Дело № 12-1066/2021
УИД 53RS0022-01-2021-007494-38
РЕШЕНИЕ
Великий Новгород 08 ноября 2021 года
Судья Новгородского районного суда Новгородской области Ящихина В.В. (по адресу: Великий Новгород, ул.Октябрьская, д.15),
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО1,
рассмотрев в порядке пересмотра жалобу ФИО1 на постановление первого заместителя министра - директора административно-правового департамента министерства государственного управления Новгородской области ФИО2 от 27 июля 2021 года по делу № 31-21, вынесенное в отношении должностного лица государственного заказчика –
экономиста по материально-техническому снабжению государственного областного казенного учреждения «<данные изъяты>» ФИО1, <данные изъяты>
о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,
установил:
19 июля 2021 года ведущим консультантом отдела контроля в сфере закупок административно-правового департамента министерства государственного управления Новгородской области ФИО3 в отношении экономиста по материально-техническому снабжению ГОКУ «<данные изъяты>» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, за нарушение части 3 статьи 103 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", выразившееся размещении в реестре контрактов информации об исполнении контрактов №0150200003920000435-01 от 02 июля 2020 года и № 0150200003920000619-01 от 12 августа 2020 года с нарушением установленного указанной нормой срока.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе, поданной в Новгородский районный суд Новгородской области, ФИО1 просит признать совершенное административное правонарушение малозначительным и на основании статьи 2.9 КоАП РФ освободить ее от административной ответственности.
Срок на обжалование постановления ФИО1 соблюден.
В судебном заседании ФИО1 поддержала жалобу, представила к ней дополнительные пояснения, в которых просит об отмене постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушении, ссылаясь на то, что информация об исполнении контракта № от 02 июля 2020 года (платежное поручение № 295663 от 17 декабря 2020 года), а также информация об исполнении № от 12 августа 2020 года была ею направлена в Федеральное казначейство для размещения (включения) в реестре контрактов с соблюдением срока, установленного частью 3 статьи 103 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Поскольку правом ведения реестра контрактов (размещения информации) наделено Федеральное казначейство, заказчик не может размещать информацию в единой информационной системе, а может только направлять ее на контроль в Федеральное казначейство. Согласно ч. 4 ст. 103 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ, п. 13 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, Федеральное казначейство осуществляет проверку информации и документов и их соответствие требованиям, установленным порядком ведения реестра контрактов, и размещает информацию и документы в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты получения их от заказчика. Информация об исполнении контракта № № от 02 июля 2020 года Федеральным казначейством была размещена в единой информационной системе 26 декабря 2020 года, что соответствует требованиям вышеприведенных правовых норм.
Представитель министерства государственного управления Новгородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен, об уважительности причин не сообщил, в связи с чем на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ судьей принято решение о рассмотрении дела об административном правонарушении без его участия.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы и дополнений к ней, выслушав ФИО1, судья районного суда приходит к следующим выводам.
Часть 2 статьи 7.31 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную <данные изъяты>, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию.
Согласно части 1 статьи 103 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (все цитируемые в решении нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности) (далее - Закон о контрактной системе) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов).
В силу пункта 10 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включаются следующие документы и информация, в частности: информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций).
В части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе установлено, что информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Из представленных материалов дела следует, что основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 7.31 КоАП РФ явились следующие обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении и обжалуемом постановлении должностного лица.
По результатам проведения аукциона в электронной форме между государственным заказчиком ГОКУ «<данные изъяты>» (далее – Учреждение) и ООО «<данные изъяты>» 02 июля 2020 года был заключен контракт №
Из документа о приемке по вышеуказанному контракту следует, что государственный заказчик принял товар, предусмотренный контрактом.
17 декабря 2020 года государственный заказчик – Учреждение оплатил поставленный товар, что подтверждается платежным поручением № 295663.
Следовательно, информация об исполнении поименного выше контракта должна была быть направлена Учреждением для включения в реестр контрактов не позднее 24 декабря 2020 года.
Однако, государственным заказчиком – Учреждением данная информация была размещена в реестре контрактов только 26 декабря 2020 года, то есть с нарушением установленного частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе срока.
Аналогичное нарушение части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе допущено по контракту № от 12 августа 2020 года (закупка №).
Экономист по материально-техническому снабжению ГОКУ «<данные изъяты>» ФИО1 на момент совершения вышеуказанный действий являлась лицом, выполняющим функции по размещению в единой информационной системе информации, подлежащей такому размещению в соответствии с Законом о контрактной системе, то есть являлась должностным лицом государственного заказчика.
Однако, ФИО1 не проявила должной степени ответственности и осмотрительности, а также надлежащего отношения к исполнению своих должностных обязанностей, что привело к совершению ею административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ.
Вместе с тем, состоявшееся по делу постановление должностного лица законным и обоснованным признать нельзя.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Поскольку установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.
С учетом ст. 2.4 КоАП РФ при привлечении к административной ответственности ФИО1 по части 2 ст. 7.31 КоАП РФ необходимо было доказать имеется ли в действиях (бездействии) должностного лица противоправное виновное поведение в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, характеризуется противоправными действиями либо бездействием, заключающимися, в частности, в непредставлении, несвоевременном представлением в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную <данные изъяты>, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представлении, направлении недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию.
Согласно приведенному в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении описанию события административного правонарушения экономисту по материально-техническому снабжению Учреждения ФИО1 как должностному лицу государственного заказчика вменяется невыполнение требований части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, связанное с несвоевременным размещением в реестре контрактов информации об исполнении контракта № от 02 июля 2020 года, а именно, об оплате контракта платежным поручением № 295663 от 17 декабря 2020 года, а также наличие аналогичного нарушения по контракту № от 12 августа 2020 года (без указания фактических обстоятельств его совершения).
Привлекая ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, должностное лицо административного органа исходило из того, что информация об исполнении (об оплате) контракта № от 02 июля 2020 года должна была быть направлена государственным заказчиком для включения в реестр контрактов не позднее 24 декабря 2020 года, однако, была размещена в реестре контрактов только 26 декабря 2020 года, что является нарушением части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
При рассмотрении дела, как и в дополнительных пояснениях к настоящей жалобе, ФИО1 последовательно приводились доводы о том, что информация об исполнении контракта № от 02 июля 2020 года (об оплате контракта платежным поручением № 295663 от 17 декабря 2020 года) была направлена в Федеральное казначейство и принята на контроль 24 декабря 2020 года, то есть на пятый рабочий день регламентированного срока. В такой же срок ею была направлена и информация об исполнении контракта № от 12 августа 2020 года.
Данные доводы надлежащей правовой оценки должностного лица, в производстве которого находилось дело, не получили.
В силу части 6 статьи 103 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1084 "О порядке ведения реестров контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную <данные изъяты> утверждены Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее - Правила), которые устанавливают порядок ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, информация о которых подлежит размещению в единой информационной системе в сфере закупок, представления заказчиками информации и документов для включения в реестр контрактов.
В соответствии с пунктом 6 Правил ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, осуществляется Федеральным казначейством путем формирования или изменения реестровых записей, в которые включаются информация и документы, представляемые заказчиками, определенными пунктом 7 статьи 3 Закона о контрактной системе (государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки), в соответствии с указанными Правилами. Последовательная совокупность реестровых записей образует реестр контрактов, который размещается Федеральным казначейством в единой информационной системе в сфере закупок.
Пунктами 11 и 12 Правил установлено, что информация и документы, подлежащие включению в реестр контрактов, направляются заказчиком в электронном виде и подписываются электронной подписью, вид которой предусмотрен Федеральным законом, лица, имеющего право действовать от имени заказчика. В целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней со дня изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, признания судом контракта недействительным, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, наступления гарантийного случая, исполнения (неисполнения) обязательств по предоставленной гарантии качества товаров, работ, услуг - информацию и документы, указанные в подпунктах "з", "к", "л", "н" и "п" пункта 2 настоящих Правил
В соответствии с подпунктом "к" пункта 2 Правил в реестр контрактов включается информация и документы, установленные частью 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, а именно информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о количестве поставленного товара, об объеме выполненной работы, оказанной услуги, о единице измерения поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении и об оплате неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением стороной контракта обязательств, предусмотренных контрактом, а также информация о наступлении гарантийного случая, предусмотренного контрактом, и исполнении гарантийных обязательств, предусмотренных частью 4 статьи 33 названного Федерального закона, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций), наименование страны происхождения товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) с учетом положений подпункта "р" настоящего пункта, информация о производителе товара в отношении исполненного контракта.
В силу части 4 статьи 103 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, проверяет наличие предусмотренных частью 2 настоящей статьи информации и документов и их соответствие требованиям, установленным порядком ведения реестра контрактов, и размещает в единой информационной системе информацию и документы в течение трех рабочих дней с даты их получения. В случае несоответствия информации и документов указанным требованиям такие информация и документы не подлежат размещению в реестре контрактов.
Согласно пункта 15 вышеуказанных Правил при положительном результате проверки, предусмотренной пунктами 13 и 14 настоящих Правил, Федеральное казначейство формирует реестровую запись, в которую включаются информация и документы, подлежащие включению в реестр контрактов.
Таким образом, на заказчика возложена обязанность формирования и направления информации, предусмотренной пунктом 10 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней со дня исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта). Решение и действия по внесению записи в реестр заключенных контрактов единой информационной системы в сфере закупок осуществляются Федеральным казначейством.
Как видно из материалов дела, и следует из ответа Управления Федерального казначейства по Новгородской области на запрос судьи районного суда (применительно к вмененным ФИО1 в протоколе об административном правонарушении нарушениям), информация об исполнении контракта № от 02 июля 2020 года (платежное поручение № 295663 от 17 декабря 2020 года) была направлена на контроль заказчиком 23 декабря 2020 года в 21:53, органом Федерального казначейства сформирован результат контроля (протокол о несоответствии контролируемой информации) – 24 декабря 2020 года в 15:45; объект контроля направлен повторно заказчиком 24 декабря 2020 года в 23:33, органом контроля сформирован результат контроля (уведомление о соответствии контролируемой информации) – 26 декабря 2020 года в 12:19. По контракту № от 12 августа 2020 года информация об исполнении контракта (платежное поручение № 792340 от 24 августа 2020 года) направлена на контроль заказчиком 31 августа 2020 года в 17:32, органом Федерального казначейства сформирован результат контроля (уведомление о соответствии контролируемой информации) – 02 сентября 2020 года в 18:29.
Поскольку содержание материалов дела свидетельствует о том, что информация об исполнении (об оплате) вышеуказанных контрактов была направлена Учреждением в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней со дня исполнения (оплаты) контракта (отдельного этапа исполнения контракта), выводы должностного лица о том, что ФИО1 допущено нарушение части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, нельзя признать обоснованными.
Несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, иной информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, в протоколе об административном правонарушении ФИО1 не вменяется.
Кроме того, вменение в вину ФИО1 аналогичного нарушения части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе при направлении информации об исполнении контракта № 0150200003920000619-01 от 12 августа 2020 года противоречит требованиям части 1 статьи 4.4 КоАП РФ, согласно которой при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Объединение нескольких нарушений законодательства, выявленных в результате одной проверки, в один протокол об административном правонарушении свидетельствует о неправильности составления протокола, поскольку в отсутствие оснований для применения норм части 2 статьи 4.4 КоАП РФ назначение наказания одним постановлением за совершение нескольких правонарушений нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В силу пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица от 27 июля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, в отношении ФИО1, подлежит отмене как незаконное и необоснованное, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление первого заместителя министра - директора административно-правового департамента министерства государственного управления Новгородской области ФИО2 от 27 июля 2021 года по делу № 31-21, вынесенное в отношении должностного лица государственного заказчика – экономиста по материально-техническому снабжению ГОКУ «<данные изъяты>» ФИО1 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5.1 КоАП РФ, должностным лицом, вынесшим постановление, в Новгородский областной суд с подачей жалобы через Новгородский районный суд Новгородской области или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья В.В. Ящихина