ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1075/2015 от 18.01.2016 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело № 12-43/2016

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

18 января 2016 года г.Чебоксары

Судья Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Евстафьев В.В., рассмотрев жалобу Спиридонова ФИО7 на постановление ----- от дата государственного инспектора отдела автотранспортного, автодорожного надзора и контроля международных перевозок ФИО3 о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст.11.14.2 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

Постановлением ----- от дата государственного инспектора отдела автотранспортного, автодорожного надзора и контроля международных перевозок ФИО3, Спиридонов А.Г. привлечен к административной ответственности по ч.4 ст.11.14.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере ------ за то, что он дата. в 13 час. 38 мин. около адрес по адрес, адрес, осуществлял коммерческую перевозку пассажиров автобусом марки ------, по заказ-наряду от дата. «Чебоксары - Цивильск- Чебоксары», при этом перевозка пассажиров в транспортном средстве, предоставленного для перевозки пассажиров и багажа по заказу осуществлялась без списка пассажиров в случаях, когда предъявление указанных документов или наличие указанного списка пассажиров является обязательным, тем самым допустил нарушение ст.27 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта», п. 92 «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 112.

Вышеуказанное постановление обжаловано Спиридоновым А.Г. в Ленинский районный суд г.Чебоксары. В обоснование жалобы Спиридонов А.Г. указал, что считает постановление незаконным, необоснованным н подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 27 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» договор фрахтования (перевозка по заказу) был заключен в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа с указанием в нем всех необходимых реквизитов, предусмотренных пунктом 2 статьи 27 Устава автомобильного транспорта, а также пунктом 93 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112.

В силу пункта 92 Правил посадка лиц, определенных договором фрахтовании, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (пли) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем. Иными словами, законодательство не предусматривает в обязательном порядке наличие списка пассажиров, предоставив фрахтовщику право применять иной вид посадочного документа.

Заказ-наряд ----- от дата, предоставленный им на момент проверки, предусматривал порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство в виде предъявления посадочных талонов к заказ-наряду ----- от дата, что не противоречит абзацу 7 пункта 2 статьи 27 Устава автомобильного транспорта, а также пункту 92 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, предусматривающим в том числе посадку лиц в транспортное средство при предъявлении документов, удостоверяющих их право на проезд в этом транспортом средстве, а не только по списку пассажиров.

Таким образом, поскольку законодатель не предусматривает обязательное наличие только списка пассажиров, а предусматривает альтернативу этому в виде предоставления иных документов, удостоверяющих право на проезд, в данном случае в заказ-наряде ----- от дата было предусмотрено право на проезд при наличии посадочных талонов, которые оформляются индивидуально на конкретного пассажира к каждому заказ-наряду и погашаются водителем (см пункты 2.1, 7, 10 заказ-наряда).

Часть 4 статьи 11.14.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за посадку пассажиров в транспортное средство, предоставленное для перевозки пассажиров и багажа но заказу, без предъявления пассажирами документов, удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, или при отсутствии списка пассажиров в случаях, когда предъявление указанных документов или наличие указанного списка пассажиров является обязательным.

Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении посадки пассажиров в транспортное средство, предоставленное для перевозки пассажиров и багажа по заказу, без предъявления пассажирами документов, удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, или при отсутствии списка пассажиров в случаях, когда предъявление указанных документов или наличие указанного списка пассажиров является обязательным.

Таким образом, при привлечении к ответственности по части 4 статьи 11.14.2 КоАП РФ необходимо установить условия договора фрахтования в отношении круга лиц, подлежащих перевозке, условия их допуска в транспортное средство, а также факт нарушения фрахтовщиком условий договора по допуску пассажиров в транспортное средство.

В настоящем деле протокол ----- от дата об административном правонарушении не содержит фактические данные и ссылки на доказательства, позволяющие сделать достоверный вывод о наличии события вменяемого нарушения, поскольку:

-не принято во внимание наличие у пассажиров погашенных посадочных талонов применяемых вместо списка пассажиров;

-не указаны конкретные пассажиры, у которых отсутствовали посадочные талоны;

-ни у одного пассажира не были взяты объяснения по факту их перевозки заказным транспортом, какие документы были им выданы для подтверждения права на проезд;

-посадочные талоны пассажиров не изымались и к протоколу не приобщались.

Не содержит этих данных и оспариваемое постановление о назначении административного наказания.

Таким образом, при квалификации административного правонарушения, административный орган (УГАДН по Чувашской Республике) допустил неверное толкование статьи 27 Устава автомобильного транспорта, а также пункта 92 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112, посчитав, что перевозка пассажиров в транспортном средстве, предоставленном для перевозки пассажиров и багажа по заказу осуществляется при обязательном наличии только списка пассажиров, но не учитывая, что вышеуказанными нормами законодательства вместо данного документа могут применяться документы, удостоверяющие право пассажира (фрахтователя) на проезд в этом транспортном средстве, в частности, как в данном случае посадочные талоны с указанием ФИО пассажира.

При вынесении постановления о назначении административного наказания административный орган ограничился лишь констатацией факта отсутствия в салоне автобуса списка пассажиров, при этом не исследовав вопрос наличия у пассажиров посадочных талонов.

Административный орган при производстве по делу об административном правонарушении не выполнил предусмотренные статьей 24.1 КоАП РФ зададачи, не установил и не отразил ни в протоколе, ни в постановлении обстоятельства, имеющие значение для привлечения к административной ответственности, а именно не установил наличие документов, удостоверяющие право пассажира на проезд в данном транспортном средстве (посадочных талонов), применяемых вместо списка пассажиров.

Административный орган не использовал предоставленные ему законодательством возможности для получения и закрепления собранных доказательств, а именно: не отобраны объяснения у находившихся в момент проверки пассажиров автобуса, которые могли пояснить о наличии у них посадочных талонов, вследствие чего не было оформлено изъятие посадочных талонов.

Наличие у пассажиров посадочных талонов, в которых указаны все необходимые реквизиты, данные о пассажире, исключает событие вменяемого ему административного правонарушения предусмотренного ч.4 ст.11.14.2 КоАП РФ, поскольку посадка пассажиров в автобус марки 222708 гос.per.знак Е302МР21, предоставленного для перевозки пассажиров и багажа по заказу на основании заказ-наряда ----- от дата, была осуществлена при предъявлении пассажирами документов, удостоверяющих их право па проезд в этом транспортном средстве, в виде посадочного талона к данному заказ-наряду, а наличие списка пассажиров в таком случае не обязательно.

На основании изложенного просит постановление о привлечении его к административной ответственности отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Спиридонов А.Г., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, ходатайства об отложении судебного заседания от него не поступило. Полагаю возможным рассмотреть дело по имеющимся материалам дела об административном правонарушении, так как доводы Спиридонова А.Г. подробно изложены в жалобе.

Представители Федеральной службы по надзору в сфере транспорта УГАДН по Чувашской Республике Игнатьева О.В. и Куулар А.С. в судебном заседании заявили, что считают вынесенное постановление законным и обоснованным, жалобу не подлежащим удовлетворению.

Куулар А.С. также пояснил, что им был составлен протокол об административном правонарушении по выявлению факта правонарушения. На момент проверки автобуса марки ------, на котором имелась табличка «Чебоксары (Речпорт)- Цивильск «Центр), что автобус «Заказной» в салоне находилось 7 пассажиров. Водителем ему был предъявлены лишь заказ-наряд и путевой лист. На требование представить список пассажиров, водитель указанный список ему не представил. Также водителем не были представлены посадочные талоны. Приложенные к жалобе посадочные талоны были представлены ему уже после рассмотрения дела. Также был представлен наряд-заказ с внесенными изменениями.

Обсудив доводы лица, привлеченного к административной ответственности, представителя административного органа, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст.30.6 КАП РФ, судья при рассмотрении жалобы не связан ее доводами и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч.4 ст.11.14.2 КоАП РФ посадка пассажиров в транспортное средство, предоставленное для перевозки пассажиров и багажа по заказу, без предъявления пассажирами документов, удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, или при отсутствии списка пассажиров в случаях, когда предъявление указанных документов или наличие указанного списка пассажиров является обязательным, - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.

Вопросы перевозки пассажиров и багажа по заказам регламентированы главой 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в соответствии с которой перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

В ч.4 ст. 27 ФЗ-259 указано, что при отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.

В разделе III "Перевозка пассажиров и багажа по заказу" Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, указано, что договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц.

Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 указанных Правил. Посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и(или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем.

Договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком. Указанный заказ-наряд должен содержать обязательные реквизиты, которые определены в приложении N 4 Правил. Транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью "Заказной", размещаемыми: а) над лобовым стеклом транспортного средства и(или) в верхней части лобового стекла; б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; в) на заднем окне транспортного средства. Над лобовым стеклом и(или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается краткое наименование фрахтовщика.

В случае, если договором фрахтования, указанным в части 1 статьи 27 УАТ, предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается (часть 5).

Договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов.

Из протокола об административном правонарушении от дата следует, что дата в 13 час.38 мин. являясь водителем автобуса ------, принадлежащего ИП ФИО4, на адрес перевозил 7 пассажиров по заказу-наряду ----- от дата по маршруту «адрес». На момент проверки у водителя отсутствовал список пассажиров.

В материалах дела также имеется путевой лист и заказ-наряд к нему ----- от дата на предоставление транспортного средства на заказанной рейс «Чебоксары-Цивильск-Чебоксары» из которого следует, что ИП ФИО4 именуемый «------» с одной стороны и ПБОЮЛ ФИО4 именуемый «Фрахтовщик» заключили между собой договор фрахтования. Указано, что наряд-заказ действует на предоставление транспортного средства для перевозки фрахтователей по предъявлению последними посадочных талонов к наряду-заказу ----- заказного рейса «адрес».

Таким образом, из представленных доказательств следует, что Спиридонов А.Г. осуществлял перевозку пассажиров по договору фрахтования, оформленному в виде наряд-заказа и перевозил неопределенный круг лиц. Посадочными документами в указанном случае является посадочный талон.

К жалобе Спиридоновым А.Г. приложены 9 корешков к посадочным талонам к наряд-заказу -----. Однако, при оформлении протокола об административном правонарушении Спиридонов А.Г. от подписи и дачи объяснений отказался. Спиридонов А.Г. не ссылался о наличии посадочных талонов у пассажиров и не представил корешки к посадочным талонам, что вызывает сомнение в их наличии на время проведения проверки дата..

При таких обстоятельствах, полагаю доказанным факт совершения Спиридоновым А.Г. административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.11.14.2 КоАП РФ.

Наказание назначено в размере, установленном санкцией ч.4 ст.11.14.2 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,

р е ш и л :

Постановление ----- от дата государственного инспектора отдела автотранспортного, автодорожного надзора и контроля международных перевозок ФИО8 о привлечении Спиридонова Алексея Герольдовича к административной ответственности по ч.4 ст.11.14.2 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Спиридонова А.Г. без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней.

Судья В.В.Евстафьев