ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1063/2013 от 01.10.2013 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 12 – 1063/2013

Р Е Ш Е Н И Е

г. Вологда 01 октября 2013 года

Судья Вологодского городского суда Вологодской области Кяргиева Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе директора ООО «ЖКХ Санинское» ФИО1 на постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №,

установил:

ФИО1 обратился в суд с жалобой, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении ее было вынесено постановление № о назначении административного наказания, которым она признана виновной в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.3 ч. 1 КоАП РФ, выразившееся в пользовании недрами без лицензии на пользование недрами и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей. С указанным постановлением не согласна. ООО «ЖКХ Санинское» производственную деятельность начало с ДД.ММ.ГГГГ. Одним из видов деятельности является добыча подземных вод и распределение потребителям. Предприятие использует имущество для ведения хозяйственной деятельности по водоснабжению по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, находящееся в собственности администрации сельского поселения Санинское. Земельный участок также находится в собственности администрации поселения. Согласно акту передачи имущества предприятию передано артезианская скважина, водопроводные сети, водонапорная башня. На момент заключения договора аренды администрация Санинского сельсовета имела лицензию на право пользования недрами на данную скважину серия №. Срок окончания лицензии ДД.ММ.ГГГГ. По закону «О недрах» лицензию на право пользования должен иметь недропользователь. Предприятие разработало план мероприятий для получения лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод.

Просит постановление Управления Росприроднадзора по Вологодской области № от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

В судебном заседании ФИО1 жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям, просила постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № отменить, производство по делу прекратить.

Представитель Управления Росприроднадзора по Вологодской области по доверенности ФИО2 с жалобой не согласна по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ № оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, подлинные административные материалы в отношении ФИО1, приходит к следующему:

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Росприроднадзора по Вологодской области поступило письмо МИФНС России № по Вологодской области, в котором содержались сведения об организациях, осуществляющих безлицензионное водопользование в ДД.ММ.ГГГГ. В указанном списке указано и ООО «ЖКХ Санинское».

На основании полученных сведений из МИФНС России № по Вологодской области приказом № от ДД.ММ.ГГГГ был назначена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «ЖКХ Санинское» с целью проверки информации о безлицензионном заборе воды, предоставленной налоговой инспекцией. Задачей проверки являлась проверка достоверности фактов о безлицензионном пользовании недрами. Срок проведения проверки 14 рабочих дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Для проведения проверки у ООО «ЖКХ Санинское» были запрошены документы: свидетельство о государственной регистрации юридического лица, устав юридического лица, решение собрания акционеров о назначении руководителя общества, приказ о назначении руководителя общества, справка о количестве скважин, их номеров, местоположении, елях использования подземных вод, копия журнала учета добытой воды из скважины ДД.ММ.ГГГГ, текущий период ДД.ММ.ГГГГ; копии документов о внесении платежей при пользовании недрами (водный налог) за ДД.ММ.ГГГГ год, 1 квартал ДД.ММ.ГГГГ года, статистический отчет по форме 2-ТП (водхоз) за ДД.ММ.ГГГГ год.

В результате проведенной внеплановой документарной проверки был составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражены выявленные нарушения ООО «ЖКХ Санинское».

На основании выявленных нарушений в отношении директора ООО «ЖКХ Санинское» ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол № об административном правонарушении.

Постановлением № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «ЖКХ Санинское» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.

В соответствии с п. 4 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 196 в соответствии с задачами государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр Росприроднадзор и территориальные органы Росприроднадзора обеспечивают предупреждение, выявление и пресечение нарушений всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование недрами, требований международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о недрах (за исключением участков недр местного значения) и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, а также обеспечивают предотвращение самовольного пользования недрами и самовольной застройки месторождений полезных ископаемых (включая участки недр местного значения).

Согласно п. 5, 6 Административного регламента проверки уполномочены проводить должностные лица, осуществляющие федеральный государственный надзор, среди которых указаны: консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты- эксперты отделов федерального государственного надзора территориальных органов Росприроднадзора - государственными инспекторами по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный надзор, проводят проверки по следующим вопросам: соблюдение пользователями недр требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации (за исключением требований, надзор за соблюдением которых отнесен к компетенции органов государственного горного надзора); предотвращение самовольного пользования недрами; и другие.

Согласно п. 38 Административного регламента основаниями для принятия решения о проведении внеплановой проверки являются: поступление в Росприроднадзор или территориальные органы Росприроднадзора обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с п. 76, 81, 83 Административного регламента проверка, не включенная в план, предусмотренный пунктом 31 Административного регламента, является внеплановой. Срок проведения внеплановых проверок указан в пунктах 22 - 26 настоящего Административного регламента.

Внеплановые проверки проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Согласно ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

В соответствии с п. 84 Административного регламента проведение документарной внеплановой проверки осуществляется в соответствии с пунктами 61 - 66 настоящего Административного регламента.

Согласно п. 67 Административного регламента и ч. 3 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным: удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении Росприроднадзора или территориальных органов Росприроднадзора документах пользователя недр; оценить соответствие деятельности пользователя недр обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по надзору.

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Таким образом, у Управления Росприроднадзора по Вологодской области имелись основания для проведения внеплановой проверки, в том числе и документарной проверки. Проверка ООО «ЖКХ Санинское» проведена с соблюдением требований ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и требований Административного регламента, что подтверждается подлинным административным материалом.

Из акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что нарушение ООО «ЖКХ Санинское» выразилось в осуществлении в ДД.ММ.ГГГГ году и 1 квартале ДД.ММ.ГГГГ года обществом добычи подземных вод из артезианской скважины №, расположенной в л. <адрес> в отсутствии лицензии на пользование недрами с целью добычи подземных вод.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водостоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах").

Согласно п. 1 ст. 5 Водного кодекса РФ к водным объектам относятся поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.

В соответствии с п. 1 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

В силу п. 3 ст. 9 ВК РФ юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Из ч. 6 ст. 5, ч. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации, преамбулы к Закону Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах" следует, что правоотношения, связанные с добычей подземных вод, регулируются законодательством о недрах.

Статьей 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах" установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3314-1, определено, что предоставление лицензий осуществляется через государственную систему лицензирования.

Согласно ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Объективная сторона правонарушения по ч. 1 данной статьи выражается в пользовании недрами без разрешения (лицензии) и расценивается как самовольное. Самовольное пользование недрами прекращается без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" для решения вопроса о квалификации административного правонарушения, заключающегося в осуществлении добычи подземных вод (использовании водозаборных скважин) без соответствующей лицензии, судам следует учитывать, что добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами (часть 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации, преамбула к Закону Российской Федерации "О недрах")

Действия лиц, осуществляющих добычу подземных вод (использование водозаборных скважин) без соответствующей лицензии либо с нарушением требований, предусмотренных лицензией, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 или частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, а не статьей 7.6 КоАП РФ.

Таким образом, для осуществления деятельности по добыче юридическим лицом любых объемов воды из подземных водных объектов посредством эксплуатации скважины требуется лицензия, что подтверждается ч. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ, ч. 3 ст. 10.1 и ст. 11 Закона РФ "О недрах".

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.1 КоАП РФ подтверждается: налоговой декларацией по водному налогу, статистическим отчетом по форме 2-ТП (водхоз) за 2012 год.

Из материалов административного дела следует, что ООО «ЖКХ Санинское» использует скважину № по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения по адресу: <адрес>

Согласно ст. 333.8 НК РФ налогоплательщиками водного налога (признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 333.9 НК РФ объектами налогообложения водным налогом, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются следующие виды пользования водными объектами: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

На основании ст. 333.15 НК РФ налогоплательщика предоставляют в налоговый орган налоговую декларацию.

Порядок заполнения налоговой декларации по водному налогу утвержден Приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 29н.

В соответствии с разделом V Приложения № Порядка заполнения налоговой декларации по водному налогу, раздел 2.1 заполняется налогоплательщиком, осуществляющим забор воды из водных объектов, отдельно по каждому водному объекту и каждой лицензии (при ее наличии) с учетом целевого использования забранной воды.

По строке 025 указывается наименование водного объекта (река, озеро, водохранилище и т.д.). При осуществлении забора воды из подземных водных объектов по данной строке указывается регистрационный номер артезианской скважины (например: "артезианская скважина N __") (п. 5.1.4).

По строке 030 указывается показатель, отражающий данные об имеющейся у налогоплательщика лицензии на водопользование, а именно: серию, номер и вид лицензии, которые при заполнении разделяются знаком ";" (точка с запятой) (п. 5.1.5).

По строке 040 указывается код водопользования, определяемый в соответствии с приложением N 3 "Коды водопользования" к настоящему Порядку. Код водопользования указывается при любом значении показателя по строке 050 (п. 5.1.6).

По строке 050 указывается код цели забора воды, определяемый в соответствии с приложением N 4 "Коды целей забора воды" к настоящему Порядку (п. 5.1.7).

По строке 070 указывается являющийся объектом налогообложения общий фактический объем воды (в тыс. куб. м), забранной из данного водного объекта за налоговый период, относящийся к конкретному коду водопользования и к конкретному коду цели забора воды, независимо от того, производилось ли водопользование согласно утвержденным лимитам или осуществлялось сверхлимитное водопользование (п. 5.1.9).

По строке 080 указывается фактический объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период в пределах установленного лимита (п. ДД.ММ.ГГГГ).

Из представленных суду налоговой деклараци за 1 квартал 2013 года следует, что ООО «ЖКХ Санинское» использует скважину (Строка 025), номер лицензии на водопользование и цель забора воды не указаны (Строки 030, 050), указан объем воды, забранный из водного объекта (Строка 060).

В соответствии с приказом Росстата от ДД.ММ.ГГГГ N 230 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росводресурсами федерального статистического наблюдения об использовании воды" сведения об использовании воды по форме N 2-ТП (водхоз) предоставляют все юридические лица и индивидуальные предприниматели: осуществляющие сброс (отведение) сточных вод; осуществляющие забор (изъятие) из водных объектов 50 м3 воды в сутки и более (кроме сельскохозяйственных объектов); получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов) объемом 300 м3 и более в сутки для любых видов использования воды, кроме производства сельскохозяйственной продукции; получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов), осуществляющие забор (изъятие) воды из водных объектов объемом 150 м3 и более в сутки для производства сельскохозяйственной продукции; имеющие системы оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объема забираемой воды.

Согласно разделу 2 Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения, в графах 1 - 3 заполняются данные о разрешительном документе на право пользования водным объектом: графа 1 - тип документа (договор - "Д", лицензия - "Л", решение "Р"); графа 2 - регистрационный номер разрешительного документа; графа 3 - дата регистрации разрешительного документа. При получении воды от поставщика графы 1, 2, 3 не заполняются. При отсутствии разрешительных документов на предоставление права пользования водным объектом в указанных графах проставляются прочерки. В графах 4 - 6 заполняются сведения об источнике водоснабжения. Графа 4 - код типа источника водоснабжения, принимаемый в соответствии с Приложением 1 (при заборе - графа 2, при получении от поставщика - графа 3); графа 5 - присвоенный территориальным органом Росводресурсов код природного поверхностного водного объекта, из которого была забрана вода. При заборе воды из подземного водного объекта заполняется код природного поверхностного водного объекта, в бассейне которого расположен водозабор. Графа 12 - общий объем воды, забранный респондентом из природного водного объекта или полученный от поставщика. Если респондент получил воду от поставщика, забранную из нескольких природных объектов, респондент распределяет общий объем полученной воды по водным объектам пропорционально объемам заборов воды из этих водных объектов (в соответствии с отчетом передающего предприятия). Графы 13 - 24 - объемы воды, забранной или полученной респондентом за каждый месяц. Графы 27, 28 - коды территорий, соответственно, по ОКАТО (заполняется как восьмизначный код до третьего уровня классификации) и код водохозяйственного участка по месту использования воды.

В годовой формы федерального статистического наблюдения N 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды" за 2012 год указано: код типа источника – 60, код водного объекта – <данные изъяты>, и объемы забранной воды.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении.

Согласно п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях директора ООО «ЖКХ Санинское» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.

Виновность ФИО1 в совершении административного правонарушения установлена и подтверждается подлинными административными материалами, а именно: налоговой декларацией по водному налогу за 1 квартал ДД.ММ.ГГГГ, статистической отчетностью форма №-ТП (водхоз), налоговыми декларациями по водному налогу за ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Представленные доказательства являлись допустимыми, достаточными для квалификации правонарушения по ст. 7.3 ч. 1 КоАП РФ.

Субъектами ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ могут быть как физические, так и юридические лица. Субъектами ответственности за такое нарушение, как пользование недрами без получения разрешения (лицензии), могут быть граждане РФ, иностранные граждане, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (в соответствии со ст. 2.4 настоящего Кодекса они несут административную ответственность как должностные лица), юридические лица, в том числе иностранные, то есть пользователи недр (ст. 9 ФЗ «О недрах»).

ФИО1 является директором ООО «ЖКХ Санинскеое что подтверждается протоколом № внеочередного общего собрания учредителей общества от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, ФИО1 в силу занимаемой должности - директора ООО «ЖКХ Санинское» в соответствии с имеющимися полномочиями - является должностным лицом, как это отражено в примечаниях к ст. 2.4 КоАП РФ, и является субъектом ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.

То обстоятельство, что земельный участок и скважина переданы обществу в аренду, а арендодателя (Администрации сельского поселения Санинское) имеется лицензия на право пользования недрами № со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, не исключает ответственность за незаконное пользование недрами непосредственно арендатором ООО «ЖКХ Санинское», поскольку в данной ситуации пользователем недрами является именно ООО «ЖКХ Санинское», а не Администрация сельского поселения Санинское.

Нарушение, выразившееся в пользовании недрами без разрешения (лицензии), с субъективной стороны характеризуется умыслом.

Доводы заявителя об отсутствии вины общества в неполучении лицензии суд не принимает во внимание, поскольку она (вина) имеет место и подтверждена доказательствами, имеющимися в административном деле, где указано, что общество осуществляло добычу подземных водных объектов без лицензии в 2012 году и 2013 году.

То обстоятельство, что обществом предпринимаются меры для получения лицензии на пользование недрами правового значения для квалификации действий по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ не имеет, поскольку не опровергает выводы сделанные судом и наличием события административного правонарушения, а именно добычу подземных вод без лицензии

Отсутствие финансовой возможности для получения лицензии на пользование недрами, не предоставляет юридическому лицу право на пользование ими без лицензии и не служит основанием к освобождению от административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.

Также в данной ситуации не могут быть учтены и положения ст. 2.9 КоАП РФ.

В силу ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п.21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ имеет формальный состав, то есть не предполагает наступления фактического ущерба. Административная ответственность в данном случае наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда. Следовательно, поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения, совершенного ФИО1

Кроме того, суд учитывает, что вмененное в настоящем случае должностному лицу административное правонарушение посягает на экономические интересы граждан, организаций и государства. Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд не усматривает предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ оснований для освобождения заявителя от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения правонарушения, а по длящимся правонарушениям - со дня его обнаружения.

Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Поскольку и на момент проведения проверки деятельность общества по добыче подземных водных объектов прекращена не была, суд считает, что указанное правонарушение является длящимся, срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с момента обнаружения правонарушения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Коль скоро, положениями ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ регулируются правоотношения, связанные как с порядком осуществления деятельности физических и юридических лиц по разработке недр, так и сама деятельность, то в совокупности эти правоотношения неразрывно связаны с непосредственным использованием недр, что является частью окружающей среды, а потому срок привлечения к административной ответственности составляет один год с момента совершения правонарушения.

Тот факт, что КоАП РФ отнес данное правоотношение в 7 главе КоАП РФ, как правоотношения в области охраны собственности, срок привлечения за которые составляет 2 месяца, не имеет значения.

С учетом изложенного, суд полагает, что постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

В соответствии с ч.1 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение

Однако согласно ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, ФИО1 не имеется.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, указаны в ст. 4.2 КоАП РФ. Данный перечень не является исчерпывающим.

Наказание ФИО1 назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.

Порядок и процедура привлечения к административной ответственности по делу соблюдены.

При назначении административного наказания были учтены личность виновного, характер совершенного им административного правонарушения, имущественное положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

На основании вышеизложенного, суд считает необходимым постановление, вынесенное государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Руководствуясь п.2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

Постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ о назначении директору ООО «ЖКХ Санинское» ФИО1 административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении № в виде штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней.

Судья Н.Н. Кяргиева