ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-106 от 09.06.2014 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Дело № 12 - 106

Судья – Плескачёва Л.И.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление судьи по делу об административном правонарушении

г. Мурманск 09 июня 2014 года

Судья Мурманского областного суда Пырч Н.В.,рассмотрев жалобу законного представителя ООО «Нева» генерального директора ФИО1 на постановление судьи Кандалакшского районного суда Мурманской области от 26 марта 2014 года по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением судьи Кандалакшского районного суда Мурманской области от 26 марта 2014 года юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Нева» (далее – ООО «Нева», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** (***) рублей.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, законный представитель ООО «Нева» генеральный директор ФИО1 просит постановление судьи по делу об административном правонарушении отменить и принять новый судебный акт по делу, освободив ООО «Нева» от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения, применив положения статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Указала, что на момент проверки она (ФИО1) как законный представитель Общества отсутствовала, поэтому не была представлена вся необходимая документация для проверки ООО «Нева». Также указывала на ведение в произвольной форме Журнала регистрации учета отходов и на наличие утвержденной Инструкции по обращению с отходами ртутными лампами. Просила принять во внимание представленные при проверке договоры, заключенные ООО «Нева» с *** «***» на прием и размещение промышленных отходов и с *** «***» на размещение и утилизацию ртутьсодержащих отходов первого класса опасности. На момент проверки использованные (перегоревшие) ртутьсодержащие лампы отсутствовали, объем остальных отходов является незначительным, что указывает на то, что нарушение не носит неустранимого характера и будет исправлено.

Проверив материалы дела, выслушав защитника ООО « Нева» по доверенности ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, представителя Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области по доверенности ФИО3, просившего постановление судьи не изменять, исследовав доводы жалобы, возражения на неё, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления судьи.

В соответствии со ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, составляют действия или бездействие, в том числе, юридических лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и пп. 1, 3 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которых должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

В соответствии с п. 3 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681, юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.

Пунктами 2 и 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

В силу п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Порядок предоставления отчетности установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 г. № 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)".

Согласно п. п. 5 и 14 Порядка, отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетность представляется отчитывающимся субъектом малого и среднего предпринимательства непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Порядок учета в области обращения с отходами утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 № 721, в приложениях 1,2,3,4 к Порядку приведены формы таблиц данных учета в области обращения с отходами.

Из материалов дела следует, что в период с 17 по 19 февраля 2014 года отделом государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в деятельности ООО «Нева».

Проверка проводилась в соответствии с ежегодным сводным планом проверок хозяйствующих субъектов на 2014 год, утвержденном органами прокуратуры, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля» (надзора) и муниципального контроля» (л.д. 8-11).

В ходе проверки было установлено, что в результате хозяйственной деятельности Общества в помещениях по адресам: Мурманская область город Кандалакша ул. ... д. ... и ул. ... д. ..., образуются отходы производства и потребления: отработанные ртутьсодержащие лампы, отходы от бытовых помещений организации (исключая крупногабаритные), отходы от канцелярской деятельности и делопроизводства, мусор от уборки помещений, отходы картонной тары.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Поскольку в процессе деятельности Общества образуются отходы, ООО «Нева» осуществляет временное накопление отходов, до передачи их специализированным организациям, то следовательно Общество является участником правоотношений урегулированных Федеральным законом Об отходах производства и потребления.

Как следует из представленных материалов административного производства, на момент проверки Обществом не представлена Инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям; не представлен приказ о назначении ответственных лиц за обращение с указанными отходами; не представлено документов, подтверждающих проведение инвентаризации отходов и объектов их размещения; не представлены паспорта отходов I – IV класса опасности, согласованные в установленном порядке; не представлены в уполномоченный орган исполнительной власти отчетность образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов в уведомительном порядке за 2013 год.

Вина в совершении административного правонарушении подтверждается материалами дела, а именно: актом проверки № * от 19.02.2014 г., фототаблицей к акту проверки; предписанием об устранении выявленных нарушений № * от 19.01.2014 г.; протоколом № * от 27.02.2014 г. об административном правонарушении; договорами аренды зданий, находящихся в собственности арендодателя № * от 01.01.2014 г., б/н от 01.01.2014 г., № * от 15.01.2013 г.; свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ; Уставом ООО «Нева»; уведомлением о проведении внеплановой проверки; распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от 21.01.2014 г. № * о проведении плановой, выездной проверки; договором № * от 31.12.2013 г. на размещение промышленных отходов, заключенным между ООО «Нева» и *** «***»; платежным поручением № * от 14.02.2014 г. об оплате по договору на размещение отходов; договором № * от 06.06.2013 г. на размещение и утилизацию ртутьсодержащих отходов класса опасности, заключенным между ООО «Нева» и *** «***», которые в силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ, являются допустимыми доказательствами по делу.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства дела, подтвержденные собранными по делу доказательствами, судья пришла к обоснованному выводу о том, что административным органом доказано наличие в действиях юридического лица – ООО «Нева» состава вмененного ему административного правонарушения.

При рассмотрении дела об административном правонарушении было установлено, что у ООО «Нева» имелась объективная возможность для соблюдения норм и правил, установленных природоохранным законодательством.

При этом, судья руководствовался нормами, регламентирующими обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, содержащиеся в Федеральных законах от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в Правилах обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681, а также приняла во внимание приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 г. № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)» и Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 № 721.

Выводы судьи о виновности ООО «Нева» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, с достаточной полнотой и правильно приведенных в постановлении.

Постановление о привлечении ООО «Нева» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено правомочным судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом обстоятельств совершения административного правонарушения.

Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения ООО «Нева» от административной ответственности в связи с малозначительностью, по делу не имеется.

Совершенное административное правонарушение относится к административному правонарушению в области охраны окружающей среды. Поэтому, исходя из объекта административного правонарушения, его нельзя признать малозначительным.

Доводы жалобы на оценку законности вынесенного постановления по делу не влияют. В сущности, они повторяют позицию ООО «Нева» при рассмотрении дела судьёй районного суда, которой в постановлении дана мотивированная, объективная и обоснованная правовая оценка. Оснований для переоценки выводов судьи по доводам жалобы не усматривается.

Ссылки на отсутствие вины юридического лица в совершении административного правонарушения являются несостоятельными и, опровергаются представленными материалами дела.

Проведение мероприятий по проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в деятельности ООО «Нева» осуществлено на основании распоряжения № * от 21 января 2014 года органа, осуществляющего контроль за соблюдением требований законодательства (ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») (л.д. 8-11).

Распоряжение о проведении проверки было доведено до сведения 29 января 2014 г. (л.д. 11). Нарушений положений ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не усматривается.

Проверка проведена уполномоченным должностным лицом – государственным инспектором Мурманской области по охране природы К.С.И. Положения ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не нарушены.

Грубых нарушений проведения проверки, указанных в статье 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не установлено. Порядок проведения проверки не противоречит условиям, установленным настоящим Федеральным Законом.

Нельзя согласиться с жалобой Общества в части отсутствия необходимости проведения инвентаризации образующихся отходов и объектов их размещения, поскольку такая обязанность прямо предусмотрена ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

При этом, сам факт образования отходов и их накопление до передачи специализированным организациям ООО «Нева» ни при проведении проверки, ни при рассмотрении дела в судебном порядке не оспаривался.

Является несостоятельным и довод Общества относительно отсутствия необходимости составления паспорта опасного отхода I - IV класса, так как такой вид отхода у ООО «Нева» не образовался.

В соответствии с п. 2 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681, «потребители ртутьсодержащих ламп» - юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности, а также физические лица, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением.

Положения п. 3 Правил определяют, что юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.

Следовательно, ООО «Нева» является участником данных правоотношений.

Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, опровергающих выводы судьи районного суда, в связи с чем, подлежат отклонению, как несостоятельные.

При таком положении постановление судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь статьями 306 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Кандалакшского районного суда Мурманской области от 26 марта 2014 года, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Нева» » по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО «Нева» генерального директора ФИО1 – без удовлетворения.

Судья

Мурманского областного суда

Н.В. Пырч