ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-106/2018 от 06.02.2018 Октябрьского районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело № 12- 106/2018

РЕШЕНИЕ

г. Пенза 06 февраля 2018 года

Судья Октябрьского районного суда г. Пензы Николаева Л.В.,

с участием лица, помощника прокурора Октябрьского района г. Пензы Абрамовой В.Ю.,

рассмотрев протест прокурора Октябрьского района г. Пензы на постановление и.о. мирового судьи судебного участка №8 Октябрьского района г. Пензы – мирового судьи судебного участка №2 Октябрьского района г. Пензы от 14.12.17 г о прекращении производства по делу в отношении директора МБОУ лингвистическая гимназия №6 г. Пензы ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.57 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №8 Октябрьского района г. Пензы – мирового судьи судебного участка №2 Октябрьского района г. Пензы от 14.12.17 г производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в отношении директора МБОУ лингвистическая гимназия №6 г. Пензы ФИО1 за отсутствием состава административного правонарушения.

В постановлении указано, в период с 23.10.17 г. по 07.11.17 г. прокуратурой Октябрьского г. Пензы в соответствии с решением № 201 от 23.10.2017г. проведена <...>) законодательства об образовании в РФ в части использования учебников и учебных пособий в образовательной деятельности, по результатам которой выявлены нарушения действующего :законодательства в части обеспечения бесплатности основного общего образования. МБОУ лингвистическая гимназия № 6 г. Пензы рабочие тетради с печатной основой не закупались, библиотечный фонд ими не укомплектован, возможность реализации образовательной программы по английскому языку серии «Звездный английский» и немецкому языку серии «Горизонты» в отсутствие рабочих тетрадей с печатной основой невозможна.

В своем протесте прокурор Октябрьского района г. Пензы, выражая несогласие с данным постановлением, просит его отменить, административное дело направить на новое рассмотрение указав, что мировой судья необоснованно пришел к выводу об отсутствии в действиях директора МБОУ лингвистической гимназии №6 г. Пензы ФИО1 вины и состава правонарушения. Судом не учтено, что согласно п. 2 ст. 5 Закона Пензенской области от 04.07.2013 года №2413-ЗПО «Об образовании Пезенской области» организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и государственных образовательных организаций Пензенской области учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ, относится к полномочиям Министерства образования Пензенской области. в связи с чем, в феврале 2017 года гимназией, как и другими образовательными учреждениями Пензенской области, в адрес министерства образования по предложенной форме направлена заявки на учебники, что не лишало руководство данной образовательной организации возможности направить в министерство образования Пензенской области сведения о необходимости обеспечения учащихся гимназии учебными пособиями, которые являются неотъемлемой частью учебников, включенных в заявку и в перечень используемой литературы образовательной организацией в 2017-2018 учебном году, утвержденной директором гимназии 21.02.17г. №32/1-О.

В судебное заседание ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом.

Представитель прокуратуры Октябрьского района г. Пензы-старший помощник прокурора Абрамова В.Ю. изложенные в жалобе доводы поддержала, просила отменить постановление, дело возвратить на новое рассмотрение.

Проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Согласно ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Решение по делу об административном правонарушении является законным в том случае, если оно вынесено при точном соблюдении норм материального и процессуального права.

Согласно п. 2.1 Устава МБОУ лингвистическая гимназия № 6 г. Пензы является образовательной организацией, предметом деятельности которой является реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства.

Гимназия осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем основных общеобразовательных программ: I ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения четыре года, 1-4 классы прогимназия I ступени); II ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения пять лет, 5-9 классы, прогимназия II ступени и собственно гимназия); III ступень - среднее общее образование (нормативный срок освоения два года, 10-11 классы, гимназические профильные классы). Общее образование является обязательным образования сохраняется до достижения обучающимися 18- летнего возраста, если таковое не было получено ранее.

Организация образовательной деятельности в образовательным программам начального общего, основного среднего общего образования основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов с обеспечивающей углубленное изучение отдельных учебных предметных областей соответствующей образовательной (профильное обучение).

В учебный план I ступени наряду с базовым компонентом общеразвивающий внеурочный компонент и спецкурсы, определяющий профиль гимназии.

В учебный план II ступени наряду с базовым компонентом предметы и спецкурсы, обеспечивающие углубленное изучение английского языка, предусматривающие комплексное формирование лингвистических, естественно-математических, гуманитарных, эстетических, физических способностей, умений, навыков, достаточных для систематического изучения наук.

В учебный план III ступени наряду с базовым компонентом вводятся предметы по выбору, элективные курсы, направленные на реализацию образовательных потребностей, познавательных интересов, способностей возможностей личности самих обучающихся, а также предметы и спецкурсы по профилям обучения и занятия, обеспечивающие развитие профессиональную подготовку( п.3.5, 3.6 Устава гимназии).

Ч. 2 ст. 43 Конституции РФ гарантируются общедоступность бесплатность дошкольного, основного, общего и средне- профессионального образования в государственных или муниципальные образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с п. 4 ст. 5 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образование в Российской Федерации» в РФ реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть комплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями включая учебники и учебные пособия, методическими и периодическими зданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 28 ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово- экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной -организации.

Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

В силу положений п.п. 2 и 9 ч. 3 ст. 28 ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными : государственными образовательными стандартами, федеральными

государственными требованиями, образовательными стандартами; определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями.

Приказом Минобрнауки России от 17.12.10 №1897 утвержден и введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, в том числе предметным, включающим обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений, ключевых теориях, типах и видах отношений, владение терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами( п. 8 Стандарта).

В силу п. 13 Стандарта основная образовательная программа основного общего образования определяет цели, задачи, планируемые peзультаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении общего образования и направлена на формирование культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное, интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие, самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья. Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную: деятельность с соблюдением требований государственных санитарно - эпидемиологических правил и нормативов.

Согласно п. 14 Стандарта основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам основного общего образована разрабатывает основную образовательную программу основного общего образования в соответствии со Стандартом и с учетом примерной основ.-:: образовательной программы основного общего образования. Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизм реализации компонент основной образовательной программы и включать: учебный план основного общего образования, календарный учебный график и план внеурочной деятельности; систему условий реализации образовательной программа основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта оценочные и методические материалы, а также иные компоненты (по усмотрению организации, осуществляющей образовательную деятельность). Разработанная организацией, осуществляющей образовательную деятельность основная образовательная программа основного общего образования должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями, установленными Стандартом ( п. 16 Стандарта).

Организация образовательной деятельности по основным образовательным программам основного общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное

изучении отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы основного общего образования (п. 17 Стандарта ).

В соответствии с п. 24 Стандарта организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно за счет выделяемых денежных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательной деятельности при получении основного общего образования. Учебно-методическое и информационное обеспечение организации основной образовательной программы основного общего образования включает характеристики оснащения информационно- библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа всех участников образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательной деятельности и условиями ее осуществления.

В соответствии с ч, 1 ст. 35 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Согласно ГОСТу 7.60-2003 собственно учебное пособие - это учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. В свою очередь, рабочая тетрадь определена как учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 утвержден федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Проведенной проверкой установлено, что приказом директора МБОУ лингвистическая гимназия № 6 г. Пензы № 32/1-0 от 21.02.2017 «Об утверждении перечня учебной литературы на 2017-2018 учебный год» утвержден перечень учебной литературы (учебники и учебные пособия), обеспечивающий реализацию образовательных образования, для обучающихся 1-11 классов гимназии в соответствии с требованиями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253.

По приказу Минобрнауки России от 09.06.2016 № 669 АО «Издательство «Просвещение» включено в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускают использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

На официальном сайте данного издательства www.prosv.ru размещена информация, согласно которой в состав учебно-методических комплектов «Звездный английский», предназначенных для изучения учащихся I-классов входят: учебник, книга для учителя, контрольные задания, рабочая-тетрадь, сборник грамматических упражнений, тренировочные упражнения: формате ГИА. В состав учебно-методических комплектов «Горизонты», учащихся 5-9 классов: рабочие программы, учебник, рабочая тетрадь аудио-приложением, книга для учителя, контрольные задания (5—6, 7— классы), рабочие листы (5, 6, 7 классы).

Из аннотации к рабочим тетрадям к УМК «Горизонты» и УМК «Звездный английский» следует, что данные учебные пособия являются обязательным компонентом и неотъемлемой частью учебно-методических комплектов, включающимися в себя модули, каждый из которых соотносится с соответствующим разделом учебника. Упражнения в рабочих тетрадях, дополняя учебник, направлены на закрепление лексико-грамматического материала и дальнейшее развитие умений в аудировании, чтении, письме и устной речи. Система упражнений готовит учащихся к сдаче ГИА по окончании 9 классов. Материалы рабочей тетради способствуют достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения согласно требованиям ФГОС основного общего образования.

Несмотря на то, что образовательной программой МБОУ лингвистическая гимназия №6 г. Пензы для 3-9 «А», 2Б» классов предусмотрено использование рабочих тетрадей с печатной основой и они фактически используются в процессе обучения, данные учебные пособия не предоставлены образовательным учреждением учащимся.

МБОУ лингвистическая гимназия № 6 г. Пензы рабочие тетради с печатной основой не закупались, библиотечный фонд ими не укомплектован, возможность реализации образовательной программы по английскому языку серии «Звездный английский» и немецкому языку серии «Горизонты» в отсутствие рабочих тетрадей с печатной основой невозможна.

В нарушение ст. 35 ФЗ и п. 23 Стандарта, устанавливающих бесплатность образования и обеспечение равных возможностей получения явственного начального общего образования, возможность их реализации поставлена в зависимость от финансовой возможности родителей приобрести рабочие тетради с печатной основой.

Как установлено в судебном заседании, приказом № 299-к от 13.08.1984 ФИО4 назначена директором МБОУ лингвистическая гимназия № 6 г.Пенза с 13.08.1984г. на неопределенный срок.

Согласно п. 3.3 должностной инструкции директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лингвистической гимназии №6 г. Пензы ФИО1, утв. начальником Управления образования города Пензы 25.01.2012, обязанностью директора образовательного учреждения является обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований.

В соответствие с п. 3.5 должностной инструкции директор обязан обеспечивать соблюдение требований, предъявляемым к условиям образовательного процесса, образовательным программам.

Директор несет ответственность перед обучающимися, родителями (законными представителями), государством, обществом и Учредителем за результаты своей деятельности в соответствии с законодательством,

требованиями, трудовым договором и уставом гимназии (п. 4.3.2 Устава).

Мировым судьей достоверно установлено, что согласно Уставу, МБОУ лингвистическая гимназия № 6 г. Пензы - общеобразовательная организация, предметом деятельности которой является реализация гражданам Российской Федерации конституционного права на получение общедоступного и бесплатного начального общего. основного общего и среднего общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства.

Учредителем гимназии и собственником ее имущества является муниципальное образование г. Пенза. Функции и полномочия учредителя гимназии осуществляет Управление образования г Пензы.

Из материалов дела видно, что 11.08.2017г. директор МБОУ лингвистическая гимназия № 6 г. Пензы ФИО1 обратилась в Управление образования г. Пензы с просьбой оказать содействие в решении вопроса о приобретении рабочих тетрадей и учебных пособий, обеспечивающих реализацию образовательных программ общего пользования для обучающихся гимназии.

Из ответа начальника Управления образования г. Пензы от 22.08.2017г. следует, что организация обеспечения муниципальных образовательных учреждений учебниками и учебными пособиями относится к полномочиям министерства образования Пензенской области. До сведения руководителей общеобразовательных учреждений г. Пензы было доведено информационное письмо Министерства образования Пензенской области от 16.02.2017г. № Р0ин/01-15, определяющее порядок использования рабочих тетрадей в учебном процессе. Общеобразовательное учреждение, принявшее решение о включении учебных пособий, в том числе и рабочих тетрадей, не входящих в Федеральный перечень учебников, в перечень обязательных учебных пособий, может приобрести их самостоятельно в рамках бюджетного финансирования, исходя из целесообразности и эффективности использования средств, доведенных до общеобразовательного учреждения.

Согласно указанному информационному письму Министерства образования Пензенской области от 16.02.2017г. № 490ин/01-15, если общеобразовательной организацией принимается решение о включении рабочих тетрадей в перечень обязательных учебных пособий, такое решение должно быть закреплено локальным актом организации. В этом случае приобретение рабочих тетрадей образовательным организациям необходимо осуществлять за счет средств субвенций местным бюджетам. Решение о приобретении и бесплатной выдаче обучающимся рабочих тетрадей принимается образовательной организацией самостоятельно исходя из целесообразности и эффективности использования средств, доведенных до образовательной организации.

Проанализировав вышеизложенные обстоятельства, мировой судья пришел к верному выводу, что руководителем общеобразовательной организации ФИО2 своевременно приняты все необходимые меры для решения вопроса о приобретении рабочих тетрадей и учебных пособий, обеспечивающих реализацию образовательных программ общего образования для обучающихся гимназии, однако исполнение оказалось невозможным по независящим от МБОУ и его руководства причинам. Отсутствие должного финансирования мировой судья признает уважительной причиной.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом мирового судьи, о том, что умысел привлекаемого к административной ответственности лица на совершение правонарушения не установлен.

В связи с вышеуказанным, мировым судьей сделан обоснованный вывод об отсутствии состава административного правонарушения в действиях ФИО1 и мировой судья пришел к законному выводу о применении п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в соответствии с которым производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Административное правонарушение признается совершенным только при наличии всех предусмотренных законом признаков состава правонарушения (абз. 2 п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что руководителем общеобразовательной организации ФИО1 были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению прав обучающихся на бесплатное общее образования, требований, предъявляемым к условиям образовательного процесса, образовательным программам.

Несогласие прокурора с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что мировым судьей допущены существенные нарушения названного законодательства и предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При рассмотрении дела об административном правонарушении в суде первой инстанции подробно исследованы обстоятельства совершенного руководителем общеобразовательной организации ФИО1 административного правонарушения, доводы и возражения лиц, участвующих в деле.

Оценка доказательств произведена в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Нарушений норм административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать постановление суда первой инстанции как незаконное и необоснованное, не установлено, в связи с чем, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.4-30.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление и.о. мирового судьи судебного участка №8 Октябрьского района г. Пензы – мирового судьи судебного участка №2 Октябрьского района г. Пензы от 14.12.17 г о прекращении производства по делу в отношении директора МБОУ лингвистическая гимназия №6 г. Пензы ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.57 КоАП РФ оставить без изменения, протест прокурора Октябрьского района г. Пензы без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно.

Судья