ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1064/2021 от 24.08.2021 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 12-1064/2021

РЕШЕНИЕ

24 августа 2021 года г. Кызыл

Судья Кызылского городского суда Ооржак А.М. рассмотрев жалобу ФИО7 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ч. 10 ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратилсяв суд с жалобой на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей. В обоснование жалобы указано, что деятельность артели старателей «Ойна» в области обращения с отходами производства и потребления регламентируется проектом нормативов образования отходов и лимитов на размещения разработанным в 2018 году, а также документом об утверждении нормативом образования отходов и лимитов на их размещение от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия до ДД.ММ.ГГГГ). Согласно вышеуказанным документам, такие виды отходов как «Покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные» (код по ФККО 92113002504) «Отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок» (код по ФККО 15211001215); «Отходы корчевания пней» (код по ФККО 15211002215) на проверяемых объектах не образуются. В представленных сведениях «об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании размещении отходов производства и потребления» по форме 2-ТП (отходы) за 2018 и 2019 год вышеперечисленные отходы не указывались. Между артелью старателей «Ойна» и ООО «ПроектСервис» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по передаче отходов, а именно сбор, транспортировка, образование и утилизации. Согласно акту приема-передачи отходов от ДД.ММ.ГГГГ лицензированной организации передано 7,0 тонн (шины пневматические автомобильные отработанные). В представленном журнале учета образовании и движении отходов за 2019 год (IV квартал)в строке 404 шины пневматические автомобильные отработанные указано, что 7,0 тонн отходов было передано организации. Указанные доказательства опровергают описанные события административного правонарушения, указанных в протоколе и постановления, а именно в отсутствие учета отходов в установленном порядке. Был нарушен срок составления протокола. Согласно протоколу время обнаружения правонарушения ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, должностным лицом допущены нарушения, которые носят существенный, фундаментальный характер. Просит признать и отменить оспариваемое постановление, прекратить производство по делу.

Представитель Управления ФИО8., не согласившись с доводами указанными в жалобе, направила отзыв, где указывает, что ответственным лицом за допущенные нарушения является ФИО9., в соответствии с его должностной инструкцией. Заявитель утверждает, что вид отхода – шины пневматические автомобильные отработанные (IV класс опасности) указаны в данных учета в области обращения с отходами за 2019 год как переданные другой организации для обезвреживания в количестве 7,0 тонн. Однако, заявителю необходимо было отразить передачу этого вида отхода в отчетности по форме -ТП (отходы), что не было сделано. Проведенной проверкой было установлено, что должностным лицом не ведется учет и отчетность в области обращения с отходами в установленном порядке. Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности. Нарушение выявлено по результатам внеплановой проверки, и начинает исчисляться со дня их документарной фиксации в акте проверки ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств невозможности исполнения условий лицензией не предоставлено. Просит отказать в удовлетворении жалобы.

Заявитель, его представитель по доверенности ФИО2 извещены телефонограммой, не явились, каких-либо ходатайств не заявлено, доказательств уважительности неявки не представили.

Представитель Енисейского межрегионального Федеральной службы по надзору в сфере природопользования просил о рассмотрении без их участия.

Поскольку рассмотрение жалобы неоднократно откладывалось в том числе и в Тоджинском районном суде РТ, суд относит рассмотрение данной жалобы к безотлагательным на основании п.3 Постановления Президиума Верховного Суда Республики Тыва от 19.07.2021.

Изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно статье 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьёй, может быть обжаловано в вышестоящий суд по месту рассмотрения дела.

Согласно положениям ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Заявителем десятидневный срок обжалования не нарушен.

В соответствии с ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Так, согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потреблении".

В силу статей 1, 2, 3, 4.1, 9, 12, 13.2 - 17, 18, 19,20, 21, 24.8 - 24.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с последующими изменениями) принципами государственной политики в области обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации являются: охрана здоровья человека; поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; научно обоснованное сочетание экономических и экологических интересов общества; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот; соблюдение прав каждого человека на получение достоверной информации о деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Субъектами рассматриваемых правонарушений могут выступать граждане, должностные лица и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.

Как следует из материалов дела, распоряжением временно исполняющего обязанности руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ-р организовано проведение внеплановой выездной проверки до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно графику проверки Артель старателей «Ойна» проверка назначена на сентябрь 2020 год (л.д. 31).

ДД.ММ.ГГГГ Артель старателей «Ойна» уведомлена о проведении внеплановой выездной проверки.

Во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ Енисейским межрегиональным ФИО1 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-р/п в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая проверка в отношении Артели старателей «Ойна». По результатам проведенной проверки составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно федеральным статистическим наблюдениям «Сведения об образовании, обработке, утилизации, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления по форме -ТП (отходы) за 2018 и 2019 годы на предприятии образовались отходы производства и потребления классов опасности, в том числе за 2018 год: «Покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные» IV класса опасности (код по ФККО 92113002504) – 3,200 тонн в год; «Отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок» V класса опасности (код по ФККО 15211001215) – 2,800 тонн в год; «Отходы корчевания пней» V класса опасности (код по ФККО 15211002215) 1200 тонн в год. За 2019 год: «Покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные» IV класса опасности (код по ФККО 92113002504) – 6000 тонн в год; «Отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок» V класса опасности (код по ФККО 15211001215) – 10000 тонн в год; «Отходы корчевания пней» V класса опасности (код по ФККО 15211002215) 4000 тонн в год.

Согласно акту приема-передачи отходов от ДД.ММ.ГГГГ Артель старателей «Ойна» переданы ООО «ПроектСервис» шины пневматические автомобильные отработанные общей массой 7 тонн.

При этом, образование вышеперечисленных видов отходов не указаны в данных учета в области обращения с отходами за 2018-2019 годы.

Таким образом, Артель старателей «Ойна» с 2018 по 2020 годы не велся учет отходов «Покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные» IV класса опасности (код по ФККО 92113002504), «Отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок» V класса опасности (код по ФККО 15211001215); «Отходы корчевания пней» V класса опасности (код по ФККО 15211002215) в установленном порядке.

На основании вышеизложенного, в отношении горного инженера ФИО10 составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, так как в соответствии с п. 2.15 Должностной инструкции горного инженера, утвержденной председателем Артель старателей «Ойна» ДД.ММ.ГГГГ, в должностные обязанности входит разработка и ведение отчетности в области охраны окружающей среды, а также учета и отчетности в области обращения с отходами и согласно п. 4.2 несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных обязанностей, в связи с чем в действиях должностного лица содержатся признаки административного правонарушении, предусмотренное ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Тыва РТ- от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания должностное лицо - горный инженер ФИО11 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

С данными доводами суд апелляционной инстанции соглашается.

Поскольку указанные нарушения установлены и зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной в течение рабочих дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ходе внеплановой выездной проверки в отношении Артель старателей «Ойна», а именно объектов НВОС: Республика Тыва, Тоджинскийкожуун, месторождение россыпного золота в бассейне р. Черная: П, категория II, категория риска – значительная (3); Республика Тыва, Тоджинскийкожуун, месторождение россыпного золота в бассейне р. Билелиг: П, категория II, категория риска – значительная (3);Республика Тыва, Тоджинскийкожуун, месторождение россыпного золота в бассейне р. Эми: П от 2016-12-13, категория II, категория риска – значительная (3).

Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГФИО12.принят на работу в должности - горный инженер, на условиях сезонной работы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом председателя А/С «Ойна» от ДД.ММ.ГГГГФИО13.принят на основное производство, АУП, должность горный инженер, сезонная работа, на основании личного заявления, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из п. 2.15 Должностной инструкции горного инженера Артели старателей «Ойна», утвержденного председателем Артели ФИО4 от 25.01.2017г., следует, что горный инженер по горным работам обязан выполнить работу по разработке и ведения отчетности в области охраны окружающей среды, а также учета и отчетности в области обращения с отходами согласно нормативно-правовым актам Минприроды России. За невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав горный инженер несет ответственность (п. 4.2).

Таким образом, судом установлено, что на предприятии образовались отходы производства и потребления классов опасности, «Покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные» IV класса опасности (код по ФККО 92113002504) – 3,200 тонн в год; «Отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок» V класса опасности (код по ФККО 15211001215) – 2,800 тонн в год; «Отходы корчевания пней» V класса опасности (код по ФККО 15211002215) 1200 тонн в год. За 2019 год: «Покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные» IV класса опасности (код по ФККО 92113002504) – 6000 тонн в год; «Отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок» V класса опасности (код по ФККО 15211001215) – 10000 тонн в год; «Отходы корчевания пней» V класса опасности (код по ФККО 15211002215) 4000 тонн в год.

Доводы заявителя о том, что производственная деятельность предприятия в области обращения с отходами регламентируется проектом нормативом образования отходов и лимитов на размещения, разработанным в 2018 году, и документом об утверждении нормативов образования отходов и на их размещение от ДД.ММ.ГГГГ несостоятельны, так какфакт образования отходов производства и потребления классов опасности, выявленные в результате проведенной проверки подтверждается, они не были отражены в данные учета в области обращения с отходами «Артель старателей «Ойна» за 2018-2019 годы, в связи с этим, ссылаться на проект нормативов образования отходов и лимитов не имеется.

В силу ч. 1 ст. 29.12.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.5.1, 25.11 настоящего Кодекса, судебного пристава-исполнителя, органа, должностного лица, исполняющих постановление, определение по делу об административном правонарушении, или по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления, определения.

Доводы заявителя о нарушении срока составления протокола, так как время обнаружения правонарушения ДД.ММ.ГГГГ заслуживает внимание, поскольку согласно материалами дела, время совершения правонарушения указано ДД.ММ.ГГГГ, однако данные нарушения не влечет отмену постановления, поскольку должностным лицом в данной части допущена ошибка, на основании ч. 1 ст. 29.12.1 КоАП РФ, которая подлежит судом исправлению в соответствии с актом проведения проверки на ДД.ММ.ГГГГ, приэтом, годичный срок привлечения к административной ответственности с момента проведения внеплановой выездной проверки соблюден.

Таким образом, были нарушения требования ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; Приказа Минприроды России от 01.09.2011 №721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

Поскольку, собранными по делу об административном правонарушении доказательствами установлено, что ФИО14допустил нарушения в нарушение п. 2.15 Должностной инструкции обязанностей, то в его действиях образуется состав административного правонарушения по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.

Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с постановлением, не является основанием к его отмене, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.

Обстоятельства совершения должностного лица административного правонарушения, предусмотренного ч. 10ст. 8.2 КоАП РФ полностью подтверждаются материалами дела об административном правонарушении, протоколом об административном правонарушении.

С учетом изложенного, прихожу к выводу, что госинспектором контролирующего органа сделан правильный вывод о наличии в действиях привлекаемого лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 статьей 8.2 КоАП РФ, в связи с чем, учитывая установленные обстоятельства совершения правонарушения, суд считает, что жалоба заявителя на постановление по делу об административном правонарушении необоснованна и не подлежит удовлетворению.

Согласно ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Тыва РТ-ДД.ММ.ГГГГ назначении горному инженеру ФИО15 административного наказания по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20000 рублей оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Настоящее может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 суток со дня вручения или получения копии через Кызылский городской суд Республики Тыва.

Судья А.М. Ооржак