ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-106/2017 от 05.04.2017 Бийского городского суда (Алтайский край)

Дело № 12-106/2017

Р Е Ш Е Н И Е

05 апреля 2017 года г. Бийск, Алтайский край

Судья Бийского городского суда Алтайского края Матвеев А.В., при секретаре Алексеевой М.В., с участием помощника прокурора города Бийска Артеменко Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора города Бийска на постановление административной комиссии при Администрации города Бийска № 57 от 21 февраля 2017 года в отношении ТСЖ «Химик-8» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 27 Закона Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением административной комиссии при Администрации города Бийска Алтайского края от 21 февраля 2017 года № 57 ТСЖ «Химик-8» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 27 «Нарушение Правил благоустройства городских округов и иных поселений» Закона Алтайского края от 10 июля 2002 года № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края», и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб.

Прокурор города Бийска, не согласившись с вынесенным постановлением от 21 февраля 2017 года, обратился в Бийский городской суд Алтайского края с протестом, в котором просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 27 Закона Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края», в отношении ТСЖ «Химик-8» прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Требования прокурора основаны на том, что товарищество собственников жилья не является владельцем здания многоквартирного дома по адресу: г. Бийск, ул. Ленинградская, д. 74, на котором 10 января 2017 года в 10 час. 00 мин. не осуществлена очистка крыши от снега и сосулек, и не может нести ответственность за неисполнение обязанностей, предусмотренных п. 4.5 Правил благоустройства города Бийска.

Ссылаясь на ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту также ЖК РФ), п.п. 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, п.п. 4.6.1., 4.6.1.23. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, прокурор в протесте указал, что нарушение норм лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, влечет административную ответственность по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также КоАП РФ).

Полагал, что у административного органа не имелось оснований для привлечения ТСЖ «Химик-8» к административной ответственности по ст. 27 Закона Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края», поскольку в действиях товарищества собственников жилья имеются признаки правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.

Участвующий в деле помощник прокурора Артеменко Т.А. протест поддержала, суду дала аналогичные пояснения.

Представитель лица, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении, председатель ТСЖ «Химик-8» Луц Н.Я. в настоящем судебном заседании считала протест прокурора законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению судом.

Допрошенная в настоящем судебном заседании в качестве свидетеля заместитель председателя административной комиссии при Администрации города Бийска Басаргина О.И. пояснила, что ТСЖ «Химик-8» является специальным субъектом гражданско-правовых отношений, в связи с чем, оно виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 27 Закона Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края». Полагала, что постановление от 21 февраля 2017 года № 57 является законным, основания для его отмены и прекращения производства по делу отсутствуют.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля Басаргину О.И. изучив материалы дела, об административном правонарушении в отношении ТСЖ «Химик-8», судья находит постановление административной комиссии при Администрации города Бийска от 21 февраля 2017 года № 57 подлежащим отмене с прекращением производства по делу по следующим основаниям.

Статьей 27 Закона Алтайского края от 10 июля 2002 года №46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» предусмотрена административная ответственность за нарушение правил благоустройства городских округов и иных поселений, за исключением случаев, предусмотренных КоАП РФ, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что 10 января 2017 года в 10 час. 00 мин. на здании многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ленинградская, д. 74, не осуществлена очистка крыши от снега и сосулек.

В ходе проверки, проведенной МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска», установлено, что данный дом обслуживает ТСЖ «Химик-8», которое не произвело очистку от снега крыши и удаление сосулек, что могло привести к чрезвычайным ситуациям, и, тем самым, нарушило п. 4.5 Правил благоустройства города Бийска, утвержденных постановлением Администрации города Бийска от 03 июня 2008 года № 966.

Пунктом 4.5 Правил благоустройства города Бийска, утвержденных постановлением Администрации города Бийска от 03 июня 2008 года № 966, предусмотрено, что очистка от снега крыш и удаление сосулек возлагаются на владельцев зданий, строений и сооружений.

Собственник многоквартирного дома – это лицо, обладающее правом собственности на помещение в многоквартирном доме, реализующее в процессе эксплуатации многоквартирного дома права владения, пользования, содержания и распоряжения этим помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, а также части общего имущества квартиры, если такое помещение является комнатой в коммунальной квартире, которому принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме (ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения).

Прокурором города Бийска в протесте обоснованно указано, что ТСЖ «Химик-8» не является владельцем здания многоквартирного дома.

В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

В силу подпункта «г» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования.

В соответствии с п.п. 4.6.1, 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать отсутствие засорения и обледенения, произвести удаление наледей и сосулек по мере необходимости. Также от снега, снежных навесов и наледи очищаются все виды кровли, балконы и козырьки. Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине).

Ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несет его собственник.

Вопросы управления в многоквартирных домах решаются в соответствии с разделом VIII ЖК РФ, согласно которому право выбора способа управления принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.

В случае если собственники помещений в многоквартирном доме, исходя из п. 2 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, приняли решение об управлении жилым домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, субъектами ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются, соответственно, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы как лица, на которые возложены функции по управлению этим домом.

При таких обстоятельствах, у административной комиссии при Администрации города Бийска не имелось оснований для привлечения ТСЖ «Химик-8» к административной ответственности по ст. 27 Закона Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края», поскольку в действиях данного лица имеются признаки правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, может быть установлена лишь федеральным законом.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Согласно п. 1 ст. 28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 КоАП РФ, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 КоАП РФ.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Принимая во внимание то, что в действиях ТСЖ «Химик-8» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 27 Закона Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края», постановление административной комиссии при Администрации города Бийска от <данные изъяты>

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Протест прокурора города Бийска Алтайского края удовлетворить.

Отменить постановление административной комиссии при Администрации города Бийска от <данные изъяты> о привлечении к административной ответственности по статье 27 Закона Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» Товарищества собственников жилья «Химик-8».

Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Товарищества собственников жилья «Химик-8» в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 27 Закона Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края».

На решение может быть подана жалоба в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Матвеев А.В.