РЕШЕНИЕ
15 марта 2021 года город Нижневартовск
Судья Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Слепнева Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении №12-106/2021 по жалобе защитника ПАО «Варьеганнефтегаз» ФИО3 на постановление государственного инспектора Нижневартовского комплексного отдела Северо-Уральского управления Ростехнадзора ФИО2 №0215-5813-2020 от 08.12.2020,
УСТАНОВИЛ:
Вышеуказанным постановлением №0215-5813-2020 от 08.12.2020 ПАО «Варьеганнефтегаз» признано виновным в том, что при эксплуатации опасных производственных объектов: Система промысловых трубопроводов Верхнеколик-Еганского месторождения, регистрационный номер А58-40069-0021, II класс опасности (трубопроводы со скважин 3273, 3274 куста 111 до замерной установки), Система промысловых трубопроводов Северо-Хохряковского месторождения, регистрационный номер А58-40069-0025, I класс опасности (трубопровод со скважины 3160 куста 107 до замерной установки) (свидетельство о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре №А58-40069), расположенных в Нижневартовском районе ХМАО-Югры, в нарушение ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.26.1 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 №495, в течение 10 рабочих дней с момента изменения количественного состава опасного производственного объекта не представило в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в государственный реестр с приложением подтверждающих документов. Дата, время обнаружения правонарушения 27.10.2020.
Правонарушение квалифицировано по ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПАО «Варьеганнефтегаз» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В установленный законом срок защитник ПАО «Варьеганнефтегаз» ФИО3 обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, ссылаясь на его незаконность, просил его отменить, производство по делу прекратить, поскольку административным органом не установлено, что введенные в эксплуатацию Обществом трубопроводы являются опасными производственными объектами, кроме того они не описаны, не индивидуализированы и не охарактеризованы. Также при вынесении постановления по делу об административном правонарушении административным органом не выяснен вопрос о соблюдении срока давности привлечения к административной ответственности, тогда как Обществу вменено непредставление с ноября 2019 года в регистрирующий орган заявления о внесении изменений в государственный реестр опасных производственных объектов.
Законный представитель ПАО «Варьеганнефтегаз», извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, защитника в суд не направил. В связи с указанным, на основании ч.3 ст.25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья приняла решение о рассмотрении жалобы в отсутствие законного представителя и защитника ПАО «Варьеганнефтегаз».
В силу п.8 ч.2, ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Изучив в судебном заседании доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу об отмене оспариваемого постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении, руководствуясь следующими мотивами и основаниями.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При проверке материалов дела об административном правонарушении судьей установлено, что порядок привлечения ПАО «Варьеганнефтегаз» к административной ответственности был нарушен.
Так, в силу ч.3 ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Порядок привлечения к административной ответственности юридических лиц в случае реализации контрольно-надзорными органами мероприятий по государственному надзору (контролю) и муниципальному контролю имеет свои особенности, связанные с предусмотренными законодательством Российской Федерации гарантиями прав юридических лиц при осуществлении такого контроля.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ в числе прочего регламентирует порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля – с учётом этого, а также п.1 ст.2 и положений главы 2 названного Федерального закона, проведение проверок является основной формой реализации контрольно-надзорными органами предоставленных им полномочий по осуществлению государственного надзора (контроля) и муниципального контроля. Именно результаты проверки, проведённой в соответствии с данным Федеральным законом, могут являться основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности при условии, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Иной порядок привлечения юридических лиц к административной ответственности при реализации административными органами мероприятий по государственному надзору (контролю) возможен лишь в случаях, прямо указанных в законе. В частности, в рамках административного расследования, производимого, оформляемого в соответствии с положениями ст.28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что основанием для привлечения ПАО «Варьеганнефтегаз» к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили письмо от 05.10.2020 №02-03-2020 ПЦ №014380 и представление от 29.06.2020 №03-04-2020 прокурора Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры, проводившей проверку соблюдения требований градостроительного законодательства при строительстве и эксплуатации промышленных объектов на территории ХМАО-Югры.
В соответствии со ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Выявленные при проведении данного мероприятия обстоятельства являлись поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и проведения административного расследования или внеплановой проверки в отношении юридического лица в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ.
Между тем, материалы дела не содержат ни сведений о проведении проверки в отношении ПАО «Варьеганнефтегаз», ни определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения предусмотрен порядок осуществления производства по делу, процедура и средства доказывания обстоятельств, предусмотренных ст.26.1 настоящего Кодекса.
Обязанность по доказыванию обвинения в совершении административного правонарушения лежит на административном органе.
Судьей установлено, что обстоятельства, выявленные должностными лицами Северо-Уральского управления Ростехнадзора вне рамок производства по делу об административном правонарушении, вопреки положениям ст.ст.24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не проверены должностными лицами административного органа, поскольку процессуальных действий по проверке, фиксации обстоятельств дела и по сбору доказательств не осуществлено. В частности, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не осуществлен выезд на место происшествия, не произведен его осмотр, не составлен протокол осмотра.
То есть, нарушения требований промышленной безопасности, составившие объективную сторону вмененного в вину ПАО «Варьеганнефтегаз» правонарушения, фактически в рамках административного расследования не установлены, доказательствами не подтверждены, в установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядке не зафиксированы.
Следовательно, обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление, не подтверждены надлежащими средствами доказывания, что является недопустимым при решении вопросов, связанных с привлечением к административной ответственности с точки зрения соблюдения баланса частных и публичных интересов, а также противоречит положениям ч.1 ст.1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с указанным, оснований считать оспариваемое постановление законным и обоснованным не имеется, поэтому оно подлежит отмене.
В силу положений ст.118, ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации, суд, рассматривая дела об административных правонарушениях, осуществляет функцию правосудия и не должен подменять органы и лиц, предъявляющих и обосновывающих обвинение в административном правонарушении.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Отменить постановление государственного инспектора Нижневартовского комплексного отдела Северо-Уральского управления Ростехнадзора №0215-5813-2020 от 08.12.2020 в отношении ПАО «Варьеганнефтегаз» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Производство по данному делу в отношении ПАО «Варьеганнефтегаз» прекратить, ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано через Нижневартовский районный суд в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ю.С. Слепнева