КИЕВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ФИО2 СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ ФИО4 дело № Р Е Ш Е Н И Е 19 апреля 2019 года <адрес> Судья Киевского районного суда ФИО2 Симферополя Республики ФИО4 Камынина В.Ф., рассмотрев жалобу директора ФИО9ФИО1 на постановление И.о. начальника Службы финансового надзора Республики ФИО4ФИО6№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , у с т а н о в и л: Постановлением И.о. начальника Службы финансового надзора Республики ФИО4ФИО6№ от ДД.ММ.ГГГГ директор Общества <данные изъяты> (далее – <данные изъяты>ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000,00 руб. Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. Доводы жалобы обоснованы тем, что со стороны Министерства сельского хозяйства Республики ФИО4 какие-либо замечания относительно предоставленных документов в адрес Общества не поступали, условия предоставления субсидии, закрепленные в Порядке предоставления субсидий на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики ФИО4 в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики ФИО4 на 2015-2020 годы, утвержденном Постановлением Совета министров Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№ нарушены не были. Приказ и соглашение не признанны в установленном порядке незаконными и не отменены. В судебном заседании ФИО1, его представитель доводы жалобы поддержали, просили удовлетворить. Представители Службы финансового надзора Республики ФИО4 просили обжалуемое постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. Предоставили отзыв на жалобу. Выслушав пояснения лиц, присутствующих в судебном заседании, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Частью 3 ст. 30.6 КоАП РФ установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. В силу ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст.15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного указанной нормой, образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидий. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст.15.15.5 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере соблюдения норм законодательства в области субсидирования. Как следует из материалов дела, директором <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ является ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ между Министерством сельского хозяйства (главный распорядитель) и <данные изъяты> (получатель субсидии) сроком до ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение №-р о предоставлении из бюджета Республики ФИО4 субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнение работ, оказание услуг. Согласно п.1.1 соглашения главный распорядитель предоставляет получателю субсидию из средств бюджета Республики ФИО4 по возмещению части фактических затрат на гидромелиоративные мероприятия. Субсидия предоставляется в размере 5532 938,60 руб. (п. 1.3 соглашения). На основании п. 16 плана деятельности Службы финансового надзора на 2018 год, утвержденного приказом службы от ДД.ММ.ГГГГ№, приказа службы от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении ООО «Золотые фрукты ФИО4» проведена выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения при использовании средств, выделенных из бюджета Республики ФИО4 на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики ФИО4 на 2015-2020 годы в министерстве сельского хозяйства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В результате проведенной проверки Службой финансового надзора ДД.ММ.ГГГГ составлен соответствующий акт проверки №.1-04/06, в котором зафиксировано следующее нарушение. ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> предоставлено в Министерство сельского хозяйства заявление о предоставлении субсидии на проведение гидромелиоративных мероприятий в рамках реализации Государственной программы развития и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики ФИО4 на 2015-2020 годы в сумме 5532938,60 руб. с приложением справки-счета, согласно которой, затраты на строительство системы водоподачи на 64,93 га составили 7 904 198,00 руб. сумма субсидии к перечислению – 5 532 938,60 руб. (7904198,00 х 70%). Справка-счет подписана директором и главным бухгалтером <данные изъяты> однако сумма прямых затрат в соответствии с актами о приемке выполненных работ составила 6182055,73 руб. Таким образом, общество имело право на получение субсидии в размере 4327439,01 руб. (6182 955,73 х 70%), однако ООО «Золотые фрукты ФИО4» предоставлена субсидия в размере 5532938,60 руб. В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение подп. 1.5.2 п. 1.5 раздела 1 Порядка предоставления субсидий на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики ФИО4 в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики ФИО4 на 2015-2020 годы, утвержденного постановлением Совета министров Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики ФИО4 в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики ФИО4 на 2015-2020 года» от ДД.ММ.ГГГГ 358 в результате завышения затрат на строительство мелиоративной системы <данные изъяты> получена субсидия в сумме 1205499,59 руб., что является нарушением получателем субсидии условий ее предоставления, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника управления - заведующим отделом финансового контроля и надзора в агропромышленном комплексе Управления финансового контроля и надзора в агропромышленном комплексе и сфере использования природных ресурсов ФИО7 в отношении директора <данные изъяты> составлен протокол об административном правонарушении №. Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ст. 26.2 КоАП РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг. Как следует из ч. 3 ст. 139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. В развитие положений бюджетного законодательства на территории Республики ФИО4 Советом министров Республики ФИО4 на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики ФИО4 в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики ФИО4 на 2015- 2020 года» (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ№) утвержден Порядок от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно подп. 1.3.2. п. 1.3. раздела 1 субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях возмещения части понесенных ими затрат (без НДС для получателей субсидии, находящихся на общей системе 7 1173_492784 налогообложения) в текущем финансовом году или отчетном финансовом году на проведение гидромелиоративных мероприятий - строительство, реконструкцию и техническое перевооружение оросительных и осушительных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих на праве собственности (аренды) сельскохозяйственным товаропроизводителям, приобретение машин, установок, дождевальных и поливальных аппаратов, насосных станций, включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства, реконструкции и технического перевооружения (в том числе приобретенных в лизинг), за исключением затрат, связанных с проведением проектных и изыскательских работ и (или) подготовкой проектной документации в отношении указанных объектов, а также по переходящим объектам незавершенного строительства. Согласно подп. 2.1.2. п. 2.1 раздела 2 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ№ условием и порядком предоставления субсидии является представление в Министерство сельского хозяйства пакета документов, в том числе заявление о предоставлении субсидии, справку расчет на предоставление субсидии. Согласно подп. 1.5.1 п. 1.5. раздела 1 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ№ субсидия предоставляется получателям субсидии в текущем финансовом году по прямым расходам, соответствующим локальному сметному расчету. Согласно подп. 1.5.2. п. 1.5. раздела 1 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ№ при выполнении работ, соответствующих локальному сметному расчету проекта, подрядной организацией возмещению подлежат затраты, не превышающие прямые затраты предусмотренные локальным сметным расчетом проекта по соответствующим видам работ. Согласно приложению № к приказу Министерства сельского хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ№, принятому в соответствии с порядком от ДД.ММ.ГГГГ№, сумма субсидии составляет 70% затрат, понесенных сельскохозяйственным производителем на проведение гидромелиоративных мероприятий. Из материалов дела следует, что протоколом заседания Комиссии Министерства сельского хозяйства Республики ФИО4 по предоставлению субсидий в области растениеводства в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики ФИО4 на 2015-2020 годы (в составе 12 человек) от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение рекомендовать Министерству сельского хозяйства Республики ФИО4 выдать <данные изъяты> субсидию в сумме 5532938,60 руб. Общество по платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ получило денежные средства в сумме 5532938,60 руб. В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо признается виновным в совершении административного правонарушения в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (в том числе Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ N1286-О), в Российской Федерации действует принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Соответственно, директор, приняв все зависящие от него меры, а именно предоставив надлежащие документы и получив субсидию по итогам их рассмотрения, был вправе полагать, что у Министерства сельского хозяйства Республики ФИО4 нет претензий к порядку и условиям предоставления субсидии, вследствие чего в рассматриваемой ситуации отсутствует вина директора в совершении вменяемого правонарушения, в связи с чем, он не может быть привлечен к административной ответственности. Ссылка представителя Службы финансового надзора Республики ФИО4 на постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении министра сельского хозяйства Республики ФИО4ФИО8 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ и признание им своей вины в части предоставления субсидий с нарушением условий их предоставления, в том числе в отношении <данные изъяты> не освобождает административный орган от обязанности установления наличия или отсутствия в действиях директора <данные изъяты>ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАп РФ. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. В силу п. 3 ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. При указанных обстоятельствах, вынесенное в отношении директора <данные изъяты>ФИО1 постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. ч. 2 ст. 15.5.5 КоАП РФ. Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, – п о с т а н о в и л : жалобу директора <данные изъяты>ФИО1 удовлетворить. Постановление И.о. начальника Службы финансового надзора Республики ФИО4ФИО6№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора Общества <данные изъяты>ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики ФИО4 через Киевский районный суд ФИО2 Симферополя Республики ФИО4 в течение десяти суток со дня вручения (получения) его копии. Судья В.Ф. Камынина |