ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-107/2021 от 19.08.2021 Омутнинского районного суда (Кировская область)

Дело №12-107/2021

РЕШЕНИЕ

г. Омутнинск Кировской области 19 августа 2021 года

Судья Омутнинского районного суда Кировской области Костин А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Водоканал» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 №02-46/19-21 от 21.06.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении МУП ЖКХ «Водоканал»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением 02-46/19-21 от 21.06.2021, вынесенным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1, МУП ЖКХ «Водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Указано, что 20.05.2021 в 14 часов 00 минут по результатам плановой выездной проверки в отношении МУП ЖКХ «Водоканал» установлено нарушение экологических требований при эксплуатации объекта «Пром площадка №3 ОСК» 33-0143-001010-П, расположенного по адресу: Кировская область, г. Омутнинск, левый берег р. Омутная. Для указанного объекта, отнесённого к II категории негативного воздействия на окружающую среду, мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ на периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) не разработаны и не согласованы с министерством охраны окружающей среды Кировской области, мероприятия по уменьшению выбросов в прошедший период НМУ не осуществлялись, отчёты о проведённых мероприятиях в Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора не направлялись. Программа производственного экологического контроля не соответствует требованиям, утверждённым приказом Минприроды России от 28.02.2018 №74: в нарушение абз. 2 п. 3 требований раздел «Общие положения» не содержит сведений о месте нахождения юридического лица»; в нарушение абз. 4 и 5 п. 5 требований раздел «Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников» не содержит показатель суммарного объёма сброса сточных вод по каждому отдельному выпуску и по объекту в целом, а также не содержит сведений о погрешности средств измерений, свидетельство о поверке средств измерений; в нарушение абз. 3 п. 8 требований раздел «Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации» не указана информация об области аккредитации привлекаемых испытательных лабораторий (центров); в нарушение абз. 3 п. 9.1 требований подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» не содержит план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений; в нарушение абз. 3 и 4 п. 9.2 требований подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов» в программе проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод, а также в программе ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной не указаны аттестованные методики (методы) измерений. В нарушение частей 2 и 3 ст. 23.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» МУП ЖКХ «Водоканал» осуществляет деятельность в отсутствие временного разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду – р. Омутную. Заявки на получение временного разрешения на сбросы и плана мероприятий по охране окружающей среды в Управление не поступали.

Не согласившись с постановлением, в установленный законом срок МУП ЖКХ «Водоканал» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, считая, что отсутствуют признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ. Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ от биологических очистных сооружений канализации открытого типа в период НМУ не могут быть осуществлены, поскольку их выполнение приведёт к повышению концентрации загрязняющих веществ в сточной воде и загрязнению водного объекта. Поэтому в качестве плана мероприятий по уменьшению выбросов в период НМУ предлагается проведение ряда организационно-технических мероприятий. МУП ЖКХ «Водоканал» внесло изменения в Программу производственного экологического контроля, она приведена в соответствие с требованиями. Предприятием подана заявка на получение временного разрешения на сбросы и плана мероприятий по охране окружающей среды в Управление, однако получен ответ о том, что порядок выдачи временных разрешений на сбросы не установлен, Управление не имеет полномочий по их установлению и выдаче разрешений. Кроме того, считает, что привлечение его к административной ответственности ранее по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ не может являться отягчающим ответственность обстоятельством, поскольку административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 8.14 и ст. 8.1 КоАП РФ, не являются однородными.

В судебном заседании законный представитель юридического лица ФИО2 и защитник Леванова А.М. поддержали доводы жалобы, пояснив, что нарушения носят формальный характер, не влекут за собой вреда окружающей природной среде.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Пунктом ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Согласно пунктам 1 - 3 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утверждённым Приказом Минприроды России от 28.11.2019 №811, требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования, мероприятия, выбросы, НМУ) распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - хозяйствующие субъекты, источник выбросов). При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Согласно п. 10 Требований, в Перечень веществ по конкретному ОНВ включаются загрязняющие вещества, подлежащие нормированию в области охраны окружающей среды:

1) для НМУ 1 степени опасности: по которым расчетные приземные концентрации загрязняющего вещества, подлежащего нормированию в области охраны окружающей среды, создаваемые выбросами ОНВ, в точках формирования наибольших приземных концентраций (далее - расчетные концентрации) за границей территории ОНВ (далее - контрольные точки) при их увеличении на 20% могут превысить гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (далее - ПДК) (с учетом групп суммации);

2) для НМУ 2 степени опасности: по которым расчетные приземные концентрации каждого загрязняющего вещества, создаваемые выбросами ОНВ, в контрольных точках при увеличении таких концентраций на 40% могут превысить ПДК (с учетом групп суммации);

3) для НМУ 3 степени опасности: по которым расчетные приземные концентрации каждого загрязняющего вещества, создаваемые выбросами ОНВ, в контрольных точках при увеличении таких концентраций на 60% могут превысить ПДК (с учетом групп суммации).

Как указано в оспариваемом постановлении, для объекта «Пром площадка №3 ОСК» №33-0143-001010-П», отнесённого к II категории негативного воздействия на окружающую среду, мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ не разработаны и не согласованы, не осуществлялись и отчёты об их проведении в уполномоченный орган не направлялись.

Согласно письму ООО «НОТАС» №78 от 25.05.2021 директору МУП ЖКХ «Водоканал» по поводу отсутствия в проектах НДВ мероприятий в периоды НМУ за период 2019 – 2021 годы, в проекте нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух 2021 года разработан перечень мероприятий по НМУ согласно Приказу Минприроды РФ от 28.11.2019 №811. Анализ расчёта рассеивания по площадке 3 (очистные сооружения канализации) показал, что расчётные приземные концентрации загрязняющих веществ, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, в точках формирования наибольших приземных концентраций в контрольных точках при их увеличении на 20%, 40% и 60% превышают гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (с учётом групп суммации и фона), в связи с чем для НМУ 1, 2 и 3 степени опасности требуется разработка мероприятий по уменьшению выбросов в период НМУ. Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ от биологических очистных сооружений канализации открытого типа в период НМУ не могут быть осуществлены, поскольку укрытие площадей испарения очистных сооружений открытого типа технически неосуществимо и приведёт к гибели активного ила. Уменьшение подачи сжатого воздуха невозможно, поскольку приведёт к снижению эффективности работы очистных сооружений. Всё это приведёт к превышению концентраций загрязняющих веществ в сточной воде и, как следствие, загрязнению водного объекта. Поэтому в качестве плана мероприятий по уменьшению выбросов в период НМУ предлагается проведение следующих организационно-технических мероприятий: усилить контроль за точным соблюдением технических регламентов работы всех производств и оборудования, контроль технического состояния оборудования очистных сооружений; запретить работу оборудования очистных сооружений в форсированном режиме, запретить остановку оборудования для выполнения профилактических работ, запретить проведение пусконаладочных работ и испытаний оборудования; проведение визуальных наблюдений, инструментальных измерений на источниках выбросов и контрольных точках, предусмотренных программой производственного экологического контроля.

Приказом Минприроды России от 28.02.2018 №74 утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Нарушение указанных требований юридическим лицом не оспаривается, они устранены внесением 24.05.2021 изменений в программу производственного экологического контроля МУП ЖКХ «Водоканал» Промплощадка №3 ОСК.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 23.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы. Установление временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, разрабатываемых в соответствии со статьей 67.1 настоящего Федерального закона.

03.06.2021 МУП ЖКХ «Водоканал» обратилось в Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора (далее – Управление) с заявлением об установлении временно разрешённых сбросов в окружающую среду, приложив к нему план по охране окружающей природной среды с 01.07.2021 по 30.06.2028 и предложения по установлению ВРС.

Письмом от 11.06.2021 заместитель руководителя Управления сообщил, что порядок выдачи разрешений на временные сбросы в настоящее время не установлен, Управление в соответствии с законом и положением об Управлении не имеет полномочий по установлению временно разрешенных сбросов и выдаче разрешений на временные сбросы. На основании вышеизложенного выдача разрешения на временные сбросы юридическим лицам, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, возможна после утверждения порядка выдачи указанного разрешения.

Письмом от 05.07.2021 заместитель руководителя Управления сообщил, что согласование плана мероприятий по охране окружающей среды на период с 01.07.2021 по 30.06.2028 не входит в полномочия Росприроднадзора и его территориальных органов. Управлением в рамках контрольно-ревизионной деятельности будет осуществляться проверка выполнения плана, в связи с чем он возвращается без согласования.

Согласно письму ООО «НОТАС» директору МУП ЖКХ «Водоканал», разработка «Проекта нормативов допустимых выбросов для МУП ЖКХ «Водоканал» согласно договору №41-21/В от 15.02.2021 была выполнена предприятием в марте 2021 г., было получено экспертное заключение №421.21 от 14.04.2021 о соответствии проекта НДВ требованиям СанПиН 2.1.3684-21, а также заключение №1 от 21.05.2021 и санитарно-эпидемиологическое заключение №43.29.01.000.Т.000008.05.21 от 24.05.2021 о несоответствии экспертного заключения требованиям СанПиН 2.1.3684-21 п. 74, п. 72. в связи с вступившим в действие приказом Минприроды от 11.08.2020 №581 проект был доработан и в июне 2021 г. сдан на проведение повторной экспертизы. В настоящее время экспертное заключение не получено.

В соответствии с положениями ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В связи с вышеизложенным прихожу к выводу, что МУП ЖКХ «Водоканал» не имело возможности исполнять мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ на периоды НМУ, поскольку это также привело бы к негативному воздействию на окружающую природную среду, при этом нет данных, что (выполнение мероприятий по снижению выбросов или загрязнение водного объекта) привело бы к более негативным последствиям.

Кроме того, как следует из вышеуказанных писем Управления, МУП ЖКХ «Водоканал» не имеет возможности получить временное разрешение на сбросы загрязняющих веществ в р. Омутная.

В связи с изложенным выводы о вышеуказанных нарушениях МУП ЖКХ «Водоканал» природоохранного законодательства подлежат исключению из оспариваемого постановления.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью его опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении следует установить не только формальное сходство содеянного с признаками состава того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния (наличии либо отсутствии угрозы для личности, общества или государства).

В части нарушения требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля прихожу к выводу, что указанные нарушения не повлекли вреда окружающей среде, иным неблагоприятным последствиям, то есть существенная угроза общественным охраняемым интересам отсутствует, допущенное нарушение не повлекло вредных последствий, в связи с чем постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению по малозначительности на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 №02-46/19-21 от 21.06.2021 отменить, производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью, объявив устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в десятидневный срок со дня вручения или получения его копии, путем подачи жалобы через Омутнинский районный суд.

Судья А.В. Костин

Решение27.08.2021