ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-106/18 от 17.09.2018 Щекинского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

17.09.2018 года г. Щекино Тульской области

Судья Щекинского районного суда Тульской области Борисова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело № 12-106/2018 по жалобе ООО «Сфера» на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное заместителем министра-директором Департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области С.К.В.ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении ООО «Сфера»,

установил:

постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным заместителем министра-директором Департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области С.К.В.ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении ООО «Сфера», ООО «Сфера» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Сфера» обратилось в суд с жалобой, согласно которой указало о том, что основанием для вынесения постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, явился протокол от ДД.ММ.ГГГГ.

ООО «Сфера» считает вышеуказанное постановление незаконным и подлежащим отмене, а дело прекращению.

Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. и постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ составлен и вынесен соответственно неуполномоченными на то лицами.

Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, послуживший основанием для привлечения ООО «Сфера» к административной ответственности составлен консультантом отдела регионального государственного экологического надзора Департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области В.А.С.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Сфера», не входит в перечень лиц, определенных п.2 ст.23.22 КоАП РФ и как следствие не уполномочен на составление протоколов по ст. 7.3. КоАП РФ.

В соответствии с п.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Таким образом, протокол, составленный ненадлежащим лицом, не может служить доказательством по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п.2 ч.4 ст.28.1 КоАП РФ рассматриваемое дело об административном правонарушении, считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.

Поскольку, протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ составлен с нарушениями закона, он не может являться доказательством возбуждения дела об административном правонарушении.

Составление протокола неуполномоченным лицом является существенным нарушением закона, а, следовательно, обжалуемое постановление подлежит отмене.

Обжалуемое постановление по делу об административном нарушении от ДД.ММ.ГГГГ, также вынесено неуполномоченным лицом - заместителем министра - директором Департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области ФИО1, в нарушении ст. 23.22. КоАП РФ.

В действиях ООО «Сфера», как юридического лица, отсутствует состав вмененного административного правонарушения.

В материалах административного дела отсутствуют доказательства совершения ООО «Сфера» виновных действий, предусмотренных ч.2 ст.7.3 КоАП РФ.

В соответствии с обжалуемым постановлением ООО «Сфера» вменено несоблюдение п. 6.2. лицензии на пользование недрами».

В соответствии с вышеуказанным пунктом лицензионного соглашения, являющегося приложением к лицензии на право пользования недрами (, выданной ДД.ММ.ГГГГ) ООО «Сфера», как недропользователю, в период выдачи лицензии () - ДД.ММ.ГГГГ предписывалось предоставлять в Отдел геологии и лицензирования по Тульской области следующую отчетность, связанную с пользованием недрами:

а)отчетность по использованию подземных вод по форме 2ТП (водхоз) в отдел геологии и лицензирования по Тульской области и другие организации, указанные на бланке отчетности, но позднее 15 января следующего за отчетным годом;

б)ежегодно (до 15 января года) информационные отчеты:

о выполнении лицензионного соглашения;

об объемах добычи вод и других видах работ в пределах лицензионного участка;

о результатах мониторинга подземных вод;»

ДД.ММ.ГГГГ начальником Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу утверждено «Положение об отделе геологии и лицензирования по Тульской, Калужской и Рязанской областям Департамента по недропользованию по Центральному Федеральному округу», определяющее полномочия отделов геологии и лицензирования по Тульской, Калужской и Рязанской областям.

В соответствии с данным положением отдел геологии и лицензирования по Тульской области не осуществляет сбор отчетности, предусмотренной п.6.2. лицензионного соглашения, следовательно не может требовать ее предоставления и вменять ООО «Сфера» не предоставление в качестве правонарушения.

Как пояснялось в период проведения проверки, а также в момент рассмотрения протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, сведения об использовании воды по форме № 2-ТП (водхоз) в сроки определенные действующим законодательством предоставлялись в отдел водных ресурсов по Тульской области. В материалы дела при проведении проверки данная отчетность передавалась. В постановлении по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ данный факт отражен не был.

В соответствии с п.13.8. положения об отделе геологии и лицензирования по Тульской, Калужской и Рязанской областям Департамента по недропользованию по Центральному Федеральному округу отдел геологии и лицензирования обязан обеспечивать взаимодействие Департамента с органами исполнительной области Тульской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти РФ и недропользователями, следовательно, любые сведения относительно использования воды, отдел геологии и лицензирования по Тульской области, при необходимости, мог запросить у ООО «Сфера», либо в отделе водных ресурсов по Тульской области.

Территория первого пояса ЗСО находится в большом удалении от каких-либо строений, которые могут нанести вред составу и качеству воды, территория парк-отеля «Грумант» находится под круглосуточным видео контролем, в течение суток производится патрулирование территории в том числе «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», что приводит более качественному чем ограждение эффекту охраны.

Как в протоколе, так и постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, не установлено на какой именно удаленности от скважины находится «кафе», относится ли данная территория к составу первого пояса ЗСО. Необходимо отметить что данное «хозяйственно - бытовое здание» фактически зданием не является (некапитальное строение) и к тому же не функционирует, что как следствие не может нанести вред составу и качеству воды.

Подпунктом 4 ст. 2 ФЗ РФ «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ определено понятие водоснабжения, в соответствии с которым водоснабжением является водоподготовка. транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Постановление Правительства РФ от 06.01.2015 г. № 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды», утверждены «Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды».

В соответствии с п.1 вышеуказанного нормативного акта Правила устанавливают порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием центральных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение.

Пункт 3 Правил определяет, что производственный контроль осуществляется в целях обеспечения качества и безопасности воды в бактериологическом и физическом отношении, безвредности воды по химическому составу, благоприятности органолептических и других свойств воды для человека, в том числе ее температуры, при централизованном водоснабжении и включает в себя:

а)отбор проб воды;

б)проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям:

в)контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.

ООО «Сфера» не является организацией осуществляющей подачу воды абонентам с использованием центральных систем водоснабжения, помимо прочего парк-отель «Грумант» вообще не связан с централизованной системой водоснабжения, следовательно, наличие в ООО «Сфера» Программы производственного контроля качества не требуется.

Несмотря на отсутствие необходимости ООО «Сфера», как отражено в обжалуемом Постановлении, заключило договор с филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области в г. Щекино», который регулярно проводит лабораторные исследования состава воды.

В действиях ООО «Сфера», отсутствовал состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3. КоАП РФ.

В постановлении об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (лист 2) ошибочно указано, что представители ООО «Сфера» согласны с нарушением в полном объеме, вышеуказанные факты излагались представителями ООО «Сфера» при проведении проверки, но не были отражены ни в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, не в обжалуемом постановлении.

В адрес ООО «Сфера» постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ поступило почтовой корреспонденцией ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, 10-дневный срок обжалования исчисляется с момента получения почтовой корреспонденции - ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, ООО «Сфера» просило суд восстановить срок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном ч.2 ст.7.3. КоАП РФ, вынесенное заместителем министра - директором Департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области в отношении ООО «Сфера».

Отменить постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном ч.2 ст.7.3. КоАП РФ, вынесенное заместителем министра - директором Департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области в отношении ООО «Сфера» и производство по делу прекратить.

В случае отказа в удовлетворения настоящей жалобы, учитывая отсутствие со стороны ООО «Сфера» виновных действий, а также отсутствие каких-либо негативных последствий, а также величину санкции за вменяемое правонарушение, в соответствии со ст.3.5. и 4.1. КоАП РФ ООО «Сфера», также просила снизить размер административного штрафа по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ ниже низшего предела.

В судебное заседание представитель заявителя - ООО «Сфера» не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, письменно просил суд о рассмотрении дела в свое отсутствие и рассмотрении жалобы в соответствии с действующим законодательством. Представил письменные возражения на жалобу, согласно которым просил суд в удовлетворении жалобы отказать в полном объеме.

Исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В адрес ООО «Сфера» постановление по делу об административном нарушении, поступило почтовой корреспонденцией - ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ жалоба на вышеуказанное постановление поступила в Центральный районный суд г. Тулы.

Таким образом, судья приходит к выводу о том, что ходатайство ООО «Сфера» о восстановлении срока подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении являются: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ч.ч.1,2 ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с ч.1 ст.28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Тульской области от 07.10.2011 г. № 13, Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области является уполномоченным органом на осуществление регионального государственного экологического надзора, в который входит, в том числе, и государственный надзор за геологическим изучением, национальным использованием и охраной недр на территории Тульской области.

В силу ч.1 ст.23.22 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе ст. 7.3 КоАП РФ.

В соответствии с постановлением Правительства Тульской области от 17.04.2017 г. № 151 «Об утверждении перечня должностных лиц, осуществляющих региональный государственный экологический надзор на территории Тульской области» консультант отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства является должностным лицом органа, осуществляющего региональный государственный экологический надзор на территории Тульской области.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 02.02.2017 г. № 48-о утвержден перечень должностных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушения, к которым в том числе относятся государственные гражданские служащие Тульской области категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей отдела регионального государственного экологического надзора Департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области.

В соответствии с указанным постановлением Правительства Тульской области заместитель министра - директор Департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, ведающий вопросами регионального государственного экологического надзора, одновременно по должности является заместителем главного Государственного инспектора Тульской области в области охраны окружающей среды.

Согласно п.2 ст.23.22 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий вправе, в том числе, главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, их заместители.

Таким образом, судья приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и постановление по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрено ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ, составлены и вынесены уполномоченными на то лицами.

По доводу жалобы об отсутствии доказательств совершения ООО «Сфера» виновных действий, ответственность за которые предусмотрена ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, судья приходит к следующему.

В отношении ООО «Сфера» Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области в период, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, была проведена плановая выездная проверка, по адресу: <адрес>

ООО «Сфера» имеет лицензию на право пользования недрами (подземная вода) от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированную за , с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой профилактория, Сроком действия, до ДД.ММ.ГГГГ.

Условиями указанной лицензии установлено следующее:

п. 4.4. лицензии на пользование недрами - «На территории ЗСО первого пояса скважин строго выполнять мероприятия п. 3.2. и постоянно соблюдать требования п.п. 3.2.1, З.2.2., 3.2.3. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;

- п. 3.2.1 указанных СанПиН установлено, что территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Не допускается: посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в т.ч. прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.

Территория первого пояса ЗСО не ограждена по периметру. Вблизи скважин установлено хозяйственно-бытовое здание - кафе. Допуск на территорию первого пояса ЗСО не ограничен (фото прилагается).

п. 4.7. лицензии на пользование недрами - «Показатели качества воды (химсостав и баканализы) определять в специализированной лаборатории, имеющей право ведения этих работ, с частотой, согласно требованиям программы производственного контроля качества, согласованной в установленном порядке».

ООО «Сфера» заключен договор с филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области в г. Щекино» от ДД.ММ.ГГГГ (ранее от ДД.ММ.ГГГГ) (аттестат аккредитации от ДД.ММ.ГГГГ). Программа производственного контроля качества, согласованная в установленном порядке в Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области не представлена.

п. 6.2. лицензии на пользование недрами - «Недропользователь обязан представлять в Отдел геологии и лицензирования по Тульской области следующую отчетность, связанную с пользованием недрами:

а) отчетность по использованию подземных вод по форме 2-ТП (водхоз) в Отдел геологии и лицензирования по Тульской области и в другие организации, указанные на бланке отчетности, не позднее 15 января следующего за отчетным годом;

б) ежегодно (до 15 января года) информационные отчеты:

о выполнении лицензионного соглашения;

об объемах добычи вод и других видах работ в пределах Лицензионного участка;

о результатах мониторинга подземных вод».

Пользователем недр не сдается указанная отчетность в Отдел геологии и лицензирования по Тульской области. Отчетность по использованию подземных вод по форме 2 ТП (водхоз) в другие организации, указанные на бланке отчетности за ДД.ММ.ГГГГ. сдана ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные условия, установленные лицензией на право пользование недрами от ДД.ММ.ГГГГ, являются актуальными на период проведения проверки и на настоящее время. Изменения и дополнения в лицензию не вносились.

Согласно п.10 ч.2 ст.22 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Таким образом, судья считает вину ООО «Сфера» в допущенном административном правонарушении доказанной, а доводы жалобы не соответствующими фактическим материалам дела и направленными на уклонение от административной ответственности.

Административное наказание назначено в пределах санкции ст.7.3 КоАП РФ.

Предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.

В обжалуемом постановлении с необходимой и достаточной полнотой приведены сведения, которые в соответствии со ст.29.10 КоАП РФ должны быть указаны в постановлении по делу об административном правонарушении.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые в силу ст.30.7 указанного Кодекса могли бы являться основанием для отмены указанного постановления, не допущено.

Предусмотренных ст.30.7 указанного Кодекса оснований для изменения или отмены постановления не имеется.

Собранным по делу доказательствам дана надлежащая оценка, судья районного суда не усматривает каких - либо оснований для того, чтобы дать собранным по делу доказательствам иную оценку.

При таких обстоятельствах, постановление по делу об административном правонарушении следует оставить без изменения, а жалобу ООО «Сфера» - без удовлетворения.

Оснований для снижения размера административного штрафа, назначенного постановлением по делу об административном правонарушении, одновременно с этим, судья не усматривает, в связи с чем, в удовлетворении данного требования полагает правильным ООО «Сфера», отказать.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

восстановить ООО «Сфера» срок на подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное заместителем министра-директором Департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области С.К.В.ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении ООО «Сфера» оставить без изменения, а жалобу ООО «Сфера» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд непосредственно либо через Щекинский районный суд Тульской области в течение десяти суток со дня получения (вручения) его копии.

Судья-