РЕШЕНИЕ
29 мая 2019 года
Судья Московского районного суда г. Нижнего Новгорода Якимов И.А., рассмотрев жалобу директора ООО «София Н.Н.» ФИО1 на постановление заместителя МРУ Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу * от ЧЧ*ММ*ГГ* по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении заявителя,
с участием защитника С.О.М,,
представителя административного органа С.М.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО К.Н.А. от ЧЧ*ММ*ГГ** директор ООО «София Н.Н.» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей (Т. № 2 л.д. 63-80 материалов дела об административном правонарушении).
Согласно постановлению директором ООО «София Н.Н.» ФИО1 допущено правонарушение, выразившееся в неисполнении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. В проверяемом периоде Общество «София Н.Н.», осуществляя под руководством директора ФИО1 функции лизингодателя, являясь лизинговой компанией, на которую в полной мере распространяются требования действующего законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, совершало операции, подлежащие обязательному контролю. Вместе с тем, в отсутствие в ООО «СОФИЯ Н.Н.» под руководством директора ФИО1 надлежащей организации и осуществления внутреннего контроля, вышеуказанные операции, подлежащие обязательному контролю, Обществом не выявлены, надлежащим образом не зафиксированы, сведения о них в уполномоченный орган не направлены.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО1 обратилась с жалобой в Московский районный суд г. Нижнего Новгорода.
В жалобе, поданной в суд, ФИО1 просит отменить полностью постановление заместителя МРУ Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу от ЧЧ*ММ*ГГ*, как незаконное. В обоснование указывает, что в действиях ФИО1 отсутствует состав вменяемого ей административного правонарушения. ООО «София Н.Н.» осуществляет деятельность по предоставлению в аренду медицинской техники и оборудования с правом и без права ее последующего выкупа медицинскими учреждениями. Арендодателями являются медицинские учреждения. При этом выбор арендодателя осуществляется ими посредством проведения открытых для участия аукционов в электронной форме. Вся аукционная документация и проект договора готовится медицинскими учреждениями самостоятельно. По нескольким заключенным контрактам арендатором <данные изъяты>» ею присвоены данным контрактам наименование «договор лизинга», хотя по своей природе это договоры аренды с правом выкупа арендуемого имущества. Таким образом ООО «София Н.Н.» не является лизинговой компанией, и не оказывает финансовые услуги, связанные с лизинговой деятельностью. Данный вывод сделан административным органом необоснованно. В связи с этим общество не является организацией, перечень которых указан в ст. 5 ФЗ от 07.08.2001 года № 115-ФЗ, на него не распространяются обязанности по исполнению требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Директором ООО «София Н.Н.» ФИО1 не были нарушены требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма и состав указанного правонарушения в ее действиях отсутствует. Также указывает, что ООО «София НН» является субъектом малого и среднего предпринимательства и в силу ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа работнику данной организации может быть заменено на предупреждение.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, была извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Судом, пересматривающим постановление по жалобе, принято решение о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Защитник ФИО1 - С.О.М, в судебном заседании жалобу поддержала.
В судебное заседание явился представитель МРУ Росфинмониторинга по ПФО С.М.Ю.
При рассмотрении дела представитель МРУ Росфинмониторинга по ПФО С.М.Ю. с доводами жалобы не согласился, просил постановление по делу оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО, судья не находит оснований для отмены постановления заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от ЧЧ*ММ*ГГ* о привлечении ФИО1, директора ООО «София Н.Н.» к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 рублей по следующим мотивам и основаниям.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 15.27 КоАП Российской Федерации действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 2.4 КоАП Российской Федерации должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к статье 2.4 КоАП Российской Федерации руководители и другие работники иных организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица.
ФИО1 является директором ООО «София Н.Н.». Исполнение организационных и распорядительных функций должностным лицом основано на соблюдении требований законодательства Российской Федерации, в том числе и положений Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма».
В силу положений Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» организацией внутреннего контроля является своевременное и точное исполнение определенных требований, установленных нормативными актами, регулирующими вопросы соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предшествующие осуществлению соблюдения самого внутреннего контроля. К таким требованиям относится назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию его программ, а также принятие иных внутренних организационных мер в целях соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ст. 3, 4, 7 Закона).
Федеральный закон № 115-ФЗ регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль за этими операциями, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 115-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления;
операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;
внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля;
осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров;
клиент - физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.
Из постановления по делу об административном правонарушении от ЧЧ*ММ*ГГ* в отношении директора ООО «София Н.Н.» ФИО1 следует, что ООО «София Н.Н.», являясь лизинговой компанией, в нарушение утвержденного постановлением Правительства от 27.01.2014 года № 58 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы на учет в Росфинмониторинге поставлено не было, правила внутреннего контроля в данной организации не разработаны. Государственная регистрация ООО «София Н.Н.» осуществлена ЧЧ*ММ*ГГ*. Директором Общества является ФИО1 с ЧЧ*ММ*ГГ*.
Согласно постановлению Правительства РФ от 30.06.2012 года № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»:
1(1). Руководитель организации и индивидуальный предприниматель обеспечивают контроль за соответствием применяемых правил внутреннего контроля требованиям законодательства Российской Федерации.
Правила внутреннего контроля должны быть приведены организацией и индивидуальным предпринимателем в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не позднее месяца после даты вступления в силу указанных нормативных правовых актов, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами.
Из материалов дела следует, что правила внутреннего контроля ООО «София Н.Н.» на момент вынесения постановления о привлечении ФИО1 к административной ответственности не разработаны и, следовательно, на согласование в Федеральную службу по финансовому мониторингу не направлены.
Установленные нарушения положений указанного выше Федерального закона свидетельствуют о том, что ФИО1 ненадлежащим образом выполняла свои функции в части организации деятельности предприятия по выполнению положений и требований Федерального закона от 07.08.2001 года № 115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». Таким образом, в действиях директора ООО ФИО1 имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Исследовав представленные процессуальные документы и доказательства, в том числе, протокол об административном правонарушении, постановление о назначении административного наказания, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по данному делу, судья находит их достаточными, оценивая их в совокупности и, исходя из оценки доказательств, приходит к выводу о наличии вины директора ООО «София Н.Н.» ФИО1 в совершении указанного правонарушения.
Допущенные нарушения подтверждаются в полной мере материалами проверки МРУ Росфинмониторинга по ПФО в отношении ООО «София Н.Н.», оформленными актом проверки * от ЧЧ*ММ*ГГ* (л.д. 32 -49 т.1), протоколом об административном правонарушении от ЧЧ*ММ*ГГ*, контрактами, заключенными юридическим лицом (л.д. 64 -252 т. 1), другими материалами, приобщенными к номенклатурному делу МРУ Росфинмониторинга по ПФО в отношении ООО «София Н.Н.», и представленными административным органом.
При таких обстоятельствах заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО обоснованно привлек директора ООО «София Н.Н.» ФИО1 к ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Доводы жалобы защитника ФИО1 были предметом рассмотрения административного органа, им дана надлежащая оценка в постановлении по делу об административном правонарушении, и полностью сводятся к переоценке доказательств, которые были исследованы и оценены при рассмотрении данного дела. Оснований для переоценки доказательств у суда не имеется.
Довод жалобы о том, что ООО «София Н.Н.» и, соответственно, его генеральный директор не относятся к субъектам административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП, поскольку у общества не возникала обязанность внутреннего контроля, так как общество договоров лизинга фактически не заключало, судья находит неосновательными, поскольку Обществом были заключены контракты, имеющиеся в материалах дела от ЧЧ*ММ*ГГ**, *, *, *, *, условиями которых определено, что лизингодатель (ООО «СОФИЯ Н.Н.») обязуется предоставить лизингополучателю (<данные изъяты>) в финансовую аренду (лизинг) медицинского инструментария (далее - товар) в соответствии со спецификацией (Приложение * к контракту), в том числе, по его количеству. Лизингополучатель обязуется принять, оплатить пользование и выкупить данный товар по выкупной стоимости на конец контракта - 1000 рублей 00 копеек. Для выполнения своих обязательств лизингодатель обязуется заключить договор купли-продажи с продавцом на следующих условиях: 1) предмет договора купли-продажи указывается в соответствии со спецификацией к настоящему контракту; 2) приобретаемый товар предназначен для передачи в финансовую аренду (лизинг) лизингополучателю, о чем указывается в договоре купли-продажи, заключенном между продавцом и лизингодателем (пункт 1.1). Данный товар, позволяющий определенно установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве объекта финансовой: аренды (лизинга), содержатся в спецификации (Приложение № 1 к контракту) (пункт 1.2).
Лизингодатель обязуется самостоятельно определять продавца имущества по указанному контракту (пункт 4.1.6). Настоящим контрактом устанавливается право сторон изменять размер лизинговых платежей по соглашению сторон в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности лизингополучателя как бюджетного учреждения (пункт 5.6). Оплата лизинговых платежей осуществляется лизингополучателем за счет средств фонда обязательного медицинского страхования (пункт. 5.7). Обеспечение исполнения настоящего контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-Ф3, а также постановлению Правительства РФ от 08.11.2013 года № 1005, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (пункт 11.1). С учетом изложенного, административным органом обоснованно сделан вывод о том, что правовая природа заключенных ООО «София Н.Н.» контрактов представляет собой непосредственно финансовую аренду (лизинг) с правом выкупа.
Возражения заявителя основаны на неверной трактовке положений Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма».
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ ООО «София НН» относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Пунктом 2 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 года № 203 (далее - Положение № 203) установлено, что руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обучение).
Согласно положениям статьи 4 Федерального закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в том числе: организация и осуществление внутреннего контроля; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 Положения № 203 в перечень, предусмотренный пунктом 2 настоящего Положения, организацией (за исключением организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (далее - деятельность на финансовом рынке)) включаются, в том числе: руководитель организации; главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета; иные сотрудники организации.
При этом, как следует из материалов дела, ФИО1 привлечена к административной ответственности за нарушение требований Федерального закона № 115-ФЗ, касающихся правил внутреннего контроля, в т.ч. за отсутствие разработанных правил контроля, не назначение лица, ответственного за внутренний контроль, отсутствие обучения работников правила внутреннего контроля и др. Указанные нарушения привели к непредставлению в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Вид и размер наказания ФИО1 назначены в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1 ч. 1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и определены в размерах, предусмотренных санкцией ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, в минимальном размере.
Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих за собой отмену постановления должностного лица и судебного решения, изучением материалов дела не установлено.
Всем доводам жалобы ФИО1, которые по своему содержанию аналогичны возражениям на протокол об административном правонарушении, дана надлежащая оценка.
Приведенные в жалобе доводы о возможности применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного административного штрафа на предупреждение судом не принимаются.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предупреждение как мера административного наказания в случаях, если оно не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса, назначается взамен административного штрафа при наличии совокупности обстоятельств, установленных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ. В рассматриваемом случае из приложенных к жалобе материалов указанная совокупность обстоятельств не усматривается.
Административным органом данные доводы директора ООО «София Н.Н.» ФИО1 также рассмотрены и обоснованно сделан вывод о том, что совершенное правонарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, приводит к дезорганизации государственного контроля за деятельностью организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом и напрямую влечет возникновение существенный угрозы безопасности государству. С учетом изложенного, применение административного наказания в виде предупреждения не будет ответить целям административного наказания, предупреждению в дальнейшем совершения аналогичных правонарушений.
В удовлетворении жалобы ФИО1 судья отказывает.
Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя МРУ Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу от ЧЧ*ММ*ГГ** по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 в отношении директора ООО «София Н.Н.» ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья И.А.Якимов