ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1078/2022 от 21.10.2022 Химкинского городского суда (Московская область)

№ 12-1078/2022

РЕШЕНИЕ

г.о. Химки <адрес> 21 октября 2022 года

Судья Химкинского городского суда Московской области Сотникова А.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Будак Эргюн – адвоката Кознева А.А. на постановление начальника подразделения пограничного контроля Отряда пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту Шереметьево <№ обезличен> от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 18.1 КоАП РФ в отношении Будак Эргюн, <дата> года рождения, уроженца и гражданина Турецкой Республики, работающего в ООО ФСК «Партнер» г.Москва, проживающего по адресу: <адрес>

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника подразделения пограничного контроля Отряда пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту Шереметьево <№ обезличен> от <дата> Будак Эргюн признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.18.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2 500 рублей.

Как следует из обжалуемого постановления: <дата> в 06 час. 36 мин. в Международном аэропорту Шереметьево терминал С, при оформлении рейса №SU-2136 авиакомпании ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии» из РФ по маршруту «Москва-Стамбул», на паспортном контроле «Вылет» был выявлен гражданин Турецкой Республики Будак Эргюн, предъявивший в качестве основания для пересечения Государственной границы РФ документ, удостоверяющий личность – паспорт гражданина Турецкой Республики №U25964133, выданный 10.02.2022г. на имя Будак Эргюн, а также вид на жительство иностранного гражданина серии <№ обезличен>, выданный 15.03.2018г. УФМС России по Московской области, действительный до 15.03.2023г. с признаками полной подделки документа, который не дает право на пересечение государственной границы Российской Федерации, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.18.1 КоАП РФ.

Не согласившись с данным постановлением, защитник Будак Эргюн – адвокат Кознев А.А. обратился в Химкинский городской суд Московской области с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, по основаниям, изложенным в жалобе и ходатайстве.

В судебное заседание Будак Эргюн и защитник Кознев А.А. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не представили.

Должностное лицо ОПК МАШ в судебное заседание не явилась, представила возражения, в которых возражала против удовлетворения жалобы защитника, указала, что постановление от 21 июня 2022 года находит законным и обоснованным.

На основании ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено при указанной явке.

Изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.18.1 КоАП РФ нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных ст.18.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Ч.2 ст.18.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Согласно ст.7 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года №4730-I «О государственной границе Российской Федерации» пересечение государственной границы лицами, является составляющей режима государственной границы.

В соответствии с частями первой и второй статьи 1 указанного Закона Российской Федерации пропуск через Государственную границу Российской Федерации лиц заключается в признании законности пересечения государственной границы лицами, прибывшими на территорию Российской Федерации, либо в разрешении на пересечение государственной границы лицами, убывающими за пределы Российской Федерации. Основанием для пропуска через государственную границу лиц является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации.

Согласно требованиям части второй статьи 6 и части первой статьи 24 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранные граждане должны наряду с действительными документами, удостоверяющими их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, не только при въезде в Российскую Федерацию, но и при выезде из нее иметь и предъявлять визу, если иное не предусмотрено названным федеральным законом, международным договором или указами Президента Российской Федерации.

Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и Граждан Турецкой Республики (Анкара, 12 мая 2010 года) в ст.1 предусмотрено, что граждане государства одной Стороны въезжают, выезжают, следуют транзитом и пребывают на территории государства другой Стороны на основании действительных документов, указанных в Приложении к настоящему Соглашению, являющемся его неотъемлемой частью (далее - действительные документы), без виз при условии, что продолжительность их непрерывного пребывания на территории этого государства не превышает 30 дней с даты въезда, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5-7 настоящего Соглашения. При этом суммарный срок их пребывания на территории государства другой Стороны не должен превышать 90 дней в течение каждого периода в 180 дней.

Статья 6 Соглашения предусматривает, что Граждане государства одной Стороны, имеющие разрешение на временное проживание или вид на жительство на территории государства другой Стороны, въезжают, выезжают и пребывают на территории этого государства по действительным документам без виз.

В случае отсутствия разрешения на временное проживание или вид на жительство, и необходимости пребывать на территории Российской Федерации свыше 30 дней, граждане Турецкой Республики в соответствии со статьей 7 Соглашения въезжают на территорию Российской Федерации на основании действительных документов и виз, выдаваемых в соответствии с законодательством государства въезда.

Факт совершения Будак Эргюн правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.18.1 КоАП РФ законно и обоснованно установлен должностным лицом на основании имеющихся в материалах дела: актом специальной проверки документов у лица, следующего через государственную границу Российской Федерации №1064 от 21.06.2022г. (л.д.3-5); протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице от 21.06.2022г. (л.д.6-7); протокола об изъятии вещей и документов от 21.06.2022г (л.д.8-9); копией паспорта гражданина Турецкой Республики (л.д.10-14); посадочным талоном ПАО «Аэрофлот» на рейс SU2136 от 21.06.2022г. (л.д.15); видом на жительство (л.д.16-18); протоколом об административном правонарушении от 21.06.2022г. (л.д.19-21); объяснениями Будак Эргюн от 21.06.2022г. (л.д.22-23); объяснениями Бударина М.А. (л.д.1-2), а также представленной должностным лицом выпиской из АС ЦБДУИГ.

Объективных и достаточных оснований для признания вышеуказанных доказательств недопустимыми, в судебном заседании установлено не было, поскольку указанные доказательства не противоречивы, содержат в себе необходимые сведения для правильного разрешения дела, отражают существо правонарушения и согласуются между собой, создавая целостную и ясную картину совершенного Будак Эргюн правонарушения. Не доверять сведениям, содержащимся в вышеуказанных документах у суда нет оснований. Данные доказательства в совокупности являются достаточными для установления события правонарушения.

Установлено, что Гражданин Турецкой Республики Будак Эргюн въехал на территорию Российской Федерации 08.11.2015г., что подтверждается выпиской из Центральной базы данных учета иностранных граждан. Таким образом, выезжать из Российской Федерации Будак Эргюн мог при наличии визы, разрешения на временное проживание или вида на жительство. Ни одного из указанных действительных документов Будак Эргюн при выезде из Российской Федерации в Турецкую Республику не имел.

Доводы защитника Кознева А.А. о том, что для определения признаков подделки документов необходимо использование специальных познаний и назначение экспертизы суд признает несостоятельным по следующим основаниям.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 4 июня 2012 г. № 546 «Об утверждении Положения о содержании пограничного контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации» предусмотрено, что под пограничным контролем понимается государственный контроль, который заключается в проведении комплекса действий по признанию законности пересечения государственной границы лицами, въезжающими в Российскую Федерацию, либо в разрешении на пересечение государственной границы лицами, выезжающими из Российской Федерации, а также в осуществлении действий по обнаружению и задержанию нарушителей правил пересечения государственной границы. Пограничный контроль включает контроль лиц для установления оснований на право выезда из Российской Федерации или въезда в Российскую Федерацию. В ходе пограничного контроля осуществляется проверка действительности документов у лиц, следующих через государственную границу, на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации.

Пунктом 8 Положение о применении средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2005 года №50) предусмотрено, что проверка документов осуществляется в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, правильности их оформления, отождествления личности, законности въезда (выезда) в Российскую Федерацию и ввоза (вывоза) на территорию Российской Федерации транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Проверка подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе в результате осуществления иных методов контроля, анализа статистических сведений, а также другими способами, не запрещенными федеральным законодательством.

В соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 26 июля 2016 года №208 «Об утверждении пределов воздушного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в Международном аэропорту Москва (Шереметьево) (Московская область)» терминалы международного аэропорта Шереметьево включают в себя участки, в которых располагаются Комнаты специальной проверки документов (помещения Пограничной службы ФСБ России).

Таким образом, принимая во внимание указанные положения законодательства Российской Федерации, в случаях, когда в ходе общей проверки документов у физических лиц, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, выявлены признаки, свидетельствующие об их возможной подделки, сотрудниками подразделения пограничного контроля проводится специальная проверка документов.

Специальная проверка документов проводится в комнатах (местах) специальной проверки документов (отдельном служебном помещении) и включает: повторную идентификацию личности; идентификацию реквизитов документа по имеющимся образцам и описаниям с применением технических средств специальной проверки документов, с целью установления наличия или отсутствия признаков полной (частичной) подделки документа, а также в случае наличия указанных признаков, последующую их фиксацию, описание и документирование; повторную проверку по учетам утраченных (похищенных) недействительных документов; опрос предъявителя документа с целью установления соответствия заявленной им цели поездки реальной и иных обстоятельств, связанных с целесообразностью его пропуска (не пропуска) через Государственную границу Российской Федерации; при необходимости проверку наличия сведений о документе в базе данных органов государственного управления.

Для проведения специальной проверки документов по решению начальника отделения пограничного контроля создается группа из числа сотрудников подразделения пограничного контроля, имеющих высокую профессиональную подготовку и допущенных к несению службы в пограничном наряде по проверке документов.

Результаты специальной проверки документов оформляются актом специальной проверки документа у физического лица, пересекающего Государственную границу Российской Федерации.

Специальная проверка документов - форма проверки документов, проводимая при выявлении неисправных документов, возникновении сомнений в их подлинности или принадлежности предъявителю и включающая: проведение идентификации реквизитов документа с применением технических средств по имеющимся образцам и описаниям, проверку по учетам документов, объявленных недействительными или утерянными, опрос предъявителя документа. Проводится отдельно назначенными военнослужащими (сотрудниками) пограничного ведомства или созданными для этого специальными группами из числа офицеров, имеющих высокую профессиональную квалификацию, в отдельном служебном помещении пограничного контроля в сроки, не превышающие времени стоянки транспортного средства в пункте пропуска через государственную границу, что составляет не более трех часов, с отражением результатов в акте, который приобщается к протоколу об административном задержании. Решение о пропуске через государственную границу лиц, документы которых подвергались проверке, принимается соответствующими должностными лицами в пределах их компетенции.

Таким образом, специальная проверка документов гражданина Турецкой Республики Будак Эргюн проведена надлежащим должностным лицом, при наличии к тому достаточных оснований.

Вопреки доводам жалобы защитника Кознева А.А. о том, что Будак Эргюн является гражданином Турецкой Республики, не владеет русским языком, а переводчик при производстве по делу об административном правонарушении ему предоставлен не был, суд признает несостоятельными, поскольку при взятии объяснений у Будак Эргюн должностным лицом установлено, что Будак Эргюн владеет русским языком, ему разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, в том числе, право пользоваться услугами переводчика, однако Будак Эргюн своим правом не воспользовался, пояснил, что владеет русским языком, замечаний и заявлений при взятии объяснений, а также составления протокола и постановления по делу об административном правонарушении не предъявлял.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что обжалуемым постановлением должностного лица Будак Эргюн правомерно привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.18.1 КоАП РФ.

Существенных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, которые могли быть основаниями для отмены или изменения обжалуемого постановления, не выявлено.

Смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства по делу отсутствуют.

Наказание Будак Эргюн назначено с учетом общих правил назначения административного наказания и в пределах санкции ч.2 ст.18.4 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения жалобы защитника Кознева А.А.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление начальника подразделения пограничного контроля Отряда пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту Шереметьево №18947250060220007431 от 21 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 18.1 КоАП РФ в отношении Будак Эргюн – оставить без изменения, а жалобу защитника Кознева А.А. – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии данного решения.

Судья А.С. Сотникова