ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-107/20 от 13.07.2020 Конаковского городского суда (Тверская область)

№ 12-107/2020 Мировой судья Марина Е.А.

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

13 июля 2020 года город Конаково

Судья Конаковского городского суда Тверской области Шейхов Т.С.,

с участием прокурора Молчановой О.А.,

рассмотрев в зале Конаковского городского суда Тверской области в открытом судебном заседании жалобу директора открытого акционерного общества «Жилищно-коммунальное хозяйство Редкино» ФИО4 на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 28 Тверской области от 19 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении директора открытого акционерного общества «Жилищно-коммунальное хозяйство Редкино» ФИО4,

установил:

постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 28 Тверской области от 19 февраля 2020 года директор ОАО «ЖКХ Редкино» ФИО4 признан виновным по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25000 (двадцать пять тысяч) рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, директором ОАО «ЖКХ Редкино» ФИО4 подана жалоба, в которой он просит отменить постановление мирового судьи, дело об административном правонарушении прекратить, мотивируя свою позицию тем, что 16 апреля 2019 года заместителем Конаковского межрайонного прокурора в отношении него как должностного лица возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. ОАО «ЖКХ Редкино», директором которого он является, выбрана в качестве управляющей компании для многоквартирных домов городского поселения поселок Редкино Конаковского района Тверской области с марта 2005 года. Лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами получена 19 мая 2015 года. Договора управления с многоквартирными домами, находящимися в управлении ОАО «ЖКХ Редкино», размещены в системе ГИС ЖКХ. Между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области и региональным оператором об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 19 апреля 2018 года ( далее соглашение) региональный оператор обязан заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами. Соответственно, в отношении собственников ТКО в многоквартирных домах городского поселения поселок Редкино договор на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязан заключить с ОАО «ЖКХ Редкино» и ОАО «ЖКХ Редкино» является потребителем коммунальной услуги по обращению с ТКО. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 8.17. Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8.8 - 8.1 6 настоящих Правил. Во исполнение вышеуказанных норм, ОАО «ЖКХ Редкино» дважды обращалось к региональному оператору с заявкой о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Обращения от 17.12.2018 года и от 19.02.2019 года имеются в материалах дела. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным между региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «ТСАХ» и ОАО «ЖКХ Редкино» на условиях типового договора. Считает, что выводы суда о ненадлежащем исполнении ОАО «ЖКХ Редкино» своих обязанностей и необходимости к понуждению регионального оператора к заключению договора по требованию контрагента не состоятельны. Как верно указывает суд, что в силу пункта 4.2. соглашения региональный оператор приступает к обязанности по исполнению соглашению и оказанию услуги по обращению с ТКО на территории Тверской области с 01 января 2019 года. Однако, в отношении МКД поселка Редкино региональный оператор приступил к оказанию услуги по обращению с ТКО только с 01 мая 2019 года. Данный факт подтверждается имеющейся в материалах дела копией договора № 138 от 19 декабря 2018 года и актами выполненных работ, заключенных региональным оператором с подрядчиком МБУ «Коммунальное хозяйство МО Городское поселение город Конаково», а также письмом № 345 от 11 ноября 2019 года. Кроме того, ООО «ТверьСпецАвтохозяйство» произвело перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО потребителям поселка Редкино за период с 01 января 2019 года по 30 апреля 2019 года на основании поданных заявлений, что также свидетельствует о неоказании услуги по обращению с ТКО в отношении МКД поселка Редкино. При этом, принимая во внимание ссылку суда на письмо Минстроя России от 22 февраля 2017 года № 5554-АТ/04 «По вопросам предоставления коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами», где указывается, что договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором, а как следует из материалов дела договор с региональным оператором у собственников МКД поселка Редкино заключен только с 01 мая 2019 года, с момента фактического оказания услуги по обращению с ТКО, и с момента оплаты за оказанную услугу собственниками МКД поселка Редкино непосредственно в адрес регионального оператора, можно сделать вывод о том, что до 01 мая 2019 года между собственниками МКД поселка Редкино продолжал действовать ранее заключенный с ОАО «ЖКХ Редкино» договор управления в части оказания услуги по сбору и вывозу ТКО. Считает, что выводы суда основаны на неверной оценке доказательств по настоящему делу.

Дополнительно в жалобе указывает, что как устанавливает суд, настоящее дело об административном правонарушении возбуждено по обращению гражданина ФИО3 Однако, данное утверждение опровергается материалами дела. В деле имеется обращение депутата Совета депутатов поселка Редкино ФИО1, направленное одновременно в два адреса: Конаковская межрайонная прокуратура и Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области. К обращению ФИО1 прилагаются копии квитанций по своему адресу (<адрес>), а также по адресу гр. ФИО2 (<адрес>), признанной потерпевшей по делу. Таким образом, он считает, что дело об административном правонарушении возбуждено Конаковской межрайонной прокуратурой по обращению гр. ФИО1 Кроме того, как следует из допроса потерпевшей ФИО2, а также её представителя ФИО3 никаких обращений в адрес прокуратуры они не направляли, претензий к ОАО «ЖКХ Редкино» не имеют.

Вместе с тем, в материалах настоящего дела об административном правонарушении имеется постановление ГУ «Государственная жилищная инспекция» Тверской области от 19 июля 2019 года по делу об административном правонарушении № 2506ЮГ-19 (ДЛГ) в отношении него, как должностного лица - директора ОАО «ЖКХ Редкино», предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, вынесенное по факту обращения гр. ФИО1

Считает, в соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

При этом в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения действий (бездействия) лицом, в отношении которого. ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса.

Наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания является основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении. Вышеуказанная позиция изложена в п. 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017).

Защитник Сусаенкова Ю.В. в судебном заседании 02 июля 2020 года пояснила, что считает постановление от 19 февраля 2020 года незаконным и необоснованным, доводы, изложенные в жалобе поддержала, просила постановление отменить. Также просила применить срок давности привлечения к административной ответственности, в связи с тем, что проверка была проведена прокуратурой 05 апреля 2019 года. Полагала, что срок давности привлечения к административной ответственности один год истекает 04 апреля 2020 года, поскольку постановление не вступило в законную силу. Учитывая, что в условиях сложившейся сложной эпидемиологической остановки некоторые дни были объявлены нерабочими, срок привлечения истек 18 мая 2020 года. Также считает, что нельзя дважды наказывать за одно и то же правонарушение, поскольку по данному административному правонарушению дело уже было возбуждено и рассмотрено жилищной инспекцией. ФИО4 был уже признан виновным. В действиях директора ОАО «ЖКХ Редкино» ФИО4 отсутствует состав правонарушения. Они продолжали действовать в рамках договора на вывоз мусора, заключенного с гражданами ранее. Нарушений лицензионных требований не было. У регионального оператора договора с каждым жителем не было. Они оказывали данную услугу по 30 апреля 2019 года. ТСХА не приступило к выполнению своих обязанностей, ТСХА не заключили договор с каждым жителем, не начали вывозить мусор, а только выставляли квитанции на вывоз ТБО. Затем прокуратура вынесла предписание и они прекратили свою деятельность. Они обращались в ТСХА с данным вопросом. Но те так и не приступили к выполнению своих обязанностей. ТСХА с января по апрель 2019 года не оказывали услугу, только выставляли счета, жители получали двойные квитанции. Они руководствовались договором управления с многоквартирным домом, который заключен у них с 2005 года и они продолжали его выполнять. Руководствуясь договорными отношениями, они не могли не оказывать данную услугу. С 01 января 2019 года при выставлении счетов за вывоз мусора жителям они руководствовались разъяснительным письмом Минстроя России от 22 февраля 2017 года № 5554-АТ/04. Управляющая компания обязана оказывать услуги на основании договора по вывозу мусора до того момента, пока к оказанию услуг не приступил региональный оператор. Региональный оператор начал вывозить мусор не с 01 января 2019, а только с 01 мая 2019 года, что подтверждается договором с субподрядчиком. Они вынуждены были это делать. Они выставляли счета за вывоз мусора гражданам, а не региональному оператору, поскольку не могли выставлять счета ТСХА, так как у них не был заключён договор с ТСХА.

Помощник Конаковского межрайонного прокурора Митрофанова А.А. в судебном заседании пояснила, что проверка была проведена ввиду многочисленных обращений граждан. В связи с тем, что им выставлялись двойные счета за вывоз мусора как со стороны ОАО «ЖКХ Редкино» так и со стороны ТСХА. С 01 января 2019 года у ЖКХ отсутствовали полномочия по оказанию услуг вывоза мусора. В ходе проверки было установлено, что ОАО «ЖКХ Редкино» осуществляло незаконно выставление квитанций жителям за вывоз мусора. Также было установлено, что между ОАО «ЖКХ Редкино» и ТСХА не были заключены соответствующие договоры. Дело рассматривалось дважды. Мировым судьей были изучены все материалы дела и вынесено постановление. Считает постановление мирового судьи законным и обоснованным. В удовлетворении жалобы директора ОАО «ЖКХ Редкино» ФИО4 просит отказать. В части истечения срока давности привлечения к административной ответственности считает доводы также необоснованными, поскольку на момент вынесения постановления - 19 февраля 2020 года срок соблюден. В удовлетворении ходатайства по прекращению дела в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности также просит отказать.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директор ОАО «ЖКХ Редкино» ФИО4, не явился, извещен надлежащим образом, представил дополнение к жалобе вх.№2667 от 10.07.2020 года, суть которого дублирует доводы указанные в основной жалобе и пояснения его защитника в судебном заседании 02 июля 2020 года.

Потерпевшая ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела также извещена надлежащим образом, в связи с чем, полагаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив жалобу на постановление мирового судьи, дополнение к жалобе, выслушав прокурора, проверив представленные материалы дела, прихожу к следующим выводам по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья должен проверить дело в полном объеме.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Постановлением Конаковского межрайонного прокурора от 16 апреля 2019 года в отношении директора ОАО «ЖКХ Редкино» ФИО4 возбуждено дело об административном правонарушении, поскольку в ходе проверки исполнения законодательства при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги, проведенной Конаковской межрайонной прокуратурой Тверской области, было установлено, что ОАО ЖКХ «Редкино» является организацией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным <адрес> на основании лицензии № 000143 от 19 мая 2015 года и договора управления многоквартирным домом от 01 декабря 2011 года, в связи с чем, обязано соблюдать лицензионные требования, предусмотренные ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ.

Изученные доводы жалобы, дополнения к жалобе представленные 10 июля 2020 года, в том числе в части соблюдения лицензионных требований, изучены в полном объёме, однако не могут быть удовлетворены, ввиду следующего.

На основании ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, и плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги на основании платежных документов в соответствии с ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.п. "ж" п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федераций от 15 мая 2013 года N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов - организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.

Пунктом 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Согласно Федеральному закону от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления” (далее - Закон N 89-ФЗ) с момента перехода на новое регулирование в области обращения с твердым коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание захоронение твердых коммунальных отходов обеспечиваются региональными операторами в соответствии с Правилами обращения твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N641", региональной программой и территориальной схемой.

На территории Тверской области региональным оператором является общество с ограниченной ответственностью «Тверьспецавтохозяйство» (далее ООО «ТСАХ»).

В силу п. 148.7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148.5 настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.

Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала вывоза твердых коммунальных отходов по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному управляющей организацией с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 148.8 вышеуказанных Правил).

В ходе проверки, проведённой с 01 апреля 2019 года по 05 апреля 2019 года установлено, что ОАО «ЖКХ Редкино», осуществляет начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в отсутствие заключенного соответствующего договора с региональным оператором ООО «ТСАХ». Так, ОАО «ЖКХ «Редкино» в отсутствие заключенного с ООО «ТСАХ» договора, за январь 2019 года выставило собственнику <адрес> многоквартирного <адрес> - ФИО3, квитанции, в которых имеется строка – обращение с ТКО (том 1 л.д. 34).

Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно:

- распоряжением № 20 от 18 марта 2011г. на основании которого директором ОАО «ЖКХ Редкино» является ФИО4 (том 1 л.д. 26);

- квитанцией ОАО «ЖКХ Редкино» на оплату коммунальных услуг за январь 2019 года собственнику <адрес> многоквартирного <адрес>, в которой имеется строка – обращение с ТКО (том 1 л.д. 34);

- квитанцией ООО «ТСАХ» на оплату коммунальных услуг за январь 2019 года собственнику <адрес> многоквартирного <адрес>, в которой имеется строка – обращение с ТКО (том 1 оборот л.д. 33);

- квитанциями ОАО «ЖКХ Редкино» и ООО «ТСАХ», направленные собственнику <адрес> многоквартирного <адрес>, в которых имеется строка – обращение с ТКО (том 1 л.д. 35-36);

- лицензией № 000143 от 19 мая 2015 года на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД ОАО «ЖКХ Редкино» (том 1 л.д. 39);

- перечнем домов в пос. Редкино Конаковского района, находящихся в управлении ОАО «ЖКХ Редкино» (том 1 л.д. 40-44);

- сведениями о начисленных ОАО «ЖКХ Редкино» и оплаченных платежах за обращение с ТКО за 2019 года (том 1 л.д. 45);

- справкой об объемах оказанных услуг по обращению с ТКО ОАО «ЖКХ Редкино» (том 1 л.д. 46);

- сообщением ООО «ТСАХ» от 05 апреля 2019 года, свидетельствующей о том, что договор на обращение с ТКО ОАО «ЖКХ Редкино» с региональным оператором не заключен (том 1 л.д. 47-48).

Как следует из материалов дела, ОАО «ЖКХ Редкино» в лице директора ФИО4 21 декабря 2011 года заключило с представителем собственников многоквартирного дома № 4 на ул. Гагарина, пос. Редкино, Конаковского района, Тверской области договор управления многоквартирным домом (том 1 л.д. 69-78).

Пункт 4.1.6 данного договора обязывает управляющую компанию выполнять работы и услуги согласно Перечня № 1, то есть осуществлять сбор, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов за счет целевых сборов граждан по статьям «вывоз ТБО» и «утилизация ТБО».

Свою деятельность ОАО «ЖКХ Редкино» осуществляет на основании лицензии № 000143 от 19 мая 2015 года на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (том 1 л.д. 68).

В соответствии с ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50000 до 100000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно Постановления Правительства РФ № 1156 от 12 ноября 2016 года договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ № 1156 от 12 ноября 2016 года потребитель – собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

Исходя из подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации № 1110 от 28 октября 2014 года, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" является соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ.

По смыслу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация при управлении многоквартирным домом, кроме прочего, несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06 мая 2011 года.

Частью 12 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управляющие организации, осуществляющие управление МКД, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в ч. 1 ст. 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В целях реализации ст. 162 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации № 416 от 15 мая 2013 года утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила № 416).

Согласно подпункту "д" п. 4 Правил № 416 управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, организацией оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе заключением договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 06 мая 2011 года, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является коммунальной, а управляющие организации, товарищества собственников жилья и иные кооперативы становятся исполнителями, предоставляющими потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО.

Таким образом, заключение вышеуказанных договоров является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиатам.

Согласно Письма Минстроя России от 16 октября 2018 года № 41963-АЧ/04 договор с региональным оператором об оказании услуг по обращению с ТКО должен быть заключен по типовой форме (п. 5 ст. 24.7 Закона об отходах). Такой договор является публичным, его проект размещается на сайте регионального оператора. В случае, если между лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и региональным оператором вышеназванный договор отсутствует, то он считается заключенным региональным оператором непосредственно с собственниками помещений в многоквартирном доме на неопределенный срок в соответствии с типовым договором. Он действует с даты, когда региональный оператор начал оказывать услуги по обращению с ТКО.

В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) включается в плату за коммунальные услуги. При этом в соответствии с ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2016г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО (далее - Соглашение) и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

В соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ от 3 апреля 2018 года "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" с указанной даты применяются нормы о предоставлении коммунальных услуг региональным оператором по обращению с ТКО (далее - региональный оператор).

В соответствии с ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ в случае отсутствия договора на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных между региональным оператором и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, такие услуги предоставляются региональным оператором в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО, заключаемым в порядке, предусмотренном ч. 6, п. 3 ч. 7 настоящей статьи, с собственниками помещений в многоквартирных домах (далее - собственники).

В указанных случаях договоры на оказание услуг по обращению с ТКО между собственниками и региональным оператором считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО региональным оператором в соответствии с соглашением.

Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — Правила № 1156) и форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — типовой договор) утверждены Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156.

Как установлено из материалов дела, на странице сайта www.tsax.ru, находящемся в сети «Интернет» в свободном доступе для пользователей неопределенного круга в декабре 2018 года размещена публичная оферта о заключении договора по обращению с ТКО с региональным оператором, аналогичная информация размещена и в средствах массовой информации, в частности в газете «Тверская жизнь» выпуск № 103 от 29 декабря 2018 года.

Согласно п. 8.17 Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5-8.7 Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8.8-8.16 настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5-8.7 настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с п. 3.1.14 соглашения между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области и региональным оператором об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 19 апреля 2018 года региональный оператор обязан заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (том 1 л.д. 82-88).

Согласно п. 8.18 Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В материалах дела имеет место обращение ОАО «ЖКХ Редкино», направленное МУП «ТСАХ» 17 декабря 2018 года с предложением о заключении договора на обращение с ТКО с региональным оператором, при этом обществом были представлены копия лицензии от 18 января 2017 года на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности, копия приказа Росприроднадзора от 25 апреля 2018 года № 136 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов», копия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, копия договора управления с МКД пос. Редкино (том 1 л.д. 89-90).

Из чего следует, что требования Правил № 1156 ОАО «ЖКХ Редкино» выполнены не в полном объёме. Сам факт переписки не свидетельствует о надлежащем исполнении ОАО «ЖКХ Редкино» своих обязанностей, поскольку ГК РФ предусмотрена возможность к понуждению регионального оператора к заключению договора по требованию контрагента. В Арбитражный суд Тверской области ОАО «ЖКХ Редкино» с таким иском не обращалось.

Поскольку собственники многоквартирных домов, находящихся под управлением ОАО «ЖКХ Редкино» не приняли решение о заключении прямых договоров с региональным оператором ТКО, то у управляющей компании имелась установленная законом обязанность по заключению договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

Согласно Письму Минстроя России от 22 февраля 2017 года № 5554-АТ/04 «По вопросам предоставления коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами» договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором.

В соответствии с территориальной схемой обращения с отходами в зону деятельности регионального оператора включается вся территория Тверской области.

Принимая во внимание п. 4.2 соглашения между МУП «ТСАХ» и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, согласно которому региональный оператор приступает к обязанности по исполнению настоящего Соглашения с 01 января 2019 года, на территории Тверской области до указанной даты вывоз ТКО с контейнерных площадок организуют управляющие организации, при этом заключенные договоры между управляющей организацией и транспортировщиком действуют до заключения договора с региональным оператором.

Как обоснованно установлено мировым судьей соблюдение правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, является условием осуществления лицензируемой деятельности по управлению многоквартирными домами. Несоблюдение лицензионных требований при осуществлении такой деятельности образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ и с учетом положений ст. 2.4 КоАП РФ, мировой судья обоснованно пришел к выводу о виновности директора ОАО «ЖКХ Редкино» ФИО4 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Оснований подвергать сомнению достоверность вышеуказанных доказательств, в том числе положенных в основу решения судьи, не имеется, а потому судья оценивает указанные доказательства как достоверные.

Доводы, направленные на применение срока давности привлечения к административной ответственности несостоятельны, основаны на неверном толковании действующих положений Закона, поскольку на момент вынесения постановления мировым судьёй - 19 февраля 2020 года срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный правилами ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истёк, т.е. нарушен не был.

Доводы жалобы в части повторного привлечения должностного лица к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение, также не могут быть приняты во внимание как основания для удовлетворения жалобы, поскольку рассмотрение дела должностным лицом «ГЖИ» Тверской области и мировым судьёй в отношении ФИО4 за действия (бездействия) по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ имеет различный состав (т. II л.д. 173), то также явилось предметом изучения мировым судьёй при вынесении обжалуемого постановления.

Иные доводы расцениваются судьей, как избранный способ защиты за совершённое должностным лицом нарушение.

Мировой судья вынес постановление по делу об административном правонарушении с назначением административного наказания в виде штрафа, в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, обжалуемое постановление в полной мере соответствует процессуальным требованиям КоАП РФ.

Наказание в виде административного штрафа назначено директору ОАО «ЖКХ Редкино» ФИО4 в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении директора ОАО «ЖКХ Редкино» ФИО4 вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. 30.6-30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 28 Тверской области от 19 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении директора открытого акционерного общества «Жилищно-коммунальное хозяйство Редкино» ФИО4, – оставить без изменения, жалобу директора открытого акционерного общества «Жилищно-коммунальное хозяйство Редкино» ФИО4 – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу с момента его принятия.

Решение может быть обжаловано в порядке надзора лицами, указанными в ст.ст. 25.1 - 25.5, КоАП РФ, а также должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.

Судья Т.С. Шейхов

№ 12-107/2020 Мировой судья Марина Е.А.