом Новгородской области от 05 сентября 2014 года N 618-ОЗ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей», вступившим в силу 20 сентября 2014 года.
С 01 января 2014 года введен в действие Областной закон Новгородской области от 24 декабря 2013 года N431-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ч. 1 ст. 1 вышеуказанного Областного закона органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, указанных в части 1 статьи 11 областного закона «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей», в том числе по приобретению и (или) строительству, в том числе путем участия в долевом строительстве, жилых помещений в целях включения их в муниципальный специализированный жилищный фонд для последующего предоставления по договору найма специализированного жилого помещения; предоставлению лицам, указанным в части 1 статьи 11 областного закона «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей» благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения и заключение таких договоров на срок не более пяти лет.
Денежные средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, предусматриваются ежегодно в областном законе об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в виде субвенций бюджетам муниципальных районов, городского округа (статья 1).
Обязательства Администрации Великого Новгорода по реализации полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также принцип обязательности исполнения судебных актов предполагают безусловное исполнение решения суда органом местного самоуправления. Кроме того, обязанность исполнить судебный акт лежит на должнике независимо от совершения каких-либо действий по принудительному исполнению судебного решения.
Из материалов дела следует, что решением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 27 августа 2020 года было отменено постановление № 308/20 заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Новгородской области ФИО7 от 07 июля 2020 года о привлечении Администрации Великого Новгорода к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, выразившегося в неисполнении вышеуказанного судебного решения.
Вместе с тем, доказательств принятия необходимых и достаточных мер, направленных на исполнение вышеуказанного судебного решения, Администрацией Великого Новгорода суду не представлено.
Таким образом, из материалов дела и обжалуемого постановления усматривается, что должностным лицом Управления ФССП по Новгородской области достоверно установлено, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения норм и правил действующего законодательства, в целях исполнения надлежащим образом своих публично-правовых обязанностей, однако не приняло необходимых мер. При этом суд учитывает длительный срок неисполнения судебного решения (более двух лет).
С учетом изложенного, доводы, приведенные в жалобе, не опровергают выводы, к которым обоснованно пришел начальник отделения – старший судебный пристав Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Новгородской области при рассмотрении дела.
Постановление о привлечении Администрации Великого Новгорода к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание Администрации Великого Новгорода назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, размер наложенного штрафа составил минимальный размер административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц санкцией части 1 статьи 17.15 названного Кодекса. Основания для дальнейшего снижения наказания законом не предусмотрены.
Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по настоящему делу не допущено.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление должностного лица сомнений в законности и обоснованности не вызывает, является правильным, а потому оснований для его отмены или изменения, в том числе и по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление № 657/20 начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области ФИО5 от 24 ноября 2020 года, вынесенное в отношении юридического лица - Администрации Великого Новгорода, оставить без изменения, а жалобу главы Администрации Великого Новгорода – мэра Великого Новгорода ФИО4 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, и должностным лицом, вынесшим постановление, в Новгородский областной суд с подачей жалобы через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.А. Калмыкова