РЕШЕНИЕ
с. Началово 21 ноября 2016 года.
Судья Приволжского районного суда Астраханской области Голубин А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя главы администрации МО «Приволжский район» Зиновьева О.О. на постановление Управления Роспотребнадзора по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Из существа заявления и представленных к нему материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением заместителя начальника территориального отдела Управления Росприроднадзора по Астраханской области в Камызякском и Приволжском районах Ш.Т.В. заместитель главы администрации МО «Приволжский район» Астраханской области Зиновьев О.О. был признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественной нравственности, ответственность за которое предусмотрена ст.6.3 КоАП Российской Федерации.
В жалобе заявитель ставит вопрос об отмене указанного постановления, считая его незаконным и необоснованным, мотивируя тем, что он не является субъектом вменённого административного правонарушения, в связи с чем просит постановление отменить.
В судебном заседании Зиновьев О.О. доводы жалобы поддержал, просил постановление отменить.
Органы и должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»), при этом суд не видит необходимости вызова в судебное заседание должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении и вынесшего обжалуемое постановление для выяснения возникших каких-либо вопросов.
Выслушав заявителя, изучив материалы дела, нахожу обжалуемое постановление подлежащими отмене по следующим основаниям.
Суд считает, что в действиях заместителя главы администрации МО «Приволжский район» Астраханской области Зиновьева О.О. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 6.3 КоАП Российской Федерации.
Разрешая дело, должностное лицо пришло к выводу о виновности заместителя главы администрации МО «Приволжский район» Астраханской области Зиновьева О.О. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП Российской Федерации, поскольку ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов 10 минут при изучении информации «О результатах проверки исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, направленной прокуратурой <адрес> установлено: ДД.ММ.ГГГГ старшим помощником прокурора <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения органами местного самоуправления, в ходе которой установлены очаги локальных свалок, расположенных на расстоянии 10-20 метров друг от друга на площади земельного участка, прилегающего к ерику <данные изъяты> и границе СНТ «<данные изъяты>», являющейся территорией МО «Трехпротокский сельсовет», имеет место складирование бытовых отходов на территории санузла и загрязнение почвы бытовыми отходами на площади 20 кв.м. Вдоль ерика <данные изъяты> на расстоянии 10 метров от берега с правой стороны обнаружено складирование бытовых отходов в виде шкур мелкого рогатого скота и производственных отходов автопрома. На открытой площади земельного участка, прилегающего к СНТ «<данные изъяты>», на расстоянии 50 метров от границы товарищества расположено 8 локальных свалок биологических отходов и ТБО, за что предусмотрена ответственность статей 6.3 КоАП Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Согласно пп.3.1 и 3.2. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы – на сливные станции или поля ассенизации. Промышленные, неутилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
Бездействие выражается в непринятии своевременных и должных мер по недопущению нарушения законодательства, а именно, ч. 1 ст. 56 и ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ, ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 7, ч.ч. 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, ч.ч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В силу ст.6.3 КоАП Российской Федерации нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 380-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 237-ФЗ), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Указанная норма является бланкетной, требующей ссылку на нарушенную лицом, привлекаемым к административной ответственности норму законодательства, а именно, на нарушение в рассматриваемом случае должностным лицом требований действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Как указано в протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания - заместитель главы администрации МО «Приволжский район» Астраханской области Зиновьев О.О. допустил нарушения, посягающие на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, поскольку была зафиксирована несанкционированная свалка отходов производства и потребления, расположенная на земельном участке, прилегающем к ерику <данные изъяты>.
Правила охраны водных ресурсов содержатся во многих законодательных и иных нормативных правовых актах РФ, её субъектов. Водный кодекс РФ подробно регламентирует их в главе 6, устанавливая не только общие, но и специальные требования, в частности, по охране водных объектов от загрязнения и засорения (ст. 56).
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.В соответствии со ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании ч. 1 и ч. 2 ст. 13 вышеуказанного Федерального закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Исходя из ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ, при этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент установления деяния), к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (п. 14 ч. 1).
Таким образом, органы местного самоуправления оказывают содействие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П указал, что при определении применительно к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов объема полномочий органов местного самоуправления городских округов, а также их финансовых обязательств, обусловленных реализацией данной публичной задачи, необходимо учитывать компетенцию иных территориальных уровней публичной власти, которой они наделены в этой области, а также обязанности по обращению с отходами, возложенные на участников гражданского оборота, принимая при этом во внимание особенности регулирования такого рода отношений в конкретных сферах природопользования.
В системе действующего правового регулирования отнесение к вопросам местного значения организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не может рассматриваться как безусловное основание для возложения на органы местного самоуправления городского округа обязанностей, касающихся проведения очистки территории муниципального района от загрязнения отходами, без учета характера предоставленных им полномочий в сфере обращения с отходами, в том числе применительно к расположенным на территории муниципального района земельным участкам различной формы собственности, и без правовой оценки качества выполнения таких полномочий, а также вне связи с обязанностями по обращению с отходами, которые возлагаются на юридические лица и физические лица, как на субъекты природопользования.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами участков, расположенных на территории муниципального района, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного муниципального района не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия, в том числе осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации, ер. <данные изъяты> находится в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
В ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации указано, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии... (ч. 3 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации).
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до десяти километров - в размере пятидесяти метров; от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров (п.п. 1, 2, 3 ч. 4 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации).
Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров (ч. 5 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации).
Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока (ч. 5 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации).
Материалами административного дела установлено, что земельный участок, где установлено расположение несанкционированной свалки, относится к водоохранной зоне, является неотъемлемой частью водного объекта ер. <данные изъяты>, соответственно, находится исключительно в федеральной собственности.
Исходя из этого, заместитель главы администрации МО «Приволжский район» Астраханской области Зиновьев О.О. не может быть субъектом данного административного правонарушения, поскольку не исполняет государственные функции по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП Российской Федерации в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника территориального отдела Управления Росприроднадзора по Астраханской области в Камызякском и Приволжском районах Ш.Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП Российской Федерации, в отношении заместителя главы администрации МО «Приволжский район» Астраханской области Зиновьева О.О., отменить.
Производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии.
Судья