ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-107/17 от 08.02.2018 Кузнецкого районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

Дело № 12-5/2018

РЕШЕНИЕ

г. Новокузнецк 08 февраля 2018 года

Судья Кузнецкого районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области Федосенко В.А.,

рассмотрев жалобу акционерного общества «Кузнецкие ферросплавы» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 21.11.2017 в отношении акционерного общества «Кузнецкие ферросплавы»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП) от 21.11.2017 установлена вина АО «Кузнецкие ферросплавы» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП, ему назначено наказание в виде штрафа в доход государства в сумме 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

АО «Кузнецкие ферросплавы» принесена жалоба на указанное постановление, просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что форма отчета об организации и результатах осуществления производственного контроля, методические рекомендации по ее заполнению уполномоченным органом не установлены. Законодатель также не определяет единицы измерений объем и масса выбросов. Требование Управления предоставлять данные о массе выбросов в конкретных единицах является незаконным и необоснованным. Выводы государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области ФИО1 об отсутствии методики измерения объемного расхода газа в области аккредитации, что не позволяет определить валовый выброс загрязняющих веществ в г/с являются необоснованными. ГОСТ 17.2.4.06-90 «Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения», следовательно, объемный расход газа является расчетной, а не измеряемой величиной. Расчет физических величин имеют право осуществлять любые квалифицированные работники. Включение конкретной методики определения в область аккредитации - это право самой лаборатории. Право методик измерений и средств измерений принадлежит лаборатории согласно положениям ст. 1 ФЗ от 28.12.2013 № 412-ФЗ. Выводы государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области ФИО1 о том, что требования Руководства по эксплуатации манометра дифференциального цифрового ДМЦ -010, Руководства по эксплуатации манометров дифференциальных цифровых ДМЦ -01М, Руководства по эксплуатации (паспорт) термометра контактного цифрового ТК – 5,06, Руководства по эксплуатации анализатора Testo-350, паспорта газоанализатора ПЭМ-04М, которые не являются нормативными документами или методикой выполнения измерений не соответствует законодательным требованиям, предъявляемым к прямым измерениям, фактически является пересмотром принятого решения Федеральной службы по аккредитации. Выводы государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области ФИО1 о том, что в области аккредитации, единица измерения газов концентрации газов газоанализатором Testo-350 и анализатором ПЭМ – 4М «ррm» не относится к Международной системе единиц (СИ) являются не правомерными.

В судебном заседании защитники АО «Кузнецкие ферросплавы» - Ю., Ж. - требования и доводы жалобы поддержали.

Выслушав явившихся лиц, исследовав представленные материалы, нахожу доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 8.1 КоАП, несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ст. 30.6 КоАП, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 30.7 КоАП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится, в том числе, решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

В силу требований ст. 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП).

Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно ч. 2 ст. 67 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Согласно ч.1 и ч. 2 ст. 12 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи с чем, признаю их допустимыми доказательствами, оценив их в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Приказом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 25.08.2017 № 1035-ки была назначена проверка АО «Кузнецкие ферросплавы» с целью обеспечения выполнения плана проведения плановых проверок юридических лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области на 201 год.

В ходе проверки установлено и отражено в Акте проверки от 20.10.2017 , что АО «Кузнецкие ферросплавы» осуществляет недостоверный производственный экологический контроль, что следует рассматривать как его отсутствие, нарушая тем самым п.2, п. 3 ст. 67 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

27.10.2017 в отношении АО «Кузнецкие ферросплавы» составлен протокол об административном правонарушении НЗВАТ-527/10, согласно которому было установлено, что АО «Кузнецкие ферросплавы» допустило следующие нарушения:

- в нарушение ч. 1 ст. 39, ч.2 ст. 67 Федерального закона "Об охране окружающей среды", АО «Кузнецкие ферросплавы» осуществляет производственный экологический контроль промышленных выбросов, который не содержит в себе информацию о количестве выбрасываемых загрязняющих веществ от организованных источников выбросов (г/с), в связи с тем, что отсутствует методика измерений объемного расхода газа в области аккредитации (приложение к аттестату аккредитации №РОСС RU.0001.517176, выдан 23.05.2016 (бессрочный)), что не позволяет определить валовый выброс загрязняющих веществ в г/с.

- отбор проб и измерение параметров газопылевых потоков проводится в соответствии с требованиями Руководства по эксплуатации манометра дифференциального цифрового ДМЦ -010, Руководства по эксплуатации манометров дифференциальных цифровых ДМЦ -01М, Руководства по эксплуатации (паспорт) термометра контактного цифрового ТК – 5,06, Руководства по эксплуатации анализатора Testo-350, паспорта газоанализатора ПЭМ-04М, которые не являются нормативными документами.

- в области аккредитации (приложение к аттестату аккредитации №РОСС RU.0001.517176, выдан 23.05.2016 (бессрочный)), единицей измерения концентрации газов газоанализатором Testo-350 и анализатор ПЭМ-4М является ppm, данная единица величины не относится к Международной системе единиц (СИ).

Постановлением от 21.11.2017 АО «Кузнецкие ферросплавы» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.1Кодекса РФ об АП, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Довод о том, что объемный расход газа – это расчетная величина, определяемая по формуле, установленной п. 3.3.1 ГОСТ 17.2.4.06-90 «Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения», следовательно, объемный расход газа является расчетной, а не измеряемой величиной, не состоятелен, так как согласно Международному стандарту «Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения» ГОСТ 17.2.4.06-90 является именно измеряемой величиной. При определении объемного расхода газа производятся различные измерения: измерение давления, температуры и т.д. К тому же раздел 3 ГОСТ 17.2.4.06-90, где прописан порядок определения объема расходного газа, предусматривает выполнение именно измерений, а не расчетов.

Отбор проб и измерение параметров газопылевых потоков проводятся в соответствии с ГОСТ 17.2.4.06-90. Однако приказом № А-6653 от 01.09.2016 было произведено сокращение из области аккредитации АО «Кузнецкие ферросплавы», в связи с этим ГОСТ 17.2.4.06-90 больше не подлежит применению. Таким образом, АО «Кузнецкие ферросплавы» не правомерно проводили отбор проб и измерение параметров газопылевых потоков применяя ГОСТ 17.2.4.06-90.

Довод о том, что включение конкретной методики определения в область аккредитации - это право самой лаборатории, не состоятелен и противоречит материалам дела. Аттестат аккредитации АО «Кузнецкие ферросплавы» выдавался Федеральной службой по аккредитации, область аккредитации Общества утверждена заместителем руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, также приказ о сокращении области аккредитации издан Федеральной службой по аккредитации, данные обстоятельства свидетельствую о том, что включение конкретной методики определения в область аккредитации регулируется государственными органами.

Отбор проб и измерение параметров газопылевых потоков согласно п.1.1 ПНД Ф 12.1.2.-99 Методические рекомендации по отбору проб при определении концентрации взвешенных частиц (пыли) в выбросах промышленных предприятий (утверждены Заместителем Председателя Государственного комитета РФ по охране окружающей среды ФИО2 27.03.1999 году) проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.4.06, ГОСТ 17.2.4.07, ГОСТ Р 50820, ГОСТ Р 8.583, РД 52.04.59 и данными Методическими рекомендациями. В Методических рекомендациях не указаны Руководство по эксплуатации манометра дифференциального цифрового ДМЦ -010, Руководство по эксплуатации манометров дифференциальных цифровых ДМЦ -01М, Руководство по эксплуатации (паспорт) термометра контактного цифрового ТК – 5,06, Руководство по эксплуатации анализатора Testo-350, паспорта газоанализатора ПЭМ-04М в качестве актов, которые применяются для отбора проб и измерение параметров газопылевых потоков.

Согласно п. 5.1.2 раздела 5 "ГОСТ 2.601-2013 Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы" Руководство по эксплуатации – это документ, содержащий сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) изделия, его составных частях и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации изделия (использования по назначению, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования) и оценок его технического состояния при определении необходимости отправки его в ремонт, а также сведения по утилизации изделия и его составных частей. Паспорт – это документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия, а также сведения о сертификации и утилизации изделия. Таким образом, вышеуказанные документы не являются нормативными документами или методикой выполнения измерений, а представляют собой сведения о каком-либо изделии.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления не допущено.

Остальные доводы жалобы опровергаются всей совокупностью исследованных доказательств.

Доводы жалобы, а также защитников АО «Кузнецкие ферросплавы» в судебном заседании, с учетом необходимости соблюдения баланса частных интересов лица и публичных интересов государства, расцениваю как стратегию защиты в целях избежания установленной законом ответственности. Поэтому отвергаю их. Данные доводы опровергаются всей совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.

Наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции статьи с учетом конкретных обстоятельств, характера совершенного правонарушения, данных, характеризующих правонарушителя. Дело рассмотрено в установленный законом срок должностным лицом в пределах своей компетенции.

Учитывая вышеизложенное, не нахожу оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области ФИО1, как и для удовлетворения жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.1-30.10 КоАП, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области ФИО1 от 21.11.2017 по делу об административном правонарушении предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении акционерного общества АО «Кузнецкие ферросплавы» – оставить без изменения, жалобу АО «Кузнецкие ферросплавы»» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья В.А. Федосенко