ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1064/2021 от 25.03.2022 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Ооржак А.М. Дело №12-1064 /2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл 25 марта 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Тыва Железнякова С.А., рассмотрев жалобу горного инженера Тюлюша Х.Д-С. на постановление инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Тыва от 22 октября 2020 года и на решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – горного инженера артели старателей «Ойна» Тюлюша Х.Д-С.,

УСТАНОВИЛА:

постановлением инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Тыва (далее – Росприроднадзор) ФИО1 от 22 октября 2020 года № РТ-НВЗАТ-431в/17 должностное лицо – горный инженер артели старателей «Ойна» Тюлюш Х.Д-С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 августа 2021 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

Не согласившись с вышеуказанным решением судьи, Тюлюш Х.Д-С. обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Тыва, в которой просит отменить решение судьи в связи с его незаконностью и необоснованностью и прекратить производство по делу за отсутствием события и состава административного правонарушения. При вынесении решении суд не исследовал материалы дела, спорные факты истолковал против него. Заявил ходатайство о восстановлении срока обжалования.

В судебном заседании Тюлюш Х.Д-С. просил решение судьи отменить.

Представители Управления Росприроднадзора по РТ ФИО1, ФИО2 просили решение судьи оставить без изменения.

Выслушав мнения участников производства по делу об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, судья Верховного Суда Республики Тыва приходит к следующему.

В части 3 статьи 30.9 КоАП РФ указано, что подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2-30.8 настоящего Кодекса.

В соответствии с частями 1,2 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Из материалов дела видно, что обжалуемое решение получено 3 сентября 2021 года по адресу, указанному Тюлюшом Х.Д-С. в жалобе, поданной в Кызылский городской суд Республики Тыва, специалистом по кадрам артели старателей «Ойна» Н.

Жалоба подана Тюлюшом Х.Д-С. в Верховный Суд Республики Тыва 7 декабря 2021 года, что подтверждается штемпелем на конверте, то есть с пропуском установленного законом срока.

Тюлюш Х-Д.С. в судебном заседании пояснил. что обжалуемое решение получено им только 2 декабря 2021 года после подачи заявления о выдаче судебного акта.

Артель старателей «Ойна» в ответ на запрос судьи сообщила 24 февраля 2022 года о том, что копия указанного решения суда Тюлюшу Х.Д-С. не вручалась, трудовые отношения со специалистом по кадрам Н. прекращены в связи с истечением срока действия срочного трудового договора.

При таких обстоятельствах считаю, что срок на подачу жалобы пропущен Тюлюшом Х.Д-С. по уважительной причине и подлежит восстановлению.

В соответствии с частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по ведению учёта в области обращения с отходами производства и потребления влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учёт образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов. Порядок учёта в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учёта в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учёта.

Как следует из материала дела с 7 сентября 2020 года по 2 октября 2020 года Енисейским межрегиональным Управлением Росприроднадзора в отношении артели старателей «Ойна» проведена внеплановая выездная проверка во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО3 от 18 августа 2020 года № ВА-П11-9540, по результатам которой составлен акт № РТ-НВЗАТ-431в от 2 октября 2020 года.

Порядок и сроки проведения внеплановой проверки Енисейским межрегиональным Управлением Росприроднадзора не нарушены.

В ходе проверки установлено, что согласно представленным артелью старателей «Ойна» федеральным статистическим наблюдениям «Сведения об образовании, обработке, утилизации, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления по форме № 2-ТП (отходы)» за 2018 и 2019 годы на предприятии образовались отходы производства и потребления II-V классов опасности, в том числе:

2018 год - «Покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные» IV класса опасности (код по ФККО 92113002504) – 3,200 тонн в год; «Отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок» V класса опасности (код по ФККО 15211001215) – 2,800 тонн в год; «Отходы корчевания пней» V класса опасности (код по ФККО 15211002215) – 1,200 тонн в год;

2019 год - «Покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные» IV класса опасности (код по ФККО 92113002504) – 6,000 тонн в год; «Отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок» V класса опасности (код по ФККО 15211001215) – 10,000 тонн в год; «Отходы корчевания пней» V класса опасности (код по ФККО 15211002215) – 4,000 тонн в год.

В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 сентября 2011 года № 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами" учёту подлежат все виды отходов I - V классов опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом за учетный период.

В пункте 6 Порядка указано, что данные учёта в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учёта в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учёта в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложения 2, 3, 4 к Порядку).

Данные учёта обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учётным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом (пункт 7 Порядка).

Данные учёта в области обращения с отходами должны содержать: а) титульный лист, оформляемый в свободной форме; б) данные учёта отходов, оформляемые в соответствии с приложениями 2, 3, 4 к Порядку по итогам очередного квартала и очередного календарного года (пункт 8 Порядка).

Таким образом, обязанность по учёту отходов возложена на всех хозяйствующих субъектов, если в процессе их деятельности образуются опасные отходы или если они осуществляют иную деятельность по обращению с отходами. Ведение журналов по установленной форме предусмотрено как в письменном, так и в электронном виде. Данные учёта обобщаются по итогам кварталов, а также календарного года. Журнал учёта движения отходов является документом, подтверждающим объём размещённых отходов.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определённому в нём сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Таким образом, поскольку законом предусмотрен срок, в течение которого Артель старателей «Ойна» обязана была выполнить возложенную на неё законом обязанность по учёту отходов, то правонарушение, предусмотренное частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ, совершённое Тюлюшом Х.Д-С., не является длящимся.

Срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение в соответствии с пунктом 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год и начинает исчисляться с момента его совершения, т.е. со дня, следующего за последним днём срока исполнения обязанности.

В соответствии с пунктом 6 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, срок давности привлечения Тюлюша Х.Д-С. за неведение учёта отходов «покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные», «отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок», «отходы корчевания пней» за 1 квартал 2018 года истёк 10 апреля 2019 года, за 2 квартал 2018 года – 10 июля 2019 года, за 3 квартал 2018 года – 10 октября 2019 года, за 4 квартал 2018 года – 10 января 2020 года, за 1 квартал 2019 года – 10 апреля 2020 года, за 2 квартал 2019 года – 10 июля 2020 года, за 3 квартал 2019 года – 10 октября 2020 года, а постановление вынесено Енисейским межрегиональным Управлением Росприроднадзора только 22 октября 2020 года.

Следовательно, на момент вынесения оспариваемого постановления срок давности привлечения Тюлюша Х.Д-С. за неведение учёта отходов «покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные», «отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок», «отходы корчевания пней» не истёк только за 4 квартал 2019 года.

Временем совершения административного правонарушения является 11 января 2020 года, а не 1 января 2020 года.

Согласно приказу председателя артели старателей «Ойна» ФИО4 от 4 января 2020 года № 113 на должность горного инженера указанной организации принят Тюлюш Х.Д-С. на период с 8 января 2020 года по 10 ноября 2020 года.

Согласно пункту 2.15 Должностной инструкции горного инженера артели старателей «Ойна», утверждённой председателем артели старателей «Ойна» 20 января 2017 года, обязанность по разработке и ведению отчётности в области охраны окружающей среды, а также учёту и отчётности в области обращения с отходами согласно нормативно-правовым актам Минприроды России возложена на горного инженера. С указанной инструкцией Тюлюш Х.Д-С. был ознакомлен 3 января 2020 года (л.д. 49).

В связи с чем Тюлюш Х.Д-С. является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ.

Согласно Приказу Росприроднадзора от 07.04.2016 года № 168 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр размещения отходов»: код по ФККО 92113002504 - покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные, код по ФККО 15211001215 - «отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок», код ФККО 15211002215 -«отходы корчевания пней».

В форме 2-ТП отходы за 2019 год Артели старателей «Ойна» (л.д. 61-69), указано, что в 2019 году отходы по строке «покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные» (код по ФККО 92113002504) составили 6,0 тонн, по строке «отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок» (код по ФККО 15211001215) – 10, 0 тонн, по строке «отходы корчевания пней» (код по ФККО 15211002215) – 2,0 тонны.

А по данным учёта Артели старателей «Ойна» за 1,2,3,4. кварталы 2019 года, составленным Тюлюшом Х.Д-С., указанные отходы вообще не отражены (л.д. 82-93).

Однако, как установлено судьёй, данные учёта артели старателей за 1,2,3,4. кварталы 2019 года на страницах 82-93 дела – это данные по отходам, образовавшимся на территории Республики Тыва, а у артели старателей «Ойна» есть ещё участок, расположенный в Таштыпском районе Республики Хакасия.

Из формы 2-ТП отходы за 2019 год (л.д. 61-69) артели старателей «Ойна» не видно, в каком квартале именно образовались эти отходы, а поскольку срок давности привлечения Тюлюша Х.Д-С. по трём кварталам 2019 года истёк, доказательств того, что в 4 квартале 2019 года образовались отходы на территории Республики Тыва по строкам «покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные», «отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок», «отходы корчевания пней», в материалах дела не имеется.

Тюлюш Х.Д-С. в судебном заседании утверждал, что отходы по строкам «покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные» (код по ФККО 92113002504), «отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок» (код по ФККО 15211001215), «отходы корчевания пней» (код по ФККО 15211002215) образуются у артели старателей «Ойна» только на участке, расположенном в Республике Хакасия, такие отходы не образуются и не учитываются на территории Республики Тыва. В обоснование своих доводов представил в Верховный Суд Республики Тыва следующие документы: 1) данные учёта отходов по Республике Хакасии за 1,2,3,4. кварталы 2019 года, в которых отражены отходы по строкам «покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные» (код по ФККО 92113002504), «отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок» (код по ФККО 15211001215), «отходы корчевания пней» (код по ФККО 15211002215); 2) приказ от 4 февраля 2016 года № 52 и документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на месторождении Анзас и Кизас в Таштыпском районе Республики Хакасия со сроком действия с 4 февраля 2016 года по 3 февраля 2021 года, из которого следует, что артели старателей «Ойна» были утверждены нормативы отходов по Республике Хакасия по строкам «покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные», «отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок», «отходы корчевания пней»; 3) приказ от 20.12.2018 года № 1604 и документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по Республике Тыва со сроком действия с 20 декабря 2018 года по 19 декабря 2023 года, из которого следует, что артели старателей «Ойна» не были утверждены нормативы отходов по Республике Тыва по строкам «покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные», «отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок», «отходы корчевания пней».

В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

На основании вышеизложенного судья приходит к выводу, что имеются сомнения в виновности горного инженера артели старателей «Ойна» Тюлюша Х.Д-С. в неисполнении обязанности по ведению учёта в области обращения с отходами производства и потребления за 4 квартал 2019 года по строкам «покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные», «отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок», «отходы корчевания пней».

При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи нельзя признать законными, они подлежат отмене, а производство по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ – прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановления.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛА:

постановление инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Тыва ФИО1 от 22 октября 2020 года № РТ-НВЗАТ-431в/17 и решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 августа 2021 года отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении горного инженера артели старателей «Ойна» Тюлюша Х.Д-С. прекратить.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья С.А. Железнякова