56RS0018-01-2021-007492-84
12-1072/2021
Р Е Ш Е Н И Е
20 октября 2021 года г. Оренбург
Судья Ленинского районного суда г. Оренбурга Месяц О.К.,
при секретаре Карамакановой Е.Ю.,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть Оренбург» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области № ... от 21 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть Оренбург»
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области № ... от 21 июля 2021 года ООО «Газпромнефть Оренбург» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением ООО «Газпромнефть Оренбург» обратилось с жалобой в Ленинский районный суд г.Оренбурга, в которой просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании защитники лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении действующий на основании доверенности – ФИО1, ФИО2, доводы жалобы поддержал, просил постановление отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав участников процесса, прихожу к следующему.
В силу требований статьи 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в районный суд. Рассмотрение и разрешение такой жалобы осуществляется судом в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ. В соответствии с положениями пункта 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с положениями статьи 26.1 КоАП РФ виновность привлекаемого к ответственности лица в совершении административного правонарушения относится к числу обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Согласно пункту 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст.8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с п.1 ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.
Законодательство относит к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (объект НВОС), объекты капитального строительства и (или) ой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Постановка на государственный учет объектов НВОС, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями по месту осуществления негативного воздействия в территориальный орган Росприроднадзора или в орган исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с компетенцией.
Территориальные органы Росприроднадзора осуществляют постановку на учет объектов НВОС, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
Исходя из норм ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» постановка на государственный учет ранее введенных в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна была быть осуществлена до 01.01.2017.
На основании приказа заместителя руководителя Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 30.04.2021 года № ... «О проведении плановой выездной проверки юридического лица», была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства.
Согласно Уставу ООО «Газпромнефть-Оренбург», основной целью создания общества является извлечение прибыли посредством осуществления предпринимательской деятельности.
Основными видами деятельности предприятия являются:
разработка и эксплуатация нефтегазоконденсатных месторождений;
добыча и подготовка сырой нефти и нефтяного (попутного) газа;
оптовая торговля жидким и газообразным топливом;
и другие.
Лицензия на пользования недрами ... Балейкинского лицензионного участка, предоставленная для разведки и добычи полезных ископаемых на территории Новосергиевского районов Оренбургской области.
Лицензия на пользования недрами ... Новосамарского лицензионного участка, предоставленная для разведки и добычи полезных ископаемых в Сорочинском районе Оренбургской области.
Лицензия на пользования недрами ... Уранского лицензионного участка, предоставленная для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых в Сорочинском и Новосергиевском районах Оренбургской области.
Согласно статистическим отчётам по форме № ... и представленным сведениям за 2020 год и в период с 01.01.2021 года по 01.05.2021 года ООО «Газпромнефть-Оренбург» на эксплуатируемых объектах добыло нефти в следующих объёмах: ... соответственно.
Объект добычи нефти и газа, расположенный на территории Балейкинского месторождения нефти и Уранского участка недр ООО «Газпромнефть-Оренбург» поставлен на государственный учет в федеральный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду 26.12.2016 (свидетельство о постановке на государственный учёт объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № AOIKPJOH от 26.12.2016, свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду № BLNOCWYZ от 20.11.2017).
До 31.12.2019 года для объекта добычи нефти и газа, расположенный на территории Балейкинского месторождения нефти и Уранского участка недр ООО «Газпромнефть-Оренбург» действовал разработанный в 2017 году проект нормативов ПДВ.
Согласно проведенной инвентаризации, предприятием на промплощадке эксплуатируются 11 источника выбросов, 2 из которых - организованные, 9 - неорганизованные. Источниками промплощадки в атмосферу выбрасываются 13 загрязняющих веществ.
06.12.2017 года управлением Росприроднадзора по Оренбургской области для объекта добычи нефти и газа, расположенного на территории Балейкинского месторождения нефти и Уранского участка ООО «Газпромнефть-Оренбург» выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № ... Срок действия разрешения - с 06.12.2017 года до 31.12.2019 года. Объем утвержденных нормативов выбросов вредных веществ по предприятию на существующее положение и перспективу указан в таблице (т/год):
В 2020 году для объекта добычи нефти и газа, расположенный па территории Балейкинского месторождения нефти и Уранского участка ООО «Газпромнефть- Оренбург» разработан новый проект нормативов ПДВ. Валовый выброс по объекту составляет 2344,38 т/г.
27.05.2021 года Южно-Уральским межрегиональным управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) ООО «Газпромнефть-Оренбург» для объекта добычи нефти и газа, расположенный на территории Балейкинского месторождения нефти и Уранского участка выдано разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух № ... Срок действия разрешения - с 27.05.2021 года до 31.12.2024 года. Объем утвержденных нормативов выбросов вредных веществ по предприятию на существующее положение и перспективу указан в таблице (т/год):
Согласно статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух), представленной ООО «Газпромнефть-Оренбург», в 2020 году источниками объекта добычи нефти и газа, расположенный на территории Балейкинского месторождения нефти и Уранского участка в атмосферный воздух выброшено 3618,54 т загрязняющих веществ, в том числе:
- твердых - 343,846 т;
- диоксид серы - 0,958 т;
- оксид углерода - 2865,38 т;
- оксид азота (в пересчете на N02) - 22,898;
- углеводороды (без летучих органических соединений) - 218, 858 т;
- летучие органические соединения (ЛОС) - 166,582 т;
- прочие газообразные и жидкие - 0,018 т.
Согласно данным в НТО УНВОС (государственный реестр учёта объектов негативного воздействия на окружающую среду), до проведения обществом 22.06.2021 актуализации учетных сведений об объекте добычи нефти и газа, расположенный на территории Балейкинского месторождения нефти и Уранского участка недр ООО «Газпромнефть-Оренбург» (код объекта 53-0156-000043-П) находилось 22 (№ 6102) стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, валовый выброс по объекту составлял 39,34949 т/г (свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду № BLNOCWYZ от 20.11.2017).
По итогам проведенной в 2020 году инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объекте добычи нефти и газа, расположенный на территории Балейкинского месторождения нефти и Уранского участка недр ООО «Газпромнефть-Оренбург» выявлено 28 стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, валовый выброс по объекту составляет 2347,4632 т/г.
Объект добычи нефти и газа, расположенный на территории Ягодного лицензионного участка ООО «Газпромнефть-Оренбург» поставлен на государственный учет в федеральный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду 16.03.2017 (свидетельство о постановке на государственный учёт объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № BDJG61ZL от 16.03.2017, свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду № BLNOCWY9 от 20.11.2017).
Согласно проведенной инвентаризации предприятием на промплощадке эксплуатируются 8 источников выбросов, 2 из которых - организованные, 6 - неорганизованные.
Согласно сведениям, представленным в государственном реестре учёта объектов негативного воздействия на окружающую среду, на объекте добычи нефти и газа, расположенного на территории Ягодного лицензионного участка ООО «Газпромнефть-Оренбург» находится 15 стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, валовый выброс по объекту составляет 2020,904 т/г.
Согласно статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух), представленной ООО «Газпромнефть-Оренбург», в 2020 году источниками объекта добычи нефти и газа, расположенного на территории Ягодного лицензионного участка в атмосферный воздух выброшено 1074,986 т загрязняющих веществ, в том числе:
твердых - 97,275 т;
- диоксид серы - 0,006 т;
- оксид углерода - 810,625 т;
- оксид азота (в пересчете на NO2) - 6,478;
- углеводороды (без летучих органических соединений) - 58, 023 т;
- летучие органические соединения (ДОС) - 102,548 т;
прочие газообразные и жидкие - 0,031 т.
Как следует из имеющихся данных, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ выданное для объекта добычи нефти и газа, расположенного на территории Ягодного лицензионного участка ООО «Газпромнефть-Оренбург» отсутствовало, то есть выброс вредных (загрязняющих) веществ для объекта добычи нефти и газа, расположенного на территории Ягодного лицензионного участка ООО «Газпромнефть-Оренбург» в период с 01.01.2019 до 01.06.2021 производился в отсутствии установленных нормативов предельно допустимых выбросов.
Согласно данным в ПТО УНВОС (государственный реестр учёта объектов негативного воздействия на окружающую среду), до проведения обществом 18.06.2021 актуализации учетных сведений, на объекте добычи нефти и газа, расположенный на территории Ягодного лицензионного участка (код объекта 53- 0156-000295-П) находятся 7 стационарных источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, валовый выброс по объекту составляет 475,74340 т/г.
Согласно данным программы производственного экологического контроля ООО «Газпромнефть-Оренбург» для объектов Землянского месторождения ягодного лицензионного участка (утверждена и.о. заместителя генерального директора по производственной безопасности ООО «Газпромнефть-Оренбург» ФИО3 В,В. 26.12.2019), предприятием на промплощадке эксплуатируются 8 источников выбросов, 2 из которых - организованные, 6 - неорганизованные (№№ источников 0001,0002, 6001-6008).
Объект добычи нефти и газа, расположенный на территории Новосамарского месторождения ООО «Газпромнефть-Оренбург» поставлен на государственный учет в федеральный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду 06.02.2018 (свидетельство о постановке на государственный учёт объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № CB5GO7N0 от 06.02.2018).
До 14.03.2021 года для объекта добычи нефти и газа, расположенного на территории Новосамарского месторождения ООО «Газпромнефть-Оренбург» действовал разработанный в 2018 году проект нормативов ПДВ.
Согласно проведенной инвентаризации, предприятием на промплощадке эксплуатируются 15 источников выбросов, 1 из которых - организованный, 14 - неорганизованные.
23.07.2018 года управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области для объекта добычи нефти и газа, расположенного на территории Новосамарского месторождения ООО «Газпромнефть-Оренбург» выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № ... Срок действия разрешения - с 23.07.2018 года до 22.07.2020 года. Объем утвержденных нормативов выбросов вредных веществ по предприятию на существующее положение и перспективу указан в таблице (т/год):
Согласно Письму Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.10.2020 № РН-09-03-32/33402 о продлении действия разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объектов 1 и II категории, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) № ... продлено до 31.12.2021.
В 2020 году для объекта добычи нефти и газа, расположенного на территории Новосамарского месторождения ООО «Газпромнефть-Оренбург» разработан новый проект нормативов ПДВ.
По результатам проведенной инвентаризации выявлено, что общее число источников выбросов загрязняющих веществ на существующее положение составляет 22 единицы, в том числе 8 организованных, 14 неорганизованных; на 2021 год - 24 источника, из них 8 организованных, 16 неорганизованных.
Согласно сведениям, представленным в государственном реестре учёта объектов негативного воздействия на окружающую среду (актуализация учетных сведений проведена 17.06.2021), на объекте добычи нефти и газа, расположенного на территории Новосамарского месторождения ООО «Газпромнефть-Оренбург» находятся 22 стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, валовый выброс по объекту составляет 13,23 т/г.
25.04.2021 года Южно-Уральским межрегиональным управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) ООО «Газпромнефть-Оренбург» для объекта добычи нефти и газа, расположенного на территории Новосамарского месторождения выдано разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух № ... Срок действия разрешения - с 15.03.2021 года до 31.12.2024 года. Объем утвержденных нормативов выбросов вредных веществ по предприятию на существующее положение и перспективу указан в таблице (т/год).
В ходе плановой проверки обществом представлен статистический отчет по форме 2-ТП (воздух) за 2020 год для объекта добычи нефти и газа, расположенного на территории Новосамарского месторождения.
Согласно статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух), представленной ООО «Газпромнефть-Оренбург», в 2020 году источниками для объекта добычи нефти и газа, расположенного на территории Новосамарского месторождения в атмосферный воздух выброшено 10,997 т загрязняющих веществ, в том числе: -летучие органические соединения (ДОС) - 10,983 т; - прочие газообразные и жидкие - 0,014 т.
Согласно данным в ПТО У11ВОС (государственный реестр учёта объектов негативного воздействия на окружающую среду), до проведения обществом 17.06.2021 года актуализации учетных сведений об объекте негативного воздействия на окружающую среду, на объекте добычи нефти и газа, расположенного на территории Новосамарского месторождения ООО «Газпромнефть-Оренбург» (код объекта ... находился 1 (№ ...) стационарный источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, валовый выброс по объекту составлял ... Указанные данные внесены в государственный реестр учёта объектов негативного воздействия на окружающую среду 06.02.2018 (Свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № CB5GO7N0).
Согласно разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № ... для объекта добычи нефти и газа, расположенного на территории Новосамарского месторождения ООО «Газпромнефть-Оренбург» с 2019 года установлены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по источникам №№ ... Те же источники отражены в программе производственного контроля ООО «Газпромнефть-Оренбург» для объектов Новосамарского месторождения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Газпромнефть Оренбург» предусмотренном статьей 8.46 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области вынесено обжалуемое постановление, ООО «Газпромнефть Оренбург» привлечено к административной ответственности по статье 8.46 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО «Газпромнефть Оренбург» подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушением от 24.06.2021 года; актом проверки от 25.06.2021 года и другими представленными в материалы дела доказательствами.
Принимая во внимание совокупность представленных в материалах дела доказательств, свидетельствующих о несоблюдении требований природоохранного законодательства Российской Федерации, должностное лицо пришло к правомерному выводу о виновности ООО «Газпромнефть Оренбург» в инкриминируемом административном правонарушении.
При рассмотрении дела по существу, были установлены фактические обстоятельства полно и всесторонне, они подтверждаются представленными доказательствами, получившими правильную оценку в постановлении должностным лицом.
Представленные в материалы дела доказательства собраны без нарушений закона, являются достаточными, допустимыми в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, согласуются между собой, оснований сомневаться в их достоверности у суда не имеется.
Довод жалобы об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения опровергается представленными в материалы дела доказательствами. Кроме того, заявителем не были приняты все исчерпывающие и зависящие от него меры для недопущения выявленных административных правонарушений, в связи с чем, в его деяниях имеется вина.
В материалы дела не представлены документы, объективно подтверждающие отсутствие у ООО «Газпромнефть Оренбург» реальной возможности не допускать выявленные нарушения.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что ООО «Газпромнефть Оренбург» обоснованно привлечено к административной ответственности, его действия правильно квалифицированы по статье 8.46 КоАП РФ и с учетом указанных обстоятельств наказание назначено в минимальном размере.
В остальном, доводы жалобы направлены на получение иной оценки имеющимся в материалах дела доказательствам, нежели чем та, что дана им должностным лицом. Все имеющиеся в материалах дела доказательства получили надлежащую оценку в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с которой не имеется.
Административное наказание ООО «Газпромнефть Оренбург» назначено в пределах санкции статьи 8.46 КоАП РФ, с соблюдением требований статей 3.1, 3.2, 3.3, 4.1, 4.1.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Учитывая, что вмененное ООО «Газпромнефть Оренбург» нарушение отнесено к правонарушениям в области охраны окружающей среды и природопользования, и представляет в связи с этим существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, оснований применения положений ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении и установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности с момента обнаружения по данной категории дел соблюдены, бремя доказывания распределено верно, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления должностного лица, в том числе по доводам поданной жалобы, не имеется.
Таким образом, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области № ... от 21 июля 2021 года судья признает законным и обоснованным, а поданную жалобу не подлежащей удовлетворению.
На основании вышеизложенного в соответствие со статьей 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области № ... от 21 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть Оренбург» – оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть Оренбург» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток через Ленинский районный суд г. Оренбурга со дня получения копии решения.
Судья: подпись О.К.Месяц