Дело №12-94/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
12 февраля 2018 года г.Хабаровск
Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Ткаченко Е.С., рассмотрев жалобу законного представителя ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №25 Центрального района г.Хабаровска от 21.12.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении ФКП «Аэропорты Дальнего Востока», местонахождение: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи от 21.12.2017 Предприятие привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Законный представитель – и.о. генерального директора ФКП ФИО1, полагая указанное постановление незаконным, обратился с жалобой, в которой указал, что к обязанностям юрлица не относится принятие мер для устранения нарушения п.8.14 ФАП 128 и п.4.1 РООП ГА-89 в связи с отсутствием в аэропорту <данные изъяты> научного эколого-орнитологического обследования аэродрома и приаэродромной территории; ФКП не является авиапредприятием и участвует в мероприятиях по орнитологическому обеспечению полетов наряду с подразделениями авиапредприятий и организации воздушного движения, но не инициирует и не оплачивает бюджетными средствами научное обследование; ВК и ФАП не установлено требование об обязательном наличии у оператора аэродрома научного заключения и обследования, отсутствие которых легло в основу предписания; ФАВТ не утвердило программу деятельности оператора и перераспределило бюджетные средства, не дав предприятию деньги на непредусмотренные законом мероприятия; имеющиеся у предприятия документы не исследовались.
В письменных возражениях должностное лицо, составившее протокол, ФИО2 указал, что эколого-орнитологическое обследование аэродрома <данные изъяты> и приаэродромной территории Предприятие должно проводить не самостоятельно, а заключив договор с ГосНИИГА или другим институтом, где есть специалисты-орнитологи; в случае повреждения двигателя или воздушного судна птицами в аэропорту <данные изъяты>, ущерб авиакомпании, нанесенной птицами, будет оплачивать ФКП, если погибнут люди, то уголовная ответственность наступит за нарушение орнитологического обеспечения безопасности полетов.
В судебном заседании защитник Клименко К.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме, дал пояснения по их существу.
Должностное лицо УГАН НОТБ ДФО ФИО2 полагает оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, выслушав защитника и должностное лицо административного органа, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет административное наказание.
Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утв. Приказом Минтранса России от 31.07.2009 №128, устанавливают правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету, обеспечения и выполнения полетов в гражданской авиации, а также аэронавигационного обслуживания полетов в Российской Федерации, и разработаны в соответствии с Федеральным Законом от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации".
Настоящие Правила обязательны для исполнения эксплуатантами и владельцами воздушных судов, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, воздушных судов, зарегистрированных в иностранных государствах и включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта, выданный Российской Федерацией, а также иными физическими и юридическими лицами, осуществляющими организацию, обеспечение, выполнение полетов гражданских воздушных судов и аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Российской Федерации.
Согласно п.8.24 ФАП-128, орнитологическое обеспечение полетов включает комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, и включает: орнитологическое обследование района аэродрома; ликвидацию условий, способствующих скоплению птиц на аэродромах, и проведение мероприятий по их отпугиванию; проведение визуальных и радиолокационных системных наблюдений для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой; сбор и оценку сведений о фактической орнитологической обстановке в районе аэродрома в целях определения опасности, создаваемой птицами для полетов воздушных судов; доведение до летных экипажей воздушных судов информации об орнитологической обстановке (предупреждение о ее усложнении и возникновении орнитологической опасности на аэродромах, в районах аэродромов, на маршрутах, в районах полетов); проведение занятий по авиационной орнитологии со специалистами ОВД, аэродромной службы и других служб, связанных с орнитологическим обеспечением полетов.
Руководство по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утв.Приказом Министерства гражданской авиации от 26.12.198 №209, является основным нормативным документом, определяющим порядок организации и осуществления мероприятий по предотвращению столкновений ВС с птицами. Согласно п.4.1 Руководства, эколого-орнитологическое обследование осуществляется в целях определения характера орнитологической обстановки на аэродроме и прилегающей к нему территории и выявления условий, способствующих концентрации птиц; для обследования и составления орнитологических карт-схем и графиков привлекаются специалисты из местных биологических учреждений и работников авиапредприятия.
Как усматривается из материалов дела, ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» не выполнило в установленный срок - до ДД.ММ.ГГГГ предписание №, выданное ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, об устранении нарушения, выразившегося в отсутствии эколого-орнитологического обследования аэродрома и приаэродромной территории.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам внеплановой документарной выездной проверки и.о.начальника ФКП выдано предписание в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить наличие вышеназванного документа.
Вышеуказанное предписание составлено уполномоченным лицом Ространснадзора и является законным.
ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками УГАН в соответствии с распоряжением начальника Управления от ДД.ММ.ГГГГ№-р проведена внеплановая документарная проверка исполнения предписания об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которой составлен акт, указывающий на его неисполнение.
По факту невыполнения предписания должностным лицом административного органа ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении и постановлением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ Предприятие признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства и вина юрлица подтверждаются исследованными доказательствами, среди которых: протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, предписание от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ, акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, которые являются допустимыми, полученными в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Предприятие, располагая достаточным количеством времени, не предприняло соответствующие и достаточные действия для исполнения предписания административного органа.
Доказательств исполнения предписания в материалах дела и в судебное заседание не представлено, до настоящего времени оно не исполнено.
Вина юридического лица заключается в бездействии и выражается в непринятии всех зависящих от него мер по исполнению законного предписания.
Доводы автора жалобы, касающиеся невиновности, признаются несостоятельными. Согласно ст.40 ВК РФ, аэродром - участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование.
Объектами единой системы организации воздушного движения являются комплексы зданий, сооружений, коммуникаций, а также наземные объекты средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенные для организации воздушного движения (ст.42 ВК РФ).
Требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов аэродромам, а также правила их эксплуатации в зависимости от видов полетов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами (ст.48 Воздушного кодекса РФ).
Эксплуатацию аэродрома гражданской авиации и его соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов. Требования к оператору аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации устанавливаются федеральными авиационными правилами (ст.49 ВК РФ).
Оператор аэродрома гражданской авиации в силу ФАП "Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил", утв. Приказом Минтранса РФ №286 от 25.09.2015, организует эксплуатацию и техническое обслуживание аэродрома и его оборудования, содержание в состоянии, соответствующем требованиям федеральных авиационных правил и обеспечивающем безопасность полетов воздушных судов; организует наблюдение за явлениями погоды, влияющими на безопасность полетов, разрабатывает план мероприятий в случае аварийной обстановки на аэродроме или в районе аэродрома, предусматривающий координацию действий, предпринимаемых службами аэродрома при возникновении чрезвычайных обстоятельств на аэродроме или в районе аэродрома, разрабатывает и обеспечивает функционирование системы управления безопасностью полетов на аэродроме.
В соответствии с п.2.4, п.2.8 вышеназванного РООП ГА-89, орнитологическое обеспечение полетов направлено на предотвращение столкновений ВС с птицами в районах аэродромов и на авиатрассах; на аэродромах должны приниматься всевозможные меры по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами вплоть до временного прекращения полетов.
В силу вышеназванных положений на федеральном казенном предприятии лежит обязанность по выполнению требований п.8.24 ФАП-128, в частности об орнитологическом обследовании района аэродрома.
Отсутствие денежных средств не является основанием для невыполнения установленных в предписании требований.
Наличие самостоятельно проведенного предприятием орнитологического обследования не освобождает юрлицо от административной ответственности, поскольку оно составлено без участия специалиста в области орнитологии, что противоречит положениям Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утв. Приказом Министерства транспорта РФ №209.
Наказание назначено в пределах санкции указанной статьи и с учетом требований ст.ст.4.1 – 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера охраняемых государством общественных отношений и степени опасности деяния, отсутствуют основания для признания правонарушения малозначительным.
Постановление мирового судьи является законным и обоснованным, в связи с чем, отсутствуют основания для его отмены.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка №25 Центрального района г.Хабаровска от 21.12.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» оставить без изменения, жалобу законного представителя - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.ст.30.12.,30.14 Кодекс РФ об административных правонарушениях,
Судья Ткаченко Е.С.