ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-107/18 от 05.03.2018 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

<адрес> 05 марта 2018 года

Судья Выборгского городского суда <адрес> Петров Р.Ю.,

с участием защитника автомобильного перевозчика «Beha Trans OY / Беха Транс ОЮ» Ивановой Е.В.,

главного государственного таможенного инспектора правового отдела Выборгской таможни Кочановой Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление защитника «Beha Trans OY / Беха Транс ОЮ» - Кузнецова А.В., действующего на основании доверенности, на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от Дата, вынесенное заместителем начальника Выборгской таможни Чернявским В.М. по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от Дата, вынесенным заместителем начальника Выборгской таможни Чернявским В.М., автомобильный перевозчик «Beha Trans OY / Беха Транс ОЮ» признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ, с назначением наказания, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, защитник автомобильного перевозчика «Beha Trans OY / Беха Транс ОЮ» - Иванова Е.В., действующая на основании доверенности, подала жалобу, в которой просила признать незаконным и отменить постановление.

В обоснование жалобы защитник указал, что при рассмотрении настоящего административного дела, Выборгской таможней были нарушены процессуальные нормы, а именно: право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке, либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения. В рамках административного дела, «Beha Trans OY / Беха Транс ОЮ» направляло ходатайство в адрес таможенного органа о предоставлении процессуальных документов, с переводом на финский язык, тем не менее все процессуальные документы были составлены на русском языке. По мнению заявителя, весовые квитанции от Дата и от Дата, содержащиеся в материалах дела и отражающие противоречивые результаты произведенных взвешиваний, не позволяют установить достоверную величину превышения допустимых осевых нагрузок транспортного средства и не могут быть признаны допустимым доказательством. Заявитель обращал внимание суда на тот факт, что первоначальное и повторное взвешивания транспортного средства производились в движении. При этом, ни протокол об административном правонарушении, ни постановление по делу не содержат информации о скорости движения транспортного средства, при осуществлении процедуры динамического взвешивания. По мнению заявителя, таможенным органом, при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, также не была учтена специфика перевозимого перевозчиком груза. Как следует из сопроводительных транспортных документов на груз, перевозчик осуществлял перевозку сыпучего груза – щепа технологическая. В силу своих физических свойств, данный груз в процессе движения смещается, то есть реальных рычагов контроля у водителя за распределением данного груза нет.

В судебном заседании защитник автомобильного перевозчика «Beha Trans OY / Беха Транс ОЮ» Иванова Е.В. поддержала доводы жалобы.

В судебном заседании главный государственный таможенный инспектор правового отдела Выборгской таможни Кочанова Г.М. возражала против удовлетворения жалобы, представив отзыв, в котором указала, что указав, что согласно основным техническим характеристикам весов «Скалекс ДВ 600» и технической документации, имеющейся в материалах дела, погрешность составляет 0,5%, а при эксплуатации весов данная погрешность удваивается, то есть составляет 1%. Приказ Министерства транспорта регулирует правоотношения при осуществлении весового и габаритного контроля Ространснадзором, а не таможенными органами. Взвешивание произведено в соответствии с положениями Типовой схемы «Средства и методы контроля, используемые при осуществлении государственного контроля лиц, автотранспортных средств, товаров и животных». Приказом ФТС России от Дата утверждена Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу РФ, при проведении транспортного контроля и проверке документов необходимых для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора. Указанными нормативно-правовыми актами не предусмотрено составление акта по результатам взвешивания таможенными органами при осуществлении транспортного контроля. Административный регламент, утвержденный приказом Минтранса устанавливает сроки и последовательность действий должностных лиц Ространснадзора, а не таможенных органов. Также указала, что в материалах дела имеются ходатайства исполнительного директора АО «Беха Транс Ою» Кайансинко А.И., составленные на русском языке, что указывает на его владение русским языком.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Дата в 01 час 25 минут на таможенный пост многостороннего автомобильного пункта пропуска (далее т/п МАПП) Брусничное, адрес: <адрес>, 71-й километр автодороги Зверево-Малиновка, по выезду из РФ в Финляндию прибыл состав транспортных средств представляющих собой трехосный односкатный седельный тягач с приводом на задний мост марки «<данные изъяты>» c регистрационным номером (далее рег. №) , согласно свидетельству о регистрации т/с идентификационный номер (VIN) , и трехосный односкатный полуприцеп оборудованный пневматической подвеской марки «<данные изъяты>» рег. № с товаром.

Согласно п. 8 раздела III типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в автомобильных пунктах пропуска, утвержденной Приказом Минтранса России № 23 от 24 января 2014 года «Об утверждении типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в автомобильных пунктах пропуска» (далее – типовая схема), при убытии с территории Российской Федерации грузовых автотранспортных средств устанавливается последовательность осуществления государственными контрольными органами основных контрольных действий в АПП.

Согласно пп. 1 п. 8.1 типовой схемы транспортный контроль, осуществляется должностными лицами таможенных органов путем взвешивания и замера габаритов транспортного средства в целях определения соответствия его параметров предельно допустимым значениям массы, осевых нагрузок и габаритов транспортного средства, установленных в Российской Федерации, а также в других государствах - членах Таможенного союза, по территориям которых осуществляется проезд.

Водитель автомобильного перевозчика «Beha Trans Oy / Беха Транс Ою» (Pikkalanlahteenkatu 1, Lappeenranta, Finland, 53500 / Пиккаланляхтеенкату 1, Лаппеенранта, Финляндия, 53500; Toikansuontie 18, Lappeenranta, Finland, 53500 / Тоикансюонтие 18, Лаппеен-ранта, Финляндия, 53500; behatrans@beha.fi), гр. РФ С.О.П. (дата рождения: Дата, место рождения: <адрес>, паспорт , выдан Дата ФМС адрес проживания: <адрес>, моб. тел, место работы: (со слов лица) «Беха Транс Ою», водитель) осуществил прохождение весового контроля на составе транспортных средств представляющих собой трехосный односкатный седельный тягач с приводом на задний мост марки «<данные изъяты>» c регистрационным номером (далее рег. №) и трехосный односкатный полуприцеп оборудованный пневматической подвеской марки «<данные изъяты>» рег. № с товаром.

Согласно полученной квитанции от Дата при (взвешивании) прохождении весового контроля на весах автомобильных (для взвешивания автотранспорта в движении) «Скалекс ДВ 600», выявлена нагрузка суммы осевых масс строенных осей с расстоянием между осями от 1,3 до 1,8 м, трехосного односкатного полуприцепа оборудованный пневматической подвеской марки «<данные изъяты>» рег. № входящего в состав транспортных средств, представляющих собой трехосный односкатный седельный тягач с приводом на задний мост марки «<данные изъяты>» c регистрационным номером (далее рег. №) , и трехосный односкатный полуприцеп оборудованный пневматической подвеской марки «<данные изъяты>» рег. № с товаром составила 25895 кг, что с учетом погрешности весов автомобильных «Скалекс ДВ 600» /«SCALEX DW-600» в 1 %) будет составлять 25636.05 кг.

Состав транспортных средств, представляющих собой трехосный односкатный седельный тягач с приводом на задний мост марки «<данные изъяты>» c регистрационным номером (далее рег. №) , согласно техническому паспорту т/с идентификационный номер (VIN) , и трехосный односкатный полуприцеп оборудованный пневматической подвеской марки «<данные изъяты>» рег. № с товаром был направленно для повторного (контрольного) взвешивания на весах «Скалекс ДВ 600».

Согласно полученной квитанции от Дата, нагрузка суммы осевых масс строенных осей с расстоянием между осями от 1,3 до 1,8 м, трехосного односкатного полуприцепа оборудованный пневматической подвеской марки «<данные изъяты>» рег. № входящего в состав транспортных средств, представляющих собой трехосный односкатный седельный тягач с приводом на задний мост марки «<данные изъяты>» c регистрационным номером (далее рег. №) , и трехосный односкатный полуприцеп оборудованный пневматической подвеской марки «<данные изъяты>» рег. № с товаром составила 24976 кг, что с учетом погрешности весов автомобильных «Скалекс ДВ 600» /«SCALEX DW-600» в 1 %) будет составлять 24726.24 кг, а также общая масса состава транспортных средств с товаром составила 46010 кг, что с учетом погрешности весов автомобильных «Скалекс ДВ 600» /«SCALEX DW-600» в 1 %) будет составлять 45549.9 кг.

Для прохождения транспортного контроля водитель автомобильного перевозчика «Beha Trans Oy» / «Беха Транс Ою», (Pikkalanlahteenkatu 1, Lappeenranta, Finland, 53500 / Пиккаланлях-теенкату 1, Лаппеенранта, Финляндия, 53500), гражданин РФ С.О.П. представил должностному лицу таможенного органа следующие документы: товаротранспортную накладную (СМR) от Дата; счет (invoice) б/н от Дата; технический паспорт т/с , технический паспорт т/с , разрешение на поездку , копию весовой квитанции от Дата, весовую квитанцию повторного (контрольного) взвешивания от Дата.

Согласно представленным товаросопроводительным документам перевозчиком «Beha Trans Oy» / «Беха Транс Ою», (Pikkalanlahteenkatu 1, Lappeenranta, Finland, 53500 / Пиккаланлях-теенкату 1, Лаппеенранта, Финляндия, 53500) осуществляется международная перевозка груза от отправителя: ООО «ЮПМ-КЮММЕНЕ», ИНН 7709640099 (Маяковского ул., д. 3Б, Санкт-Петербург) в адрес получателя АО «ЮПМ-КЮММЕНЕ» (Акерлундинкату ул., д. 11 В, г. Там-пере, 33101, Финляндия).

Из пункта 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (далее – правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 следует, что тяжеловесный груз - это груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1, или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2 к данным Правилам.

Согласно справке Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Северо-Запад имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства» от 15.02.2016 № 0729 подъезд к контрольно-пропускному пункту «Брусничное, участок км 0+000 - км 10+185 имеет III техническую категорию, нормативная осевая нагрузка составляет 100кН (10 т/ось).

Согласно приложению II к Правилам, допустимая осевая нагрузка суммы осевых масс на строенные оси прицепов с расстоянием между осями от 1,3 до 1,8 м, односкатных колес, для автомобильных дорог, рассчитанных на осевую нагрузку 10 тонн/ось, составляет 22,5 тонн (** для транспортных средств с односкатными колесами, оборудованными пневматической или эквивалентной подвеской).Согласно приложению I к Правилам допустимая масса шестиосных транспортных средств составляет 44 тонны.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона 24.07.1998 N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (далее - Федерального закона № 127 - ФЗ) проезд по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, допускается при наличии специальных разрешений в случаях движения крупногабаритных транспортных средств, а также движения тяжеловесных транспортных средств, масса с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось или группу осей которых превышают более чем на 2 процента допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось или группу осей транспортного средства.

Специальные разрешения на проезд крупногабаритных транспортных средств и (или) тяжеловесных транспортных средств, масса с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось или группу осей которых превышают более чем на 2 процента допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось или группу осей транспортного средства, осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов, в том числе по постоянным маршрутам, выдаются в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Фактическая нагрузка суммы осевых масс строенных осей с расстоянием между осями от 1,3 до 1,8 м, трехосного односкатного полуприцепа оборудованный пневматической подвеской марки «<данные изъяты>» рег. № входящего в состав транспортных средств, представляющих собой трехосный односкатный седельный тягач с приводом на задний мост марки «<данные изъяты>» рег. № , и трехосный односкатный полуприцеп оборудованный пневматической подвеской марки «<данные изъяты>» рег. № с товаром составила 24976 кг, (согласно квитанции от Дата) (с учетом погрешности весов автомобильных «Скалекс ДВ 600» /«SCALEX DW-600» в 1 %) – 24726,24 кг, что превышает допустимую сумму осевых масс строенных осей с расстоянием между осями от 1,3 до 1,8 м на 11%, (с учетом погрешности весов автомобильных «Скалекс ДВ 600» /«SCALEX DW-600» в 1 %) 9,89 %, необходимо специальное разрешение.

Общая масса состава транспортных средств с товаром составила 46010 кг, (согласно квитанции от Дата) (с учетом погрешности весов автомобильных «Скалекс ДВ 600» /«SCALEX DW-600» в 1 %) – 45549,9 кг что превышает допустимую массу на 4,57%, (с учетом погрешности весов автомобильных «Скалекс ДВ 600» /«SCALEX DW-600» в 1 %) 3,52 %, необходимо специальное разрешение.

Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.07.2012 N 258.

Из объяснения, полученного на основании ст. 113 Таможенного Кодекса Таможенного Союза от гр. РФ С.О.П., следует, что он Дата от менеджера компании «Beha Trans Oy» / «Беха Транс Ою» получил указания следовать в <адрес> для погрузки технологической щепы. При погрузке товара на транспортное средство гр. РФ С.О.П. присутствовал, проверял наименование и количество загружаемого товара. Документы на перевозку груза в Финляндию получил после погрузки от представителя фирмы Дата. После проверки наличия документов гр. РФ С.О.П. проследовал в сторону т/п МАПП «Брусничное». В пути следования весовой контроль гр. РФ С.О.П. не проходил. Вину в форме неосторожности за совершение административного правонарушения по факту перевозки тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно признал.

Таким образом, в ходе осуществления транспортного контроля было установлено, что водитель автомобильного перевозчика «Beha Trans Oy» / «Беха Транс Ою», гр. РФ С.О.П. в нарушение требований статьи 3 Федерального закона от 24.07.98 г. № 127 – ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения", осуществлял международную автомобильную перевозку на тяжеловесном транспортном средстве по территории России с превышением допустимой осевой нагрузки суммы осевых масс строенных осей с расстоянием между осями от 1,3 до 1,8 м на 11%, (с учетом погрешности весов автомобильных «Скалекс ДВ 600» /«SCALEX DW-600» в 1 %) 9,89 %, а так же общей массы состава транспортных средств с товаром на 4,57%, (с учетом погрешности весов автомобильных «Скалекс ДВ 600» /«SCALEX DW-600» в 1 %) 3,52 %, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП России.

При превышении допустимой нагрузки на ось и общей массы состава транспортных средств с товаром перевозчик не имел права осуществлять движение до принятия мер по соблюдению установленных законодательством требований РФ к соблюдению правил перевозок грузов автомобильным транспортом, обязанность по соблюдению данных правил возложена на перевозчика.

Дата совершения правонарушения Дата, время совершения АП – 01 час. 25 мин., дата обнаружения правонарушения Дата, место совершения и обнаружения т/п МАПП Брусничное Выборгской таможни (<адрес>, 71-й километр автодороги Зверево-Малиновка).

С доводами об отсутствии вины общества согласиться нельзя, поскольку согласно основным техническим характеристикам весов «Скалекс ДВ 600» и технической документации, имеющейся в материалах дела, погрешность составляет 0,5%, а при эксплуатации весов данная погрешность удваивается, то есть составляет 1%. Приказ Министерства транспорта №125 регулирует правоотношения при осуществлении весового и габаритного контроля Ространснадзором, а не таможенными органами. Взвешивание произведено в соответствии с положениями Типовой схемы «Средства и методы контроля, используемые при осуществлении государственного контроля лиц, автотранспортных средств, товаров и животных». Приказом ФТС России от 30.09.2011 №1996 утверждена Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу РФ, при проведении транспортного контроля и проверке документов необходимых для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора. Указанными нормативно-правовыми актами не предусмотрено составление акта по результатам взвешивания таможенными органами при осуществлении транспортного контроля. Административный регламент, утвержденный приказом Минтранса №193 устанавливает сроки и последовательность действий должностных лиц Ространснадзора, а не таможенных органов.

Таким образом, в результате весового контроля было установлено превышение допустимой осевой нагрузки автотранспортного средства, что послужило основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ.

Согласно ст. 24.2 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» в ч. 2 ст. 26 Конституции РФ закреплено право каждого на пользование родным языком. В силу указанной конституционной нормы, а также в соответствии с положениями ч. 2 ст. 9 ГПК РФ, ч. 2 ст. 18 УПК РФ, ч. 2 ст. 24.2 КоАП РФ суд обязан разъяснить и обеспечить участвующим в деле лицам право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, подавать жалобы и выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также пользоваться услугами переводчика.

Приведенная норма направлена на реализацию участвующими в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющими языком лицами возможности понимать суть совершаемых в ходе производства по делу действий и в полной мере пользоваться своими процессуальными правами.

В данном случае нарушение права «Beha Trans Oy» / «Беха Транс Ою» на защиту не допущено, поскольку защитник, не владеющий русским языком, участия в рассмотрении дела не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Порядок и срок привлечения «Beha Trans Oy» / «Беха Транс Ою» к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ, в отношении «Beha Trans Oy» / «Беха Транс Ою» правомерно, в соответствии с правилами подведомственности, определенными ст. 23.36 КоАП РФ.

Административное наказание назначено «Beha Trans Oy» / «Беха Транс Ою» согласно и в пределах санкции части 1 статьи 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 3.1, 3.5, 4.1 данного Кодекса.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от Дата, вынесенное заместителем начальника Выборгской таможни Чернявским В.М., по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ в отношении «Beha Trans Oy» / «Беха Транс Ою» оставить без изменения, жалобу защитника «Beha Trans Oy» / «Беха Транс Ою» Ивановой Е.В. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Р.Ю. Петров