Петрозаводский городской суд РК №12-1070/16-24
185910, г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33
Р Е Ш Е Н И Е
01 ноября 2016 года город Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Картавых М. Н. при секретаре Журковой М.О., рассмотрев жалобу Червинчука С.А. на постановление заместителя Председателя Государственного контрольного комитета Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Климова С. В., <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя Председателя Государственного контрольного комитета Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ начальник казенного учреждения Республики Карелия «Управление капитального строительства Республики Карелия» Климов С.В. привлечен к административной ответственности по <данные изъяты> КоАП РФ и подвергнут административному штрафу в размере <данные изъяты> рублей.
В направленной в суд жалобе защитник Червинчук С.А. выражает несогласие с постановлением по делу об административном правонарушении и просит о его отмене ввиду отсутствия состава правонарушения. В обоснование заявленных требований указывает, что дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ существенные условия государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ о строительстве больницы в <адрес> не изменялись, поскольку изменения не касались предмета договора подряда и вносились в техническую документацию и смету, что не отразилось на цене контракта. Полагает возможным применить положения ст.2.9 КоАП РФ о малозначительности деяния.
В судебное заседание Климов С.В. не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, его защитник ФИО4 жалобу поддержала в полном объеме, пояснила, что дополнительным соглашением произведена замена одних работ другими, при этом цена контракта не увеличилась, предусмотренные дополнительным соглашением пусконаладочные работы являлись необходимым условием для введения объекта строительства в эксплуатацию, однако не были запланированы при подготовке первоначальной документации на строительство. Стоимость пусконаладочных работ определена соглашением сторон договора строительного подряда и не превышает размеров затрат по исключенным работам, связанным с сетями 10 кв.
Представитель Государственного контрольного комитета Республики Карелия ФИО5 с доводами жалобы не согласилась, полагала, что договор строительного подряда дополнен новым видом работ, чем изменен предмет первоначального контракта. Ввиду необходимости изменения существенных условий договора подряда требовалось расторжение договора и заключение нового контракта.
Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив доводы жалобы и исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, при этом учитывается, что жалоба подана в соответствии с требованиями ст.30.3 КоАП РФ, срок обжалования не пропущен.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.
Оспариваемое постановление вынесено по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ в г. Петрозаводске начальником казенного учреждения Республики Карелия «Управление капитального строительства Республики Карелия» Климовым С.В. допущено нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», выразившееся в изменении условий государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ по строительству больницы на <адрес>, возможность которого не предусмотрена законодательством о контрактной системе в сфере закупок.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между казенным учреждением Республики Карелия «Управление капитального строительства при Министерстве строительства Республики Карелия» и ЗАО «<данные изъяты>» по результатам открытого аукциона в электронной форме был заключен государственный контракт № на выполнение работ по строительству объекта – «Строительство больницы на 200 коек, блок «В», <адрес>» в соответствии с согласованной заказчиком технической документацией. Срок окончания обусловленных контрактом работ был определен до ДД.ММ.ГГГГ (на основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ), общая стоимость работ составляет <данные изъяты> рублей.
По результатам рассмотрения обращения подрядчика о выявленной в процессе производства работ необходимости исключения из локальной сметы № работ «сети 10 кв» в связи с заменой трансформаторов сторонней организацией и производстве обязательных к исполнению работ, не предусмотренных расчетом контрактной цены, в виде пусконаладочных работ больничного и пассажирского лифтов ДД.ММ.ГГГГ между сторонами государственного контракта заключено дополнительное соглашение № об утверждении новой редакции ведомости договорной цены (приложение № к контракту).
На основании указанного соглашения из ведомости договорной цены исключены работы «сети 10 кв» стоимостью <данные изъяты> рубля (и.35), и ведомость дополнена работами в виде пусконаладочных работ пассажирского и больничного лифтов, стоимостью <данные изъяты> соответственно (пп.46, 47), общая цена работ по контракту осталась прежней.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные я другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (ст.763 Гражданского кодекса РФ).
Согласно п.1 ст.766 Гражданского кодекса РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Таким образом, условия об объеме подлежащей выполнению работы относятся к существенным условиям государственного контракта.
В части 1 статьи 95 Закона №44-ФЗ сформулировано общее правило, согласно которому изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается. Вместе с тем, в данной норме содержится исчерпывающий перечень случаев, при которых возможно изменение существенных условий контракта по соглашению сторон.
Частью 1.1 ст.95 Закона (в редакции, действовавшей на дату заключения дополнительного соглашения) установлено, что в 2015 году допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта.
Федеральным законом от 29.12.2015 №390-Ф3 в ч. 1.1 ст.95 Закона были внесены изменения в части замены слов «2015 году» словами «2015 и 2016 годах».
Правила изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2016 году, утверждены постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 №191 (далее - Правила).
Данные Правила определяют порядок изменения в 2016 году по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), срок исполнения которых завершается в 2016 году (п.1).
Правила применяются к контрактам со сроком исполнения свыше 6 месяцев, исполнение которых по независящим от сторон обстоятельствам без изменения их условий невозможно и предметом которых является, в том числе строительство объектов капитального строительства, включая приобретение оборудования, входящего в смету строительства (подп.«б» п.3 Правил).
В силу п.5 Правил изменение условий контракта оформляется дополнительным соглашением к контракту, основанием для подготовки которого является направленное в адрес заказчика в письменной форме обращение поставщика (подрядчика, исполнителя) с обоснованием невозможности исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со ст.451 Гражданского кодекса РФ.
Аналогичные положения были предусмотрены Правилами изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2015 году, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 №198.
Таким образом, Правила применяются к контрактам в случае, если по независящим от сторон обстоятельствам контракт не может быть исполнен без изменения его условий, и основанием для обращения подрядчика к заказчику по вопросу изменения условий контракта является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении контракта.
Из материалов дела следует, что КУ РК «Управление капитального строительства Республики Карелия» в 2013 году проведен аукцион в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта «Строительство больницы на 200 коек, блок В, <адрес>», номер извещения 0№, начальная (максимальная) цена контракта <данные изъяты> руб. (далее - электронный аукцион).
С победителем электронного аукциона ЗАО «<данные изъяты>» заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ№ на выполнение работ по строительству объекта «Строительство больницы на 200 коек, блок «В», <адрес>» (далее - государственный контракт №).
В соответствии с пунктом 2.1 контракта № предметом контракта является выполнение работ по строительству объекта «Строительство больницы на 200 коек, блок «В», <адрес>» в соответствии с технической документацией.
Пунктом 3.1 контракта установлено, что стоимость работ по контракту в соответствии с ведомостью договорной цены (Приложение № к контракту) составляет <данные изъяты> руб.
Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в ведомость договорной цены, являющейся неотъемлемой частью государственного контракта №, содержащей перечень всех необходимых во исполнение контракта работ.
Согласно указанному соглашению в ведомости исключены Сети 10 КВт, в том числе оборудование (п.п. 35,36), ведомость дополнена работами: Пусконаладочные работы пассажирского лифта (п.46) и Пусконаладочные работы больничного лифта (п.47). При этом цена контракта не изменилась.
Указанным соглашением фактически внесены изменения в предмет контракта, что является существенным условием контракта (пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, изменения в контракт, внесенные данным соглашением, в частности, исключение отдельных видов работ (Сети 10 КВт), включение в перечень выполняемых работ пусконаладочных работ лифтов, ранее не предусмотренных контрактом, являются изменениями существенных условий контракта при его исполнении.
Возможность изменения условий контракта при его исполнении путем исключения отдельных видов работ и включения новых видов работ, не предусмотренных документацией об аукционе и контрактом, не входит в перечень исключительных случаев, предусмотренных статьями 34, 95 Закона №44-ФЗ, допускающих возможность изменения условий контракта по соглашению сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона N 44-ФЗ (часть 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 70 и частью 14 статьи 78 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона, запроса котировок и документации о таком аукционе, по цене, предложенной победителем.
Согласно части 1 статьи 54 и части 17 статьи 83 Закона N 44-ФЗ по результатам конкурса, запроса предложений контракт заключается на условиях, указанных в заявке, окончательном предложении участника конкурса, запроса предложений, признанного победителем конкурса, запроса предложений.
Таким образом, включение в контракт дополнительных работ, не указанных в извещении о закупке, документации о закупке, заявке и контракте, заключенном с таким победителем, недопустимо.
Согласно письму Министерства Экономического развития РФ от 27.07.2016г. №Д28и-1898, в случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, изменения в государственный контракт №, внесенные дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ, являются изменением условий контракта, возможность которого не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Правилами.
Требования ч. 2 ст. 34 и ч. 1 ст. 95 Закона №- ФЗ содержат прямой запрет на изменение существенных условий контракта при его исполнении, а изменение условий контракта в части выполнения работ по строительству объекта «Строительство больницы на 200 коек, блок «В», <адрес>», чем те, которые были указаны на официальном сайте для неограниченного круга лиц при извещении о проведении открытого конкурса, нарушает принципы открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок.
Указанные обстоятельства и вина Климова С.В. в совершении административного правонарушения подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств.
Представленные по делу доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины Климова С.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты> КоАП РФ. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены. Обоснованность привлечения должностного лица к административной ответственности сомнений не вызывает.
Таким образом, совершенное Климовым С.В. деяние правильно квалифицировано по <данные изъяты> КоАП РФ.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела, влекущих за собой отмену постановления и прекращение производства по делу, не допущено.
Довод жалобы о том, что дополнительным соглашением произведена замена одних работ другими, при этом цена контракта не увеличилась, в связи с чем, существенные условия контракта не изменились, опровергается установленными судом обстоятельствами.
Иные доводы жалобы судьей не принимаются, так как противоречат действующему законодательству, опровергаются собранными по делу доказательствами, и не ставят под сомнение вину Климова С.В. в совершении административного правонарушения.
Указанные в статье 2.9 КоАП РФ основания для освобождения заявителя от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, по мнению суда, отсутствуют.
Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении в отношении Климова С.В. вынесено с соблюдением всех норм КоАП РФ, в установленные законом сроки. Назначенное наказание соответствует характеру совершенного правонарушения, является минимальным. Правовых оснований для отмены или изменения постановления заместителя Председателя Государственного контрольного комитета Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление заместителя Председателя Государственного контрольного комитета Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Климова С. В., оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия (ул.Кирова, д.27, г.Петрозаводск) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения.
Судья М.Н. Картавых