ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-106/18 от 25.10.2018 Вилючинского городского суда (Камчатский край)

№ 12-106/2018

РЕШЕНИЕ

г. Вилючинск, Камчатский край 25 октября 2018 года

Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Чернявского А.В.,

при секретаре судебного заседания Кудлай А.Н.,

с участием:

защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности Захарова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации Вилючинского городского округа Смирновой Г.Н. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора Курсакова А.Г. от 29 августа 2018 года № 10-56/2018 о привлечении администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинск к административной ответственности по ст. 8.12. Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора Курсакова А.Г. от 29 августа 2018 года № 10-56/2018 юридическое лицо - администрация Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края (далее по тексту – администрация ВГО) признано виновным и привлечено к административной ответственности по ст. 8.12. КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В поданной жалобе законный представитель юридического лица – глава администрации ВГО Смирнова Г.Н. полагая оспариваемое постановление незаконным, а производство по данному делу подлежащим прекращению в виду отсутствия состава административного правонарушения, указала, что административным органом неправильно квалифицирован состав административного правонарушения. Поскольку из материалов дела не усматривается, по какой части ст. 8.12. КоАП РФ или в какой редакции закона данная статья вменяется администрации ВГО. Вмененное администрации ВГО, как юридическому лицу деяние, его описание и имеющиеся в деле доказательства не свидетельствуют о нарушении порядка отвода земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов. Если же были установлены иные нарушения, возможно имевшиеся в действии (бездействии) администрации как юридического лица, свидетельствующие о совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.12. КоАП РФ, то дела о таких правонарушениях не вправе рассматривать лица, указанные в ч. 2 ст. 23.29. КоАП РФ.

В судебном заседании защитник должностного лица Захаров А.А. доводы жалобы поддержал, просил указанное постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях администрации ВГО состава административного правонарушения.

Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление – государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора Курсаков А.Г., извещенный о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, с ходатайством об отложении к суду не обращался.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобами и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность по ст. 8.12. Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из представленных материалов дела об административном правонарушении следует, что по результатам рейдовых мероприятий, проведенных в период с 10-30 часов 25.04.2018 до 15-30 25.06.2018 на основании поручения заместителя Министра руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 06.04.2018 № АС-03-03-36/6795 с 10-30 часов 25.04.2018 до 15-30 25.06.2018 с целью ревизии и анализа площадок складирования загрязненных снежных масс на территории Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинск Камчатского края, установлено, что:

загрязненный снег складируется на площадке за спортивным комплексом «Айсберг» на расстоянии 70 м от него, вдоль проезда, ведущего к жилому дому №40 по ул. Крашенинникова, на расстоянии 100 м от дома;

согласно публичной кадастровой карте, объект располагается на стыке двух кадастровых кварталов с номерами 41:02:0010107 и 41:02:0010108, земельные участки на занятых объектом территориях на публичной кадастровой карте не обозначены. Площадка складировыания снега расположен в средних географических координатах 52°55,134'N; 158°31,993’Е;

размеры участка территории, занятой загрязненным снегом, оцененные с помощью замеров на местности (рулетка измерительная металлическая типа Р 10 УЗК, зав. № 48, поверка до 27.06.2018, свидетельство о поверке № 684/17), составляют 90 х 50 м (площадь - 4 500 м2, или 0,45 Га). При этом, на момент осмотра 90 % площади заняты загрязненными снежными массами, 10 % площади в районе стоянки освобождены от снега в результате его таяния;

площадка складирования загрязненных снежных масс не оборудована какими- либо сооружениями и техническими средствами, обеспечивающими выполнение требований законодательства в области охраны окружающей среды, а именно:

участок местности, занятый загрязненным снегом, не имеет какого-либо ограждения или информационных табличек, он никак не отделен от остальной территории населенного пункта. Снежные массы частично располагаются на поверхности на газоне между асфальтированной дорогой и склоном сопки. Большая часть загрязненного снега свалена вниз со склона сопки по направлению к водному объекту Авачинской губы. В момент осмотра фронтальный погрузчик (государственный регистрационный знак 3820 КА 41) сдвигал снежную массу по направлению к склону сопки;

на территории, занятой загрязненным снегом, отсутствует какое-либо покрытие. Проезд техники к склону сопки осуществляется по газону. Деревья и растительность на склоне сопки засыпаются снегом при его выгрузке;

за счет крутого склона сопки, на который осуществляется выгрузка снега, загрязненная вода от его таяния свободно стекает к водному объекту;

ливневая канализация, либо дренажная система в виде каналов или труб, локальные очистные сооружения и технические средства для направления талых вод к ним отсутствуют. Крутизна склона в выбранном месте свалки загрязненного снега осложняет мероприятия по организации поверхностного стока.

Помимо полного отсутствия на площадке по складированию загрязненного снега конструктивно заложенных мероприятий, обеспечивающих выполнение требований законодательства в области охраны окружающей среды, при проведении осмотра обнаружены также следующие нарушения:

осуществляется стоянка транспортных средств в водоохранной зоне вне специально оборудованных площадок, имеющих твердое покрытие;

-на расстоянии 15 м от складируемых снежных масс находится площадка накопления твердых коммунальных отходов. Оборудование площадки не обеспечивает надлежащую защиту от ветра, в результате чего отходы с площадки сдуваются на складируемый снег и далее по направлению к водному объекту;

Находящиеся на площадке снежные массы по своему происхождению относятся к отходам «Отходы от зимней уборки улиц», код по ФККО - 73121000000. В процессе погрузочно-разгрузочных работ снежная масса была спрессована. На момент осмотра верхние слои этой спрессованной массы стали таять, а содержащиеся в снежной массе отходы — скапливаться на поверхности, покрывая ее сплошным слоем черного цвета. По своему внешнему виду этот вытаявший слой может быть отнесен, в соответствии с «Перечнем среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов», утв. приказом Росприроднадзора от 13.10.2015 № 810, к следующим видам отходов:

-7 31 200 01 72 4 «Мусор и смет уличный». В состав отхода входит: грунт, песок, древесина, растительные остатки, бумага, картон, полиэтилен, стекло, текстиль;

Ширина полуострова Крашенинникова в месте расположения свалки загрязненного снега не превышает 900 м. С юга полуостров омывается бухтой Крашенинникова с Севера - Авачинской губой. Таком образом, с учетом ширины водоохранной зоны морей 500 м, свалка находится в водоохранной зоне. Расстояние от свалки до береговой полосы Авачинской губы (северное побережье полуострова Крашенинникова) не превышает 300 м. Свалка загрязненного снега располагается в населенном пункте, рядом со спортивным комплексом и на смотровой площадке, являющейся местом отдыха населения.

Согласно публичной кадастровой карте, объект располагается на стыке двух кадастровых кварталов с номерами 41:02:0010107 и 41:02:0010108, земельные участки на занятых объектом территориях на публичной кадастровой карте не обозначены. Согласно письма Администрации Вилючинского городского округа закрытого административно- территориального образования город Вилючинск Камчатского края от 19.04.2018 № 1324В, сведения о площади земельных участков и кадастровых номерах отсутствуют. В соответствии с законом Камчатской области от 17.12.2004 № 242 «О наделении Вилючинского городского муниципального образования статусом городского округа и об установлении границ Вилючинского городского округа», объект расположен в границах Вилючинского городского округа.

По результатам проведенного обследования обнаружены признаки нарушения хозяйствующим субъектом, осуществляющим эксплуатацию площадки складирования загрязненных снежных масс за спортивным комплексом «Айсберг», законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, что выражается в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологические требований при обращении с отходами производства и потребления (отходы от уборки территории городских и сельских поселений, предприятий и организаций), а также в нарушении специального режима осуществления хозяйственной или иной деятельности в водоохранной зоне водного объекта.

16 мая 2018 года по данному факту в отношении администрации ВГО возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.12. КоАП РФ и проведено админ6исрнативное расследование в ходе уполномоченным органом установлено, что на основании постановления от 29.01.2015 № 113 администрации Вилючинского городского округа «Об организации снеговых свалок для складирования снега, вывезенного с территории Вилючинского городского округа при расчистке автомобильных дорог и улично - дорожной сети» определены под снеговые свалки для складирования снега, вывезенного с территории Вилючинского городского округа: в жилом районе Рыбачий - территория в районе смотровой площадки у ледового дворца «Айсберг»., на которой в период с 01.01.2018 по 30.04.2018 происходило складирование снега в объеме 55056 куб. м.

Площадка для эксплуатации места временного складирования снега должным образом не оборудована в соответствии с требованиями действующего природоохранного законодательства Российской Федерации - отсутствует обваловка площадки временного складирования снега и система для сбора и очистки талых вод.

В районе смотровой площадки у ледового дворца «Айсберг», земельный участок располагается на стыке двух кадастровых кварталов с номерами 41:02:0010107 и 41:02:0010108. Таким образом, допущены несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, выразившееся в эксплуатации площадки (земельного участка), отведённой под складирование загрязнённых снежных масс.

14 августа 2018 года отношении указанного юридического лица составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.12. КоАП РФ. С указанным протоколом защитник юридического лица Захаров А.А. был не согласен, возражений, замечаний не представил.

29 августа 2018 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора Курсаковым А.Г. вынесено постановление № 10-56/2018 о привлечении администрация Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края к административной ответственности по ст. 8.12. КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, и ч. 1 ст. 34 Устава Вилючинского городского округа администрация ВГО является юридическим лицом, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделанным полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления городского округа – ЗАТО г. Вилючинска федеральными законами и законами Камчатского края (л.д. 51-80, 81-89).

Постановлением главы администрации ВГО от 29.01.2015 № 113 «Об организации снеговых свалок для складирования снега, вывезенного с территории Вилючинского городского округа при расчистке автомобильных дорог и улично - дорожной сети» определены под снеговые свалки для складирования снега, вывезенного с территории Вилючинского городского округа:

- в жилом районе Приморский – территория отработанного карьера в районе вертолетных площадок;

- в жилом районе Рыбачий - территория в районе смотровой площадки у ледового дворца «Айсберг».

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьёй 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с требованием статьи 34 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию,

эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с требованием статьи 39 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнений требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов.

Согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: копией приказа от 21.02.2018 № 74 об утверждении планового (рейдового) задания (л.д. 9-11); поручением заместителя Министра руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 06.04.2018 № АС-03-03-36/6795 с 10-30 часов 25.04.2018 до 15-30 25.06.2018 о проведении надзорных мероприятий по пресечению несанкционированного складирования снега (л.д. 38-41); актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 27.04.2018 и фототаблицей к нему (л.д. 12-16, 21-29); экспертным заключением № 21 от 28.04.2018; Уставом администрации ВГО (л.д. 51-80); выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 81-89); протоколом об административном правонарушении № 10-56/2018 от 14.08.2018, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст.ст. 26.1, 26.7, 26.11 КоАП, что позволило должностному лицу Росприроднадзора верно установить фактические обстоятельства дела.

Содержание доказательств, исследованных должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении, приведено в постановлении надлежащим образом, а выводы государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора, изложенные в постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам содеянного, установленным при рассмотрении дела об административном правонарушении.

В соответствии с имеющимися по делу доказательствами в их совокупности с изложенными правовыми нормами, должностным лицом в области охраны окружающей среды был сделан обоснованный и правильный вывод о виновности юридического лица – администрации ВГО в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12. КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что из материалов дела не усматривается по какой части ст. 8.12. КоАП РФ или в какой редакции закона данная статья вменяется администрации ВГО суд не принимает во внимание, поскольку Федеральным законом от 02.12.2013 N 342-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которым часть первая статьи 8.12. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (состоявшая из двух частей), утратила силу с 02.12.2013, при этом, согласно ст. 1.7. КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения

Таким образом, на момент вынесения оспариваемого постановления и назначения наказания должностным лицом были применены нормы, действующие на момент совершения правонарушения, с учетом вступивших в законную силу изменений.

Ссылка о том, что вмененное администрации ВГО, как юридическому лицу деяние, его описание и имеющиеся в деле доказательства не свидетельствуют о нарушении порядка отвода земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов опровергаются представленными материалами дела, при этом, согласно ст. 23.29. КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.12. КоАП РФ рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический надзор, в связи с чем, довод жалобы в данной части является несостоятельным.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену постановления должностного лица, при производстве по настоящему делу не допущено.

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица вынесено надлежащим органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности правонарушение, предусмотренное ст. 8.12. Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Процедура привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдена. Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией соответствующей статьи.

Оснований для применения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в рассматриваемом случае не усматривается.

На момент рассмотрения жалобы оснований к прекращению производства по делу в отношении администрации ВГО, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ и ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены или изменения постановления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора Курсакова А.Г. от 29 августа 2018 года № 10-56/2018 о привлечении администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинск к административной ответственности по ст. 8.12. Кодекса РФ об административных правонарушениях, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд,

решил:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора Курсакова А.Г. от 29 августа 2018 года № 10-56/2018 о привлечении администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинск к административной ответственности по ст. 8.12. Кодекса РФ об административных правонарушениях, - оставить без изменения, жалобу главы администрации Вилючинского городского округа Смирновой Г.Н. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения.

Судья Чернявский А.В.