Судья Лисякова Н.С. Дело № 12-106/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иваново 06 сентября 2018 года
Судья Ивановского областного суда Круглова Н.С.,
с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Иваново от 26 июля 2018 года,
установила:
Постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Иваново от 26 июля 2018 года ФИО3 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
ФИО3 признан виновным в том, что 26 июля 2018 года в 12 часов 15 минут у <...> при управлении мопедом <данные изъяты> не выполнил законного требования сотрудника полиции, осуществляющего охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в области дорожного движения, отказался передать по требованию водительское удостоверение и документы на мопед.
В жалобе ФИО3 просит постановление судьи о привлечении его к административной ответственности отменить. Указывает, что основания для его остановки и проверки документов отсутствовали, поскольку Правила дорожного движения (далее - ПДД РФ) он не нарушал, сотрудник ГИБДД ему о нарушении ПДД РФ не сообщал, в связи с чем обязанности показывать документы у него не было; каким образом сотрудник ГИБДД определил нарушение им п. 2.1.1 ПДД РФ, не понятно, так как согласно Приказу № 664 для проверки документов должны иметься основания, однако судом этот вопрос не рассмотрен. Полагает о наличии в данном случае со стороны сотрудника ГИБДД провокации в целях выполнения плана по административным наказаниям и отмечает, что по закону все сомнения необходимо трактовать в пользу подозреваемого.
В судебном заседании ФИО3 разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, и положения ст. 51 Конституции РФ. Отводов, ходатайств не заявлялось.
Доводы жалобы ФИО3 поддержал, дополнительно пояснил, что служебного задания о проведении мероприятий по проверке водителей мопедов сотрудник ГИБДД ему не показал; при составлении протокола об административном правонарушении он предъявил сотруднику ГИБДД водительское удостоверение и документы на мопед, что подтверждается содержанием данного протокола, где указан номер водительского удостоверения и принадлежность мопеда лично ему.
Заслушав ФИО3, проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ неповиновение законному требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Исходя из положений ст. 5, п. 2 ст. 30 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" безопасность дорожного движения обеспечивается в том числе посредством осуществления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения возложен на полицию.
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции", определяя в качестве предназначения полиции защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности (ч. 1 ст. 1), возлагает на полицию и ее сотрудников соответствующие обязанности и представляет обусловленные данными обязанностями права (ст. 12, 13, 27, 28).
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" полиция вправе останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения; проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.
Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (ч.ч. 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ).
В целях реализации единой государственной политики в области безопасности дорожного движения Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Положение), пунктом 1 которого предусмотрено, что Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
Согласно пункта 2 указанного Положения Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествия и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Пунктом 11 приведенного Положения на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по участию в мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, выявлению причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению.
Для выполнения возложенных обязанностей Госавтоинспекция в соответствии с пунктом 12 Положения имеет право останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, а также документы на транспортное средство.
Подпункт 84.13 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом МВД России от 23.08.2017 № 664 (далее - Административный регламент), прямо в качестве основания к остановке транспортного средства предусматривает проверку документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
Пунктом 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, установлено, что водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки: водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории, подкатегории; регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов).
Вопреки позиции привлекаемого к административной ответственности лица о незаконных действиях сотрудников ГИБДД, факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, и вина ФИО3 подтверждены достаточной совокупностью исследованных районным судьей доказательств, в числе которых протокол об административном правонарушении от 26 июля 2018 года №, письменные объяснения ИДПС ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Ивановской области ФИО1, предупрежденного об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, из которых следует, что ФИО3 отказался предъявить документы на право управления транспортным средством, рапорт ИДПС ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Ивановской области ФИО2 о том, что ФИО3 отказался передать ему для проверки водительское удостоверение, видеозапись, где зафиксирован факт отказа ФИО3 передать указанные документы по требованию сотрудника ГИБДД, пояснения самого ФИО3 об отказе от предъявления документов по мотивам незаконности данного требования.
Достоверность и допустимость данных доказательств сомнений не вызывает, поскольку они согласуются друг с другом, никаких противоречий не содержат и позволяют сделать однозначный вывод об обстоятельствах совершенного правонарушения и виновности ФИО3 в его совершении.
Оснований для оговора со стороны должностных лиц ГИБДД судом не установлено.
Таким образом, направленное на выполнение возложенных на сотрудников ГИБДД обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий требование инспектора дорожно-патрульной службы к участнику дорожного движения ФИО3, управляющему мопедом, передать для проверки водительское удостоверение, подтверждающее право управления данным транспортным средством, соответствует предоставленным данному должностному лицу полномочиям, не противоречит перечисленным в п. 106 Административного регламента основаниям для проверки документов и является законным.
Содержащийся в оспариваемом постановлении вывод судьи о признании ФИО3 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, является правильным.
Доводы жалобы ФИО3 об отсутствии оснований для его остановки и проверки документов, а также о наличии со стороны сотрудника ГИБДД провокации основаны на неверном понимании закона.
Утверждение ФИО3 о предъявлении им требуемых документов при составлении протокола об административном правонарушении (через 45 минут после совершения административного правонарушения) не исключает наличия в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, из постановления судьи подлежит исключению указание на отказ ФИО3 передать по требованию документы на мопед, как не основанное на положениях п. 2.1.1 ПДД РФ.
Однако внесение данных уточнений не влечет отмены вынесенного судьей районного суда постановления, а также его изменения в части квалификации совершенного административного правонарушения и назначенного административного наказания, размер которого является минимальным, установленным санкцией ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
Административное наказание ФИО3 назначено в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ, при этом учтены личность виновного, характер и тяжесть совершенного административного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе права на защиту, влекущих отмену обжалуемого судебного постановления, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
решила:
Постановление судьи Октябрьского районного суда г. Иваново от 26 июля 2018 года в отношении ФИО3 в части квалификации совершенного административного правонарушения и назначенного административного наказания оставить без изменения, жалобу ФИО3 - без удовлетворения.
Это же постановление судьи уточнить, исключив указаниена отказ передать по требованию документы на мопед.
Судья
Ивановского областного суда Н.С. Круглова